Современные подходы к организации образовательной деятельности в контексте реализации ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные подходы к организации образовательной деятельности в контексте реализации ФГОС НОО.


Всё наше достоинство - в способности мыслить.

Только мысль возносит нас, а не пространство и время,

в которых мы ничто.

Б. Паскаль


Успешный ученик, какой он? Я за ученика думающего, творческого, целеустремлённого. Именно таким должен быть современный человек в этом многогранном и противоречивом мире, где предстоит решать трудные задачи, принимать правильное решение, уметь отстаивать собственное мнение. На мой взгляд, ученик думающий - это ученик любящий читать, обладающий информационной компетентностью, способный находить, осмысливать, обрабатывать и применять информации из разных источников в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом). Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности, как составляющей информационной культуры личности. Именно в этот возрастной период происходит бурное развитие познавательных способностей, формируются мировоззренческие убеждения. Очень важно, чтобы именно в этот момент ребёнок оказался в условиях, способствующих его развитию. Таким образом, задача педагога и всей системы образования - создать такие условия, с использованием новых возможностей и современных технологий. ФГОС чётко отмечает, что « в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией». Умение работать с информацией - это универсальное учебное действие необходимое при изучении разных предметов, начиная с самого первого класса. Возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. На мой взгляд, такой технологией является технология «Развитие критического мышления», так как позволяет строить учебный процесс на научно - обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Разработанная в Америке ещё в 80-е годы ХХ столетия, достигшая эффективных результатов, данная педагогическая технология нашла отражение в нашем современном образовании. Остановлюсь на нескольких приёмах, которые часто использую на своих уроках. Урок строится по привычной схеме: «введение - основная часть- заключение». В рамках технологии «РКМ» данные этапы получили несколько иные названия и функции. Первый этап - «Вызов», задачи которого актуализировать имеющиеся знания и представления по изученной теме, пробудить к ней интерес. Деятельность обучающихся на данном этапе:

  • Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;
  • Задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
  • Строят предложения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов.
На данном этапе возможны следующие приёмы и методы:
  1. Перепутанные логические цепочки, верные и неверные утверждения.
  2. Графическая систематизация материала (кластер, таблица)
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность его проста и логична:
  1. Посредине чистого листа (доски) написать ключевое слово, словосочетание.
  2. Вокруг «накидать» слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, образы, факты, подходящие для данной темы.
  3. По мере записи, появляющиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием (можно разным цветом).
В итоге получается «Информационная карта», отображающая размышления по данной теме. Данный приём возможен на всех этапах урока. Следующий этап - «Осмысление» материала во время работы над ним. Деятельность обучающихся на данном этапе:
  • Читают или слушают текст;
  • Делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
К возможным приёмам можно отнести следующие методы активного чтения:
  1. «Концептуальная таблица;
  2. Таблица «Плюс - минус- интересно»;
  3. «Инсерт» - маркировка с использованием значков.
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение, по ходу которого обучающиеся делают в тексте пометки (значки) на полях: V - эту информацию знал, вспомнил; + - это новая для меня информация; ? - эта информация для меня непонятна, у меня появились вопросы. На последнем, третьем этапе - «Размышление» (рефлексия) происходит выражение новых идей и информации собственными словами, выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Деятельность обучающихся на данном этапе:
  • Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;
  • Классифицируют и систематизируют полученную информацию;
  • Обмениваются мнениями друг с другом.
Педагогические приёмы на данном этапе:
  1. Заполнение таблиц, кластеров;
  2. Написание творческих работ: синквейны, эссе;
  3. Ответы на поставленные «тонкие» и «толстые» вопросы.
Вопросы - основная движущая сила мышления. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. На стадии рефлексии - демонстрация понимания пройденного. «Тонкие вопросы»: Кто…, Когда…, Может…, Было ли… «Толстые вопросы»: Дайте объяснение почему…, Почему вы думаете…, В чём разница…, Предложите, что будет, если… Процесс обучения в современном обществе - это современная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно - образовательной среде. Роль учителя из ведомого превращается в направляюще - консультирующую, а роль ученика - роль партнёра в процессе обучения. От этого во многом зависит успешность социализации обучающихся в будущем!
© 2010-2022