- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему Корень слова
Урок по русскому языку на тему Корень слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Токарева А.Н. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по русскому языку.
Класс: 3
Тема: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Тип: урок усвоения новых знаний Цель урока: определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой.
Задачи урока:
-
Обучающие:
1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.
2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.
Продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.
-
Коррекционные:
1.Пополнять словарный запас учащихся.
2.Развивать монологическую речь.
-
Развивать мелкую моторику.
-
Совершенствовать зрительное восприятие.
-
Совершенствовать базовые знания и умения учащихся
3.Воспитывающие:
1.Формировать обще - учебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.
Этап
урока
Цель
Содержание взаимодействия с учащимися
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Организационный
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Минутка чистописания -слайд-1
Повторение изученного:
-Что мы изучали на прошлом уроке?
- Что такое числительное?
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
Актуализация знаний.
Закрепить полученные знания, вспомнить тему прошлого урока.
Работа одного ученика у доски, остальные в тетрадях.
- Где созревает урожай? (На огороде)
- Будем собирать урожай. Куда складываем? (В корзину)
- Теперь я тебе прочитаю слова, а ты запиши их в тетрадь. Подчеркни безударную гласную в слове.
Огород, корзина, картофель, морковь, огурец, овощи.
Предложение:
В огороде идет уборка овощей. Разобрать по членам предложения.
Организует диалог с учащимися, задает вопросы.
Выполняют задание, добавляют, формулируют правила.
Коммуникативные-
умение слушать и говорить,
Личностные-самоопредление, оценивание.
Самоопределение к деятельности.
Выход на тему, цель, учебные задачи.
Гимнастика для глаз.
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
Снятие усталости с глаз
Слова собрала я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья -
Что в них за правило, скажи-ка, а?
(Слова с разделительным мягким знаком)
- Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак.
2) Немного из истории.
- Сколько букв в русском алфавите?(33)
В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.
В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них - Ь и Ъ знаки, но назывались по-другому: Ъ- ер Ь-ерь.
Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець
В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же, как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их функции несколько изменились…
ф/м для глаз. Мультимедийная презентация
Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
Организует выполнение гимнастики для глаз
Делят слова на две группы.
Производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока
Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Работа над темой.
Подведение детей к самостоятельно
му выводу
-О чем будем говорить сегодня на уроке?
- Первым нас встречает сказочный герой нашего города - это Карлсон. Пришел он с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? Посмотри на слова-угощения?
(слова написаны с ошибками. Нет Ь) - Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е) - Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. варенье: печенье
1) Формулировка правила. - Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный) Сколько звуков и сколько букв будет в каждом слове? (по 7 букв и 7 звуков) Почему? (гласный звук [е] после мягкого знака обозначает 2 звука, а мягкий знак не имеет звука.) Вывод: мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. Прочитай слова. Подчеркни разделительный Ь и буквы между которыми стоит Ь.
ЗДОРОВЬЕ ЛЬЁТ ВЬЮГА ДРУЗЬЯ ВОРОБЬИ
- Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)
- Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)
- Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)
- Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)
- А теперь попробуй сформулировать правило
Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак - орфограмма.
Организует подводящий диалог, уточняет правило
Записывают слова , обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Проверка понимания способа действия.
Коллективное выполнение задания. Обсуждение, выводы
Работа по учебнику.
Стр
Ф/М головой кивает слон.
Он слонихе шлёт поклон.
Вдох глубокий, выдох полный
Разгулялись в море волны.
Руки вверх поднять пора.
Дружно ловим комара.
Опустили руки вниз,
В стойку прежнюю вернись.
Дает образец короткого доказательства
Объясняют написания слов, делают выводы.
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и последовательности действий.
Первичное закрепление нового материала
Развитие умения распознавать и подбирать разделительные твердый и мягкий знаки.
- А мы отправляемся дальше и попадаем на торговую площадь. Представьте, что мы идем по торговой площади.. Вокруг очень много разных товаров. Давай купим что-нибудь, но мы можем купить только такой товар, в названии которого есть разделительный Ь. (самостоятельная работа) - В упражнении втором подчеркни слова с разделительным Ь.
Слова:
платье, морковь, стулья, фонарь,пальто, бельё, альбом, перья, ружьё.обезьяна. соль день
Задание на карточке.
Проверка самим и поставить оценку себе. -Посмотри, как записала слова я. Сверь со своими. - Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? ( разделяет согласный звук от гласного ) Вывод: Повторим правило Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.
Проводит инструктаж учащихся. Организует обмен мнениями
Работа в парах.
По очереди соединяют слова в группы доказывая правильность выполнения.
Читают задание с карточек. Один человек из пары выходит к доске, объясняет выполнение задания.
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Выявление слов с Ъ и Ь.
Совершенствование знаний по теме.
Учебник стр.
Упр.
Организует работу учащихся.
Выполняют задания, доказывают, делают выводы.
Регулятивные:
- умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;
Коммуникативные:
- владение монологической и диалогической формами речи.
Самопроверка
Закрепление знаний.
- Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути улица Предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на улицу и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулу. Попробуй составить предложение
ВОСКРЕСЕНЬЕ, РЕБЯТА, ХОДИЛИ, В, ЛЕС, В
Проверка. В воскресенье ребята ходили в лес.
- Назови слово, в котором пишется Ь? (воскресенье) - Какой это мягкий знак и какую роль он играет? (разделительный, разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и)
- Вот мы повернули и попали на спортивную площадку. Футболисты Зайчики просят им помочь правильно забить голы, отгадав слова. Я читаю предложение, а ты заменяешь его одним словом.
1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)
- На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)
Диктует слова
Изменяют и записывают слова, сверяют с записями
на доске, ставят оценку.
Коммуникативные:
распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Подведение итогов
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
-Скажи, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали? Что ты запомнил? Возникли ли у тебя трудности в течении урока?
Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Этап разъяснения домашнего задания
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Объяснение.
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания
Записывают задание на дом, задают вопросы
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Познавательные:
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- умение слушать и вступать в диалог;
Заключительный этап и рефлексия.
Обеспечение позитивного настроя на получение знаний
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Обеспечивает положитель
ную реакцию учащихся на уроке русского языка
Получают позитивный настрой от урока
Регулятивные:
- оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.