УМК Школа России окр. мир

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИЛОЖЕНИЕ

к основной образовательной программе

начального общего образования,

утвержденной приказом №360-п от 04.09.2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1 класс

/Школа России/








1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с примерной программы начального общего образования образовательной области «Обществознание и естествознание» (Стандарты второго поколения. - М. : Просвещение, 2011) и авторской рабочей программы общеобразовательных учреждений Плешакова А.А. по курсу «Окружающий мир» для 1 - 4 классов ( А.А.Плешаков. - М.: Издательство «Просвещение», 2011) Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса явля­ются: 1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2ч в неделю - 66ч (33 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

2 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел кол-во часов 1 Авторская программа Рабочая программа Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по­ляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

1

1

2 Что и кто?

20

20 Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? 3 Как, откуда и куда?

12

12 Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? 4 Где и когда?

11

11 Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? 5 Почему и зачем?



22



22
Почему солнце светит днем, а звезды - ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
Итого 66 66


3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


К концу 1 класса учащиеся должны знать:

  • свой домашний адрес и адрес школы;
  • правила безопасности при переходе улицы;
  • правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
  • основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.


Учащиеся должны уметь:
  • различать объекты неживой и живой природы;
  • различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
  • рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
  • сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

4. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п Дата Тема урока Количество часов Перечень используемого оборудования Домашнее задание Корректировка 1 четверть (18ч) 1
Введение (1ч) Задавайте вопросы. Экскурсия: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути Стр. 3-8 1 Учебник, рабочая тетрадь

2
Что и кто? (20ч) Что такое Родина? Стр. 10-11 1 Презентация «Символы России»

3
Что мы знаем о народах России? Стр. 12-13 1 Презентация «Народы России», фотографии

4
Что мы знаем о Москве? Стр. 14-15
1 Презентация «Москва - столица нашей Родины»

5
Проект «Моя малая родина» Стр. 16-17 1 Фотоаппарат, альбомы, фотографии.

6
Что у нас над головой? Экскурсия: Что у нас над головой? Стр. 18-19 1 Глобус, пластилин, карта звездного неба

7
Что у нас под ногами? Экскурсии: Что у нас под ногами? Стр. 20-21 Практическая работа. Определение образцов камней. 1 Коллекция минералов. Атлас-определитель

8
Что общего у разных растений? Стр. 22-23 Практическая работа. Определение частей растений. 1 Гербарий. Схема «Части растений»

9
Что растет на подоконнике? Стр. 24-25 Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений. 1 Комнатные растения. Атлас-определитель

10
Что растет на клумбе? Экскурсия: Знакомство с растениями цветника Стр.26-27 Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника. 1 Атлас-определитель. Презентация «Цветы»

11
Что это за листья? Экскурсия. Стр. 28-29 1 Гербарий с листьями различных деревьев

12
Что такое хвоинки? Стр.30-31 Практическая работа. Работа с гербарием. 1 Гербарий хвойных растений.

13
Кто такие насекомые? Стр.32-33 1 Коллекция насекомых. Атлас-определитель

14
Кто такие рыбы? Стр.34-35 1 Презентация «Рыбы». Монетки для моделирования «одежды» рыб

15
Кто такие птицы? Стр.36-37 Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев. 1 Презентация «Птицы». Перья птиц

16
Кто такие звери? Стр.38-39 Практическая работа. Изучение строения шерсти животных. 1 Презентация «Звери». Шкурки с шерстью животных

17
Что нас окружает дома? Стр.42-43 1 Предметные картинки «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Электроприборы»

18
Что умеет компьютер? Стр.44-45 1 Схема «Компьютер»

2 четверть (14ч) 1
Что вокруг нас может быть опасным? Стр.46-47 1 Презентация «Рыбы». Монетки для моделирования «одежды» рыб

2
На что похожа наша планета? Стр.48-49 1 Глобус, мяч, тарелка, пластилин

3
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» Стр.50-54 1 Учебник, рабочая тетрадь

4
Как, откуда и куда? (12ч) Как живет семья. Стр.56-57 Проект «Моя семья» 1 Фотоальбом семьи. Фотоаппарат, фотографии.

5
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? стр.60-61 Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. 1 Посуда для проведения опыта.

6
Откуда в наш дом приходит электричество? Стр.62-63 Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора. 1 Электроконструктор для сбора электрической цепи.

7
Как путешествует письмо. Стр.64-65 1 Открытки, конверты, письма

8
Куда текут реки? Стр.66-67 Практическая работа. Приготовление «морской» воды. 1 Соль и вода для приготовления «морской» воды

9
Откуда берутся снег и лед? Стр.68-69 Практическая работа. Изучение свойств снега и льда. 1 Снег и лед для проведения опыта.

10
Как живут растения? Стр.70-71 Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями. 1 Комнатные растения и приспособления для ухода за ними

11
Как живут животные? Стр.72-73 Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка. 1 Презентация «Животные живого уголка»

12
Как зимой помочь птицам? Стр.74-75 Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. 1 Бумага для изготовления кормушки. Разные виды корма для птиц

13
Откуда берется и куда девается мусор? Стр. 78-79 Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. 1 Различные виды мусора (пакеты, банки, бутылки и тд)

14
Откуда в снежках грязь. Стр.80-81 Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды. 1 Снег для проведения исследования.

3 четверть (18ч) 1
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»
1 Учебник, рабочая тетрадь.

2
Где и когда? (11ч) Когда учиться интересно? Стр.4-5
1 Учебник, тетрадь, энциклопедии.

3
Проект «Мой класс и моя школа» 1 Фотоаппарат, фотографии, альбом

4
Когда придет суббота? Стр.8-9 1 Фотоаппарат, фотографии, альбом

5
Когда наступит лето? стр. 10-11 1 Календарь. Сюжетные картинки с изображением времен года.

6
Где живут белые медведи? стр.12-13 Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. 1 Глобус, видеофильм «Жители Северного ледовитого океана и Антарктиды»

7
Где живут слоны? Стр.14-15 Практическая работа. Определение на глобусе экватора. 1 Глобус. Презентация «Слоны»

8
Где зимуют птицы? Стр.16-17 1 Карточки-схемы названий птиц: перелетные, зимующие

9
Когда появилась одежда? стр.20-21 1 Презентация «Как появилась одежда?»

10
Когда изобрели велосипед? стр.22-23 1 Схема «Части велосипеда»

11
Когда ты станешь взрослым? стр.24-25
1 Учебник, рабочая тетрадь.

12
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
1


13
Почему и зачем? (22ч) Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? Стр.32-33 1 Презентация «Солнце и планеты солнечной системы». Пластилин

14
Почему Луна бывает разной? Стр.34-35 1 Презентация «Луна». Пластилин.

15
Почему идет дождь и дует ветер? Стр.36-37 1 Схема «Какой бывает дождь»

16
Почему звенит звонок? Стр.38-39 Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. 1 Предметы для изучения возникновения и распространения звуков.

17
Почему радуга разноцветная? Стр.40-41 1 Цветные карандаши.

18
Почему мы любим кошек и собак? СТР.42-43
1 Презентация «Домашние животные»

4 четверть (16ч) 1
Проект «Наши домашние питомцы» 1 Фотоаппарат, фотографии, альбом

2
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Стр.46-47 1 Схема «Правила поведения в природе»

3
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Стр.48-49 1 Учебник, рабочая тетрадь. Схема «Правила поведения в природе»

4
Зачем мы спим ночью? Стр.52-53 1 Схема «Режим дня»

5
Почему нужно есть много овощей и фруктов? Стр.54-55 1 Презентация «Витамины»

6
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Стр.56-57 Практическая работа. Как правильно чистить зубы. 1 Зубная паста, зубная щетка, полотенце, мыло.

7
Зачем нам телефон и телевизор? Стр.58-59 1 Презентация «Средства связи и информации»

8
Зачем нужны автомобили? Стр.60-61 1 Презентация «Автомобили»

9
Зачем нужны поезда? Стр. 62-63 1 Презентация «Поезда»

10
Зачем строят корабли? Стр.64-65 1 Презентация «Корабли»

11
Зачем строят самолеты? Стр.66-67 1 Презентация «Самолеты»

12
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Стр.68-69 1 Учебник, рабочая тетрадь.

3
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Стр.70-71 1 Учебник, рабочая тетрадь.

14
Зачем люди осваивают космос? Стр.72-73 1 Презентация «Космос»

15
Почему мы часто слышим слово «экология»? Стр.74-75 1 Учебник, рабочая тетрадь.

16
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом­цы»
1




5. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения: - библиотечный фонд; - печатные пособия; - технические средства; - экранно - звуковые пособия; - оборудование класс

6. ЛИТЕРАТУРА
№ п/п Авторы Название Год издания Издательство 1 А.А.Плешаков Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы 2011 Москва «Просвещение» 2 А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. 2011 Москва «Просвещение» 3 А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 2014 Москва «Просвещение» 4
Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова 2011 Москва «Просвещение»

8



© 2010-2022