Технологическая карта урока Слова однозначные и многозначные 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока во 2 классе «Слова однозначные и многозначные»

Учитель: Котова Наталия Германовна

Предмет. Русский язык. Класс. 2 Тип урока. Урок открытия нового знания. Решение учебной задачи.

Технология построения урока. Проблемно - диалогическая. Тема. Однозначные и многозначные слова. Цель. Создать условия для ознакомления с однозначными и многозначными словами; уточнить представление об однозначных и многозначных словах; формирования умения объяснять значение слов и умение работать с толковым словарем; учить различать эти слова в речи.

Основные термины, понятия. Однозначные и многозначные слова. Слово с непроверяемым написанием соловей,.

Планируемый (ожидаемый) результат

Предметные умения:

-проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

-аргументированно отвечать, доказывать своё мнение;

-научиться различать однозначные и многозначные слова;

-анализировать ,делать выводы, сравнивать.

-

Личностные УУД: определять общие для всех правила поведения;

-определять правила работы в группах;

-оценивать усваивамое содержание;

-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

Регулятивные УУД: учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные УУД: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации в словаре; используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические - анализируют смысл слова,
устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;

- строить понятные для окружающих высказывания;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи;

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради;

-ориентироваться в своей системе знаний:

-границы знания/незнания;

-находить ответы в тексте, иллюстрациях, используя жизненный опыт;

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция: Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. /под ред. С.В. Иванова. -Вентана - Граф, 2013 г.

Информационно-коммуникативные средства:

Технические средства обучения:

Компьютер.

Медиапроектор.

Интернет-ресурсы.

Учебно-методический портал. - Режим доступа : uchmet.ru



















Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока/занятия

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке/занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование цели,,задач

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.



















Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Цель: активизация учащихся

ция учащихся. Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять контроль своей деятельности; Коммуникативные: -слушать и понимать речь других;


-У нас урок русского языка. А сейчас проверим готовность к уроку

- Покажите левую ладошку, у кого на столе есть учебник.

- А теперь - правую, у кого есть тетрадь.

- Руки в сторону, у кого игрушки на парте.

- Поднимите руки вверх, у кого на столе ручка и дневник.

Положите красиво руки на парту те, у кого на столе рабочий лист.

-Молодцы. Посмотрите друг на друга, на гостей и пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку: расположение школьных принадлежностей.


Предметные: - овладение первоначальными представлениями о орфографических правилах русского языка; Метапредметные (УУД): познавательные:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

общеучебные -работают со словарём; логические - анализируют смысл слова,
устанавливают причинно-следственные связи.
регулятивные: -осуществлять самоконтроль, коммуникативные: -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. -владеть диалогической формой речи.

- Сегодня мы с вами побудем исследователями. Мы окунемся в мир волшебного русского языка и ещё раз докажем, что наш язык выразителен и богат, он бесценен.

-Все наши исследования будем оценивать. Каждый этап работы оцените смайликом. Если выполнение задания вызвало в вас интерес и всё получилось- смайлик улыбается.

Если были сомнения и затруднения - смайлик безразличный.

А если задания были сложными , непонятными и вам было грустно- смайлик тоже грустный. Каллиграфическая минутка о ор ол -А теперь пропишем соединения, которые часто встречаются в словах -оро- , -оло- -Вспомните словарные слова, в которых в корне есть сочетание -оро-, -оло- Словарная работа -Откройте словарик, мы запишем новое словарное слово -Отгадайте загадку: Трели, песни разлились Среди листьев и ветвей. Как прекрасно твоё пенье Голосистый ….(соловей)

-По каким признакам ты догадался? -Запишем слово, обозначим ударение, выделим орфограммы ( со-ло-вей) -Какое встретилось вам сочетание? -По сочетанию - оло- легко запомнить это слово. - Закрыли словарик.










Обучающиеся ведут запись соединений в тетради. Записывают слово, обозначают ударение, выделяют орфограммы ( со-ло-вей)

Ведут диалог, определяют часть речи, составляют словосочетание. Подбирают к слову соловей прилагательные.



-Определите какой частью речи является слово соловей? (На какой вопрос отвечает слово соловей?) -Подберите к слову соловей прилагательные. ( Какой соловей?)- -Есть пословица о соловье: «Мал соловей, да голосом велик», так говорят об этой птичке. Оцените свою работу! Несколько интересных фактов о соловьях. 1. Поют только самцы соловьев, чтобы заманить в свои сети самку. 2. Пока самка в поте лица строит гнездо и высиживает яйца, соловей продолжает беззаботно петь. 3. Самец прекращает петь, как только появляются дети. То ли боится разбудить, то ли просто становится не до пения. 4. Соловей весит 20-30 грамм. 5. Жизнь птицы недолгая. Самому старому соловью на момент смерти было 8 лет и 11 месяцев. 6. Соловьи хоть и русские птицы, на зиму отправляются в Африку. 7. Вскоре в Санкт-Петербурге появится памятник соловью.

Формулирование цели, задач урока

Цель: познакомить учащихся с многозначными и однозначными словами. Личностные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять формулировать цель деятельности на уроке; -под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; -определять последовательность действий на уроке; -Открываем учебник на странице 28, прочитайте стихотворение - О ком это стихотворение? - Как автор описывает соловья? -Его перышко? ( Зачитайте, золотое перышко) -Как вы понимаете это выражение? ( Перышко желтого цвета) -Как автор говорит о голосе соловья? (Зачитайте, голос - золотой) -Как вы понимаете? (Красивый, звонкий ) - А что еще может быть золотым? (Золотое сердце, золотые руки) - Сколько значений у слова золотой? Много -Как можно назвать слово, у которого много значений. (Многозначным) Какое значение имеет слово соловей? Кто такой соловей?

-Сколько значений у слова соловей?(1) - -А если одно значение, как назовем слово? (Однозначное) -Сформулируйте тему урока?

Озвучивание темы, целей, задач.

Вот мы и пришли к теме нашего урока.

-Попробуйте сформулировать, какую цель и задачи вы себе поставили бы.

ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОДНОЗНАЧНЫМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

- узнать, как называются слова, имеющие одно значение

- как называются слова, которые имеют несколько значений

- как распознать многозначное слово

-где можно найти значение слова

-Вы настоящие ученые, умеете выбирать главное и ставить цель в работе.



Оцените свою работу! Испытывали ли трудности в постановке цели, задач ? Высказывание своих мыслей, предположений.

Слушание стихотворения.

Одно слово, а имеет несколько значений.

Обучающиеся слушают задание и делают вывод: одно и тоже слово, а значений много.

Обучающиеся ставят перед собой учебную цель и задачи: будем изучать однозначные и многозначные слова.

Открытие нового знания .


Предметные: -освоение первоначальных научных представлений о лексическом значении слова. Личностные: -определять общие для всех правила поведения; -определять правила работы в группах; -оценивать содержание изучаемого материала. Метапредметные (УУД) регулятивные: -работать по плану; выдвигать свои версии на основе учебного материала.; -осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; познавательные: -ориентироваться в материале учебника; -ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания/незнания; -овладевать умением поиска и выделения нужной информации; уметь сравнивать объясняя. коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли; -владеть диалогической речью в соответствии с нормами русского языка;

Формулируют правило: слова, у которых одно лексическое значение,

Слова, у которых несколько лексических значений.

-А сейчас обратимся в рубрику « Тайны языка», стр. 26

Правильно ли мы сформулировали правило?

Прочитайте, какие слова называются однозначными, а какие многозначными? Выстраивается схема на доске Слова

Однозначные Многозначные

Проблема: как распознать многозначное слово? -Ребята, прочитайте стихотворение А. Барто « Разговор с дочкой» -Читаем вслух. -Почему девочка не поняла маму? (Девочка подумала, что мама замерзла) -Перечитаем слова мамы (Мне не хватает теплоты- выделить голосом ) -Ребята, в русском языке, мы с вами выяснили, каждое слово имеет свое значение. Где мы можем узнать значение слова? Узнать значение слова можно в словаре. (показ словаря) -Прочитаем его название - В вашем учебнике есть маленький толковый словарик ,в него записаны слова, которые вы изучите во 2 классе, а значения слов из большого толкового словаря вы будете узнавать дальше. -Найдем значение слово теплота в вашем словарике, откройте страницу 153 -Зачитайте значения слова теплота. -Сколько значений имеет слово? (2) -Как называются такие слова? (Многозначные) -В каком значении слово употребила мама? (Внимание, забота, ласки) -В каком значении его поняла дочка? (В другом, маме не хватает тепла)КАК узнать??? Какое знач. выбрать? 1ряд запишите словарную статью слова со значением, которое имела ввиду мама, 2 ряд - которое имела ввиду дочка. Оцените свою работу!

-А сейчас посмотрим, кто из вас сможет правильно отличить однозначное слово от многозначного.

Если слово однозначное, поднимаем одну руку, многозначное - две.

Тополь , кран, троллейбус, линейка. Оцените свою работу! Зрительная гимнастика 1. Крепко зажмурьтесь (5-6 раз), сделайте 12 легких морганий.

Формулируют правило: слова, у которых несколько лексических значений.

Формулируют правило: слова, у которых несколько лексических значений - многозначные слова.

Предполагают пути решения пробл




















Применение нового знания.

Цель: научиться определять многозначные слова. Запомнить чем отличаются многозначные и однозначные слова. Предметные: -умение объяснять значение слова; Метапредметные (УУД) регулятивные: -отличать верное и неверное объяснение многозначного и однозначного слова; -осуществлять самоконтроль;- познавательные: -уметь анализировать учебный материал; коммуникативные: -уметь слушать и понимать речь других; -достаточно полно выражать свои мысли; - работать в паре. Работа в парах на различение однозначных и многозначных слов Распределите картинки на группы Объясните друзьям, почему эти слова называются многозначными. Смарт - доска Придумайте и запишите предложение с одним из слов. Оцените работу своего друга! Взаимооценка


Обучающиеся анализируют задания, работают в группе.

Рефлексия учебной деятельности

Цель: формировать навыки самоконтроля и самооценки Личностные: -устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять контроль своей деятельности; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже знали на уроке; коммуникативные: -уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли; - работать в парах.



Работа в парах. Тренажёр Сделать выбор каждому на листочке, по очереди - у доски - Оцените свою работу.
Многозначные слова порой могут пошутить с нами, если не знаешь их значения. Отгадайте загадки

  • Какой кистью нельзя рисовать?
  • Какой иглой не сошьешь рубашки?
  • Какую шляпку нельзя надеть на голову?
  • Какой ручкой нельзя писать?
  • Какой корень не находится в земле?
  • Какой рукав нельзя пришить?
КАКУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНЯЮТ МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА?

Знание разных значений многозначных слов помогает сделать нашу речь не только точной, но и выразительной.

Что нового вы узнали сегодня?

Оценивание _ Кто понял, что такое однозначные и многозначные слова и может рассказать другу, отличать однозначные слова от многозначных. умеет находить значение слова в словаре, кто оценил каждый этап работы улыбающимся смайликом - 5, кто понял, что такое однозначные и многозначные слова, но пока не может рассказать другу (1-2 грустных или безразличных смайликов) - 4, у кого много унылых смайликов - 3 Оценить комфортность: - работал спокойно, - тревожился, - умею работать в паре и в группе; - друзья поддерживали меня, - был в себе уверен.

Распознают многозначные слова, определяют их лексическое значение, умеют работать с толковым словарем.












































© 2010-2022