Конспект урока по окружающему миру Строение веществ (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру в 3 классе.

Тема урока:

Строение веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях.

Цели и задачи:

Начать формировать представление о частицах - молекулах, о движении и расположении их в твердых, жидких и газообразных веществах, познакомить с увеличительным прибором - микроскопом.

Продолжить развитие наглядно-образного, логического мышления, воображения. Продолжить формирование элементов абстрагирования, как мыслительной операции. Продолжить формирование умения делать выводы по результатам наблюдений и простых опытов.

Развивать способность к опытно-экспериментальной учебной деятельности.

Воспитывать познавательный интерес к опытно-экспериментальной работе.

Воспитывать гордость за великих ученых России.

Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование:


Медиопроектор, презентация Кроссворд У каждого ребенка по 2 стакана с водой, пипетка, ложка, сахар, чернила, шприц без игл, брусок У учителя большой шприц с подкрашенной жидкостью, зёрна кофе, два сосуда для жидкости

Ход урока:

Организационный момент:

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим и тихонечко сидим.

Проверка домашнего задания, повторение:

На прошлом уроке мы познакомились с вами с новыми понятиями. Разгадав кроссворд, мы проверим, хорошо ли вы их запомнили, и узнаем тему нашего сегодняшнего урока.

(Кроссворд на доске)

Слово по вертикали под N1.- Как по-научному называется любой предмет? (Тело)

- Это многозначное слово.

- Какие еще значения может иметь это слово? (организм человека, часть организма - туловище, часть чего-либо, корпус чего-нибудь - тело орудия, поршня)

Слово тело произошло от слова тесто и буквально означает "масса" (на костях, которую можно мять) (Показ теста)

Сегодня мы исследуем тела, составленные из разных веществ, и узнаем: все ли они одинаково легко поддаются сжатию и давлению, как тесто. Наши выводы помогут нам в дальнейшей работе.

Слово по вертикали под N2: То из чего состоит любое тело. (вещество)

- Как вы думаете, от какого слова образовалось слово "вещество"? (от слова "вещь") Подберите однокоренные слова. (вещественный)

Многие из вас слышали словосочетание: вещественные доказательства.

То есть то, что реально существует. Вещества - это основа нашего материального мира. И сегодня именно о них пойдет речь.

Слово по вертикали под N 3: Вид вещества, название которого произошло от слова "твердь"? (твердое)

- Может быть, кто-то знает, что такое твердь? (земля, суша)

- Почему от этого слова произошло слово "твердое"? (земля неизменна, устойчива)

- Приведите примеры твердых веществ (мел, металл, лед)

- Ребята, а в каких случаях еще употребляется слово "твердый"?

(твердый картон - жесткий, крепкий

твердое решение - неизменное, прочное, непоколебимое

твердая рука, сердце - сильный, решительный)

- Как вы думаете, почему во всех этих случаях употребляется слово "твердый"? (похоже на свойство твердых тел, указывается на сохранение состояния, его неизменность)

- У нас на партах лежит тело - брусок.

(Учитель демонстрирует брусок)

- Из какого вещества он изготовлен?

- Исследуем его, чтобы узнать, легко ли он поддается сжатию.

Я предполагаю, что нет. Попытайтесь его сжать, покрутите.

- Что вы заметили?

- Легко ли его сжать или сломать? (трудно)

- Да, для этого надо приложить большие усилия.

- Изменяется ли его форма? А объём? (нет)

- Сделайте вывод, какими же свойствами обладают твердые тела? (они сохраняют форму и объем)

СЛАЙД 1:

На слайде таблица:

Состояние вещества

Свойства вещества


Твердое

Сохраняет форму и объем, трудно сжать.

Слово по вертикали под N 4: Вещество, обладающее текучестью. (жидкое)

(Учитель переливает чай из одного сосуда в другой)

- Приведите примеры жидких тел или веществ.

- Исследуем свойство жидкости сжиматься. Я предполагаю, что жидкость сжать трудно.

В моем шприце подкрашенная вода. Я закрываю отверстие для иглы и пробую надавить на поршень. Ничего не получается.

В русском языке есть даже такое выражение «Толочь воду в ступе». Что оно означает?

( бесполезное занятие)

- Сделайте вывод, какими свойствами обладает жидкое вещество? (текучесть, принимает форму сосуда, в котором находится, не сохраняет объем, трудно сжать)

СЛАЙД 2:

На слайде таблица:

Состояние вещества

Свойства вещества


Жидкое

Обладает текучестью, принимает форму сосуда, в котором находится.

Слово по вертикали под N 5: Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с происхождением слова, заимствованного из французского языка. Оно произошло от слова "хаос" - бесформенное, беспредельное пространство.

- Что это за слово? (газ)

- Как называется вещество, название которого связано с этим слово? (газообразное)

- Приведите примеры.

- У меня в руках шприц, наполненный смесью газообразных веществ - воздухом. У вас на партах тоже. Исследуем, легко ли сжимается газообразное вещество - воздух.

- Как вы думаете? (легко)

- Закройте отверстие для иглы пальцем, а другой рукой попробуйте надавить на поршень.

- Что вы видите? (воздух внутри шприца сжимается)

- Отпустите поршень. Что заметили? (поршень возвращается на место)

- Как вы думаете, почему? (сжатый воздух выталкивает его)

- Сделайте вывод о свойствах газообразных веществ. (занимает весь предоставленный объем, легко сжать)

1 кубический метр воздуха можно сжать до размера напёрстка.

СЛАЙД 3:

На слайде таблица:

Состояние вещества

Свойства вещества


Газообразное

Занимает весь предоставлены объем, легко сжать.

- Мы с вами сейчас исследовали разные вещества в разных состояниях. Но и одно и то же вещество при разных условиях может быть или в жидком, или в твердом, или в газообразном состоянии. Приведите пример. (вода - лед - пар)

- В чем же сходство и различие веществ, находящихся в разном состоянии?

- Посмотрите на наш кроссворд. Какое слово получилось по горизонтали?

В кроссворде на доске по горизонтали получилось слово: строение

- С чем ассоциируется у вас это слово, подберите однокоренные слова. (устройство)

Тема урока:

Тема нашего сегодняшнего урока - «Строение веществ». Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «В чем сходство и различие в строении твердых, жидких и газообразных веществ? Почему одни вещества твёрдые, другие - жидкие, а третьи - газообразные?»

Для работы по этой теме учебник приглашает нас в гости к невидимкам (СЛАЙД 4),

но кое-что мы все-таки увидим.

Перед этим отправимся на прогулку:

Физминутка:

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

- Готовы к работе?

- Итак, мы должны разобраться, из чего же состоят вещества.

- Ученых с древних времен интересовал этот вопрос. Они предполагали, что если вещество, например, камень разделить до точки, то можно обнаружить мельчайшую неделимую частицу - атом (СЛАЙД 5). Атомы могут быть нескольких сортов и образовывать молекулы (СЛАЙД 6). Это слово означает «маленькая массочка». Условно молекулы изображаются в виде шариков. Древние учёные предполагали, что сходство всех веществ на свете в том, что они состоят из движущихся молекул, между которыми есть промежутки.

- Проведем исследование, которое подтвердит или опровергнет мнение ученых о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул.

- Предположим, что ученые правы и каждое вещество состоит из движущихся молекул, между которыми есть промежутки.

Тогда возможно проникновение частиц одного вещества между частицами другого.

- Чтобы проверить это проделаем опыт.

Опыт с сахаром:

Перед вами стоят стаканчики с водой и лежит кусочек сахара.

Соедините эти два вещества, помешайте сахар ложкой.

- Что вы видите? (сахар постепенно стал невидимым, растворился)

-Как убедиться, что сахар все еще находится в стакане? (попробовать)

- Попробуйте воду на вкус. Какая она? (сладкая)

- Какой вывод мы можем сделать? (Сахар не исчез, он остался в стакане)

- Почему же мы не видим сахар? (Потому что сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. И это частицы перемешались с частицами воды)

- Этот опыт подтвердил нам мнение ученых о том, что вещества состоят из частиц.

- Всегда ли можно пробовать, когда проводишь исследование?

Опыт с чернилами:

- А теперь проведём опыт, который поможет нам кое-что увидеть. Проверим, подтвердит ли он наши выводы о взаимопроникновении веществ.

Соединим две жидкости. Предположим, что, если они состоят из частиц, между которыми есть промежутки, то они перемешаются. А может, этого и не произойдет.

- Капните в пластмассовый стакан каплю чернил.

- Что вы наблюдаете? (вода окрашивается)

- Попробуйте объяснить почему?

- Возможно ли было бы окрашивание, если бы жидкость была сплошной, без промежутков? (нет)

- Сделайте вывод. (окрашивание возможно потому, что вещество не сплошное и состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки)

- О чем говорит распространение окрашивания в разные стороны? (частицы двигаются в разных направлениях)

- Почему такой маленькой капельки чернил хватило, чтобы окрасить всю воду? (значит в маленькой капле очень много частиц, перемешавшихся с частицами воды)

- Сделайте общий вывод. (вещества состоят из отдельных, невидимых глазу, движущихся частиц, между ними есть промежутки)

- Посмотрите: молекулы разных веществ различны!

СЛАЙД 7, СЛАЙД 8, СЛАЙД 9 , СЛАЙД 10, СЛАЙД 11

- К выводу, который вы сейчас сделали, в России первым пришёл величайший русский ученый, поэт, художник, основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов. СЛАЙД 12

Именно благодаря ему, мы сегодня познакомились с понятием «молекула». И словарь науки обогатился такими словами, как формула, термометр, барометр, атмосфера и другими.

Доказать его гипотезу люди смогли только с изобретением электронного микроскопа. СЛАЙД 13. И, возможно, в будущем вы тоже станете учёными и сделаете свои открытия в этой области.

- А пока перед нами стоит всё та же задача: определить, чем похожи между собой вещества, находящиеся в одинаковом состоянии. Как их состояние зависит от их строения.

Посмотрите на нашу таблицу.

СЛАЙД 14

Состояние вещества

Свойства вещества

Твердое

Жидкое

Газообразное

- Повторим свойства твердого вещества. (Сохраняют форму и объем, очень трудно сжать) СЛАЙД 15

Сейчас 4 человека с первых парт попробуют изобразить молекулы твердого вещества.

- Как вам надо встать, чтобы вас было трудно разъединить? (обнявшись крепко)

- Попробуем вас разъединить (Очень сложно)

- Почему твердое тело трудно сломать и разъединить? Как должны располагаться молекулы? (молекулы находятся очень близко друг к другу)

- Вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Отец и сыновья».

- Чему учил сыновей отец? (Держаться вместе)

- Какой пример он им привел? (Веник, который не сломать)

- Так и мы, если будем держаться друг за друга, дружить - никто нас не разобьет.

Древние ученые думали, что у молекул твердых веществ есть крючки, которыми они цепляются друг за друга.

Теперь мы знаем, что никаких крючков между молекулами твердого тела нет, просто молекулы в твердом теле очень сильно притягиваются друг к другу, но между ними всё равно есть небольшие промежутки, и молекулы колеблются. Поэтому твердое тело очень тяжело сжать.

Посмотрим опять в таблицу. СЛАЙД 16

Вспомните опыт с водой, чаем.

- Какими свойствами обладают жидкие вещества? (Текучестью, трудно сжимаются)

Следующие 4 человека попробуют изобразить молекулы жидкого вещества. Покажите, как вы легко перетекаете. (хоровод, ручеек)

- Благодаря чему жидким веществам это удается делать? (Молекулы расположены свободнее, хотя тоже притягиваются друг к другу. Помимо колебаний, они перескакивают с места на место)

Опыт с кофе:

А теперь закройте глаза и попробуйте догадаться, какое вещество я принесла в класс (кофе)

- Как догадались? (по запаху)

- Чтобы вы почувствовали запах, что должно было произойти с молекулами кофе? (Они должны были попасть к нам в нос, они вылетели с поверхности зерен и находились в газообразном состоянии)

- Что позволило молекулам так быстро достичь вашего носа? (Слабые связи между молекулами. Молекулы носятся с огромной скорость на большом расстоянии)

- Какое свойство газа этим обусловлено? (Занимать весь предоставленный объем, легко сжиматься, так как между молекулами большие промежутки) СЛАЙД 17

- Подумайте, где и при каких обстоятельствах вы ежедневно сталкиваетесь с моделью взаимодействия молекул газа между собой? (На перемене, когда многие бегают)

Давайте, постараемся, во избежание травм, на переменах быть похожими не на молекулы газообразного вещества, а на молекулы жидкости, играя в ручеек и другие игры.

- С какими понятиями познакомились на уроке? (молекулы, атом)

- Удалось ли нам ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока?

- В чём сходство всех веществ? (состоят из молекул)

- Как зависит состояние вещества от его строения?

Домашнее задание:

Открыть учебник на странице 49 № 2. Дома определите, в каких состояниях находятся вещества, модели строения которых изображены на рисунках и подготовьте ответ на вопрос №3.


© 2010-2022