Конспект урока на тему: «Что у нас над головой»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Храброва Маргарита Юрьевна

Окружающий мир 1 класс

Тема урока: «Что у нас над головой»

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Цель урока: формировать представления обучающихся о дневном и ночном небе.

Задачи урока:

Обучающие:

-создать условия для формирования представления о небесных светилах;

-обучать правильно передавать форму Солнца;

-содействовать формированию умения работы с учебником.

Развивающие:

-способствовать развитию логического мышления и умения сравнивать объекты,

-устанавливать черты сходства и различия,

-выделять существенные признаки предметов.

Воспитательные:

-воспитывать основы экологического сознания;

-чувство прекрасного через наблюдение за дневным и ночным небом,

-коммуникативную культуру через работу в парах

Формируемые умения

Личностные:

  • ценностные представления о своей планете, космосе;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке, правилами работы в паре, со взрослыми;

доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников

Метапредметные

Регулятивные:

  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные знания и умения;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения);

  • понимать содержание текста, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем; находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям.

Коммуникативные

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в паре;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные

  • проводить наблюдения и обобщать результаты личных наблюдений в окружающем мире с помощью взрослого;

выбирать модели Солнца

Методы:

1. Методы организации и осуществления

учебно - познавательной деятельности учащихся:

- метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа)

- метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации;

- метод передачи информации с помощью практической деятельности.

2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:

-эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка);

- познавательные ( выполнение учебных заданий);

- волевые ( предъявление учебных требований);

- социальные (создание ситуации взаимопомощи).

3. Метод контроля и самоконтроля:

- Самоконтроль (сравнение с образцом)

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах. Ресурсы: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, карточки с заданиями, компьютер, проектор, презентация.

Этапы урока


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД,

компетенции

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности.

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест, проверка осанки

Создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

(эмоциональный настрой)

Давайте улыбнемся, друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и новых открытий.

Подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия.

Регулятивные УУД

-волевая саморегуляция; Личностные УУД

-самоопределение.

Коммуникативные

(умение сконцентрироваться, умение строить монологическую речь, участвовать в диалоге

2. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Воспроизводят и фиксируют знания достаточные для построения нового знания

Ответы учащихся


Отгадывают загадки




Активизирует познавательные процессы

- Первое открытие предлагает нам сделать Муравьишка и приглашает нас в путешествие. Он предлагает нам представить, что мы на улице и поднять голову. Что мы увидим?

1. Загадки: (Солнце, облака)

  1. Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет? (Солнце)

  1. Освещает ночью путь,

  2. Звездам не дает заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна

В небе не заснет…. (Луна)

  1. Белые цветочки

  2. Вечером расцветают,

А утром увядают. (Звезды)

  1. Сверкая огромным хвостом в темноте

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной. (Комета)

5. Чудо птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд. (Ракета) Что мы видим над головой, выйдя на улицу?
Что мы увидим днём на небе?
Ночью?




Познавательные УУД (структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез, сравнение).

Коммуникативные УУД (формулирование и аргументация своего мнения).


Регулятивные УУД (фиксирование индивидуального затруднения)

3. Постановка учебной задачи

Цель: создать условия для обсуждения затруднений, проговаривания темы урока, постановки целей урока.

Выдвигают

предположения,

Предлагают изучить.

Предполагают и

согласовывают тему и цель урока.


Перед детьми чистые листы бумаги , на которых они фиксируют путь следования

Заспорили как-то Муравьишка и Черепаха

Муравьишка считает, что у нас над головой только Солнце и облака А Черепаха говорит, что это не так.

Кто прав? (проблема)

А как проверить?

-Какая тема будет нашего урока?

А какие цели поставим?

Уточняет тему и цель урока.

Отправляемся в путешествие на ракете. А на путевых листах будем фиксировать всё, что нам встретится.

Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

4.«Открытие» нового знания

Цель: приобретать новые знания с помощью имеющихся знаний.

Называют тарелку.

Просмотр презентации, обсуждение

Теперь шар.

Работа в парах

1. Учимся работать сообща

2. Не перебиваем друг друга

3. Слышим друг друга

4. Помогаем друг другу



Заполнение путевого листа

Просмотр презентации, обсуждение.

Смотрят в окно.

Работа по тетради, с.10

Работают с путевым листом.

Заполнение путевого листа


Что же первым нам встретится? (Солнце)

-Подумайте, какую форму имеет Солнце, если смотреть на него с Земли? (круг).Учитель показывает 3 предмета (кубик, тарелку, шар).Какой предмет формой похож на Солнце?

-Давайте проверим ваши предположения.

У вас на парте карточки. Возьмите их и обведите предмет который может нам помочь представить Солнце такое какое оно на самом деле. Почему выбрали именно этот предмет?

Мяч может служить моделью Солнца.

-Кто из вас знает, что такое модель?

-А если ты не знаешь, что означает слово, что ты будешь делать?

Модель - это предмет, изображающий другой предмет.

-Правильно мы выбрали модель?

- Почему? А какие предметы ещё могут служить моделью Солнца?

Хотя мы видим в небе круг, на самом деле солнце-шар.

Откройте учебник на с.18. Укажите стрелочкой, на какой предмет похоже солнце.

На путевых листах отобразите Солнце, каким вы его увидели.

А что принёс Муравьишка?

-Когда можно увидеть облака?

-Какие бывают облака? (кучевые, перьевые, грозовые)

Откройте тетради на с. 10

Отметьте какие облака видите на слайдах.

Зарисуйте их на путевом листе.

Всё ли вы внесли в путевой лист? Посмотрите на плакат. Сравните сами со своими листами, найдите что упустили (Планеты )

Назовите и нарисуйте планеты, какие вам встретятся на пути.

Какую цель мы ставили? Чего достигли?

Что узнали о Солнце? С какими ещё небесными телами познакомились раньше?

Какие виды облаков запомнили?


Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Личностные УУД (учебно-познавательный интерес).


Личностные УУД (учебно-познавательный интерес). Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, достижение договоренностей и согласование общего решения).

Личностные УУД (нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания).


Познавательные УУД (осознанные и произвольные речевые высказывания, построение цепи предположений и доказательств)

Двигательная пауза «Облако».


Поднять руки над головой

Подтянуться руками вверх;

плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону

.

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.


Беленькое облако

Поднялось над крышей

Устремилось облако

Выше, выше, выше

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

.


Продолжение «открытие» нового знания

Просмотр презентации, обсуждение.

Ответы учащихся


.


Координирует работу

А что мы увидим ночью?

Луна всегда выглядит одинаково?

Почему?

А звёзд на небе сколько?

Нанесите на ваш путевой лист ,что ещё можно увидеть над головой .

Люди издревне смотря на небо складывали из звёзд узоры, картинки. Как называли такие картинки-фигурки?

Мудрая черепаха предлагает вам попутешествовать по созвездию Большой Медведицы или его называют Ковшом.

Рассмотрите созвездие Большой Медведицы или Ковш.

Сравните с ковшиком.

Рассказ легенды.

Рассматривание в учебнике.

. Познавательные УУД

Построение логической цепи рассуждений и доказательств. Осознанные и произвольные речевые высказывания Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им;

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

5. Закрепление

Цели: осмыслить изученный материал через выполнение заданий.

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний.

Выполняют предложенные учителем задания.

Работа в парах

Учебник, энциклопедия , жизненный опыт, товарищ, учитель.

У вас на партах карточки с изображением звёзд из этого созвездия.

Проведите линии так, чтобы получилось изображение созвездия Ковша.

Проверьте в парах.

Где ещё можно узнать о других созвездиях?

Зафиксируйте созвездие Большой Медведицы на путевых листах.


Познавательные УУД

- анализ, сравнение, классификация;

- рефлексия способов и условий действий.


Регулятивные УУД:

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действий, внесение необходимых коррективов.



6.Рефлексия. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, выявить достижения поставленной цели.

Соотносят цель и

результаты своей

деятельности.

Пожелания друг другу(быть внимательными, замечать, что вокруг нас и над головой)

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности - -Какие цели ставили? -Каких целей достигли? Что нового узнали? -А где можно найти дополнительные сведения о том, что вы сегодня узнали?

. Какими пожеланиями можно закончить урок, учитывая нашу тему урока? (

Регулятивные УУД

-способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении;

-осознание своих возможностей

Регулятивные УУД (контроль и оценка процесса и результатов деятельности).

Личностные УУД (внутренняя позиция школьника).

Учащиеся распределяют листочки по своему выбору.

У вас на столах листочки, наклейте их на Черепаху, если вы узнали много нового,

на Муравьишку - если не узнали нового.

Личностные УУД (внутренняя позиция школьника

© 2010-2022