Технологическая карта занятия внеурочной деятельности: Бумага и фантазия. Божья коровка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие по внеурочной деятельности в 1 классе МБОУ СОШ №1 р. п. Солнечный по теме «Бумага и фантазия. Божья коровка».

Занятие разработала учитель первой квалификационной категории Колосовская Анна Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

рабочего посёлка Солнечный

Солнечного муниципального района

Хабаровского края







Номинация: занятие по внеурочной деятельности

1 класс

Тема занятия: Бумага и фантазия. Божья коровка.




Форма проведения: практическое занятие.

Используемая технология: проблемно-диалоговое обучение


Занятие разработала:

Колосовская Анна Анатольевна, педагогический стаж 19 лет,

первая квалификационная категория






2014 г.



Технологическая карта занятия внеурочной деятельности художественно-эстетического направления





Тема занятия

Бумага и фантазия. Божья коровка.

Тип занятия

Внеурочная деятельность

Цель занятия

Создание условий для развития творческих способностей, заложенных в ребенке.

Задачи занятия (планируемый результат)

Предметные умения

Метапредметные универсальные учебные действия Ученик научится: -организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы; -соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; - отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; - узнавать и называть освоенные материалы, их свойства; - выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки; - применять приемы безопасной работы с ножницами; - выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения; - изменять вид конструкции; - анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме; - изготавливать конструкцию по рисунку, схеме, технологической карте.


Личностные УУД: - положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью; - представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности. Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - определять цель учебной деятельности; - понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; - проводить первичный анализ предлагаемого изделия; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Коммуникативные УУД: - договариваться друг с другом, слушать и понимать других; - участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи; - допускать существование различных точек зрения. Познавательные УУД: - определять круг своего незнания; - перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.





Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

- компьютер, проектор;

- раздаточный материал (шаблоны);

- технологическая карта;

- презентация.

Мотивационно-целевой этап



Этап занятия



Деятельность учителя



Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия 1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. - Здравствуйте, ребята! Сегодня за окном завывает метель, а я предлагаю вам перенестись в жаркое лето! Представьте, что мы гуляем по зеленому лугу, слушаем пение птиц, ласковое солнышко согревает нас своими лучами. Ой, посмотрите вниз! На стебельке травы сидит маленькое существо. Отгадайте, кто это: Надевает эта крошка Платье красное в горошек И летать умеет ловко Это … (божья коровка). - Как она выглядит? - Конечно, забрать ее домой нельзя, но мы сегодня сделаем аппликацию, которая будет и зимой напоминать нам о летних теплых днях.



Дети отгадывают загадку.





Дети описывают внешность божьей коровки. Предполагаемые ответы: - маленькая, красные или оранжевые крылышки с чёрными точками на них, маленькие усики, шесть лапок. Личностные УУД - положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

2. Актуализация знаний. - Проверим, готовность рабочего места. У вас на столе должны находиться: клей, ножницы, простой карандаш, цветная бумага и картон. - Что нам нужно, чтобы выполнить поделку в технике «аппликация»? Что мы должны помнить при работе с бумагой?



Для размётки деталей сегодня мы будем использовать шаблоны. Вспомните, как надо рационально располагать шаблоны на листе бумаги? Учащиеся проверяют готовность рабочего места к занятию.

Предполагаемые ответы: - легко сминается, рвётся, легко режется ножницами,

Предполагаемые ответы: - размечать детали нельзя на лицевой стороне, чтобы не оставались следы от карандаша, не располагать шаблон в центре листа, а сдвигать его к краю, так, чтобы экономить бумагу. Регулятивные УУД: самостоятельная организация своего рабочего места.

3. Постановка цели занятия. Посмотрите, какую поделку я предлагаю вам выполнить сегодня на занятии (Слайд).



- В чём может быть затруднение при выполнении данной работы?



- Что у вас должно получиться в конце занятия?





- Как мы должны работать, чтобы у нас всё получилось? Учащиеся рассматривают слайд и образец поделки, проводят первичный анализ предлагаемой поделки. Предполагаемые ответы: - вырезание большого количества одинаковых деталей, их симметричное расположение… Предполагаемые ответы: - открытка «Божья коровка», выполненная в технике аппликации. Предполагаемые ответы: - внимательно, аккуратно, дружно. Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности, проведение первичного анализа предлагаемого изделия. Познавательные УУД: определение круга своего незнания.

Процессуальный этап

4. Открытие новых знаний.


- Как вы думаете, бумага какого цвета нам сегодня понадобится? Почему? - Какого цвета может быть божья коровка? Коровки бывают разные: Оранжево - жёлтые, красные, Как пуговки, в чёрную крапинку, На травке, как красные капельки… - Выбирайте, какого цвета будет именно ваша божья коровка.



- Внимательно рассмотрите рисунок. Как вы думаете, сколько деталей нам понадобится для создания подобного жука? - Перед вами лежат шаблоны. Что вы можете сказать?

- Почему круги разного размера?

- Как вы думаете, для чего нам понадобиться самый большой круг?

- Сколько больших заготовок для крыльев нам надо вырезать? - Как вы будете их вырезать? - Сколько раз вам придётся обвести шаблон? Почему два раза?

- А кто сможет мне подсказать, как получить два одинаковых круга, обведя шаблон только один раз? Действительно, чтобы одновременно вырезать несколько одинаковых по форме и размеру заготовок нам необходимо сложить подходящей ширины и длины лист несколько раз, разместить на нём шаблон, обвести шаблон и вырезать по контуру не разворачивая бумагу. - Посмотрите, как это делаю я (демонстрация приема учителем).









- Попробуйте теперь сами применить этот приём, используя розданные мной полоски? Сколько одинаковых деталей у вас получилось? У кого получилось больше всех? - Какого цвета будут другие заготовки?

- Сколько чёрных кругов маленького и среднего размера нам надо вырезать? Надо ли в этом случае складывать бумагу пополам? На основе личных впечатлений, прослушав стихотворение, дети выбирают бумагу, необходимую для выполнения поделки.





Предполагаемые ответы: - с красными или оранжевыми крылышками. Учащиеся проводят анализ поделки. Предполагаемые ответы: это 3 круга разного размера. Предполагаемые ответы: - голова, туловище, два крыла. Предполагаемые ответы: - для изготовления крыльев;

- надо вырезать два круга; - обведём по шаблону - обвести 2 раза, т.к. нужно два крылышка; - чтобы одновременно вырезать несколько одинаковых заготовок, надо сложить подходящей ширины и длины лист несколько раз.

Учащиеся слушают учителя и наблюдают за его действиями, знакомятся с наиболее рациональным способом вырезания одинаковых по форме и размеру заготовок. Учащиеся самостоятельно выполняют «пробное» вырезание. Предполагаемые ответы: - чёрные или коричневые; - один маленький и один средний круг; - нет, т.к. круги разного размера и нужны в одном экземпляре. Познавательные УУД: выбор нужной информации. КоммуникативныеУУД: умение договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Регулятивные УУД - понимание смысла инструкции учителя и принятие учебной задачи; умение проводить первичный анализ предлагаемого изделия. Личностные УУД Формирование положительного отношения к занятиям предметно-практической деятельностью.

5. Физкультминутка

Физкультминутка Мы вокруг себя покружились(Дети кружатся.) И в божьих коровок превратились. Божьи коровки, покажите мне Ваши головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики - Подул теплый ветерок... Поднял божьих коровок в воздух, и они полетели... - Мы вокруг себя покружились (Дети) И в мальчиков и девочек превратились. Дети выполняют физкультминутку и повторяют движения за учителем.



Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, тихо жужжат, кружатся.

6. Работа с технологической картой Рассмотрим по этапам, как теперь нам надо собрать детали.





- Как вы думаете, с чего мы начнём?







- Приклеиваем чёрный большой круг на картон. Клей наносим так, чтобы он не выступал при приклеивании. - Рассмотрите рисунок № 1. Что надо сделать с маленьким чёрным кругом? Правильно. Это голова нашего жука. - Кто объяснит, как надо расположить туловище и голову жука относительно друг друга? - Вы очень наблюдательны! - Рассмотрите рисунок на слайде.



- Объясните, как из круга получить два крылышка?



- Так мы и сделали бы, если бы крылышки не скрывали в себе маленький сюрприз, о котором я скажу чуть позже. А сейчас я складываю каждую заготовку крылышка пополам. - Кто хочет выйти ко мне и попробует показать, как должны располагаться крылышки. Помните, что они скрывают пробелы между головой и туловищем. Молодцы! - А почему крылышки располагаются именно так? Что делает наша божья коровка?



- А кто попробует показать жука, который будет просто ползать? Кто из вас захочет сделать такую божью коровку? - Объясните, как надо приклеить получившиеся крылья.





- Проверьте свои предположения, глядя на рисунок № 2 в технологической карте.
Учащиеся с помощью учителя проводят дальнейший анализ поделки по технологической карте. Предполагаемые ответы:

сначала определим место расположения божьей коровки на листе картона: в центре, в углу…

Дети приклеивают круг на картон. Предполагаемые ответы:

- сложить круг пополам;

- заготовка головы только касается туловища, и они не заходят друг на друга. Учащиеся проводят дальнейший анализ поделки по технологической карте. Предполагаемые ответы:

- надо взять один круг и разрезать пополам

Складывают каждый круг пополам.

Дети моделируют различное расположение крылышек относительно туловища на магнитной доске. Предполагаемые ответы:

- взлетает с цветка или только что села на травинку и складывает свои крылышки. Дети выполняют вариативное моделирование. Предполагаемые ответы: - сложенные крылышки должны соприкасаться так, чтобы получился круг. Дети работают по технологической карте.


Регулятивные УУД: умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; умение проводить первичный анализ предлагаемого изделия. Коммуникативные УУД: Умение участвать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Познавательные УУД понимание заданного вопроса, выстраивание в соответствии с ним ответа в устной форме.

7. Самостоятельная работа - Вы слушали очень внимательно. Кто из вас сможет самостоятельно повторить все этапы? Сейчас вы будете работать самостоятельно, при необходимости обращайтесь к технологической карте, к одноклассникам или ко мне. Кто сможет оказать помощь своему товарищу? - Приступайте к работе. А чтобы вам было веселее, прозвучит песенка, которая так и называется «Божья коровка».
Учащиеся самостоятельно с помощью технологической карты выполняют все рассмотренные этапы по изготовлению поделки.

Дети во время выполнения работы слушают песню. Личностные УУД: - положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. Регулятивные УУД - понимание смысла инструкции учителя и принятие учебной задачи. Познавательные УУД -умение осуществлять поиск нужной информации; приведенной в учебнике и учебных пособиях, под руководством учителя.

8. Физкультминутка

Физкультминутка





Мы божьи коровки - Быстрые и ловкие По травке сочной мы ползем. А после в лес гулять пойдем. В лесу черника и грибы Устали ноги от ходьбы И кушать мы давно хотим. Домой скорее полетим. Дети выполняют физкультминутку и повторяют движения за учителем: - выполняют прыжки; - совершают бег на месте; - выполняют волнообразные движения руками, - выполняют ходьбу на месте; - выполняют наклоны; - гладят животик; - садятся за парту.

9. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. - Вы справились. Но наша божья коровка ещё не готова. Что ещё нам надо сделать? - Подскажите, как лучше нам сделать усики и лапки?

Посмотрите на рисунок № 3, пересчитайте количество лапок, обратите внимание на их расположение. Нарисуйте усики и лапки простым карандашом. А теперь сравните свой набросок и набросок своего соседа. Кто увидел ошибку в своей работе? Кто заметил недочёт в работе своего товарища и помог исправить её?

- Что ещё нужно нашей божьей коровке? Божью Коровку можно поймать, Черные точки пересчитать. Раз, два, три... Не успела! Божья коровка моя улетела! - А у нашей божьей коровки сколько точек? - Сколько маленьких кружочков надо вырезать для спинки? - Кто напомнит нам, как быстро можно сделать сразу несколько одинаковых по форме и размеру фигур? Выполните работу… Сшили обновку божьей Коровке. Божья Коровка не рада обновке! Цветом обновка, точно морковка - Быть, как морковка козявке неловко! Божья коровка вздохнула уныло: " Я - не морковка!" и вдруг уронила, И расплескала на платье чернила... " Ай да обновка! В горошек! Как мило!" - Поместите точки на крыльях симметрично, так как мы учились на прошлом занятии.



- Ну а теперь сюрприз от нашей божьей коровки. Это не просто жук - это посланник. Божья коровка передаст на своих крыльях тёплые слова тем, кого вы захотите порадовать. Раскройте крылышки, напишите или нарисуйте своё послание дорогому человеку! Дети слушают учителя и рассматривают слайд. Предполагаемые ответы: - давайте их нарисуем Дети рассматривают рисунок и рисуют лапки и усики.

Работа в парах. Сравнивают своё изделие с образцом, проводят при необходимости коррекцию работ. Глаза и точки.







Считают, отвечают.























Учащиеся, используя навыки, полученные на предыдущем занятии, выполняют симметричную аппликацию. Дети аккуратно записывают на «крылышках» поздравления для близких людей.
Коммуникативные УУД: умение договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Регулятивные УУД умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; умение проводить первичный анализ предлагаемого изделия. Познавательные УУД: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Личностные УУД положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

Рефлексивно - оценочный этап

Итог занятия. Рефлексия.


- Вот наша божья коровка готова. Лапки ступают с завидной сноровкой, Чёрный горошек и лаковый цвет. Тот, кто назвал её Божьей коровкой, Был самый первый на свете поэт. - Всё ли у вас получилось? - Давайте перед тем, как ваши божьи коровки полетят с посланиями к вам домой, поместим их на доску. - Давайте проведём конкурс «Самая-самая». Чья божья коровка самая весёлая, самая грустная, самая большая, самая маленькая. Какой жук самый аккуратный, самый сердитый и т.д. - Как вы работали, чтобы выполнить задание?

- Что вам особенно понравилось, запомнилось на сегодняшнем занятии? - Кто сможет дома научить младшую сестрёнку или братишку делать такую поделку? - Вы все сегодня хорошо поработали, скажем, друг другу - СПАСИБО!











Учащиеся анализируют получившийся результат, проводят самооценку.





Предполагаемые ответы: - внимательно, аккуратно, дружно. Мне понравилось… Запомнилось… Я подарю… Я научу… Личностные УУД: представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности. Коммуникативные УУД существование различных точек зрения.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1Технологическая карта занятия внеурочной деятельности: Бумага и фантазия. Божья коровка.

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности: Бумага и фантазия. Божья коровка.



Приклеить большой чёрный круг к листу белой бумаги. Маленький чёрный круг сложить пополам и приклеить к туловищу, как показано на рисунке.

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности: Бумага и фантазия. Божья коровка.



Два красных круга сложить пополам - получатся крылья. Приклеить их за нижние половинки к туловищу, как показано на рисунке.

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности: Бумага и фантазия. Божья коровка.

Приклеить глазки, нарисовать усики, лапки. Приклеить точки на крылья. Божья коровка готова!

Список источников


Интернет-источники

  1. Песня «Божья коровка» - gettune.net/?a=music&q=%E4%E5%F2%F1%EA%E0%FF+%EF%E5%F1%E5%ED%EA%E0+%E1%EE%E6%FC%FF+%EA%EE%F0%EE%E2%EA%E0#

  2. Стихи и загадки:
allforchildren.ru/poetry/insects003.php numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-bozhyu-korovku.html boja-korovka.ucoz.ru/index/stikhi/0-6
Литературные источники
  1. Гре О. Простые поделки из бумаги. Москва: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013г


© 2010-2022