- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта занятия внеурочной деятельности: Бумага и фантазия. Божья коровка
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности: Бумага и фантазия. Божья коровка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колосовская А.А. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Занятие по внеурочной деятельности в 1 классе МБОУ СОШ №1 р. п. Солнечный по теме «Бумага и фантазия. Божья коровка».
Занятие разработала учитель первой квалификационной категории Колосовская Анна Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
рабочего посёлка Солнечный
Солнечного муниципального района
Хабаровского края
Номинация: занятие по внеурочной деятельности
1 класс
Тема занятия: Бумага и фантазия. Божья коровка.
Форма проведения: практическое занятие.
Используемая технология: проблемно-диалоговое обучение
Занятие разработала:
Колосовская Анна Анатольевна, педагогический стаж 19 лет,
первая квалификационная категория
2014 г.
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
Тема занятия
Бумага и фантазия. Божья коровка.
Тип занятия
Внеурочная деятельность
Цель занятия
Создание условий для развития творческих способностей, заложенных в ребенке.
Задачи занятия (планируемый результат)
Предметные умения
Метапредметные универсальные учебные действия Ученик научится: -организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы; -соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; - отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; - узнавать и называть освоенные материалы, их свойства; - выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки; - применять приемы безопасной работы с ножницами; - выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения; - изменять вид конструкции; - анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме; - изготавливать конструкцию по рисунку, схеме, технологической карте.
Личностные УУД: - положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью; - представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности. Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - определять цель учебной деятельности; - понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; - проводить первичный анализ предлагаемого изделия; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Коммуникативные УУД: - договариваться друг с другом, слушать и понимать других; - участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи; - допускать существование различных точек зрения. Познавательные УУД: - определять круг своего незнания; - перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Индивидуальная
Парная
- компьютер, проектор;
- раздаточный материал (шаблоны);
- технологическая карта;
- презентация.
Мотивационно-целевой этап
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые универсальные учебные действия 1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. - Здравствуйте, ребята! Сегодня за окном завывает метель, а я предлагаю вам перенестись в жаркое лето! Представьте, что мы гуляем по зеленому лугу, слушаем пение птиц, ласковое солнышко согревает нас своими лучами. Ой, посмотрите вниз! На стебельке травы сидит маленькое существо. Отгадайте, кто это: Надевает эта крошка Платье красное в горошек И летать умеет ловко Это … (божья коровка). - Как она выглядит? - Конечно, забрать ее домой нельзя, но мы сегодня сделаем аппликацию, которая будет и зимой напоминать нам о летних теплых днях.
Дети отгадывают загадку.
Дети описывают внешность божьей коровки. Предполагаемые ответы: - маленькая, красные или оранжевые крылышки с чёрными точками на них, маленькие усики, шесть лапок. Личностные УУД - положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.
2. Актуализация знаний. - Проверим, готовность рабочего места. У вас на столе должны находиться: клей, ножницы, простой карандаш, цветная бумага и картон. - Что нам нужно, чтобы выполнить поделку в технике «аппликация»? Что мы должны помнить при работе с бумагой?
Для размётки деталей сегодня мы будем использовать шаблоны. Вспомните, как надо рационально располагать шаблоны на листе бумаги? Учащиеся проверяют готовность рабочего места к занятию.
Предполагаемые ответы: - легко сминается, рвётся, легко режется ножницами,
Предполагаемые ответы: - размечать детали нельзя на лицевой стороне, чтобы не оставались следы от карандаша, не располагать шаблон в центре листа, а сдвигать его к краю, так, чтобы экономить бумагу. Регулятивные УУД: самостоятельная организация своего рабочего места.
3. Постановка цели занятия. Посмотрите, какую поделку я предлагаю вам выполнить сегодня на занятии (Слайд).
- В чём может быть затруднение при выполнении данной работы?
- Что у вас должно получиться в конце занятия?
- Как мы должны работать, чтобы у нас всё получилось? Учащиеся рассматривают слайд и образец поделки, проводят первичный анализ предлагаемой поделки. Предполагаемые ответы: - вырезание большого количества одинаковых деталей, их симметричное расположение… Предполагаемые ответы: - открытка «Божья коровка», выполненная в технике аппликации. Предполагаемые ответы: - внимательно, аккуратно, дружно. Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности, проведение первичного анализа предлагаемого изделия. Познавательные УУД: определение круга своего незнания.
Процессуальный этап
4. Открытие новых знаний.
- Как вы думаете, бумага какого цвета нам сегодня понадобится? Почему? - Какого цвета может быть божья коровка? Коровки бывают разные: Оранжево - жёлтые, красные, Как пуговки, в чёрную крапинку, На травке, как красные капельки… - Выбирайте, какого цвета будет именно ваша божья коровка.
- Внимательно рассмотрите рисунок. Как вы думаете, сколько деталей нам понадобится для создания подобного жука? - Перед вами лежат шаблоны. Что вы можете сказать?
- Почему круги разного размера?
- Как вы думаете, для чего нам понадобиться самый большой круг?
- Сколько больших заготовок для крыльев нам надо вырезать? - Как вы будете их вырезать? - Сколько раз вам придётся обвести шаблон? Почему два раза?
- А кто сможет мне подсказать, как получить два одинаковых круга, обведя шаблон только один раз? Действительно, чтобы одновременно вырезать несколько одинаковых по форме и размеру заготовок нам необходимо сложить подходящей ширины и длины лист несколько раз, разместить на нём шаблон, обвести шаблон и вырезать по контуру не разворачивая бумагу. - Посмотрите, как это делаю я (демонстрация приема учителем).
- Попробуйте теперь сами применить этот приём, используя розданные мной полоски? Сколько одинаковых деталей у вас получилось? У кого получилось больше всех? - Какого цвета будут другие заготовки?
- Сколько чёрных кругов маленького и среднего размера нам надо вырезать? Надо ли в этом случае складывать бумагу пополам? На основе личных впечатлений, прослушав стихотворение, дети выбирают бумагу, необходимую для выполнения поделки.
Предполагаемые ответы: - с красными или оранжевыми крылышками. Учащиеся проводят анализ поделки. Предполагаемые ответы: это 3 круга разного размера. Предполагаемые ответы: - голова, туловище, два крыла. Предполагаемые ответы: - для изготовления крыльев;
- надо вырезать два круга; - обведём по шаблону - обвести 2 раза, т.к. нужно два крылышка; - чтобы одновременно вырезать несколько одинаковых заготовок, надо сложить подходящей ширины и длины лист несколько раз.
Учащиеся слушают учителя и наблюдают за его действиями, знакомятся с наиболее рациональным способом вырезания одинаковых по форме и размеру заготовок. Учащиеся самостоятельно выполняют «пробное» вырезание. Предполагаемые ответы: - чёрные или коричневые; - один маленький и один средний круг; - нет, т.к. круги разного размера и нужны в одном экземпляре. Познавательные УУД: выбор нужной информации. КоммуникативныеУУД: умение договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Регулятивные УУД - понимание смысла инструкции учителя и принятие учебной задачи; умение проводить первичный анализ предлагаемого изделия. Личностные УУД Формирование положительного отношения к занятиям предметно-практической деятельностью.
5. Физкультминутка
Физкультминутка Мы вокруг себя покружились(Дети кружатся.) И в божьих коровок превратились. Божьи коровки, покажите мне Ваши головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики - Подул теплый ветерок... Поднял божьих коровок в воздух, и они полетели... - Мы вокруг себя покружились (Дети) И в мальчиков и девочек превратились. Дети выполняют физкультминутку и повторяют движения за учителем.
Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, тихо жужжат, кружатся.
6. Работа с технологической картой Рассмотрим по этапам, как теперь нам надо собрать детали.
- Как вы думаете, с чего мы начнём?
- Приклеиваем чёрный большой круг на картон. Клей наносим так, чтобы он не выступал при приклеивании. - Рассмотрите рисунок № 1. Что надо сделать с маленьким чёрным кругом? Правильно. Это голова нашего жука. - Кто объяснит, как надо расположить туловище и голову жука относительно друг друга? - Вы очень наблюдательны! - Рассмотрите рисунок на слайде.
- Объясните, как из круга получить два крылышка?
- Так мы и сделали бы, если бы крылышки не скрывали в себе маленький сюрприз, о котором я скажу чуть позже. А сейчас я складываю каждую заготовку крылышка пополам. - Кто хочет выйти ко мне и попробует показать, как должны располагаться крылышки. Помните, что они скрывают пробелы между головой и туловищем. Молодцы! - А почему крылышки располагаются именно так? Что делает наша божья коровка?
- А кто попробует показать жука, который будет просто ползать? Кто из вас захочет сделать такую божью коровку? - Объясните, как надо приклеить получившиеся крылья.
- Проверьте свои предположения, глядя на рисунок № 2 в технологической карте.
Учащиеся с помощью учителя проводят дальнейший анализ поделки по технологической карте. Предполагаемые ответы:
сначала определим место расположения божьей коровки на листе картона: в центре, в углу…
Дети приклеивают круг на картон. Предполагаемые ответы:
- сложить круг пополам;
- заготовка головы только касается туловища, и они не заходят друг на друга. Учащиеся проводят дальнейший анализ поделки по технологической карте. Предполагаемые ответы:
- надо взять один круг и разрезать пополам
Складывают каждый круг пополам.
Дети моделируют различное расположение крылышек относительно туловища на магнитной доске. Предполагаемые ответы:
- взлетает с цветка или только что села на травинку и складывает свои крылышки. Дети выполняют вариативное моделирование. Предполагаемые ответы: - сложенные крылышки должны соприкасаться так, чтобы получился круг. Дети работают по технологической карте.
Регулятивные УУД: умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; умение проводить первичный анализ предлагаемого изделия. Коммуникативные УУД: Умение участвать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Познавательные УУД понимание заданного вопроса, выстраивание в соответствии с ним ответа в устной форме.
7. Самостоятельная работа - Вы слушали очень внимательно. Кто из вас сможет самостоятельно повторить все этапы? Сейчас вы будете работать самостоятельно, при необходимости обращайтесь к технологической карте, к одноклассникам или ко мне. Кто сможет оказать помощь своему товарищу? - Приступайте к работе. А чтобы вам было веселее, прозвучит песенка, которая так и называется «Божья коровка».
Учащиеся самостоятельно с помощью технологической карты выполняют все рассмотренные этапы по изготовлению поделки.
Дети во время выполнения работы слушают песню. Личностные УУД: - положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. Регулятивные УУД - понимание смысла инструкции учителя и принятие учебной задачи. Познавательные УУД -умение осуществлять поиск нужной информации; приведенной в учебнике и учебных пособиях, под руководством учителя.
8. Физкультминутка
Физкультминутка
Мы божьи коровки - Быстрые и ловкие По травке сочной мы ползем. А после в лес гулять пойдем. В лесу черника и грибы Устали ноги от ходьбы И кушать мы давно хотим. Домой скорее полетим. Дети выполняют физкультминутку и повторяют движения за учителем: - выполняют прыжки; - совершают бег на месте; - выполняют волнообразные движения руками, - выполняют ходьбу на месте; - выполняют наклоны; - гладят животик; - садятся за парту.
9. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. - Вы справились. Но наша божья коровка ещё не готова. Что ещё нам надо сделать? - Подскажите, как лучше нам сделать усики и лапки?
Посмотрите на рисунок № 3, пересчитайте количество лапок, обратите внимание на их расположение. Нарисуйте усики и лапки простым карандашом. А теперь сравните свой набросок и набросок своего соседа. Кто увидел ошибку в своей работе? Кто заметил недочёт в работе своего товарища и помог исправить её?
- Что ещё нужно нашей божьей коровке? Божью Коровку можно поймать, Черные точки пересчитать. Раз, два, три... Не успела! Божья коровка моя улетела! - А у нашей божьей коровки сколько точек? - Сколько маленьких кружочков надо вырезать для спинки? - Кто напомнит нам, как быстро можно сделать сразу несколько одинаковых по форме и размеру фигур? Выполните работу… Сшили обновку божьей Коровке. Божья Коровка не рада обновке! Цветом обновка, точно морковка - Быть, как морковка козявке неловко! Божья коровка вздохнула уныло: " Я - не морковка!" и вдруг уронила, И расплескала на платье чернила... " Ай да обновка! В горошек! Как мило!" - Поместите точки на крыльях симметрично, так как мы учились на прошлом занятии.
- Ну а теперь сюрприз от нашей божьей коровки. Это не просто жук - это посланник. Божья коровка передаст на своих крыльях тёплые слова тем, кого вы захотите порадовать. Раскройте крылышки, напишите или нарисуйте своё послание дорогому человеку! Дети слушают учителя и рассматривают слайд. Предполагаемые ответы: - давайте их нарисуем Дети рассматривают рисунок и рисуют лапки и усики.
Работа в парах. Сравнивают своё изделие с образцом, проводят при необходимости коррекцию работ. Глаза и точки.
Считают, отвечают.
Учащиеся, используя навыки, полученные на предыдущем занятии, выполняют симметричную аппликацию. Дети аккуратно записывают на «крылышках» поздравления для близких людей.
Коммуникативные УУД: умение договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Регулятивные УУД умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; умение проводить первичный анализ предлагаемого изделия. Познавательные УУД: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Личностные УУД положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.
Рефлексивно - оценочный этап
Итог занятия. Рефлексия.
- Вот наша божья коровка готова. Лапки ступают с завидной сноровкой, Чёрный горошек и лаковый цвет. Тот, кто назвал её Божьей коровкой, Был самый первый на свете поэт. - Всё ли у вас получилось? - Давайте перед тем, как ваши божьи коровки полетят с посланиями к вам домой, поместим их на доску. - Давайте проведём конкурс «Самая-самая». Чья божья коровка самая весёлая, самая грустная, самая большая, самая маленькая. Какой жук самый аккуратный, самый сердитый и т.д. - Как вы работали, чтобы выполнить задание?
- Что вам особенно понравилось, запомнилось на сегодняшнем занятии? - Кто сможет дома научить младшую сестрёнку или братишку делать такую поделку? - Вы все сегодня хорошо поработали, скажем, друг другу - СПАСИБО!
Учащиеся анализируют получившийся результат, проводят самооценку.
Предполагаемые ответы: - внимательно, аккуратно, дружно. Мне понравилось… Запомнилось… Я подарю… Я научу… Личностные УУД: представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности. Коммуникативные УУД существование различных точек зрения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Приклеить большой чёрный круг к листу белой бумаги. Маленький чёрный круг сложить пополам и приклеить к туловищу, как показано на рисунке.
Два красных круга сложить пополам - получатся крылья. Приклеить их за нижние половинки к туловищу, как показано на рисунке.
Приклеить глазки, нарисовать усики, лапки. Приклеить точки на крылья. Божья коровка готова!
Список источников
Интернет-источники
-
Песня «Божья коровка» - gettune.net/?a=music&q=%E4%E5%F2%F1%EA%E0%FF+%EF%E5%F1%E5%ED%EA%E0+%E1%EE%E6%FC%FF+%EA%EE%F0%EE%E2%EA%E0#
- Стихи и загадки:
Литературные источники
- Гре О. Простые поделки из бумаги. Москва: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013г