Методические рекомендации для учителей начальных классов по математике

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Методические рекомендации для учителей начальных классов по математике Необходимо так построить учебный процесс, чтобы ребёнок мог находить то особенное, которое является всеобщим. Причём ориентироваться самостоятельно, открывая для себя в материале те зависимости, которые и определяют существование данного круга явлений действительности. Как показал П.Гальперин, это возможно лишь тогда, когда мы стремимся не к тому, чтобы сообщить ребёнку знания об этих общих принципах, а к тому, чтобы он, самостоятельно действуя с материалом, овладевал этими принципами в процессе обучения. Всё это требует глубоких изменений в существующих способах размещения учебного материала в содержании предмета. А это составляет главную трудность в организации учебного процесса на иных основаниях. Для осуществления перехода на иные дидактические принципы предварительно следует провести сложную деятельность по выделению в конкретных областях знаний вопросов, которые мы собираемся задать ребёнку, общих принципов, связывающих эти знания в единую систему, несущую в концентрированном виде общую информацию о законах существования системы и путях её развития. Вслед за этим необходим поиск соответствующих собственных действий ребёнка с материалом, на основе которых совершается движение его мысли от абстрактного (наиболее общего принципа) к конкретному (многообразию частных случаев). Между тем проблема выделения таких действий (а они специфичны в каждой системе знаний), позволяющих ребёнку самостоятельно строить общие правила, нигде не решена. В этом ещё одна трудность осуществления такого рода обучения. Наконец, сам метод обучения должен учитывать психологические механизмы работы мышления, идущего от общего к частному, то есть мышления теоретического. Учёные показали, что если эмпирическое мышление ограничивается наблюдаемыми фактами, то главная задача мышления теоретического - обнаружить ту незримую нить, связывающую все эти явления в единое целое. Но тогда ум, прежде всего, должен отвлечься от внешних свойств вещей, которые услужливо предоставляют ему органы чувств - зрение, слух, осязание и другие. Отвлечься, «забыть» на время о них, чтобы обнаружить непосредственно не наблюдаемое существенное свойство. Для этого необходимо каким-то образом «вскрыть» предмет, заглянуть вовнутрь. Авторский метод «толом» - «косичка». Учёные разрабатывают жёсткую модель организации учебного процесса и через государственные органы навязывают её педагогическим кадрам. Под жесткостью понимается такой подход, когда сознание, мышление, рассудок и разум ребёнка рассматриваются как ум взрослого, где всё уже устоялось и приобрело свойство «окаменелости». Ни учёные, ни педагоги, ни родители до сегодняшнего дня не осознали, что ребёнок видит мир совершенно по-другому. Такие отвлечённые понятия, как «мотив», «мотивация», «осознание важности учения» и многие другие присутствуют только в сознании у взрослого, но только не у детей. Нужно отказаться от зубрежки, и учиться медленно, учится с пониманием. Уроки математики прерывать музыкой, пением. Иногда откладывать учебники, тетради и начинать рисовать. И я уверена, что не будет детей, кому было бы не интересно учиться в школе. Помимо разных тем, можно плести уроки из различных отраслей знаний: связывать математику с рисованием и трудом, физкультуру с русским языком и математикой. И такой подход как нельзя лучше даёт понимание способа, который был назван словом «косичка». С особым трепетом следует относиться к изучению с младшими школьниками раздела «Величины». Многие учащиеся заканчивают обучение в средней школе так не понимая, почему в одном кубическом метре содержится так много кубических миллиметров - один миллиард. Следует самим получать модель метраиз бумаги. В конце концов, каждый сможет стать обладателем модели метра и усвоит понятия «метр» и «дециметр», соотношения между ними навсегда останутся в их сознании. Иметь модель - хорошо. Но её недостаточно для осознанного усвоения соотношения между единицами площадей. «За годы учёбы советую вам изготовить с детьми подобные модели три раза, начиная со второго класса, - советую я студентам. - Объясняйте с использованием модели, почему в одном квадратном метре 100 кв. дм. Пусть они проводят ладонями по нижнему ряду и скажут вслух: здесь имеется 10 квадратных дециметров. Таких полосок всего 10. Значит, десять надо сложить десять раз. Но сложение лучше заменить умножением. 10 умножить на 10 будет 100. Значит, в одном квадратном метре - 100 квадратных дециметров». Так надо прорабатывать сначала соотношение между крупными единицами измерения, потом более мелкими. Во время родительского собрания классный руководитель, обращается с таким предложением. «На днях дети обратятся к вам с просьбой вывесить в квартире модель квадратного метра. Помогите им, пожалуйста. Найдите место, где она, не нарушая уют вашего дома, могла бы висеть ровно месяц. Пусть ваш ребёнок хотя бы раз расскажет то, что он хочет вам сообщить про модель. Если нет возможности выслушать, можно этого не делать». Свой образец учитель вывешивает на стене класса. Через две недели он выявляет ученика, способного толково объяснить соотношение между однородными величинами. Дальше учитель уже не вмешивается в процесс оценки. Первый ученик проверяет второго и заносит оценку в табличку, вывешенную около модели. Оценка ставится карандашом по той причине, чтобы учащиеся при желании могли исправить тройку на четвёрку, четвёрку - на пятёрку. О методе «запоминание всем телом».Вы, пожалуй, согласитесь с мнением, что наиболее интересным в программе начального математического образования является раздел, связанный с величинами. В нём, как говорил Лермонтов в стихотворении «Бородино», «смешались в кучу кони, люди…». В этом разделе много тайн. Много истории. Посмотрите, что общего между понятием «длина» и «время»? Длина измеряется в десятичной системе измерения: каждая меньшая единица измерения ровно десять раз укладывается в более крупном. Выстраивается такая шеренга наименований: километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр. И какой скукой от них веет, что рот сам по себе начинает изображать зевоту. Нерусские они эти слова, не по душе ребёнку. Но делать нечего - надо изучать, надо стараться сделать так, чтобы ребёнок не задерживался на названиях и телом своим прочувствовал смысл и сущность каждой единицы. Слово «тело» использовано мною не из-за неряшливости слога, а намеренно, потому что «запоминание телом» - лучший способ продуктивного обучения младших школьников. Перед учителем часто встает такой вопрос: как сочетать двигательную активность учащихся с дидактическими задачами урока? Оказывается, что разрешение данного противоречия вполне возможно, если исходить из понимания того факта, что ученик представляет собой единое целое, состоящее из согласованно работающих органов: рук, ног, печени, лёгких и, конечно, мозга. Учеными установлено, что древнее убеждение о том, что тело и мозг действуют, как единое целое, не является ошибочным. Осознание этого единства имеет значение при изучении всех предметов: знание хранится во всех частях нашего тела! Каким бы образом ни поступали к нам новые сведения - в виде изображения, звука, вкуса, ощущения, запаха или движения - ее следы хранятся не только в мозге, но и в других частях тела. В этом смысле наше тело является «подсознательным разумом». Способы запоминания, основанные на этом свойстве человеческой телесности, мы назвали так: «запоминание всем телом». При таком подходе разум и тело работают как единое целое, отбирая, храня, изучая и восстанавливая в памяти нужные сведения. Воистину, «наиболее неисследованная территория на свете расположена у нас между ушами». В отечественной педагогике данное положение используется давно. Мы усовершенствовали эту методику и в различных сочетаниях использовали для запоминания и воспроизведения учебной информации по разным предметам.



© 2010-2022