Урок по русскому языку Второе склонение имен существительных (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку учителя начальных классов Давлетшиной Гульсины Габделвалеевны МБОУ «Нармонская СОШ» Лаишевского района Республики Татарстан

Тема: Второе склонение имен существительных

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал (карточки со словами из пословиц для составления предложений).

Базовый учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий "Русский язык", 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 - М.: Просвещение, 2013. - 160 с. - (Школа России). Электронное приложение к учебнику (диск).

Цель урока: познакомить с признаками имен существительных 2-го склонения, формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения.

Задачи урока:

- обучающие:

формировать представление о склонении имён существительных;

учить распознавать падежи имён существительных по вопросам;

учить склонять имена существительные;

развивать умение правильно писать с непроверяемыми гласными в корне слова;

- развивающие:

развивать речь учащихся путём образования однокоренных слов;

развивать умственную деятельность (выполнять операции анализа и синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);

- воспитательные:

воспитать интерес к предмету;

воспитать чувство взаимопомощи;

аккуратность при выполнении работ.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

- личностные: развивать познавательный интерес к языку; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

развивать коммуникативную активность;

оценивать усваиваемое содержание знаний;

- коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, учить сотрудничать с одноклассниками, учителем;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы;

обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач;

работать с правилом в учебнике;

сравнивать результаты поиска с учебником;

- регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока;

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь, коррекцию ошибок.

Структура и ход урока

I.Организационный этап.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

• 1-2 минуты;

1.Создание эмоционального настроя, рабочей обстановки. (Слайд)

Учитель нацеливает учащихся на урок:

На море-окияне, на острове Буяне,
Стоит город невелик, о себе он знать велит.
В граде том живет властитель, языков всех повелитель.

Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть - очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!(Слайд)

девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);(Слайд)

• самопроверка домашнего задания по образцу.

Настрой детей на работу:

Мы познакомимся с новым материалом, тему урока вы должны сами определить.

Что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2.Мотвационный момент Игра «Кубик вопросов»

- Сколько падежей в русском языке?(6)

- Что такое склонение имен существительных? (Изменение существительных по вопросам и по падежам)

-Что такое начальная форма имени существительного? (Это форма именительного падежа единственного числа)

-Как называется имена существительные, которые имеют одну и ту же форму во всех падежах? (Несклонямые)

-Какие существительные относятся к первому склонению? (Имена сущ- ые женского и мужского рода с окончаниями -а,-я в именительном падеже единственного числа)

-Что такое имя существительное?

1.Словарная работа.

На доске: АГРОНОМ. Учитель обращает внимание на орфограммы в слове. Дети читают лексическое значение слова с доски. (СЛАЙД )

Чтение стихотворения Упр165.(Марганова Арина)

2. Оформление рабочей записи.

Какие буквы мы будем сегодня писать?(Ао)

- Откройте тетради, запишите число, "классная работа". и записывают слово в тетрадь

3. Орфографическая минутка

Прочитайте слова, определите часть речи. (слайд 2)

Карточка№1

(дер..во, зв..зда, в..лна, оз..ро, д..ждь, к..рабль, вет..р, д..дуля)

-Слова с какой орфограммой вы прочитали?

- Как проверить безударный гласный звук в корне слова?

- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

III. Самоопределение к деятельности

Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

- В 1 столбик запишите имена существительные 1 склонения. По каким признакам вы это определили?

- Докажите, что вы выписали существительные 1 склонения.

- Что вы заметили?(Остались слова)

- Почему так вышло? (Они не относятся к 1 склонению)

-Во 2 столбик выпишите все остальные существительные.

- Как вы думаете , к какому склонению относятся эти существительные?

-Какая проблема появилась перед нами?

Как определить второе склонения имен существительных?.(Слайд)

-Кто догадался какова тема урока? (Имена существительные второго склонения).

- Сформулируйте задачу урока. (узнать, какие признаки имеют существительные 2 склонения, научиться распознавать второе склонение имен существительных)(Слайд)

-Определите окончания и род имён существительных во втором столбике.

-Попробуйте самостоятельно определить, какие существительные относятся ко 2 склонению.(Слайд правило)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

. - Проверьте свои предположения по учебнику стр.93.

- Посмотрите на таблицу и ещё раз скажите , какие существительные относятся ко 2 склонению?

Посмотрите падежные окончания второго склонения (Слайд)

-Что такое второе склонение у имён существительных, как его определить в словах? Поиграем в игру «Мозговой штурм»

Игра: «Мозговой штурм»

Попробуем составить алгоритм -памятку определения 2 склонения имен существительных.(Слайд)

1. Поставить слово в именительный падеж, единственное число.

2. Определить род имени существительного.

3. Посмотреть на окончание имени существительного.

4. Вспомни правило:

1 скл. Ж.р. - а, -я М.р. - а, - я

2 скл. М.р. - Ср.р. -о, -е

5. Определить склонение.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Упражнение по учебнику с.94, упр.164.

Чтение стиха.

Объяснение значение выделенных слов. (Слайд)

Сервиз - муж. род, франц. Полный набор столовой, чайной, кофейной или другой подающейся на стол посуды на определенное количество человек

Бутерброд - муж. род , немец. Ломтик хлеба с маслом, с сыром, колбасой, рыбой, икрой.

Натюрморт - муж род, франц. Жанр изобразительного искусства ,посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.)

(Спишите. Определите склонение имён существительных в единственном числе 2 склонения и подчеркнуть их)

Стол. Сервиз. Цветов букеты.
Торт, тарелка, бутерброд…
Называется всё это
По-французски: натюрморт.

- учащиеся на местах занимаются самопроверкой по эталону(слайд)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

К берегам мы добрались, и к воротам собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Защищают, без сомненья, их бесстрашные склоненья.
Испытанья мы пройдем - в дивный город попадем.
Отвечаем разом, дружно - вот и все что только нужно!(Слайд)

1.В стихотворение найти имена существительные второго склонения (Слайд)

Карточка №2

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо;

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

6. Физминутка (Музыкальная песня «На острове Буяне»

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Определить склонение имен существительных по уровням

1 уровень

царь

дед

дедушка

каравай

озеро

дворец

стекло

2 уровень

в деревне

ядрышком

в море

к городу

у двора

с Колей

лебедем

Карточка№3

Игра «Морской бой».

И.п


Р.п


Д.п


В.п


Т.п


П.п


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Учитель читает словосочетания: 1 - дивится чуду, 2 - обернулась царевной, 3 - погощу у Гвидона, 4-хлынет на берег, 5-обходить дозором, 6 - гуляет ветер, 7- дивится диву, 8-лежит на острове, 9 - сбегает с башни, 10 - торговали серебром, 11 - говорит царю, 12 - сидит в палате

- У кого 5 и больше промахов?

- Какой вывод вы сделаете для себя?

- Кто допустил 3-4 промаха?

-Кто допустил 1-2 промаха поднимите руки.

-Кто попал во все цели без ошибок, поднимите руки

Самопроверка в группе: каждый проверяет свою карточку, контролер читает правильные ответы: 1- Д.п., 2-Т.п., 3- Р.п., 4- В.п., 5-Т.п., 6-И.п., 7-Д.п., 8-П.п., 9-Р.п., 10- Т.п, 11-Д .п., 12-П.п

Если точка поставлена неверно - зачеркивают ее (это промах).

Критерии оценок на доске:

3-4 ош. -«3»

1-2 ош.-«4»

0 ош.-«5»

Те, кто допустил промах, делают вывод: им нужно повторить падежи, умение их определять.

Если им нужна помощь, то выбирают себе консультанта из класса (из числа тех ребят, которые справились с заданием без ошибок)

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1)Решение проектной задачи

Осталось последнее задание, чтобы доплыть до острова Буяна Сейчас мы с вами решим проектную задачу и доплывем до острова Буяна.

У каждой группы на парте лежит инструкция и лист А3 .

Инструкция для групп.

Действуй по плану:

1.Найди слова-существительные в рисунке.

2.Распределите слова на первое и на второе склонение.

3.Составьте вывод:

Существительные, какого рода и с какими окончаниями, к какому склонению относятся?

4.Оформите выводы в таблицу.

5.Просклоняйте одно существительное второго склонения

6. Напишите небольшой текст к рисунку и укажите падеж и склонение имён существительных.

2) Вопросы:

- Какую задачу решали? (научились распознавать второй тип склонения имен существительных)

-Удалось ли решить поставленную задачу?

- Какую новую группу слов мы сегодня изучили? (Имена существительные 2 склонения).

- Какие существительные относятся ко 2 - му склонению?

- Повернитесь друг к другу и расскажите по очереди это правило. (Работа в паре).

Отметки за урок поставлю по вашим карточкам.,

3)Оценим свою работу до какой пристани вы доплыли. Для этого вам надо пристать к нужной пристани. «Причал успеха»

Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.

Работаю хорошо, всё понимаю.

Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи.

Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.

4) Домашнее задание (разноуровневое)

1 уровень - упр.168. Списать, указать склонение выделенных существительных.

2 уровень - упр.168. Списать, указать склонение выделенных существительных и просклонять существительное лебедь.

3 уровень - написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.

Тест на определение склонение имен существительных

Учитель:

• Где можно применить новые знания?
























Самоанализ урока по русскому языку

«Второе склонение имён»

Считаю, что цель урока соответствует программным требованиям, содержанию материала, необходимому уровню знаний и умений учащихся, месту уроков в системе уроков по данной теме и моим возможностям. Структура урока соответствует его цели и типу (урок изучения новогоматериала, исключая проверку домашнего задания); Время целесообразно распределено по этапам занятия; Оборудование кабинета использовалось рационально, использовалось мультимедийное оборудование. В соответствии со способностями учащихся был выбран (высокий, средний, низкий) темп ведения занятия, что (обеспечило, не на каждом этапе обеспечивало) взаимосвязь этапов урока; Организация начала и конца занятия положительно повлияла на его эффективность;

В процессе занятия я старалась обеспечить научность и доступность учебной информации, связь изучаемого материала с жизнью, с личным опытом, с интересами учеников, были учтены межпредметные связи.

На занятии были использованы наглядно-практический метод, эвристическая беседа и проблемно-поисковый связанные со здоровьесбергающими и игровыми технологиями.

Для получения обратной связи использовалась диалоговое общение с учащимися, визуальный контакт, рефлексия.

Учащиеся продемонстрировали высокую степень активности и работоспособности на каждом этапе занятия. Интерес к содержанию занятия был ярко выражен.

В итоге занятия были созданы условия для развития общекультурной, информационной и коммуникативной компетенций. Психологическая атмосфера занятия была комфортной и для учащихся и для меня. Таким образом, цель занятия достигнута.



© 2010-2022