Программа по внеурочной деятельности «Оригами и аппликация»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»

Руководитель МО

____ /Большакова Е.Н.

Протокол №____ от

«__» ______ 20__г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Гимназия №32»

____/Чернова В.А.

«__» ________ 20__г.


«Согласовано»

Директор МОУ

«Гимназия№32»

_____/Якимова Л.А.

Приказ №______ от

«___» ________ 20__г.






Норкиной Аллы Владимировны

учителя начальных классов

I квалификационной категории

Детское творчество

«Оригами и аппликация»

1 класс






Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________ от

«____» __________ 20 г.


20___ - 20___ учебный год





Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе письма №6872/10 от 18.08.10 Министерства образования и науки Республики Татарстан о введении в действие Федерального образовательного статуса (приказ МО и НРФ от 06.10. 2009).

Пояснительная записка.

Программа «Детское творчество» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Значение оригами для развития ребенка

 Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

 Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

 Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

 Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

 Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

 Развивает пространственное воображение - учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

 Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

 Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

 Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.

Цель программы

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Задачи программы:

Обучающие

 Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

 Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

 Обучение различным приемам работы с бумагой.

 Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:

 Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

 Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

 Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:

 Воспитание интереса к искусству оригами.

 Расширение коммуникативных способностей детей.

 Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.


Отличительные особенности данной программы

Занятия оригами предполагают знакомство со складыванием фигурок из бумаги с целью развития у детей целого комплекса навыков.

Во время занятия оригами, дети не только научатся работать с бумагой, но и происходит развитие пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. В процессе занятий развивается устная речь ребёнка. Она становится красивой, грамотной, дети учатся свободному общению. На занятиях дети не только складывают из бумаги фигурки, но и изучают русские обряды и сказки, поют, играют, сочиняют истории, знакомятся с персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка сочетается с загадкой, стихами, прибаутками.

Знакомство с оригами происходит комплексно. Программа содержит не только простейшие фигурки для складывания, но и разнообразные литературные тексты, стихи, приметы, загадки. Программа рассчитана на комплексные занятия с учащимися.

Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы,
условия набора, режим занятий, наполняемость групп)

Программа « Детское творчество» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1год обучения.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
На занятия принимаются все желающие учащиеся 1 классов начальной школы.

Занятия ведутся 8 часов неделю по 2 часа в день.

Классы

Кол-во часов в неделю

Кол-во уч-ся

группе

2

не более 15

2

не более15

2

не более 15

2

не более 15

Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
•практический (выполнение работ по пооперационным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
•репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
•частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
•фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
•индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
•групповой - организация работы в группах.
•индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
•и другие.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Осень



1.

Оригами - искусство складывания из бумаги.

2

2.

Приметы осени.

2

3.

Грибная пора.

2

4.

Перелётные птицы.

2

5.

Обитатели леса.

2

6.

В гостях у народных умельцев.

2

7.

Рябиновые сказки.

2

8.

Твой дом.

2

9.

Верные друзья.

2

10.

К нам пришёл весёлый гном.

2

Зима.


11.

Зимняя сказка.

2

12.

В лесу родилась ёлочка.

2

13.

Новогодний праздник.

2

14.

Морозные узоры.

2

15.

Народные праздники.

2

16.

Звёзды.

2

17.

Зимние забавы.

2

18.

Праздник дедушек и пап.

2

Весна.


19.

Весна-красна.

2

20.

Мамин праздник.

2

22.

Первоцветы.

2

23.

Путешествие по реке.

2

24.

Пернатые друзья.

2

25.

Морские глубины.

2

26.

Космическое путешествие.

2

Лето.


27.

Живой цветок.

2

28.

В царстве Жар-птицы.

2

29.

Летнее разнотравье.

2

30.

Паук-предсказатель.

2

31.

Лягушка-квакушка.

2

32.

Четвероногие друзья.

2

33.

Птичий двор.

2

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусством оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Литература :

Афонькин С.Ю., Лежнёва Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация.- С.-П.: Кристалл, 2001.-303с.

Соколова С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. - М.: ЭКСМО-Пресс; СПб.:«Валери СПД», 2001. - 224с., ил. ( Серия:«Академия «Умелые руки».)



© 2010-2022