- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект внеклассного мероприятия «Книга – наш лучший друг»
Конспект внеклассного мероприятия «Книга – наш лучший друг»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гребнева В.А. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий внеклассного мероприятия учителей начальных классов Гребневой В.А. и Аникиенко И.Ю.
Тема: «Книга - наш лучший друг»
Цель: прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению, учить бережному отношению к книге.
Наглядность: выставка книг «Книжная полка», выставка энциклопедий, словарей, серий «Всё обо всём», «Я познаю мир»
Ход мероприятия
Ученики читают загадки.
-
Кто молча учит?
Без языка, а обо всём рассказывает.
Без головы, а всё знает.
Без ног, а везде бывает. (Книга)
-
Белое поле, чёрное семя;
Кто его сеет, тот разумеет. (Письмо)
-
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)
-
С подругами и сёстрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам. (Газета)
Учитель: Дети, сегодня наше мероприятие посвящено нашему другу - книге. Ведь книга - источник знаний.
Уч-к: Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Уч-к: Книга про всё нам расскажет,
Книга всё нам покажет:
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьётся.
Где тепло,
А где мороз
Листья все смахнул с берёз,
Если книгу прочитаешь,
Знаний множество получишь,
Лучше Родину узнаешь
И сильней её полюбишь.
Уч-ль: Великий русский писатель Максим Горький писал: «Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное… Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом»
Уч-к:
Сколько звёзд в небесах,
Сколько цвету в лесах,
Сколько капель в Днепре, -
Столько книг на земле!
Есть - с ладошку одни,
Есть большие тома.
Проживают они
Вместе с нами в домах.
(Показ маленькой и большой книг по формату с выставки «Книжная полка»)
Уч-ль: Вы любите читать? Кто ваш любимый писатель или поэт?
Какую книгу вы читаете сейчас?( Заслушивание ответов учащихся)
Уч-ль: Я вижу вы много читаете. А знаете ли вы, когда появились книги? Давайте совершим небольшое путешествие в прошлое.
Сценка. (Выходят дети в длинных тёмных балахонах, садятся за стол и что-то старательно переписывают на листы бумаги перьями. На столе стоят два подсвечника.)
Уч-ль: Вот так давным-давно, ещё в Средние века книги переписывали в монастырях. Их писали монахи - люди, служившие Богу. Монахи старались писать без ошибок и помарок, поэтому работали они очень медленно. Конечно, книг получалось очень мало.
Один из детей, участвующих в сценке, отрывается от своего занятия и говорит:
-Мы писали так книги до 15 века. А потом немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг придумал современный способ книгопечатания.
(Дети, участвующие в сценке, уходят)
Уч-ль: В России первая печатная книга под названием «Апостол» была выпущена Иваном Фёдоровым 1 марта 1564 года. А знаете ли вы, как книги делают в наши дни? Мои помощники расскажут вам об этом!
1 помощник (в форме лесоруба, с игрушечной пилой и привязанной бородой):
Чтобы получилась книга, нужна бумага. Вы знаете, из чего её делают?
(Ответы детей)
Правильно, из деревьев. Вообще бумагу изобрёл Цай Лунь, китайский учёный. Он делал её из бамбука и воды. Сейчас, в наши дни, мы рубим деревья, а из них делают бумагу.
2 помощник (в форме рабочего): Мы делаем бумагу на специальных фабриках. Чтобы спасти деревья, мы используем не только древесину, но и перерабатываем бумагу - из старой и ненужной делаем новую.
3 помощник, писатель: А я сочиняю книги для детей и придумываю интересные истории. Я записываю их, чтобы потом их напечатали для всех детей.
4 помощник, печатник. Мы печатаем книги в специальных издательствах. Некоторые интересные книги мы делаем в количестве нескольких сотен тысяч экземпляров!
5 помощник, продавец. А я продаю книги в магазине. Вы можете прийти и выбрать себе любую по душе.
6 помощник, школьный библиотекарь: Я работаю в библиотеке. А знаете ли вы, что библиотеки появились очень-очень давно и в них хранили книги. В наши дни вы можете взять интересные книги в библиотеке, но только не забудьте вернуть их вовремя, чтобы другие дети могли с ними познакомиться тоже!
Уч-ль: Видите, как много людей участвуют в создании книг! Поэтому книги надо беречь!
1. Пока книга сделается книгой,
Огромный путь она пройти должна.
И сколько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.
2. Пока бумагу сделают, ребята,
Приложится большой, тяжёлый труд.
Писатель на бумаге пишет книгу,
Потом её в редакцию несут.
3. За книгой - столько дней рабочих,
Ночей бессонных, помыслов живых…
Писателям я очень благодарен,
За труд упорный уважаю их.
4.Вот рукопись готова. И редактор
Прочтёт её. Потом отдаст в печать…
За каждое словечко в этой книге
Перед народом нужно отвечать!
5.Проворная печатная машина
И день, и ночь печатает листы…
Но ведь листы - они ещё не книга,
Её такой читать не станешь ты!
6.Её подклеить нужно и обрезать,
В хороший переплёт переплести,
Упаковать, на поезде отправить
И по всей стране их развести.
7. ЗАПОМНИ!
Трудились твой отец и мать,
Тебе бы нужно уважать
Труды их и заботы,
Беречь и книжку, и тетрадь,
Не мять, не пачкать, не трепать
Страницы, переплёты.
Книжка: Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни пером, ни карандашом - это так некрасиво!
Если вы кончили читать и боитесь потерять место, вложите между страницами закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.
В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что сырая погода мне вредна. Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми и умными. Послушайте, какой я путь прошла прежде, чем прийти к вам.
Сценка №1.
(Инсценировка стихотворения Ильина «Две книжки».)
(Одна книга красиво оформлена, а другая рваная, растрёпанная.)
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки?-
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки…Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда летать мне в облаках!
А у тебя целы бока?
- Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично»!
- Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.
В басне нет загадки:
«Расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик».
Уч-ль: Какую книгу приятнее всего держать в руках? (Чистую, аккуратную)
Ученица: А я читала стихотворение С.Я.Маршака «Книжка». Послушайте его и вы.
У Скворцова Гришки
Жили-были книжки -
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые.
Без конца и без начала
Переплёты - как мочала.
На листах - каракули,
Книжки горько плакали.
- Как нам быть?
Спросили книжки.
- Как избавиться от Гришки?
- Вы что, книжки, убежали?
Растрёпанный задачник,
Ворчун и неудачник,
Прошамкал им в ответ:
- Девчонки и мальчишки
Везде калечат книжки.
Куда бежать от Гришки?
Нигде спасенья нет!
Бежим в библиотеку,
В центральный наш приют.
Там книжку человеку
В обиду не дают.
1.Нужно помнить о том, что в библиотеку книгу нужно сдавать в срок и при этом обернуть её в обложку.
2. И ежели вы вежливы,
Вы книжку обернёте,
В опрятном, неизмазанном
И чистом переплёте.
3. Любит лётчик самолёт,
Пулемётчик пулемёт,
Как стекло, светло и чисто
Блещет мастера станок.
Содержи и ты в порядке
Парту, книжки и тетрадки.
Уч-к №1: «Кто много читает, тот много знает», - говорит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о нашей Родине, о лучших её людях, учат разбираться в них.
Уч-к №2: Книга - наш помощник в труде. Рабочий читает литературу о технике, чтобы лучше управлять станком, земледелец - по агрономии, чтобы собрать урожай, врач - по медицине, чтобы лучше лечить, учитель - по педагогике, чтобы лучше учить и воспитывать детей.
Уч-к №3: Мы читаем книги, которые позволят нам стать грамотными людьми, а это позволит нам осознанно выбрать профессию, когда мы станем взрослыми людьми.
Уч-к №4:
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоём.
И наш разговор потихоньку ведём.
Я слышу тебя, я иду за тобой.
Я к морю спускаюсь и вижу прибой.
Уч-к №5:
С тобою дорога моя далека -
В любую страну и в любые века.
Ты мне отвечаешь на каждый вопрос:
Как Пешков Алёша учился и рос,
Какие он первые книжки читал,
Что в жизни он видел,
Как Горьким он стал.
Уч-к №6:
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны земли и движенье планет…
С тобой ничего непонятного нет,
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Все (хором):
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей
Я жить не могу!
Уч-ль: Ребята, кто пишет книги? (Писатели, поэты)
Кто для вас написал такие рассказы, как «Он живой и светится», «Двадцать лет под кроватью», «Тайное становится явным»? (В.Ю.Драгунский)
(Показ книг данного автора)
- О чём писал В.Бианки? (Ответы учащихся)
Уч-к №7:
Стихи для детей сочиняют поэты,
В них наше счастливое детство воспето.
Нам пьесы и сказки они посвящают,
Про лучших из нас они песни слагают.
И пишут немало хороших стихов
Барто и Маршак, и Сергей…
Все: Михалков.
Уч-ль: Какие стихи и рассказы писал С.В. Михалков?
Какая книга Михалкова вам нравится?
- А сейчас послушайте и угадайте, из какого произведения эти слова:
«Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги» («Дядя Стёпа» Михалков)
- А сейчас, ребята вспомним с вами героев других произведений. Узнайте сказочного героя.
1.С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? ( А. Толстой, Буратино)
2.Сейчас потолкуем о книге другой-
Тут синее море, тут берег морской…
Старик вышел к морю,
Он невод забросил,
Кого-то поймает, кого-то попросит (А. Пушкин, «Сказка о рыбаке…)
3.Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала. (Дюймовочка, Х.К.Андерсен)
4.Кто-то за кого-то ухватился крепко?
Ох, никак не вытянуть!
Ох, засела крепко!
Но ещё помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Может это…(«Репка», рус.нар.сказка)
5.Не птица он и не щенок,
Он не котёнок, не сурок,
Не медвежонок, не енот,
Но песню про него поют,
Его все дети узнают,
Скажите, как его зовут? (Чебурашка, Успенский)
6.А если кто-то загрустит 8.Без носков и без чулок,
И потеряет аппетит, Без ботинок и сапог
То пусть его на чашку чая По траве катиться мог
Он поскорее пригласит. В детской сказке…(Колобок)
Он с крыши в гости прилетит
И вам улучшит аппетит.
(Карлсон, Астрид Линдгрен-шведская писат.)
7.Многим долго неизвестный, 9. Скачет лошадь непростая.
Стал он каждому дружком. Чудо-грива золотая.
Всем по сказке интересной По горам парнишку носит
Мальчик- луковка знаком Да никак его не сбросит.
Очень просто, хоть и длинно Есть у лошади сынок-удивительный Он зовётся (Чипполино, Д.Родари) Конёк по прозванью (Горбунок, П. Ершов)
Книжка:
Я к вам обращаюсь, товарищи дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями приходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Уч-ль: А какие серии книг написаны для любознательных детей? (Выставка энциклопедий, словарей)
- Какие пословицы вы знаете о книге?
(Книга - зеркало жизни.
Книга для ума - что тёплый дождик для всходов зерна.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто много читает, тот много знает.
Прочёл новую книгу - встретился с другом.
Грамоте учиться - вперёд пригодится.
Хорошая книга - лучший друг.)
Уч-ль: Теперь вы знаете, ребята, что над книгой трудятся сотни людей. Каждая книга - результат большого коллективного труда и этот труд надо беречь. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё больше полюбите читать, ещё бережнее будете относиться к книгам.
Народная мудрость гласит, что «умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто много читает.
Уч-к №8:
Ты друг мой верный, книга,
Ты, книга, помогаешь
Учиться, строить, жить.
Зовёшь любить Отчизну,
Хорошим другом быть.