Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе Какие растения цвести торопятся

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе Какие растения цвести торопятсяМетодическая разработка урока окружающего мира в 1 классе Какие растения цвести торопятсяМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»








УМК «Перспективная начальная школа»

Программа «Окружающий мир» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой



Тема: «Какие растения весной цвести торопятся»


Ершова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов








Бийск Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся): предметные результаты: уточнение и обобщение знаний учащихся о жизни растений весной, знакомство с раннецветущими растениями, выяснение причин раннего цветения растений; формирование умений отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений; метапредметные результаты: понимание, принятие и сохранение учебной задачи; осуществление самоконтроля и самооценки; ориентация в материале учебника и нахождение по заданию учителя нужной информации; взаимодействие в паре при выполнении учебных заданий; личностные результаты: осознание необходимости ответственного отношения к природе, формирование мотивационной основы учебной деятельности. Оборудование. У учителя - мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Power Point, музыкальная запись фрагмента из пьесы П. Чайковского «Времена года «Подснежник (Апрель)» У учащихся - учебник, хрестоматия, раздаточный материал для работы в парах. Литература для учителя

  1. Данилина Г. Т. Растения - открыватели весны.//Начальная школа. - 2008. - № 3. - С. 59 - 62.
  2. Лежнев Г. И. Зеленая анкета. Научно - популярное издание. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2002.
  3. Охотникова Т. Ю. Первоцветы.//Начальная школа. - 2006. - № 3. - С. 45 - 48.
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  5. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: 1 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  6. Федотова О.Н. и др. Окружающий мир: 1 класс: Методическое пособие /О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Литература для учащихся
  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: 1 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.


Содержание урока


Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1

Эмоциональный настрой на урок Слушают учителя. Читает стихотворение: Маша и Миша зовут нас в полёт, Сядем, друзья, поскорей в вертолёт! Мы над полями и над лесами Быстро летим под облаками. Будем внимательны, будем дружны, Чтобы увидеть приметы весны! Включение учащихся в учебную деятельность

2

Актуализация знаний Отвечают на вопросы учителя.





















- Ребята, какие признаки весны вы можете назвать? - Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение. (Звучит фрагмент из пьесы П. Чайковского «Времена года «Подснежник (Апрель)». Учитель читает стихотворение.) Льдины звонкие разбились И поплыли по реке, И сережки распустились На осине и ольхе. Золотятся нежно ивы, Просветлели их стволы. На орешнике сережки Были видны издали. Набухают соком почки, Скоро весь растает снег. И зеленые листочки Молодой украсят лес. - О каких растениях говорится в стихотворении? - А что говорится об этих растениях? Фронтальная беседа

Слайд 1

















3

Постановка учебной задачи Формулируют тему урока самостоятельно.
Работа по развороту учебника (стр. 48 - 49). Читают тему в учебнике: «Какие растения весной цвести торопятся». Формулируют учебную задачу: узнать, какие растения цветут ранней весной. - Вы, наверно, догадались, о чем мы будем говорить на уроке? - А как мы можем проверить наши предположения? - Назовите тему урока. - Какую учебную задачу поставим перед собой? - А также я предлагаю вам узнать о растениях Алтайского края, которые цветут ранней весной. Слайд 2

4

Освоение нового содержания Рассматривают иллюстрации в учебнике (стр. 48 - 49). Отвечают на поставленные вопросы.

























Сообщения учащихся о первоцветах. Мать - и - мачеха появляется самой первой, как только сойдёт снег. На голой земле появляются маленькие жёлтые цветки. Секрет в том, что мать - и - мачеха расцветает под снегом. Своё название получило за листья: нижняя сторона листа мягкая и тёплая - «мать», а верхняя жёсткая и холодная - «мачеха». Это лекарственное растение. Медуницу называют цветок-колдунья. У него на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, красные, фиолетовые, синие. Своё название растение получило за цветки, в которых много нектара. Медуницу любят шмели и пчелы. У прострела короткие, покрытые волосками, стебли и крупный, похожий на колокольчик, цветок. Имеет другое название - сон-трава. На Алтае растение стало редким. Сбор прострелов запрещён. Не забудьте - растение ядовито! Ветреница - это небольшое растение с белым, как звёздочка, цветком. Хрупкое нежное растение дрожит от любого дуновения ветерка. За это и получило своё название. Внимание: растение ядовито! Первоцвет также является редким растением. В народе его называют примулой. О первоцвете сложено много легенд. Издавна используют как лекарственное растение. Хохлатка - это знаменитый первоцвет. Растёт в хвойных лесах. Его цветки напоминают хохолки. Цветет хохлатка несколько дней, а потом исчезает. Растение это лекарственное. - Мы вместе с нашими друзьями, Машей и Мишей летим на вертолете. Расскажите, что вы видите с высоты полета? - Увидим ли мы с вертолета, какие деревья уже цветут? - А листочки уже распустились? - Мы спускаемся с вертолета на землю. Теперь мы можем тщательно рассмотреть цветущие деревья и кустарники. Что заметили? - В весеннем лесу светло и просторно - деревья еще не оделись листвой, ничто не мешает солнцу проникать до самой земли. Этой короткой порой спешат воспользоваться самые разные лесные растения - зацветают многие деревья и кустарники, а у самой земли, там, где еще лежит снег, появляются первые раннецветущие растения. - Какие цветущие травянистые растения нашли Маша и Миша? Вам помогут рисунки правой стороны разворота в учебнике. - Какие растения торопятся цвести ранней весной в селе Мирное? - Миша спрашивает Машу и нас: почему эти растения назвали первоцветами? - Первоцветы - это первые растения, которые зацветают ранней весной.

Поиск нужной информации по иллюстрации.
























«Экскурсия в «Музей первоцветов Алтая» Слайд 3
Слайд 4









Слайд 5








Слайд 6






Слайд 7





Слайд 8




Слайд 9

5

Упражнение для релаксации Дети кладут руки и голову на парту, закрывают глаза, расслабляются. Учитель читает стихотворение под музыку для релаксации.

6

Освоение нового содержания Высказывают свою точку зрения. Слушают учителя.








Чтение по цепочке текста в хрестоматии «Неужели первым весенним цветам не холодно?»










Обсуждают в парах меры по охране первоцветов.

Зачитывают с экрана экологические правила.
- Миша спрашивает, почему эти растения торопятся цвести так рано? - Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслонит свет. Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению под снегом. Снег защищает их от холода. Все эти растения хорошо переносят морозы. - Еще один вопрос Миши: неужели первым весенним цветам не холодно? - Миша спрашивает, можно ли собрать маленький букетик первоцветов? - Ребята, вы правы, этого ни в коем случае нельзя делать, если хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время. А в букете такие растения вянут моментально. Многие растения находятся на грани исчезновения, а некоторые даже занесены в Красную книгу. - Какие меры вы предложили бы для охраны первоцветов, чтобы их количество в Алтайском крае не уменьшалось? - Маша и Миша составили такие правила. Прочитаем их. - Согласны ли вы, что эти правила помогут сохранить растения? Выясняются причины раннего цветения растений


















Выявление мер по охране первоцветов
Слайд 10

7

Динамический момент Учащиеся слушают названия растений и выполняют движения. - Я буду произносить названия различных растений. Если это растение - первоцвет, вы приседаете. Если это другое растение - наклоняетесь вперед. Колокольчик, незабудка, медуница, василек, ромашка, ветреница, астра, гладиолус, мать - и - мачеха, прострел, гвоздика, хохлатка. Переключение видов деятельности

8

Применение новых знаний







Учащиеся работают в парах.
- Одно из правил гласит: «Расскажите близким об охране первоцветов!». Как можно это сделать? - Брат и сестра предлагают оформить плакаты и развесить их так, чтобы люди увидели и запомнили эти растения. - Внимательно рассмотрите содержимое конвертов. Выберите только рисунки первоцветов. Наклейте их на плакат. - Эти плакаты мы с вами поместим в школе, в детском саду, при входе в лесопарковую зону, на досках объявлений.






(Вариант плаката представлен в приложении 1)
Работы вывешиваются на доску для ознакомления.

9

Динамический момент Учащиеся слушают стихотворение и выполняют движения. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет Говорите: нет, нет, нет!

*** Говорила Катя Пете: «Принеси ты мне букетик! Я люблю цветы лесные, Желтые и голубые!» Это правильный совет? Нет, нет, нет!

*** Если ты в лесу гуляешь, Кусты и ветки не ломаешь. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.

*** Как-то Марина просила у Светы: «Ты назови мне все первоцветы». «Ромашки, тюльпаны и васильки, Лютики, кашки - вот эти цветы». Правильный Света дала ей ответ? Нет, нет, нет!

*** Если ты не рвешь цветы, Садишь первоцветы, Наблюдай за ними ты Береги при этом. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.

10

Подведение итогов урока Оценивают свою деятельность на уроке.
- Зачем нужен был этот урок? - Что запомнилось и заинтересовало на уроке?


11

Рефлексия








Учащиеся выбирают цветок нужного цвета, выходят к доске и прикрепляют его. - На алтайской земле должно остаться много первоцветов. Не будем губить эти растения, собирать их в букеты. Пусть наш класс будет украшать веселая цветочная поляна, сделанная своими руками. Выберите тот цветок, который соответствует вашему ощущению от урока. Если на уроке вам всё было понятно, не было затруднений - прикрепляете цветок синего цвета. Если вы чувствовали себя неуверенно, были затруднения при выполнении заданий - прикрепляете цветок красного цвета.

















Приложение 1




ВЕТРЕНИЦА

ПРОСТРЕЛ

МАТЬ - И - МАЧЕХА

ПЕРВОЦВЕТ

АНЮТИНЫ

ГЛАЗКИ

ЛИЛИЯ







© 2010-2022