ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Приходько Ольга Сергеевна,

учитель-дефектолог,

ГОУ «Центр образования»

для детей-инвалидов Забайкальского края.


Наряду с использованием традиционных подходов в обучении неслышащих и слабослышащих детей, а также опытом, накопленным российской сурдопедагогикой, специалисты, работающие с данной категорией детей, все больше пытаются расширить круг знаний в области реабилитации и обучении детей с нарушением слуха и речи, обращаясь к современным технологиям, используя опыт мировой специальной педагогики. Важное место при обучении языку занимает верботональный метод, основанный не только на новой технологии педагогической работы с глухими детьми, но и предполагающий использование оригинальной слуховой аппаратуры нового поколения, учитывающей значительные поражения слуха глухих не только по силе звука, но и по частотному диапазону. Верботональный метод - способ реабилитации детей, использующий все ресурсы тела для развития устной речи и дальнейшей интеграции в общество. При использовании верботонального метода в развитии речевой коммуникации педагог сможет достигнуть следующих целей: 1. сформировать у ученика потребность и желание общаться словесной речью; 2. сформировать у ученика самоконтроль за звучанием собственного голоса, речи; 3. способствовать развитию выразительной, эмоциональной, интонированной речи; 4. обратить большее внимание ребёнка на речь и меньшее на мимику и жесты; 5. научить правильно повторять любую речевую фразу, самостоятельно объединять известные слова в предложения. Задачи верботонального метода:

  1. Создание у ребенка потребности и мотивации слушать себя и говорить.
  2. Формирование базы развивающих показателей (4 показателя - дыхание, голос, ритмико-интонационная сторона речи, звукопроизношение).
  3. Развитие слухового восприятия.
Верботональный метод как система основывается на характере развития речи в онтогенезе, согласно которому голосовая активность ребенка представляет собой ответ на звуковые и на проприоцептивные ощущения (ощущения всего тела). Верботональная система - это реабилитация человека, реабилитация в первую очередь остаточного слухового восприятия с активизацией всех сохранных анализаторов, потенциальных возможностей человека. На базе остаточного слухового восприятия развивается речь ребенка - это является основным в верботональной системе обучения. Элементы верботональной системы:
  1. Вибротактильная фаза
  2. Аудиовизуальный курс
  3. Фонетическая ритмика
  4. Музыкальная стимуляция
  5. Пиктографическая ритмика

Сегодня я хотела бы подробнее остановиться на аудиовизуальном курсе. Аудиовизуальный курс Аудиовизуальный метод (АВМО) - это метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, характерном для разговорного стиля речи, при интенсивом использовании средств зрительной и слуховой наглядности. Полное название метода, хорошо передающее его особенности, - «аудиовизуальный структурно-глобальный», - означает, что новый материал предназначен для восприятия преимущественно на слух, а его значение раскрывается с помощью средств зрительной наглядности. Обучение же языку происходит путем усвоения глобально (целостно) воспринимаемых структур (моделей предложения, речевых образцов). Этот метод обучения возник во Франции в 50-е гг. в связи с большим интересом, который начал проявляться к проблеме овладения иноязычной разговорной речью в сжатые сроки. Теоретические основы метода были разработаны в Научно-исследовательском центре по изучению и распространению французского языка за рубежом (КРЕДИФ - Centre de Recherche et d'etude pour la Diffusion de francais), входящего в состав педагогического института в Сен-Клу и возглавляемого Ж. Гугенеймом. Под его руководством и при активном участии П. Риванка, К. Ма-ландена, Д. Миаларе, югославского профессора П. Губерины были произведены отбор и описание учебного материала для работы по методу и выпущен в 1962 г. первый аудиовизуальный курс французского языка «Голоса и образы Франции». В наши дни АВМО все еще сохраняет позиции одного из наиболее популярных методов обучения иностранным языкам. (По данным ЮНЕСКО, за рубежом по этому методу занимается около 50% изучающих иностранный язык.) В чистом виде метод в настоящее время применяется главным образом на краткосрочных курсах по обучению иностранным языкам взрослых.
Аудиовизуальный глобально-структурный метод - интегральная часть верботонального метода. Авторами этого метода являются академик П.Губерина (г.Загреб, Хорватия) и профессор П.Ривенс (г. Париж, Франция).

Основное назначение устной речи - коммуникация. Аудиовизуальный курс содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимания языка и коммуникации и является составной частью верботонального метода. Слуховое восприятие играет важную роль в становлении и развитии речи. Слуховой и звуковой образ связывается со значением - картинкой. Картинка соотносится с ситуацией - реальностью. На картинке изображаются не только предметы, люди, но и конкретные ситуации из повседневной жизни. Аудиовизуально, другими словами - звук и картинка. Основной языковой формой АВК является картинка, которая сопровождается звуком (речью педагога). Язык и речь воспринимаются с помощью слуха, зрения, движения. Роль картинки постепенно меняется. Вначале она необходима, а в конце изучения курса убирается, когда языковое выражение становится достаточным и полным выражением действительности.
Значение картинки: 1. связывает выражение с реальной ситуацией, 2. помогает звуковому запоминанию, 3. дает возможность понимания обыкновенных символов в языке. Методика проведения АВК Фаза демонстрирования и запоминания Учащиеся знакомятся с ситуацией, запоминают текст. Картинка появляется на 2-3 секунды раньше звука. Рекомендуется 2 раза подряд посмотреть и прослушать АВК. После этого учащиеся начинают повторять по картинкам фразы. При повторении учитель работает над произношением. Это самая длительная фаза. Фаза объяснения Работа над уточнением и пониманием содержания текста. Фаза драматизации Эта фаза может включать в себя разные виды работ: ученики повторяют текст по ролям до тех пор, пока каждый из них не сыграет хотя бы одну роль. Фаза активизации
  1. учитель задает вопросы по картинкам;
  2. учащиеся задают вопросы друг другу по картинкам;
  3. учитель задает вопросы без опоры на картинки;
  4. ученики задают вопросы друг другу без опоры на картинки;
  5. ученики описывают отдельные картинки;
  6. ученики пересказывают текст по картинкам;
  7. ученики пересказывают текст без опоры на картинки;
  8. учитель, а потом ученики задают вопросы, которые относятся к сходным ситуациям из жизни учеников;
  9. учащиеся пересказывают похожие ситуации из собственной жизни.
Конечной целью АВК является перенос речевого материала в самостоятельную речь, расширение и обогащение речевой практики неслышащих младших школьников. При этом повышается речевая активность учащихся на уроках, увеличивается доля самостоятельных высказываний, развивается инициативная речь. Использование АВК на внеклассных занятиях обеспечивает учащимся речевую среду в течение всего дня, побуждают глухого пользоваться языком слов для общения с окружающими. В конечном итоге целью всей работы по развитию речи неслышащих младших школьников должно стать стремление привести глухого ребенка к такому владению словесной речью, чтобы она была разборчивой для окружающих и, чтобы ребенок мог понимать обращённую к нему речь не только своих учителей, но и говорящих людей вообще. В практике обучения неслышащих школьников уже имеется опыт использования АВК (Загреб, Хорватия; Зеленоград; Хабаровск; Киев и др.), который дает хорошие результаты. Развитие речи глухих младших школьников составляет важнейший раздел работы специальной (коррекционной) школы для глухих детей, поэтому мы тоже решили использовать АВК в своей практике. Этот курс мы использовали в основном на уроках развития речи. Вместе с тем работа осуществлялась на индивидуальных занятиях по РСВ и формированию произношения, на музыкально-ритмических занятиях, на уроках слуховой работы, на которых основное внимание обращалось на произношение и интонацию. На всех перечисленных уроках детям предполагалось одна и та же тема, отрабатывался один и тот же словарь, рассматривались одни и те же картинки. При первом предъявлении картинки располагались в строгой последовательности, рассматривались под руководством учителя, причем каждая картинка сопровождалась табличкой. Таблички открывались после прослушивания текста на слух или слухо-зрительно. Далее шла работа по содержанию текста или диалога. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов по пониманию текста, установить последовательность картинок, расположенных в произвольном порядке, составить рассказ по одной картинке, назвать недостающие картинки, придумать похожие ситуации из собственного опыта и т.д. После того, как дети усваивали необходимый словарь по теме, переходили к составлению диалогов. По каждой теме проводятся стартовые и итоговые контрольные работы (описание картинки, составление диалога на заданную тему). По результатам эксперимента мы сделали вывод: значительно расширился словарный запас учащихся, речь стала более эмоциональной, дети смелее вступают в контакт со слышащими. Поэтому использование аудиовизуального курса верботонального метода является эффективным условием развития речи неслышащих младших школьников. А от уровня развития речи в значительной степени зависит преодоление последствий глухоты, возможность включения в коллектив слышащих, в общественную жизнь.
Аудиовизуальный глобально-структурный метод дает возможность быстрее и легче развивать самостоятельную речь у детей с нарушениями слуха. Так как построен в форме диалога, являющегося основной языковой формой речевой ситуации.

5

© 2010-2022