- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку 2 класс. УМК Школа России
Рабочая программа по русскому языку 2 класс. УМК Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нестеренко Г.В. |
Дата | 25.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
02.21.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кучеряевская основная общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО На ШМО Протокол № 1 от «» августа 2015г. ________ / _______________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Семенютина С.Н.
«___» __________ 2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Кучеряевская ООШ
____________ Солодунова В.В.
Приказ № ___ «___» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Русский язык» (ФГОС)
для 2 класса (I ступень)
5 часов в неделю 170 - в год
Из них: федеральный компонент 170
региональный компонент 0
школьный компонент 0
Составил учитель начальных классов
Нестеренко Галина Викторовна
(1 квалификационная категория)
2015 - 2016 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. , Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2011, примерной программы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
Цели и задачи:
Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного курса
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный)- повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место учебного курса в учебном плане ОУ
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.
В 1 классе - 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) - урокам русского языка.
Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
2. Планируемые результаты обучения
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
-
Тематическое планирование.
№ п/п
Раздел, тема раздела
Количество
часов
Из них
Диктант
Контр. списывание
Проверочная работа
Развитие речи
Проект
1
Наша речь
3
2
Текст
4
3
Предложение
12
1
1
1
4
Слова, слова, слова…
18
1
2
5
Звуки и буквы.
58
3
2
9
2
6
Части речи.
59
2
6
8
1
7
Повторение.
16
1
Итого
170
5
2
10
20
3
-
Содержание курса
Наша речь (3 часа)
Введение. Знакомство с учебником. Виды речи. Что можно узнать о человеке по его речи? Как отличить диалог от монолога. Проверка знаний. Тест № 1. «Наша речь».
Текст (4 часа)
Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста? Части текста.
Предложение (12 часов)
Что такое предложение? Как из слов составить предложение? Что такое главные члены предложения?
Что такое второстепенные члены предложения? Подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Как установить связь слов в предложении?
Р/Р Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».
Проверочная работа №1 по теме «Предложение»
Контрольное списывание №1 текста с дополнительным заданием.
Слова, слова, слова (18 часов)
Что такое лексическое значение слова? Что такое лексическое значение слова? Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение многозначных слов. Синонимы. Антонимы.
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова. Какие бывают слоги? Как определить ударный слог? Правила переноса слов.
Р/Р Изложение текста по данным к нему вопросам
Проверочная работа №2 по теме «Слово и его значение»
Р/Р Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.
Звуки и буквы (58 часов)
Как различать звуки и буквы? Как мы используем алфавит? Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Как определить гласные звуки? Правописание слов с безударным гласным в корне. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Как определить согласные звуки. Согласный звук Й и буква Й
Слова с удвоенными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Как обозначить мягкость согласного звука на письме. Мягкий знак на конце и в середине слова перед согласными.
Р/Р Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом»
Проверочная работа №3 по теме «Звуки и буквы. Алфавит»
Р/Р Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.
Проверочный диктант № 1 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
Р/Р Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.
Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Буквосочетания чк.чн.чт.чщ.щн.нч. Повторение темы. Твёрдые и мягкие согласные. Буквосочетания жи-ши.ча-ща.чу-щу. Как отличить звонкие согласные от глухих. Проверка парных согласных в корне слова.
Проверка написания парных согласных в корне и на конце. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Р/Р Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.
Проект «И в шутку и всерьез»
Р/Р Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.
Проект «Пишем письмо»
Р/Р Работа с текстом
Проект «Рифма».
Проверочный диктант №2 по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»
Р/Р Работа с предложением и текстом.
Р/Р Изложение текста по вопросам
Проверочный диктант №3 по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».
Р/Р Составление устного рассказа по серии рисунков.
Проверочная работа № 4 по теме «Правописание слов с мягким знаком»
Части речи (59 часов)
Что такое части речи? Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные.
Собственные имена существительные. Написание имен собственных. Заглавная буква в написании кличек животных.
Изменение имен существительных по числам. Глагол. Единственное и множественное число глаголов.
Частица не с глаголами. Что такое текст-повествование. Имя прилагательное. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синонимы и антонимы. Число имён прилагательных. Что такое текст-описание? Предлог. Раздельное написание предлогов. Восстановление предложений. Местоимение. Что такое текст-рассуждение.
Р/Р Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри»
Проверочная работа №5 по теме «Правописание имен собственных»
Р/Р Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста
Проверочная работа № 6 по теме «Имя существительное»
Р/Р Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам
Р/Р Восстановление текста с нарушенным порядком предложений
Р/Р Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.
Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»
Р/Р Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».
Проверочный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное»
Проверочная работа № 8 по теме «Имя прилагательное»
Р/Р Редактирование текста.
Составление текста из предложений. Составление по рисункам текста-диалога.
Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение»
Р/Р Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок»
Проверочная работа № 10 по теме «Предлоги».
Проект «В словари за частями речи!»
Контрольный диктант № 5 «Итоговый за год»
Повторение (16 часов)
Повторение по теме « Текст». Предложение. Слово и его значение. Слово. Части речи. Звуки и буквы.
Правила правописания. Повторение и закрепление изученного материала.
Контрольное списывание текста № 2.
Слова с непроверяемыми написаниями
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Резервные уроки.
-
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Планируемые результаты
Дата
Личностные
Метапредметные
Предметные
план
факт
Наша речь (3 часа)
1-2
Виды речи.
2
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др.
Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога.
3
Диалог и монолог.
1
Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составлять планы к данным текстам. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Текст (4 часа)
4-5
Текст.
2
ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;
адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности;
положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Регулятивные:
контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные:
Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Познавательные:
строить несложные рассуждения, делать выводы
Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составлять планы к данным текстам. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
6-7
Части текста.
2
Предложение (12 часов)
8-10
Предложение.
3
ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;
адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности;
положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Регулятивные:
умение вычитывать информацию из текста.
Коммуникативные:
использование правил, таблиц для подтверждения своей позиции.
Познавательные:
умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; строить предложения для решения определённой речевой задачи; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).
Составлять из слов предложения.
Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.
11
Главные члены предложения
1
Находить главные и второстепенные члены предложения.
Различать главные и второстепенные члены предложения
12
Второстепенные члены предложения.
1
13
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.
1
14
Распространенные и нераспространенные предложения.
1
15
Связь слов в предложении.
1
Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова
16
Р/Р Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».
1
17
Обобщение по теме «Предложение»
1
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику
18
Проверочная работа №1 по теме «Предложение»
1
Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв
19
Контрольное списывание текста с дополнительным заданием.
1
Слова, слова, слова… (18 часов)
20
Лексическое значение слова.
1
ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;
адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности;
положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Регулятивные: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя).
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме для решения коммуникативных задач.
Познавательные: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи
Объяснять лексическое значение слова.
21
Слово и его значение
1
Находить в тексте незнакомые слова.
22
Однозначные и многозначные слова
1
Классифицировать слова по тематическим группам.
23
Прямое и переносное значение многозначных слов.
1
Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.
24
Синонимы.
1
Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы
25
Антонимы
1
Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы
26
Р/Р Изложение текста по данным к нему вопросам
1
сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию.
Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.
27
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме.
1
сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию
Регулятивные:
осуществлять анализ слов, с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию словесную в графическую (выделение корня) и наоборот, умение группировать предметы; извлекать информацию из учебника.
Коммуникативные:
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
Познавательные:
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника; находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил, работать со словарём однокоренных слов в учебнике.
Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника, находить нужную информацию.
28
Родственные (однокоренные) слова.
1
Группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать со словарём однокоренных слов учебника. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.
29
Корень слова
1
30
Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов
и слов с омонимичными корнями.
1
31
Единообразное написание корня в однокоренных словах.
1
32
Слог как минимальная произносительная единица.
1
сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию.
Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов.
33
Ударный слог.
1
34
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.
1
35
Перенос слов по слогам. Правила переноса
1
36
Проверочная работа №2 по теме «Слово и его значение»
1
осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»
37
Р/Р Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.
1
Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.
Звуки и буквы (58 часов)
38
Различие звука и буквы.
1
осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией
Регулятивные:
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
Коммуникативные:
характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
Познавательные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений
Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи.
39
Алфавит. Значение алфавита.
1
Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.
40
Употребление прописной (заглавной) буквы.
1
Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.
41
Р/Р Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом»
1
осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией
Излагать письменно содержание текста
42
Проверочная работа №3 по теме «Звуки и буквы. Алфавит»
1
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»
43
Гласные звуки и буквы и их признаки.
1
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Находить в слове и правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы. Обозначающие гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять качественную характеристику гласного звука.
44
Р/Р Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.
1
Излагать письменно содержание текста
45
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
1
Регулятивные:
умение высказывать предположение, искать информацию в учебнике, контролировать выполнение задания.
Коммуникативные:
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Познавательные:
работать с памяткой «Алфавит» и форзацем учебника, а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы»; осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям.
Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.
46
Особенности проверяемых и проверочных слов.
1
Различать проверочное и проверяемое слова. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.
47
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.
1
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны - слон, слоник; трава - травы, травка).
48
Способы проверки безударных гласных в корне
1
49
Упражнения в написании слов с безударными гласными.
1
осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.
50
Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне.
Стр. 100
1
51
Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне.
Стр. 101
1
Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
52
Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением Восстановление деформированного текста
Стр.102-103
1
Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
53
Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением
Стр.103-104
1
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения
Коммуникативные:
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Познавательные:
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи; осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям
Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.
54
Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением
Стр.105-106
1
55
Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов
Стр.107-108
1
Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.
56
Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов.
Стр. 109-110
1
57
Проверочный диктант № 1 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
1
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
58
Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.
Стр. 111
1
Выражать положительное отношение к процессу познания;
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
59
Р/Р Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.
Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»
Стр.111
1
Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя).
Составлять текст из предложений.
60
Согласные звуки их признаки.
Стр.112-114
1
Находить и правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, их обозначающие.
61
Согласный звук [и'] и буква «и краткое»
Стр.114-116
1
Различать согласный звук [й] и буква «и краткое». Различать способы обозначения согласного звука [й] буквами. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое».
62
Слова с удвоенными согласными
Стр. 117
1
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия для решения задачи; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Познавательные:
умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия для решения задачи, осуществлять анализ, синтез языкового материала по заданным критериям.
Использовать правило написания слов с удвоенными согласными
63
Р/Р Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.
Стр.118
1
Выражать положительное отношение к процессу познания;
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).
Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.
64
Проект «И в шутку и всерьез»
Стр.119
1
65
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Стр. 120-121
1
Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.
66
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.
Стр. 122-123
1
67
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.
Стр.124-125
1
68
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.
Стр.126
1
69
Р/Р Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.
Стр.127-128
1
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.
70
Проект «Пишем письмо»
Стр.129
1
71
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.
Стр. 4-5
1
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности(чужой, своей).Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Познавательные: находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых правил; пользоваться знакомыми словарями, справочниками.
Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк,чн,чт,щн,нщ, подбирать примеры
72
Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.
Стр. 6-7
1
73
Р/Р Работа с текстом
Стр.7
1
Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложения из текста на заданную тему.
74
Проект «Рифма».
Стр. 8-9
1
Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.
75
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Стр.10-11
1
воспринимать речь учителя (одноклассников), сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща,подбирать с ними слова. Применять правила написания этих буквосочетаний.
76
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча- ща, чу-щу.
Стр.12-13
1
77
Проверочный диктант №2 по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»
1
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» и электронному приложению.
78
Р/Р Работа с предложением и текстом.
Обобщение изученного материала.
Стр.14-15
1
Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.
79
Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.
Стр.16-18
1
Выражать положительное отношение к процессу познания;
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).
Регулятивные:
планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения.
Коммуникативные:
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание.
Познавательные:
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.
Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой - звонкий, парный - непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).
80
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.
Стр. 18-19
1
81
Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.
Стр.20-21
1
82
Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.
Стр.22-23
1
Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.
83
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом
С. 24-25
1
84
Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова
Стр. 26
1
Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.
Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.
85
Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов
Стр. 27
1
Регулятивные:
умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критериям; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Познавательные:
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.
86
Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.
Стр. 28
1
воспринимать речь учителя (одноклассников), сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
87
Р/Р Изложение текста по вопросам
Стр.29
1
Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы
88
Упражнения в правописании согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова
1
Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.
89
Обобщение знаний об изученных правилах письма.
Правописание гласных и согласных в корне слова. «Проверь себя»
Стр.30
1
90
Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным.
1
91
Проверочный диктант №3
по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».
1
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
92
Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.
Стр.31-32
1
Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.
93
Использование на письме разделительного мягкого знака.
Стр.33-34
1
Различать слова с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мяг. знаком (ь).
94
Р/Р Составление устного рассказа по серии рисунков.
Стр.37
1
Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя); излагать письменно текст по вопросам.
95
Проверочная работа № 4 по теме «Правописание слов с мягким знаком»
Стр.38
1
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
Части речи (59 часов)
96
Общее представление о частях речи
Стр. 40-41
1
Выражать положительное отношение к процессу познания;
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).
Регулятивные:
умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Познавательные:
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на их признаки.
97
Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.
Стр. 42-43
1
98
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи
Стр.44-45
1
Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
99
Общее представление об имени существительном как части речи
Стр.46
1
100
Общее представление об имени существительном как части речи
Стр.46
1
101
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи
Стр. 47
1
102
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Стр.48
1
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.
103
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Стр. 49
1
104
Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных
Стр.50-51
1
105
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.
1
Писать с заглавной буквы имена собственные.
106
Р/Р Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри»
Стр.54
1
Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).
107
Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных)
Стр.59
1
Выражать положительное отношение к процессу познания;
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).
Регулятивные:
умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник; контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.
Познавательные:
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей.
Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.
108
Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)
Стр.60
1
109
Проверочная работа №5 по теме «Правописание имен собственных»
1
Писать с заглавной буквы имена собственные.
110
Изменение существительных по числам.
Стр.61-62
1
Определять число имён существительных (единственное и множественное).Изменять имена существительные по числам (книга - книги). Работать с орфоэпическим словарём.
111
Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе
Стр.63-64
1
112
Обобщение знаний об имени существительном.
Стр.65
1
113
Р/Р Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста
Стр.66
1
Выражать положительное отношение к процессу познания;
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).
Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять текст.
114
Обобщение знаний об имени существительном.
Стр.67
1
Оценивать свои достижения
115
Проверочная работа № 6 по теме «Имя существительное»
1
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
116
Обобщение знаний об имени существительном
1
Регулятивные:
умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.; контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.
Познавательные:
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками. Оценивать свои достижения
117
Глагол как часть речи
Стр.68-69
1
Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.
118
Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи
Стр.70-71
1
119
Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста
Стр.72-73
1
120
Р/Р Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам
Стр.73
1
Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.
121
Изменение глагола по числам
Стр. 74-75
1
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.
122
Правильное употребление глаголов в речи
Стр.76-77
1
123
Правописание частицы не с глаголом
Стр.78-79
1
Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).
124
Обобщение знаний о глаголе
Стр.80
1
Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола.
125
Р/Р Восстановление текста с нарушенным порядком предложений
Стр.81
1
Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст.
126
Текст-повествование и
роль в нём глаголов.
Стр.82-84
1
Распознавать текст-повествование.
Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.
127
Р/Р Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.
Стр.83
1
Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.
128
Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»
1
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»
129
Имя прилагательное как часть речи.
Стр.86
1
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выстраивать
последовательность необходимых операций (алгоритм действий); преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты своей деятельности, Коммуникативные:
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; выражать свои мысли, чувства в словесной форме.
Познавательные:
понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения; кратко обосновывать выбор, строить сообщения в устной и письменной форме.
Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.
130
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Стр.87
1
131
Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании
Стр.88
1
132
Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению
Стр. 89
1
133
Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению
Стр. 90
1
Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.
Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.
134
Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов
Стр.91
1
Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные - сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.
135
Изменение имён прилагательных по числам.
Стр.92-93
1
Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.
136
Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе.
Стр. 94
1
Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.
137
Понятие о тексте-описании.
Роль имён прилагательных в тексте-описании.
Стр.95
1
138
Р/Р Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».
Стр.98
1
Выражать положительное отношение к процессу познания.
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).
Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).
139
Сравнение как одно из выразительных средств языка.
1
Самостоятельная проверочная работа
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»
умения писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, распознавать изученные части речи
140
Проверочный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное»
1
141
Проверочная работа № 8 по теме «Имя прилагательное»
1
142-143
Местоимение (личное) как часть речи.
Стр.100-103
2
Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выстраивать
последовательность необходимых операций (алгоритм действий); преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты своей деятельности, Коммуникативные:
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; выражать свои мысли, чувства в словесной форме.
Познавательные:
понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения; кратко обосновывать выбор, строить сообщения в устной и письменной форме.
Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).
144
Р/Р Редактирование текста.
Составление текста из предложений. Составление по рисункам текста-диалога.
Стр.104
1
Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди другихслов и в предложении. Различать местоимения и имена сущ.
145
Текст-рассуждение
Стр.105-106
1
Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.
146
Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение» Стр. 107
1
Выражать положительное отношение к процессу познания.
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»
147
Роль предлогов в речи.
Стр. 108
1
Узнавать предлоги в устной и письменной речи.
148
Предлог как часть речи. Стр.109
1
149
Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи
С 110
1
Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).
Раздельно писать предлоги со словами.
150
Правописание предлогов с именами существительными.
Стр. 111
1
151
Р/Р Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок»
Стр. 112
1
Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.
152
Проверочная работа № 10 по теме «Предлоги».
С. 113
1
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
153
Проект «В словари за
частями речи!»
Стр. 114-115
1
Уметь находить части речи в различных словарях. Составлять проект и защищать его.
154
Контрольный диктант № 5 «Итоговый за год»
1
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
Повторение (16 часов)
155
Текст.
Стр.116-117
1
Выражать положительное отношение к процессу познания.
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).
Регулятивные:
планировать свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения; осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Познавательные:
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательных задач; находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил.
Рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ
156
Предложение.
Стр.117-118
1
Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи.
157
Главные члены предложения их распознавание. Стр.119-120
1
Понятия «подлежащее», «сказуемое», составление предложений.
Распространённое и нераспространённое предложение
158
Слово и его лексическое значение. Стр.120-122
1
лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.
159
Части речи и их признаки.
Стр.122-123
1
Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи
160
Части речи, их различение.
Стр.124
1
161
Контрольное списывание текста № 2.
1
Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи
162
Части речи их различение.
Стр.125
1
Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи
163
Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов Стр.126
1
Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов
164
Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов Стр.127
1
165
Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Стр.128
1
Сопоставление правил об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь разделительный знак на письме
166-170
Резервные уроки
5
Итого
170
-
Ресурсное обеспечение.
Для реализации программного содержания используется учебно - методический комплект «Школа России» (завершенной предметной линии учебников) по русскому языку. Для учащихся 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях - М.: Просвещение, 2012. 2. Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014. 3. Канакина В. П. Русский язык: Раздаточный материал: Пособие для учащихся: 2 класс.
Для учителя
-
Канакина В.П. Русский язык: Сборник диктантов и творческих работ для начальной школы: 1- 4 классы.- М.: Просвещение, 2012.
-
Канакина В.П. Русский язык: Методическое пособие с поурочными разработками: 2 класс - М.: Просвещение, 2013.
-
Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.: Просвещение, 2014.
-
Канакина В.П. Книга для учителя «Работа с трудными словами в начальной школе» - М.: Просвещение, 2014.
-
Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 2 класс - М.: Просвещение, 2013.