А. С. Пушкин Зимнее утро

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: А. С. Пушкин « Зимнее утро».

Цели урока:

  • Продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина . Учить наблюдать то, что трудно увидеть глазами, то, что происходит в душе героев. Подвести к пониманию того, что эмоции при наблюдении красоты очень важно с кем -то разделить. Учить находить приём контраста и понимать смысл использования. Познакомить с новым литературным выражением «строфа», «эпитет».

  • Развивать словарный запас, навыки выразительного чтения, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

  • Воспитывать любовь к русской поэзии.

Планируемые результаты:

- Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.

-Высказать своё мнение , уметь обосновать свою позицию, делать выводы.

-Уметь пользоваться толковым словарём.

-Понять, что в поэтической речи имя прилагательное часто становится художественным определением - эпитетом.

Оборудование : портрет А. С, Пушкина, аудиозапись стихотворения « Зимнее утро».

Ход урока .

  1. Организационный момент:

Смолкли шаги в коридоре.

Урок нам пора начинать.

Поэзии тонкие струны

Будут сегодня звучать.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

На доске портрет А. с. Пушкина. (1799 - 1837)

Мы читать тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный,

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.

- Сегодня мы отправляемся в прошлое России, в XIX в. С творчеством русского поэта мы знакомы с детства. А сказки этого поэта помните?

- Сейчас мы проведём небольшую викторину по группам.

Задача: уметь выслушать товарища, помочь своей команде и дать правильный ответ представителю вашей группы. Один из ребят читает вслух вопрос и отвечает .)

1. Из какой сказки Пушкина , назовите: «В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут…» ( Сказка о царе Салтане.)

2. К кому обращается королевич Елисей, когда искал свою невесту?(к солнцу, к месяцу, к ветру.) Дайте полное название этого произведения.

3. Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ.(петушок) Дайте полное название этого произведения.

4. Какой сказочный персонаж в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» помог королевичу Елисею отыскать невесту?( ветер)

5. Каким было последнее желание старухи?(быть владычицей морскою). Дайте полное название этого произведения.

Подводим итоги.

  1. Подготовка к восприятию.

- Сегодня мы на уроке познакомимся ещё с одним стихотворением Пушкина «ЗИМНЕЕ УТРО».

- За свою недолгую жизнь поэт написал огромное количество стихов, сказок, рассказов. Что вы уже знаете о поэте? В каком веке он жил?( Выслушать ответы и дополнить их рассказ о биографии поэта)

- Стихотворение написано автором в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не толь ко горестным чувства одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное- творческого вдохновения. Написано стихотворение очень быстро, за один день 3 ноября 1829года в Тверской губернии.

4. Постановка темы урока

- Прослушайте музыку П. Чайковского из цикла» Времена года» ( Зима)

- Что вы представляли, когда слушали музыку?

- Какой предстаёт зима в вашем воображении( (холодной, снежной, волшебной, загадочной, волшебной)

Мы с вами так представляем себе зиму. Сегодня мы познакомимся с отрывком из большого произведения А. Пушкина « Евгений Онегин» и узнаем, как переживают красоту природы автор и его герои.

5. Чтение и анализ стихотворения.

- Откройте учебник на стр.44, прочитайте название стихотворения.( А. Пушкин. Зимнее утро)

- А сейчас послушайте стихотворение А.С. Пушкина

- Поделитесь своими мнениями. Каким настроением проникнуто стихотворение? (бодрым, весёлым)

- Что именно радует поэта?

Словарно-лексическая работа

Уточните значение слов со звёздочкой в толковом словаре.

- Значение каких ещё слов непонятно?

Нега -блаженство

Вечор - вчера вечером

Нынче - сегодня

Янтарь - застывшая смола хвойных деревьев

Лежанка - тёплое место у печки

Взоры - взгляд

Янтарный блеск - прозрачно- жёлтый

Чтение текста на стр.45 - 46

- Что нового вы узнали из диалога Анишит Йокоповны и Миши? В какой роли выступает в этом диалоге Анишит Йокоповна? (волшебницы)

- Повторное прослушивание стихотворения.

- От чьего лица ведётся повествование?( от лица лирического героя)

- Чьё присутствие ощущается?( героини, к которой обращается лирический герой)

- Посмотрите на стихотворение. Что вы заметили в записи? (разделено на части)

- Прочитайте слова Кости Погодина на стр.46 и узнайте, как называются такие части? (строфы) - Как вы понимаете значение этого слова? (строфа - это часть стихотворения) - Из скольких строф состоит стихотворение? ( из 5 строф) - Перечитайте стихотворение и скажите, какая строфа может быть самостоятельным стихотворением. ( третья, т. к. только в ней лирический герой не обращается к героине.) - Найдите и прочитайте обращение лирического героя в других строфах. Волнует ли лирического героя то, что чувствует героиня? Хочет ли он, чтобы она тоже наслаждалась красотой зимнего утра? -Прочитай первую строфу и найди в ней подтверждение( «Проснись» - герой будит героиню, потому что хочет показать, какой замечательный день начинается.) - А есть ли доказательства во второй строфе? Перечитайте и найдите.(« Погляди в окно» - О чём эта строфа? ( Герой вспоминает, что вчера вечером была вьюга и сама героиня была печальна, значит, ему небезразлично её состояние и настроение.) - Найдите подтверждение в других строфах. ( Четвёртая строфа: герой советуется с героиней - приглашает её покататься на лошадях. Пятая строфа - герой с лёгкой грустью вспоминает эти места, которые предстоит навестить. Он нежно называет героиню «милый друг» и рассказывает о прелестях готовящегося путешествия на лошадях ) - Какой вы представляете себе героиню?( нежным, хрупким созданием, она красива и любима лирическим героем.) 6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 7. Продолжение работы по теме урока. _ Перечитайте стихотворение и подберите к каждой части заголовок. ( 1-я строфа -« Пробуждение». 2-я строфа - «Воспоминание о вчерашнем дне». 3- строфа -«Описание природы зимним утром.» 4 - строфа - «Описание комнаты.» 5 - я строфа «Приглашение на прогулку.» Мы составили план.

- Можно ли это стихотворение назвать пейзажной зарисовкой? ( нет, т. к. здесь присутствует общение близких людей. Находясь в деревне, они пережили зимнюю погоду и теперь испытывают радость от ясного солнечного утра.)

- Какое настроение вызывает у вас это произведение?

- Одинаково ли оно на протяжении всего стихотворения?

- Найдите строчки, где настроение меняется.

- И так, всё - таки, ребята, это стихотворение о красоте зимнего утра или о том, как приятно разделить переживания красоты с близким человеком?

- Обращение к героине придаёт стихотворению особый характер - переживание красоты зимнего утра.

А. С. Пушкин прославлял русскую природу, оживляя её. Во всех его произведениях можно почувствовать дыхание различных стихий.

8. Рефлексия.

Итак, какое же чувство осталось у вас после чтения стихотворения А. С. Пушкина « Зимнее утро?»

- Все ли поняли смысл стихотворения и настроение лирического героя?

-Продолжите фразу: « Я узнал(а)сегодня на уроке…»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : выучить понравившуюся строфу наизусть.

литература:

  • Поурочные разработки по литературному чтению для 3 класса к учебнику Н.А. Чураковой (М.: Академкнига/Учебник) УМК «Перспективная начальная школа» составлены в соответствии с требованиями ФГОС. 2012 г , 288 стр

© 2010-2022