Система упражнений по русскому языку при работе над синонимами и антонимами

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Восточно - Казахстанская область

Г. Риддер ГУ «Сш № 16»

Учитель: Циприс М.П.

Система упражнений по русскому языку при работе

над синонимами и антонимами

(3 класс)

Введение.


Изучение лексики приобретает всё большее значение в практике школьного преподавания. Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать, обогащать, активизировать словарный запас учащихся. Об этом говорится в методической литературе, программе. Однако, как это сделать, чтобы заинтересовать учащихся в получении знаний, повысить процент качества усвоения лексических понятий, научить детей применять теоретические знания в практических письменных работах, знает не каждый учитель. Нередко это приводит и к тому, что усвоение лексики в значительной мере происходит стихийно, поэтому у большинства учащихся, даже старшеклассников наблюдается слабый словарный запас. В данном сборнике предложена система заданий для более качественного усвоения темы: «Синонимы», «Антонимы». Задания состоят из следующих разделов: 1) «Упражнения на выявление умений обнаруживать в тексте синонимы и антонимы» 2) Упражнения на умение располагать синонимы в порядке возрастания(убывания) признака. 3) Упражнения на умение подбирать антонимы к слову 4) Умение находить и исправлять лексические ошибки 5) Упражнения на умение выбирать более точный синоним из ряда предложенных Цель данных упражнений- формировать лексические умения по теме: «Синонимы», «Антонимы


Упражнения на выявление умений обнаруживать в тексте синонимы и антонимы

1) Организация работы. На доске записаны пословицы

Спеши - не спеши, а поторапливайся. Приятелей много, а друга нет. Переливает из пустого в порожнее. Попал из огня да в полымя

Инструкция: найди синонимы в словах.

2) Организация работы. Текст стихотворения записан на доске

Система упражнений по русскому языку при работе над синонимами и антонимамиВьюга.

Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи; Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий. Вы проворные ткачи - Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматых елей. (С. Маршак)

Инструкция: Выпишите синонимы

из стихотворения

3) Организация работы. Учащимся дан отпечатанный текст.

а) Наши отважные путешественники даже не

почувствовали, как шар поднялся в воздух.

- Какой храбрый малыш! - Подумать только, полетел

на воздушном шаре! (Н.Носов)

б) Мы Вам (Незнайке) верили, - думали, что Вы на

самом деле умный, честный и смелый, а Вы оказались

жалким обманщиком и презренным трусишкой.

(Н.Носов)

в) Но есть у нас всех и у тебя тоже храбрые защитники

- славные лётчики наши. А таран - это есть смелый удар,

которым наш «ястребёнок» разрубил фашиста.

(Л.. Кассиль)

Инструкция: Выпишите синонимы к слову: смелый

4) Организация работы. На доске записан текст.

Солнце старалось пожарче гореть, Чтоб озябшую землю согреть, Солнце старалось поярче пылать, Света побольше на землю послать. (Е. Аксельрод)

Инструкция: Найди и назови синонимы в стихотворении

5) Организация работы. На партах тексты сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Инструкция: Выберите из сказки глаголы со значением говорить. Почему так много различных глаголов и оборотов со значением «говорить».

6) Организация работы. На доске записан текст.

Стеной стоит тёмный лес. Зелёные макушки елей

возвышаются над деревьями. Крепко спит в берлоге

медведь.

Инструкция: Замените выделенные слова синонимами

7) Организация работы. На доске записаны предложения

а) Ещё два - три дня - трепетная осинка стоит вся красная,

багровая, золотая. (К.Д. Ушинский)

б) около пня не висит пурпур брусничных кистей

(Я. Майков)

в) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный

Инструкция: Выпишите прилагательные - синонимы к слову красный.

8) Организация работы. Отрывки из текстов отпечатаны на листе бумаги каждому

ученику.

а) - Как вы сюда попали? - спросил Айболит.

- Меня бросили сюда злые пираты, кровожадные люди.

Они не дали мне ни еды, ни питья. Они взяли у меня моего сына и увезли

неизвестно куда. (К. Чуковский)

б) В лесу ночной порой и дикий зверь, и лютый человек. И леший бродит.

(А.С. Пушкин)

в) Я кровожадный,

Я беспощадный.

Я злой разбойник Бармалей.

И мне не надо

Ни мармелада.

Ни шоколада.

А только маленьких

(да, очень маленьких!)

Детей!

(К. Чуковский)

Инструкция: Выпишите синонимы

к слову злой

9) . Организация работы. На доске записаны

загадки.

а) Белый зайчик прыгает по чёрному полю

(мел и доска)

б) Бывает он в холод,

Бывает он и в зной.

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что - то зашепчет,

То вновь загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять.

То вздумает по морю

Волны гонять. (ветер)

Инструкция: Отгадайте загадки. Выпишите слова антонимы из загадок.

10) Организация работы. На доске записано стихотворение

Вьётся синяя река,

Убегает к морю. Говорит отец: - Мелка! - Глубока! - Я спорю. Так мелка иль глубока? Как же быть нам с нею? До колен отцу река.

Ну, а мне - по шею.

Инструкция: найти и назвать антонимы.


  1. Организация работы. Предложения напечатаны на карточке, даны каждому ученик

Знай больше, говори меньше.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

Лучшая вещь - новая, лучший друг - старый.

Ученье - свет, а не ученье - тьма.

Инструкция выпиши антонимы.

Упражнения на умение располагать синонимы

в порядке возрастания(убывания) признака.

1) Организация работы. Слова записаны на доске

а) бежать, мчаться, тревога;

б) беспокойство, волнение, тревога;

в) большой, громадный, гигантский.

Инструкция расположи синонимы в каждой строке

в порядке возрастания признака. Запиши

в тетрадь.

2) Организация работы. Слова записаны на доске

а) удивлять, изумлять, поражать;

б) бедный, неимущий, нищий;

в) богатый, пышный, шикарный.

Инструкция расположи слова в каждой строке

в порядке убывания признака. Запиши

в тетрадь.

Упражнения на умение раскрывать смысл синонимов

1) Организация работы. Слова записаны на доске

а) жара - зной б) алый - красный в) трепетать - дрожать

Инструкция: спишите каждую пару слов, раскрывая их лексическое значение.

2) Организация работы. У каждого ученика лист с заданием.

а) энергичный - кто принимает деятельное участие во всём активный - кто проявляет быстроту, живость, решительность в действии

б) подарок - ценный, памятный, значительный для кого - то , что дарят,

Инструкция: выясни, соответствует ли каждой паре синонимов его лексическое значение.

Упражнения на умение подбирать антонимы к слову

1) Организация работы. Словосочетания записаны

на доске.

а) острый (запах ) -

острая (бритва) -

б) мягкий (диван) -

мягкий (хлеб) -

б) щедрость -

родина -

шкаф -

Инструкция: к словосочетаниям устно подберите антонимы.

К какому выводу вы пришли?

Умение находить и исправлять лексические ошибки

1) Организация работы. Предложения записаны Повар посолил суп солью.

В деревне жили старые старики.

У Юры был молодой котёнок.

На стол подали сладкие сладости.

Я слышал это своими ушами.

Инструкция: Найдите и исправьте лексические ошибки в предложениях

Запишите предложения верно.

2) Организация работы. Текс записан на доске

На поляне рос красивый цветок. Он всем хвалился тем, какой он красивый

Однажды Ромашки. ему сказали: «Не такой уж ты и красивый. Мы знаем цветок, который красивее тебя!»

Инструкция: Найдите и исправьте лексические ошибки в тексте.

3) Организация работы. На доске написан отрывок

из произведения Пушкина.

Смилуйся, государыня рыбка.

Ещё пуще старуха бранится.

Воротился старик ко старухе.

Стал он кликать золотую рыбку.

Чего тебе надобно, старче?

Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперёк слова молвить.

Инструкция: Замените выделенные слова сходными по смыслу. употребляем ли мы с вами в обычной речи эти слова?

4) Организация работы. На доске записаны

словосочетания.

Летит стрелой, задирает нос, повесил голову, развесил уши, еле ноги уволок, оставил рожки да ножки, выбился из сил, навострил уши, ушки на макушке,

дружба врозь.

Инструкция: Замените сочетания слов синонимами (устно)


  1. Организация работы. На доске записан текст

Был тёплый августовский день. Мы с друзьями пошли на озеро. Дорога шла через лес. Мы шли узкой тропинкой. Вдруг Петя нашёл под деревом большой гриб .Он наклонился и закричал: «Да тут целое семейство!» Мы подошли к Пете.

Инструкция: прочитайте сочинение ученика. Исправьте текст, заменяя повторяющиеся однокоренные слова.

Упражнения на умение выбирать более точный

синоним из ряда предложенных

1) Организация работы .У каждого ученика отпечатанный текст.

Жил - был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога

пыльная, долгая. Иван (устал, утомился), Сел он под берёзку, лапти

свои (скинул, снял). Вот видит, по зелёной (траве, травушке) ползёт жук.

Инструкция: прочитай. Выбери и подчеркни более точный синоним.

2) Организация работы .На доске записан текст.

Заяц стал прыгать на дерево. Но каждый раз обрывался и (шлёпался, соскакивал, погружался) в воду.

Инструкция: какое из слов, записанных в скобках Наиболее точно передаёт смысл. В каком из этих слов, помимо значения «падал» можно ещё и услышать звук?

3) Организация работы. Самостоятельно запишите в тетрадь текст.

Медвежонок

Зимой охотник…. маленького медвежонка. Его оставили жить в доме.

Медвежонок был очень …. Он … абажур и выпустил все перья из подушки.

Пришлось отдать мишку в зоопарк.

Слова для справок: притащили - принесли, озорной -

шаловливый, разорвал - разодрал

Инструкция: спишите текст, вставляя наиболее подходящие

по смыслу слово.

4) Организация работы. На доске записан текст.

Был тёплый майский день. Чуть… тонкие листочки на деревьях. Над цветами …. Стрекозы, … на солнце их крылышки. Внизу всё куда - то …. Муравьи. Каждый

за собой … соломинку, листик.

Слова для справок: реяли, парили, летали; искрились,

сверкали, блестели; торопились, спешили; тащил, тянул,

волочил.

Инструкция: подбери более точный синоним. Объясни

свой выбор.








© 2010-2022