- Преподавателю
- Начальные классы
- Современные подходы к организации образовательной деятельности в контексте реализации ФГОС НОО
Современные подходы к организации образовательной деятельности в контексте реализации ФГОС НОО
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Куцепалова Е.В. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Современные подходы к организации образовательной деятельности в контексте реализации ФГОС НОО.
Всё наше достоинство - в способности мыслить.
Только мысль возносит нас, а не пространство и время,
в которых мы ничто.
Б. Паскаль
Успешный ученик, какой он? Я за ученика думающего, творческого, целеустремлённого. Именно таким должен быть современный человек в этом многогранном и противоречивом мире, где предстоит решать трудные задачи, принимать правильное решение, уметь отстаивать собственное мнение. На мой взгляд, ученик думающий - это ученик любящий читать, обладающий информационной компетентностью, способный находить, осмысливать, обрабатывать и применять информации из разных источников в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом). Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности, как составляющей информационной культуры личности. Именно в этот возрастной период происходит бурное развитие познавательных способностей, формируются мировоззренческие убеждения. Очень важно, чтобы именно в этот момент ребёнок оказался в условиях, способствующих его развитию. Таким образом, задача педагога и всей системы образования - создать такие условия, с использованием новых возможностей и современных технологий. ФГОС чётко отмечает, что « в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией». Умение работать с информацией - это универсальное учебное действие необходимое при изучении разных предметов, начиная с самого первого класса. Возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. На мой взгляд, такой технологией является технология «Развитие критического мышления», так как позволяет строить учебный процесс на научно - обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Разработанная в Америке ещё в 80-е годы ХХ столетия, достигшая эффективных результатов, данная педагогическая технология нашла отражение в нашем современном образовании. Остановлюсь на нескольких приёмах, которые часто использую на своих уроках. Урок строится по привычной схеме: «введение - основная часть- заключение». В рамках технологии «РКМ» данные этапы получили несколько иные названия и функции. Первый этап - «Вызов», задачи которого актуализировать имеющиеся знания и представления по изученной теме, пробудить к ней интерес. Деятельность обучающихся на данном этапе:
- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;
- Задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
- Строят предложения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов.
- Перепутанные логические цепочки, верные и неверные утверждения.
- Графическая систематизация материала (кластер, таблица)
- Посредине чистого листа (доски) написать ключевое слово, словосочетание.
- Вокруг «накидать» слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, образы, факты, подходящие для данной темы.
- По мере записи, появляющиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием (можно разным цветом).
- Читают или слушают текст;
- Делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
- «Концептуальная таблица;
- Таблица «Плюс - минус- интересно»;
- «Инсерт» - маркировка с использованием значков.
- Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;
- Классифицируют и систематизируют полученную информацию;
- Обмениваются мнениями друг с другом.
- Заполнение таблиц, кластеров;
- Написание творческих работ: синквейны, эссе;
- Ответы на поставленные «тонкие» и «толстые» вопросы.