- Преподавателю
- Начальные классы
- Обобщение материала по теме: Предложение
Обобщение материала по теме: Предложение
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пашкульская Н.М. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет: русский язык Класс: 4 Учитель: Пашкульская Н.М. Тип урока: Повторение пройденного материала. Тема: Обобщение и повторение пройденного материала.
Цели деятельности педагога: создать условия для закрепления представления о простом и сложном предложении, о расстановке знаков препинания. Закрепить умение восстанавливать деформированный текст. Закрепить умение находить в предложениях главные и второстепенные члены предложения. Закрепить умение определять количество букв и звуков в слове.
Планируемые результаты образования:
Предметные: Понимать, что такое главные и второстепенные члены предложения, уметь находить их в предложении. Уметь отличать сложное предложение от простого. Постановка знаков препинания . Уметь определять количество букв и звуков в словах.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь отличать от других предложений сложное предложение ; уметь составлять предложение из данных слов; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях; уметь проверять правильность написания слов и предложений.
Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать вывод.
Оборудование: ИКТ, разноцветные листья с заданиями, ёлочки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Я ученик, я хожу в школу. Меня учат учиться.
Я всё понимаю, я хочу всё знать.
Повернитесь к друг другу, улыбнитесь .Я рада видеть ваши улыбки ,и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
II. Актуализация знаний.
-Сегодня у нас урок - путешествие .Отгадайте загадку и узнаете ,куда мы отправимся.
Несу я урожаи ,поля вновь засеваю ,птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и ёлочек… Я…(осень)
-Вот и подходит к концу последний месяц осени. Сегодня на уроке мы будем провожать красавицу- осень. Прощаясь, она вручила задание для нас .Выполнив их ,мы повторим всё что выучили. А вот что мы будем повторять вы узнаете ,составив из слогов слово.
ло е пред ни же
-Какое слово у нас получилось?
-Что мы будем повторять?
-Какие задачи поставим перед собой?
(вспомним всё , что знаем о предложении ,будем находить главные члены предложения, вспомним о роли предложения ,будем развивать речь ,составлять из слов простые и сложные предложения, работать со схемой предложения)
-Задача нашего урока проверить насколько умело и правильно вы умеете использовать знания о предложении.
-А на чём мы отправимся на прогулку по осеннему лесу? В сказках герои часто путешествуют на ковре - самолёте .Осень тоже приготовила для нас ковёр- самолёт: золотые и багряные листочки .В путь!
Минутка чистописания.
Оо ок ос ом ор но осень -5б. 4зв.
-Листочки принесли нас в осенний лес .Посмотрите , какой он сейчас .
Слайд 1.
-Какая осень изображена? По каким признакам вы это определили? -Почти все листочки опали, но на одном из них сохранилось задание для нас.
-Подул сильный ветер и сорвал с рябины гроздья ,они рассыпались. Соберите слова.
1.Словарная работа.
б т ь с р ь о я н
к я е т н б ь
р о я б р
Сентябрь, октябрь, ноябрь
-Что означают эти слова? 2.Запись высказывания.
Ноябрь сентябрю внук, октябрю - сын, зиме - родной брат.
- Как понимаете высказывание?
3.Работа в парах.
- Мы продолжаем нашу прогулку по осеннему лесу. В воздухе кружатся последние листочки .Они упали к вам на парту .На них написаны слова. -Составьте предложение из слов записанных на листиках.
В осенние на юг певчие
улетели птицы дни
В осенние дни улетели на юг все птицы.
4.Запись предложения ( с комментированием)
- Докажите что записанное высказывание является предложением.( выражает законченную мысль)
-Какое это предложение? (распостранённое)
5.Составление предложений.
-Вот на нашем пути встретилась первая преграда- бревно. Чтобы убрать бревно с дороги, мы должны прочитать записанные на нём предложения.
Слайд 2.
Записи на бревне.
1.Целый день дует холодный ветер. 2.Пошёл мелкий 3.С деревьев 4.Молчаливый лес ждёт зимы.
-Под какими номерами записаны предложения? Объясните свой ответ. -П- Почему вы
-Почему вы решили, что записи 2,3 не являются предложениями? -Допишите эти записи так, чтобы получились предложения. (Пошёл мелкий осенний дождик. С деревьев опали последние листья.)
6.Запись предложений. -Объясните орфограммы.
-Молодцы! Путь свободен! -Но что это ?Под бревном лежит листочек с новым заданием.
Слайд 3.
(Грамматическая основа предложения) -Что изображено? - Какие бывают члены предложения? - Назовите главные члены предложения. - Что обозначает подлежащее? Сказуемое? - Почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения? (определяют основной смысл высказывания ) - Определите в записанных предложениях подлежащее и сказуемое. - Какие ещё члены предложения вы знаете?
-Во втором предложении найдите слова , зависящие от сказуемого. Установите связь между словами предложения.
С деревьев опали последние листья.
- Молодцы! Вы справились! Мы продолжаем нашу прогулку. На пути у нас ёлочка. На ней тоже один листочек, задание для вас. - Какому предложению соответствует следующая схема?
Слайд 4.
Какой?
чего?
Молчаливый лес ждёт зимы.
-Мы выполнили и это задание.
Физминутка
Слайд 5.
- Двигаемся по тропинке дальше. Кого мы видим на тропинке? (ёжика) - У него на иголках листочек - задание для вас. Нужно поставить знаки препинания. - Давайте вспомним.
- Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете? - Прочитайте записанные предложения. - Определите виды предложений по цели высказывания. - С какой целью используются повествовательные предложения?(пример) - Вопросительные? (пример) Побудительные? (пример) - Какие виды предложений по интонации вы знаете? - Чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных? - Приведите примеры восклицательных предложений.
7.Работа в группах.
Скучная картина (…) Рано -рано выпал снег (…) Тучи без конца , Удивился человек: Дождик так и льётся, Это снег (…) Не может быть(…) Лужи у крыльца (…) На дворе (…) Не может быть (…) Что так рано в гости На траве (…) Не может быть (…) Осень, к нам пришла(…) В октябре (…) Не может быть (…) Ещё просит сердце Света и тепла (…)
Осень на поля пришла и дары нам принесла (…)
Что копали в сентябре, жарили , варили (…)
Что в золе мы испекли ,ели да хвалили (…)
Ах, какой же вкусный он (…)
Наш картофель молодой (…)
8.Проверка.
- Мы выполнили задание ёжика.
9.Составление сложного предложения. - Мы скоро придём на полянку, где сможем отдохнуть. Но чтобы попасть на неё , нужно перебраться через овраг. Для этого мы построим мостик из слов. А чтобы мостик был прочным ,нужно составить из слов предложение. И листочки помогут нам в этом.
Схема сложного предложения на листиках.
-А слова , из которых оно будет состоять запутались в паутинке.
Тёмная шуршат ногами дубрава
Листья под молчит опавшие
- Поможем словам , распутаем паутинку.
- Какое предложение у вас получилось? (Тёмная дубрава молчит , только опавшие листья шуршат под ногами.) -Запишите предложение. - О чём идёт речь в предложении? - Определите главные члены предложения . - Сколько в этом предложении грамматических основ ? - Какое это предложение? Простое или сложное? - Из каких простых предложений оно состоит? - Молодцы вы справились и с этим заданием.
III. Рефлексия - Какие задачи мы ставили в начале урока ? - Какое задание вы выполнили успешно? -Какие задания вызвали у вас затруднения? -Кому необходимо повторить ещё раз какие - либо темы? -Оцените свою работу на уроке с помощью листиков.
IV. Итог урока. - Вот и подошла к концу наша прогулка . Мы прощаемся с осенью и говорим ей «До свидания! До новой встречи! Мы хорошо поработали и повторили тему «Предложение». - А знания , приобретённые на уроке, останутся с нами навсегда .Ведь предложения это кирпичики из которых строится наша речь. И чтобы наша речь была правильной, мы должны уметь грамотно строить предложения.
Игра «Микрофон»
-Что узнали о предложении?