- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа учителя начальных классов
Рабочая программа учителя начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зарипова Ф.Х. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»
627050, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Новоатьялово, ул. Школьная 20, тел. 34-1-60
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании методсовета на педагогическом совете
протокол № 1 протокол № 2 приказом от 10 сентября 2014 г
от 8 сентября 2014 г. от 10 сентября 2014 г № 104- од.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 3 класса
(начального общего образования)
Составитель: учитель начальных классов
Зарипова Фагиля Хасановна
2014 год
ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе: -федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования; - авторской программы Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова « Музыка» Минобрнауки РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования программы Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начального овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира . Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом. Изучение музыки в начальной школе направлено на достижения следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному творчеству - направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Учебно- тематический план
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
В том числе
Лабораторные работы
тесты
Контрольные работы
1
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость
11
2
Интонация
5
3
Развитие музыки
10
4
Построение (формы) музыки
8
Итого
34
Тематическое планирование.
№
Тема раздела
Виды деятельности
Тема урока
Дата реализации
Планируемые результаты
Оценка результатов
предметные
метапредметные
1
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Повторение.
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость
1нед
Переход в более широкие понятия-песенность, маршевость, танцевальность
Воспитание уважения к композитору, исполнителю, слушателю
Группов, работа в парах
Практическая работа
2
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость
Разучивание попевки»Мы-третьеклассники»
2нед
Познакомиться ближе с понятиями песенность маршевость, танцевальность
Умение слушать музыку Уметь определять и передавать характер , настроение музыки.
Практическая работа
3
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Песенность в вокально-инструментальной музыке
Разучивание песни Т. Попатенко «Скворушка прошается»
3нед
Более глубокое изучение темы «песенность», знакомство с романсом
Учить слушать музыку, развивать музыкальный слух, определять характер, настроение музыки
Группов
Практическая работа
4
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Песенность в вокально-инструментальной музыке
Разучивание песни «Осень» С. Бондаренкова, слова Е. Авдиенко
4нед
Научить слышать песенность в произведениях Э.Грира
Учить слушать музыку, развивать музыкальный слух, определять характер, настроение музыки
Группов
5
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Песенность в вокальной и инструментальной музыке
«Арагонская охота» М. Глинка
5нед
Продолжить развивать тему песенности на примере произведений М.И Глинки
С.С. Проковьева
Учить слушать музыку, развивать музыкальный слух, определять характер, настроение музыки
Учить петь в хоре, слушать вступление, брать дыхание, пропевать логические фразы
Группов
Урок концерт
6
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Песенность в вокальном жанре.»Уроки -чудеса» муз. Р.Бойко, слова М.Садковского
6нед
Продолжить развивать тему песенности на примере произведений М.И Глинки
С.С. Проковьева
7-9
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Танцевальность
Шуточная песня «Я с комариком плясала»
Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке
«Спой нам, ветер» И. Дунаевского, слова В. Лебедева- Кумача
7нед
8нед
9нед
Развивать тему, научить детей слышать танцевальность вмузыке, развивать фантазию и музыкальный слух
Учить принимать и сохранять учебную задачу, работать в паре.
10
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Маршевость в музыке, разучивание маршевой песни В Шаинского «ужасно интересно»
10нед
Знакомство с более широким понятием «маршевость» на примере произведений Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р Щедрина
Учить слушать музыку, развивать музыкальный слух, определять характер, настроение музыки
Учить петь в хоре, слушать вступление, брать дыхание, пропевать логические фразы
Группов
11
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Песенно- танцевальная музыка.
Разучивание народной хороводной песни «Ходила младешенька…»
Татарская народная песня «Апипа»
11нед
Знакомство с жанровыми истоками сочинений композиторов-классиков народной, духовной музыки, произведений современности
Научиться определять настроение и характер музыки
12-13
Интонация
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Интонация
С. С. Проковьева «Болтунья
«Колыбельная» Чайковского
Колыбельная песня
Осенний вальс
12нед
13нед
Дать представление о том, что такое интонация, зачем она нужна, какое значение имеет о принме скороговорки, интонационной выразительности исполнения
Учить петь в хоре, слушать вступление, брать дыхание, пропевать логические фразы Научить слушать музыку, понимать ее настроение, замысел композитора.
Группов, работа в парах
14
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Интонация. Зерно интонация
Разучивание песен о зиме
ИКТ
14нед
Уметь услышать зерно-интонацию в музыкальных произведениях
Учить петь в хоре, слушать вступление, брать дыхание, пропевать логические фразы Научить слушать, как музыка выражает различные черты человеческого характера
Группов
15-16
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Интонация
Разучивание народной песни «У каждого свой музыкальный инструмент »
Разучивание песен о зиме
на татарском языке
15нед
16нед
Дальнейшее изучение выразительности и изобразительности интонации; вокальные и пластические зерна- интонации
Знакомство с нотной записью
Научиться слушать и понимать музыку; рисовать ее в своем воображении
Научиться через музыку видеть картины мира Учить петь в хоре, слушать вступление, брать дыхание, пропевать логические фразы
Группов, работа в парах
17
Развитие музыки
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Развитие музыки
Разучивание песни Л. Киппера «Почему медведь зимой спит»
17нед
Знакомство с понятием и видами музыкального развития;
Уметь слушать музыку,
Определять характер музыки, видеть прекрасное, учить музыкальной грамотности
Группов
18-26
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Развитие музыки
Разучивание песни Е. Крылатова «Песенка Деда мороза»
Разучивание песни С. Бугославского «Песня о пограничнике»
Разучивание русской народной песни «На горе калина»
Разучивание песни «Со вьюном я хожу
Разучивание песни о маме на татарском языке
Разучивание песни Л.Компанейца «Мама с тобой»
Разучивание песни М. Старокадомского «Любитель-рыбалов»
18нед
19нед
20нед
21нед
22нед
23нед
24нед
25нед
26нед
Дальнейшее знакомство с развитием музыки , знакомство с ладовым и динамическим развитием музыки
Расширить представление о развитии музыки на премьере классической музыки, народных песен
Подтверждение того, что повтор, контраст, вариационнсть- основные принципы развития в народной музыке
Уметь слушать музыку,
Определять характер музыки, видеть прекрасное, учить музыкальной грамотности
Группов, работа в парах
27
Построение (формы) музыки
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Построение (формы) музыки
Разучивание народной песни «Пастушья песня»
ИКТ
27нед
Закрепление понимания, что смена частей в произведениях прежде всего связана с изменениями характера музыки
Уметь слушать музыку,
Определять характер музыки, видеть прекрасное, учить музыкальной грамотности
Группов, работа в парах
28
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Формы музыки
Разучивание «Песенки о капитане» из к/ф «Дети капитана гранта»
ИКТ
28нед
Рассмотреть примеры двухчастной музыкальной формы
Уметь слушать музыку,
Определять характер музыки, видеть прекрасное, учить музыкальной грамотности
Группов, работа в парах
29
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Построение музыки
Разучивание песни «Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского
29нед
Знакомство с новой формой-рондо;
Уметь слушать музыку,
Определять характер музыки, видеть прекрасное, учить музыкальной грамотности
Группов, работа в парах
30
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Развитие музыки
Повторение песни «Со вьюном я хожу»
ИКТ
30нед
Закрепление музыкальной формы рондо, знакомство с вариационной формой музыкального произведения
Уметь слушать музыку,
Определять характер музыки, видеть прекрасное, учить музыкальной грамотности
31
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Формы музыкального произведения
Разучивание песни И. Арсеева «Крокодил и Чебурашка» ИКТ
31нед
Развитие и закрепление темы
Работать самостоятельно
32-34
Прослушивание музыки. Беседа. Коллективная работа.
Обобщение темы четверти «Формы музыки»
Разучивание песен «Веселый ветер», «Легко на сердце»
ИТОГОВЫЙ КОНЦЕРТ
32нед
33нед
34нед
Знакомство с творчеством И. Дунаевского
Уметь слушать музыку,
Определять характер музыки, видеть прекрасное, учить музыкальной грамотности
Урок контроля
Нормы оценивания знаний по музыке
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка `5` ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
^ Отметка 4 ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка 3 ставится:
- проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
- или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 2 ставится:
- и нет интереса, эмоционального отклика;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Нормы оценивания знаний по музыке
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка `5` ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
^ Отметка 4 ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка 3 ставится:
- проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
- или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 2 ставится:
- и нет интереса, эмоционального отклика;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
3.6.2.Критерии и нормы оценивания работ по музыке
3.6.2.1.Критерии оценки: объективность, систематичность, гласность.
3.6.2.2.Оценивание работы на уроке музыки:
«5» - соответствие трём критериям либо первым двум:
проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё; высказывания о прослушанном или исполненном произведении; активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки; рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
«4» - соответствие двум или одному критерию;
«3» - отсутствие соответствия данным критериям.
«2» - недопустима, так как она может погасить интерес ребёнка и соответственно его потребность в красоте и доброте.
Календарно- тематическое планирование
Даты проведения
№ урока
Темы
Кол-во часов
Корректировка
Кол-во часов
Дата
Причина коррекции
Способы коррекции
итого
Список литературы:
-
Максимова Т,с Музыка, 3 кл, поурочные планы по программе Э.Б. Абдуллина и др./ под научным руководством Д.Б. Кабалевского- Волгоград, издательство «Учитель « 2007г.
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка : учебник для начальной школы, М: Просвещение, 2012
-
Методическая газета «первое сентября»
-
Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова, Музыка 3 класс учебник М. Академкнига 2013г.