Рабочая программа по русскому языку 2 класс. УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



02.21.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кучеряевская основная общеобразовательная школа

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области



РАССМОТРЕНО На ШМО Протокол № 1 от «» августа 2015г. ________ / _______________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ Семенютина С.Н.

«___» __________ 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Кучеряевская ООШ

____________ Солодунова В.В.

Приказ № ___ «___» августа 2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Русский язык» (ФГОС)

для 2 класса (I ступень)





5 часов в неделю 170 - в год

Из них: федеральный компонент 170

региональный компонент 0

школьный компонент 0





Составил учитель начальных классов

Нестеренко Галина Викторовна

(1 квалификационная категория)



2015 - 2016 учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. , Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2011, примерной программы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)



Цели и задачи:

Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуника­тивных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.





Общая характеристика учебного курса

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный)- повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.


Место учебного курса в учебном плане ОУ

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.

В 1 классе - 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) - урокам русского языка.

Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
















2. Планируемые результаты обучения

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.





  1. Тематическое планирование.



№ п/п


Раздел, тема раздела

Количество

часов

Из них

Диктант

Контр. списывание

Проверочная работа

Развитие речи

Проект

1

Наша речь

3






2

Текст

4






3

Предложение

12


1

1

1


4

Слова, слова, слова…

18



1

2


5

Звуки и буквы.

58

3


2

9

2

6

Части речи.

59

2


6

8

1

7

Повторение.

16


1





Итого

170

5

2

10

20

3























  1. Содержание курса


Наша речь (3 часа)

Введение. Знакомство с учебником. Виды речи. Что можно узнать о человеке по его речи? Как отличить диалог от монолога. Проверка знаний. Тест № 1. «Наша речь».


Текст (4 часа)

Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста? Части текста.


Предложение (12 часов)

Что такое предложение? Как из слов составить предложение? Что такое главные члены предложения?

Что такое второстепенные члены предложения? Подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Как установить связь слов в предложении?

Р/Р Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Проверочная работа №1 по теме «Предложение»

Контрольное списывание №1 текста с дополнительным заданием.


Слова, слова, слова (18 часов)

Что такое лексическое значение слова? Что такое лексическое значение слова? Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение многозначных слов. Синонимы. Антонимы.

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова. Какие бывают слоги? Как определить ударный слог? Правила переноса слов.

Р/Р Изложение текста по данным к нему вопросам

Проверочная работа №2 по теме «Слово и его значение»

Р/Р Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.


Звуки и буквы (58 часов)

Как различать звуки и буквы? Как мы используем алфавит? Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Как определить гласные звуки? Правописание слов с безударным гласным в корне. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Как определить согласные звуки. Согласный звук Й и буква Й

Слова с удвоенными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Как обозначить мягкость согласного звука на письме. Мягкий знак на конце и в середине слова перед согласными.

Р/Р Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом»

Проверочная работа №3 по теме «Звуки и буквы. Алфавит»

Р/Р Работа с текстом. Запись отве­тов на вопросы к тексту.

Проверочный диктант № 1 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Р/Р Составление текста из предложений с нарушен­ным порядком повествования.

Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима при­шла. Детство»

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Буквосочетания чк.чн.чт.чщ.щн.нч. Повторение темы. Твёрдые и мягкие согласные. Буквосочетания жи-ши.ча-ща.чу-щу. Как отличить звонкие согласные от глухих. Проверка парных согласных в корне слова.

Проверка написания парных согласных в корне и на конце. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Р/Р Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.

Проект «И в шутку и всерьез»

Р/Р Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Проект «Пишем письмо»

Р/Р Работа с текстом

Проект «Рифма».

Проверочный диктант №2 по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

Р/Р Работа с предложением и текстом.

Р/Р Изложение текста по вопросам

Проверочный диктант №3 по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

Р/Р Составление устного рассказа по серии рисунков.

Проверочная работа № 4 по теме «Правописание слов с мягким знаком»


Части речи (59 часов)

Что такое части речи? Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные.

Собственные имена существительные. Написание имен собственных. Заглавная буква в написании кличек животных.

Изменение имен существительных по числам. Глагол. Единственное и множественное число глаголов.

Частица не с глаголами. Что такое текст-повествование. Имя прилагательное. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синонимы и антонимы. Число имён прилагательных. Что такое текст-описание? Предлог. Раздельное написание предлогов. Восстановление предложений. Местоимение. Что такое текст-рассуждение.

Р/Р Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри»

Проверочная работа №5 по теме «Правописание имен собственных»

Р/Р Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста

Проверочная работа № 6 по теме «Имя существительное»

Р/Р Составление рассказа по репро­дукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилете­ли» по данным вопросам

Р/Р Восстановление текста с нару­шенным порядком предложений

Р/Р Составление текста-повествова­ния на предложенную тему, составление пись­менного ответа на один из вопросов к заданно­му тексту.

Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»

Р/Р Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Проверочный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное»

Проверочная работа № 8 по теме «Имя прилагательное»

Р/Р Редактирование текста.

Составление текста из предложений. Составление по рисункам текста-диалога.

Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение»

Р/Р Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок»

Проверочная работа № 10 по теме «Предлоги».

Проект «В словари за частями речи!»

Контрольный диктант № 5 «Итоговый за год»


Повторение (16 часов)

Повторение по теме « Текст». Предложение. Слово и его значение. Слово. Части речи. Звуки и буквы.

Правила правописания. Повторение и закрепление изученного материала.

Контрольное списывание текста № 2.

Слова с непроверяемыми написаниями

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, де­кабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопа­та, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, моло­ток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, ро­дина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, сне­гирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, ян­варь.

Резервные уроки.


























  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

план

факт

Наша речь (3 часа)

1-2

Виды речи.

2

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,

формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др.

Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога.



3

Диалог и монолог.

1

Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составлять планы к данным текстам. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).



Текст (4 часа)

4-5

Текст.

2

ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;

адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности;

положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы


Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составлять планы к данным текстам. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).



6-7

Части текста.

2



Предложение (12 часов)

8-10

Предложение.

3

ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;

адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности;

положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».


Регулятивные:

умение вычитывать информацию из текста.

Коммуникативные:

использование правил, таблиц для подтверждения своей позиции.

Познавательные:

умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; строить предложения для решения определённой речевой задачи; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).

Составлять из слов предложения.

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.




11

Главные члены предложения

1

Находить главные и второстепенные члены предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения



12

Второстепенные члены предложения.

1



13

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

1



14

Распространенные и нераспространенные предложения.

1



15

Связь слов в предложении.

1

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова



16

Р/Р Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

1



17

Обобщение по теме «Предложение»

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику



18

Проверочная работа №1 по теме «Предложение»

1

Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв



19

Контрольное списывание текста с дополнительным заданием.

1



Слова, слова, слова… (18 часов)

20

Лексическое значение слова.

1

ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;

адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности;

положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».


Регулятивные: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя).

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме для решения коммуникативных задач.

Познавательные: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

Объяснять лексическое значение слова.



21

Слово и его значение

1

Находить в тексте незнакомые слова.




22

Однозначные и многозначные слова

1

Классифицировать слова по тематическим группам.




23

Прямое и переносное значение многозначных слов.

1

Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.



24

Синонимы.

1

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы



25

Антонимы


1

Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы



26

Р/Р Изложение текста по данным к нему вопросам


1

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию.

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.



27

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме.


1

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию

Регулятивные:

осуществлять анализ слов, с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию словесную в графическую (выделение корня) и наоборот, умение группировать предметы; извлекать информацию из учебника.

Коммуникативные:

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

Познавательные:

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника; находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил, работать со словарём однокоренных слов в учебнике.

Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника, находить нужную информацию.



28

Родственные (однокоренные) слова.


1

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать со словарём однокоренных слов учебника. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.



29

Корень слова

1



30

Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов

и слов с омонимичными корнями.

1



31

Единообразное написание корня в однокоренных словах.


1



32

Слог как минимальная произносительная единица.

1

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию.

Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов.



33

Ударный слог.


1



34

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.

1



35

Перенос слов по слогам. Правила переноса


1





36

Проверочная работа №2 по теме «Слово и его значение»


1

осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»



37

Р/Р Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

1

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.



Звуки и буквы (58 часов)

38

Различие звука и буквы.

1

осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией

Регулятивные:

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Коммуникативные:

характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;

Познавательные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи.



39



Алфавит. Значение алфавита.

1

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.



40

Употребление прописной (заглавной) буквы.


1

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.




41

Р/Р Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом»


1

осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией

Излагать письменно содержание текста




42

Проверочная работа №3 по теме «Звуки и буквы. Алфавит»

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»



43

Гласные звуки и буквы и их признаки.


1

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


Находить в слове и правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы. Обозначающие гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять качественную характеристику гласного звука.



44



Р/Р Работа с текстом. Запись отве­тов на вопросы к тексту.


1

Излагать письменно содержание текста




45

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.



1

Регулятивные:

умение высказывать предположение, искать информацию в учебнике, контролировать выполнение задания.

Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Познавательные:

работать с памяткой «Алфавит» и форзацем учебника, а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы»; осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, на­писание которой надо проверять.



46

Особенности проверяемых и проверочных слов.


1

Различать проверочное и проверяемое слова. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеоло­гизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.



47

Способы проверки написания буквы, обознача­ющей безударный гласный звук в корне слова.


1

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под­бора однокоренного слова (слоны - слон, слоник; трава - травы, травка).




48

Способы проверки безударных гласных в корне

1



49

Упражнения в написании слов с безударными гласными.


1

осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.



50

Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне.

Стр. 100

1



51

Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне.

Стр. 101

1

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, поль­зуясь алгоритмом проверки написания.



52

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением Восстановление деформированного текста

Стр.102-103

1

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, поль­зуясь алгоритмом проверки написания.



53

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением

Стр.103-104

1

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения

Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.



54

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением

Стр.105-106

1



55

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов

Стр.107-108

1

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографи­ческому словарю.



56

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов.

Стр. 109-110

1



57

Проверочный диктант № 1 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



58

Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.

Стр. 111

1

Выражать положительное отношение к процессу познания;

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).


Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.



59



Р/Р Составление текста из предложений с нарушен­ным порядком повествования.

Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима при­шла. Детство»

Стр.111

1

Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима при­шла. Детство» (под руководством учителя).

Составлять текст из предложений.




60

Согласные звуки их признаки.

Стр.112-114

1

Находить и правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, их обозначающие.



61

Согласный звук [и'] и буква «и краткое»

Стр.114-116


1

Различать согласный звук [й] и буква «и краткое». Различать способы обозначения согласного звука [й] буквами. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое».



62

Слова с удвоенными согласными

Стр. 117

1

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия для решения задачи; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Познавательные:

умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия для решения задачи, осуществлять анализ, синтез языкового материала по заданным критериям.

Использовать правило написания слов с удвоенными согласными



63

Р/Р Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.

Стр.118


1

Выражать положительное отношение к процессу познания;

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).


Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.



64

Проект «И в шутку и всерьез»

Стр.119

1



65

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Стр. 120-121

1

Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.



66

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Стр. 122-123

1



67

Правописание мягкого знака на конце и в сере­дине слова перед другими согласными.

Стр.124-125

1



68

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

Стр.126

1



69

Р/Р Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Стр.127-128


1

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.



70

Проект «Пишем письмо»

Стр.129

1



71

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Стр. 4-5

1

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности(чужой, своей).Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Познавательные: находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых правил; пользоваться знакомыми словарями, справочниками.

Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк,чн,чт,щн,нщ, подбирать примеры



72

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Стр. 6-7

1



73

Р/Р Работа с текстом

Стр.7

1

Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложения из текста на заданную тему.



74

Проект «Рифма».

Стр. 8-9

1

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.



75

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Стр.10-11

1

воспринимать речь учителя (одноклассников), сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.


Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща,подбирать с ними слова. Применять правила написания этих буквосочетаний.



76

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча- ща, чу-щу.

Стр.12-13

1



77

Проверочный диктант №2 по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» и электронному приложению.



78

Р/Р Работа с предложением и текстом.

Обобщение изученного материала.

Стр.14-15

1

Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.



79

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и не­парные) и их обозначение буквами.

Стр.16-18

1

Выражать положительное отношение к процессу познания;

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).


Регулятивные:

планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения.

Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание.

Познавательные:

самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой - звонкий, парный - непар­ный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).



80

Произношение парного по глухости-звонко­сти согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

Стр. 18-19

1



81

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глу­хости-звонкости согласного звука на конце сло­ва и перед согласным.

Стр.20-21

1



82

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в кор­не (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

Стр.22-23

1

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.



83

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом

С. 24-25

1



84

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

Стр. 26

1

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости соглас­ным звуком на основе алгоритма проверки написания.



85

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов

Стр. 27

1

Регулятивные:

умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критериям; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Познавательные:

самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.





86

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

Стр. 28

1

воспринимать речь учителя (одноклассников), сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.




87

Р/Р Изложение текста по вопросам

Стр.29

1

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголо­вок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для от­ветов на вопросы, записывать ответы



88

Упражнения в правописании согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова

1

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в кор­не слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.



89

Обобщение знаний об изученных правилах письма.

Правописание гласных и согласных в корне слова. «Проверь себя»

Стр.30

1



90

Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным.

1




91


Проверочный диктант №3

по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

1

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


Оценивать свои достижения при выполнении заданий



92

Наблюдение над произношением слов с разде­лительным мягким знаком.

Стр.31-32

1

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.



93

Использование на письме разделительного мяг­кого знака.

Стр.33-34

1

Различать слова с мягким знаком - показателем мягкости предшеству­ющего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мяг. знаком (ь).



94

Р/Р Составление устного рассказа по серии рисунков.

Стр.37

1

Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учи­теля); излагать письменно текст по вопросам.



95

Проверочная работа № 4 по теме «Правописание слов с мягким знаком»

Стр.38

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



Части речи (59 часов)

96

Общее представление о частях речи

Стр. 40-41

1

Выражать положительное отношение к процессу познания;

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).


Регулятивные:

умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Познавательные:

самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на их признаки.



97

Соотнесение слов-названий, вопросов, на кото­рые они отвечают, с частями речи.

Стр. 42-43

1



98

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи


Стр.44-45

1

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.



99

Общее представление об имени существительном как части речи

Стр.46

1



100

Общее представление об имени существительном как части речи

Стр.46

1



101

Имя существительное как часть речи: значе­ние и употребление в речи

Стр. 47

1



102

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Стр.48

1

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.



103

Одушевлённые и неодушевлённые имена су­ществительные

Стр. 49

1



104

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных

Стр.50-51

1




105

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.


1

Писать с заглавной буквы имена собственные.



106

Р/Р Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри»

Стр.54

1

Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).



107

Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных)

Стр.59

1

Выражать положительное отношение к процессу познания;

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).

Регулятивные:

умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник; контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.

Познавательные:

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицатель­ные по значению и объединять их в тематические группы.



108

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

Стр.60

1



109

Проверочная работа №5 по теме «Правописание имен собственных»

1

Писать с заглавной буквы имена собственные.



110

Изменение существительных по числам.

Стр.61-62

1

Определять число имён существительных (единственное и множествен­ное).Изменять имена существительные по числам (книга - книги). Работать с орфоэпическим словарём.



111

Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе

Стр.63-64

1



112

Обобщение знаний об имени существительном.

Стр.65


1





113

Р/Р Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста

Стр.66

1

Выражать положительное отношение к процессу познания;

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и глав­ную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, со­ставлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять текст.



114

Обобщение знаний об имени существительном.

Стр.67

1

Оценивать свои достижения



115

Проверочная работа № 6 по теме «Имя существительное»

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



116

Обобщение знаний об имени существительном

1

Регулятивные:

умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.; контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.

Познавательные:

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками. Оценивать свои достижения



117

Глагол как часть речи

Стр.68-69

1

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.



118

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи

Стр.70-71

1



119

Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста

Стр.72-73

1



120

Р/Р Составление рассказа по репро­дукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилете­ли» по данным вопросам

Стр.73

1

Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилете­ли» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, со­ставлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.



121

Изменение глагола по числам

Стр. 74-75

1

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зави­симости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.



122

Правильное употребле­ние глаголов в речи

Стр.76-77

1



123

Правописание частицы не с глаголом

Стр.78-79

1

Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).



124

Обобщение знаний о глаголе

Стр.80

1

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола.



125

Р/Р Восстановление текста с нару­шенным порядком предложений

Стр.81

1

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, под­бирать к нему название и записывать составленный текст.



126

Текст-повествование и

роль в нём глаголов.

Стр.82-84


1

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.



127

Р/Р Составление текста-повествова­ния на предложенную тему, составление пись­менного ответа на один из вопросов к заданно­му тексту.

Стр.83

1

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нуж­ную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.



128

Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»



129

Имя прилагательное как часть речи.

Стр.86

1

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий); преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты своей деятельности, Коммуникативные:

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; выражать свои мысли, чувства в словесной форме.

Познавательные:

понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения; кратко обосновывать выбор, строить сообщения в устной и письменной форме.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.



130

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Стр.87

1



131



Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании

Стр.88

1



132

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению

Стр. 89

1



133

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению

Стр. 90

1

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагатель­ному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.




134

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов

Стр.91

1

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные - сравнения для характеристики ка­честв, присущих людям и животным.



135

Изменение имён прилагательных по числам.

Стр.92-93

1

Определять число имён прилагательных, распределять имена прила­гательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагатель­ные по числам.



136

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе.

Стр. 94

1

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.



137

Понятие о тексте-описании.

Роль имён прилагательных в тексте-описании.

Стр.95

1



138

Р/Р Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Стр.98

1

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).



139

Сравнение как одно из выразительных средств языка.


1

Самостоятельная проверочная работа

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

умения писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, распознавать изученные части речи



140

Проверочный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное»


1



141

Проверочная работа № 8 по теме «Имя прилагательное»

1




142-143

Местоимение (личное) как часть речи.

Стр.100-103

2

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий); преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты своей деятельности, Коммуникативные:

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; выражать свои мысли, чувства в словесной форме.

Познавательные:

понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения; кратко обосновывать выбор, строить сообщения в устной и письменной форме.

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллектив­ное обсуждение плана подготовительной работы).



144

Р/Р Редактирование текста.

Составление текста из предложений. Составление по рисункам текста-диалога.

Стр.104

1

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди другихслов и в предложении. Различать местоимения и имена сущ.



145

Текст-рассуждение

Стр.105-106

1

Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.



146

Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение» Стр. 107

1

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»



147

Роль предлогов в речи.

Стр. 108

1

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.




148

Предлог как часть речи. Стр.109


1



149

Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи

С 110


1

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.




150

Правописание предлогов с именами существи­тельными.

Стр. 111

1



151

Р/Р Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок»

Стр. 112

1

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествова­тельный текст.



152

Проверочная работа № 10 по теме «Предлоги».

С. 113

1

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



153

Проект «В словари за

частями речи!»

Стр. 114-115

1

Уметь находить части речи в различных словарях. Составлять проект и защищать его.



154

Контрольный диктант № 5 «Итоговый за год»

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



Повторение (16 часов)

155

Текст.

Стр.116-117

1

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).

Регулятивные:

планировать свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения; осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Познавательные:

самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательных задач; находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил.

Рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, со­ставлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ



156

Предложение.

Стр.117-118

1

Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи.



157

Главные члены предложения их распознавание. Стр.119-120

1

Понятия «подлежащее», «сказуемое», составление предложений.

Распространённое и нераспространённое предложение



158

Слово и его лексическое значение. Стр.120-122

1

лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.



159

Части речи и их признаки.

Стр.122-123

1

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи



160

Части речи, их различение.

Стр.124

1



161

Контрольное списывание текста № 2.

1

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи



162

Части речи их различение.

Стр.125

1

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи



163

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов Стр.126

1

Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов



164

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов Стр.127

1



165

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Стр.128

1

Сопоставление правил об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь разделительный знак на письме



166-170

Резервные уроки

5







Итого

170





















  1. Ресурсное обеспечение.


Для реализации программного содержания используется учебно - методический комплект «Школа России» (завершенной предметной линии учебников) по русскому языку. Для учащихся 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях - М.: Просвещение, 2012. 2. Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014. 3. Канакина В. П. Русский язык: Раздаточный материал: Пособие для учащихся: 2 класс.

Для учителя

  1. Канакина В.П. Русский язык: Сборник диктантов и творческих работ для начальной школы: 1- 4 классы.- М.: Просвещение, 2012.

  2. Канакина В.П. Русский язык: Методическое пособие с поурочными разработками: 2 класс - М.: Просвещение, 2013.

  3. Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.: Просвещение, 2014.

  4. Канакина В.П. Книга для учителя «Работа с трудными словами в начальной школе» - М.: Просвещение, 2014.

  5. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 2 класс - М.: Просвещение, 2013.

© 2010-2022