НОД на тему Русская изба

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект непосредственной образовательной

деятельности в образовательной области «Познание»

на тему: «Русская изба». I

МКОУ Красносельская

дошкольная ступень образования

подготовительная группа

Воспитатель: Мякишева Елена Николаевна.







Цель:

Расширить круг интересов детей при помощи экспозиций музея. Дать детям представление 0 ЖИЗНИ, быте И традициях русского народа.

Программное содержание:

Знакомить детей c экспозицией - «русская изба» - жилищем крестьянской семьи.

Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

Расширить словарный запас: изба, горница, веретено, лапти, прялка, чугунок, ухват.

Закрепить умение расписывать посуду домашнего обихода (ложки), играть на народных музыкальных инструментах.

Воспитывать интерес к истории России, русскому фольклору, народным традициям.

Материал и оборудование:


  • Предметы домашнего обихода, русские народные костюмы

  • краски, вырезанные ложки

Интеграция с другими образовательными областями:


  • Коммуникация.

  • Музыка.

  • художественная литература.

  • Художественное творчество.

Предварительная работа:


  • Чтение русских народных сказок.

  • Рассматривание иллюстрации к русским народным сказкам.

  • Разучивание хороводных песен, русских народных игр, игра на народных музыкальных инструментах.

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Звучит русская народная музыка.



Воспитатель: Мы находимся в мини - музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Здесь много разных экспозиций. Экспозиция, ребята, - это предметы, собранные на одну определённую тему. Мы видим экспозицию о BOB, об истории д/с, истории русского костюма, но мы остановимся на одной - это экспозиция «Русская изба».

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?

Дети: Печь.

Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь обращали внимание: она занимает почти пол-избы.

- А для чего она нужна? Ответы детей.

- Ребята, а кто знает пословицы об избе?

Давайте их проговорим:

Соня: « Без печи хата - не хата».

Никита: « Когда в печи жарко ~ тогда и варко».

Катя: « Что есть в печи - все на стол мечи».

Ариша: «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Павлик: «Как ни ищи - не найдешь лучше своей печи»

Альбина: «Не изба хозяина красит w a хозяин избу»

Воспитатель: Молодцы.

O печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Обратите внимание, что стоит у печи? (ухват, чугунок).

Воспитатель показывает чугунок: Как вы думаете, зачем он нужен? В чугунке варили кашу, щи.

- В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугуиок в печь).

В избе была одна большая комната - ее называли «горница», в горнице стоял стол.

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

Дети, а как вы думаете, почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

Да, на лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как

места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками.

Долгими зимними вечерами парни резали миски, ложки из дерева, девицы

вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работай? молодые девушки и

парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Воспитатель: Давайте и мы с Вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Игра с лентой

(мелодия «Ах, вы сени»)

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому, что ты самая добрая» и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку.) Игра

повторяется.

Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим осмотр музея.

- Обратите внимание на окна - на них висят расшитые занавески.

- На полу расстелены домотканые половики.

- Посмотрите, как красиво заправлена кровать: она застелена подзорником, кровать покрыта лоскутным покрывалом, оно сшито своими руками (вручную) и как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.

- Мы сегодня с вами тоже побудем мастерами и поиграем в игру: «Собери

лоскутное одеяло».

- B каждой избе есть обязательно красный угол. В нашем музее тоже есть красный угол. Дети, как вы думаете, почему называли «красный угол». (Ответы детей). Да, в старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висели иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, выставляли красивую посуду, чашки, ложки,

угощали чаем из самовара гостей.

- А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (ответы детей)

- Да, ребята, правильно, на прялке пряли нитки, посмотрите. Вот так клали кудель (Шерсть, лен) и пряли с помощью другого приспособления веретено. Вытягивали тонкую нить, и нить наматывалась на веретено.

Послушайте загадку:

Загадка: Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь (веретено)

Когда на веретено наматывалось много нити, ее перематывали в клубки. И из клубков вязали теплые вещи (носки, варежки). Давайте попробуем смотать клубочек (дети сматывают клубочек).

Воспитатель:

Ребята, что это за экспонат? (утюг)

А чем этот утюг отличается от утюга, которым гладят ваши мамы? (ответы детей).

- Этот утюг нагревается c помощью углей и у него нет шнура (Когда хозяйки топят печи, после дров остаются угли, эти угли кладут во внутрь утюга, он нагревается от горячих углей и тогда им гладят).

- Дети, давайте подойдём к следующей экспозиции и посмотрим на одежду, в которой ходили в старину. Наши дети - Никита и Катя, приготовили небольшой рассказ об одежде. Рассказ детей.

- Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом и кушак.

- Женская Одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили "Женеву - это юбка, у которой не сшиты края и передник.

Воспитатель: А наши дети, сегодня тоже одеты в русские народные костюмы, какие они красивые. Самой распространенной обувью русского нар0да, были лапти (обращаю внимание, из чего они сделаны и рассматриваем).

- Чтобы прокормить большие семьи на подворье держали домашних животных. Давайте подойдем и посмотрим, какие животные есть на подворье (корова, свинья, куры, гуси...)

- Обратите внимание на забор, его в старину называли плетень, его плели из прутьев.

- Воду хозяйки носили из колодца на коромысле.

- Дети, присядьте на бревнышки и обратите внимание на полочку, где стоят крынки, в них цедили молоко, миски, деревянные ложки, вырезанные из дерева. Обратите внимание на красивую роспись (рассматриваем). Дети, какие мы видим элементы росписи? Ответы детей.

Загадка:

1. Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю

Но когда несу еду

Мимо рта не пронесу. (ложка)

Воспитатель: Ложками не только можно есть, а можно еще и играть на ложках, как на музыкальных инструментах. Давайте покажем.

Игра на муз. инструментах (ложки, бубенчики) под русскую народную

мелодию «Светит месяц».


Воспитатель: Ребята, я предлагаю побыть художниками и расписать красиво ложки, пройдем в группу и присядем за столы.

- Какие элементы узора можно использовать для рисования (круги, точки, листочки, ягоды. . .). А, как называется наша роспись, вспомните?


(дети рисуют)

Воспитатель: - Какие красивые ложки у вас получились, молодцы, постарались (рассматриваем).

- Ребята, мы с вами сегодня посетили мини - музей нашего детского сада «Русская изба»

- Что нового и интересного вам запомнилось из жизни русских людей?

Ответы детей.



© 2010-2022