Урок по русскому языку на тему Корень слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку.

Класс: 3

Тема: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Тип: урок усвоения новых знаний Цель урока: определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.

Продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.

  1. Коррекционные:

1.Пополнять словарный запас учащихся.

2.Развивать монологическую речь.

  1. Развивать мелкую моторику.

  2. Совершенствовать зрительное восприятие.

  3. Совершенствовать базовые знания и умения учащихся

3.Воспитывающие:

1.Формировать обще - учебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Минутка чистописания -слайд-1

Повторение изученного:

-Что мы изучали на прошлом уроке?

- Что такое числительное?

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Актуализация знаний.

Закрепить полученные знания, вспомнить тему прошлого урока.

Работа одного ученика у доски, остальные в тетрадях.
- Где созревает урожай? (На огороде)
- Будем собирать урожай. Куда складываем? (В корзину)

- Теперь я тебе прочитаю слова, а ты запиши их в тетрадь. Подчеркни безударную гласную в слове.

Огород, корзина, картофель, морковь, огурец, овощи.

Предложение:

В огороде идет уборка овощей. Разобрать по членам предложения.

Организует диалог с учащимися, задает вопросы.

Выполняют задание, добавляют, формулируют правила.

Коммуникативные-

умение слушать и говорить,

Личностные-самоопредление, оценивание.

Самоопределение к деятельности.

Выход на тему, цель, учебные задачи.


Гимнастика для глаз.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы


Снятие усталости с глаз

Слова собрала я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья -
Что в них за правило, скажи-ка, а?

(Слова с разделительным мягким знаком)

- Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак.

2) Немного из истории.

- Сколько букв в русском алфавите?(33)

В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них - Ь и Ъ знаки, но назывались по-другому: Ъ- ер Ь-ерь.

Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець

В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же, как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их функции несколько изменились…

ф/м для глаз. Мультимедийная презентация

Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Организует выполнение гимнастики для глаз

Делят слова на две группы.

Производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Работа над темой.

Подведение детей к самостоятельно

му выводу


-О чем будем говорить сегодня на уроке?

- Первым нас встречает сказочный герой нашего города - это Карлсон. Пришел он с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? Посмотри на слова-угощения?


(слова написаны с ошибками. Нет Ь) - Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е) - Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. варенье: печенье

1) Формулировка правила. - Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный) Сколько звуков и сколько букв будет в каждом слове? (по 7 букв и 7 звуков) Почему? (гласный звук [е] после мягкого знака обозначает 2 звука, а мягкий знак не имеет звука.) Вывод: мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. Прочитай слова. Подчеркни разделительный Ь и буквы между которыми стоит Ь.

ЗДОРОВЬЕ ЛЬЁТ ВЬЮГА ДРУЗЬЯ ВОРОБЬИ

- Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)

- Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)

- Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)

- Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)

- А теперь попробуй сформулировать правило

Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак - орфограмма.

Организует подводящий диалог, уточняет правило

Записывают слова , обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Проверка понимания способа действия.

Коллективное выполнение задания. Обсуждение, выводы

Работа по учебнику.

Стр

Ф/М головой кивает слон.

Он слонихе шлёт поклон.

Вдох глубокий, выдох полный

Разгулялись в море волны.

Руки вверх поднять пора.

Дружно ловим комара.

Опустили руки вниз,

В стойку прежнюю вернись.

Дает образец короткого доказательства

Объясняют написания слов, делают выводы.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

Первичное закрепление нового материала

Развитие умения распознавать и подбирать разделительные твердый и мягкий знаки.
- А мы отправляемся дальше и попадаем на торговую площадь. Представьте, что мы идем по торговой площади.. Вокруг очень много разных товаров. Давай купим что-нибудь, но мы можем купить только такой товар, в названии которого есть разделительный Ь. (самостоятельная работа) - В упражнении втором подчеркни слова с разделительным Ь.

Слова:

платье, морковь, стулья, фонарь,пальто, бельё, альбом, перья, ружьё.обезьяна. соль день

Задание на карточке.
Проверка самим и поставить оценку себе. -Посмотри, как записала слова я. Сверь со своими. - Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? ( разделяет согласный звук от гласного ) Вывод: Повторим правило Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

Проводит инструктаж учащихся. Организует обмен мнениями

Работа в парах.

По очереди соединяют слова в группы доказывая правильность выполнения.

Читают задание с карточек. Один человек из пары выходит к доске, объясняет выполнение задания.

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Выявление слов с Ъ и Ь.

Совершенствование знаний по теме.

Учебник стр.

Упр.

Организует работу учащихся.

Выполняют задания, доказывают, делают выводы.

Регулятивные:

- умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;

Коммуникативные:

- владение монологической и диалогической формами речи.

Самопроверка

Закрепление знаний.

- Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути улица Предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на улицу и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулу. Попробуй составить предложение

ВОСКРЕСЕНЬЕ, РЕБЯТА, ХОДИЛИ, В, ЛЕС, В

Проверка. В воскресенье ребята ходили в лес.

- Назови слово, в котором пишется Ь? (воскресенье) - Какой это мягкий знак и какую роль он играет? (разделительный, разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и)

- Вот мы повернули и попали на спортивную площадку. Футболисты Зайчики просят им помочь правильно забить голы, отгадав слова. Я читаю предложение, а ты заменяешь его одним словом.

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

- На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)

Диктует слова

Изменяют и записывают слова, сверяют с записями
на доске, ставят оценку.

Коммуникативные:

распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Подведение итогов

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей


-Скажи, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали? Что ты запомнил? Возникли ли у тебя трудности в течении урока?

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Этап разъяснения домашнего задания

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Объяснение.

Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог;

Заключительный этап и рефлексия.

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроке русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

- оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


© 2010-2022