Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему М. Ауэзов Возвращение

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе с применением

технологии критического мышления.

Тема «М.Ауэзов «Возвращение».


Тема: М. Ауэзов «Возвращение»

Цели: 1) знакомство с биографией писателя, обеспечить усвоение содержания произведения, формирование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения; умение анализировать и давать оценку прочитанному тексту; давать характеристику герою, учить уч-ся делать элементарный анализ художественного произведения;

2) развитие речи уч-ся, развитие у уч-ся устойчивого интереса к чтению; обогащение словарного запаса, внимание, память, умение анализировать, сравнивать.

3) содействовать привитию любви к Родине, родному селу, животному и растительному миру, красоте степи.

Оборудование: Картинки, слайды с изображением степи, портреты, презентация,

карточки-задания для работы в группе, таблички групп, оценочные листы групп,

книга «Путь Абая», словарные слова.

Ход: 1. Орг. момент

1.Организация класса.

Учитель:

Литература - прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их - они учат вас.

- Чему нас учат уроки литературного чтения? Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям.

-Каким вы хотите видеть наш урок? - Интересным, творческим, полезным.

-Какие цели вы поставите перед собой? - узнать что - то новое, выразительно читать, бегло, узнать значение новых слов.

_Чтобы получился хороший творческий урок какие качества мы должны проявить?

Итак, начинаем наш урок.

- Разгадайте ребус: Р1 а (Родина)

2.Мозговой штурм.

-Что для вас Родина? Ответы детей.

-Какие еще ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Родина?

(составление кластера)

Родная земля, родители, страна, моё село, родной дом

Родина

Казахстан аул степь

У каждого человека живущего на планете есть своя Родина. Для нас с вами - это Казахстан. Но и у каждого из нас есть малая Родина.

- Что вы можете назвать своей малой родиной? (Наше село Украинка)

3. «Стадия вызова» : «ПРОГНОЗ».

Послушайте, что говорит о Родине писатель М.Ауэзов. Слайд. Портрет писателя.

«Родина - это город, в котором родился, аул где ты вырос, школа, где ты учился, …они нужны тебе, как воздух и вода».

-Согласны ли с его мнением?

_Какой рассказ М.Ауэзова мы читали? «Степной пейзаж?

-Что вы знаете о М.Ауэзове?

(Казахский писатель, ученый. Обучался в аульной

школе. Написал роман «Путь Абая». Этот роман переведен на 30 языков народов мира)

4. Сообщение темы, цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом, который называется «Возвращение».

На уроке вы будете работать над содержанием текста, анализировать текст, учиться задавать вопросы, работать в группах, давать характеристику герою.

- Спрогнозируйте по названию, о чём будет этот рассказ?

-Какие события будут происходить. Поделитесь своими предположениями.

- Запомните, о чём сейчас говорили.

- Оправдаются ли наши предположения мы узнаем, когда прочитаем произведение.

5.Словарная работа.

В рассказе встретятся непонятные слова (слова на доске, зачитать)

Медресе-мусульманское училище

Урочище-участок, который отличается от других. Например, лес среди поля.

Лощина-овраг с пологими склонами.

Сопка- небольшая гора с округлой вершиной, холм.

Бабки -детская игра в кости.

Нега-приятное состояние

Матки-кобылицы, родившие жеребят.

- Значение каких слов непонятно?

6. Стадия осмысления.

А сейчас приступаем к чтению рассказа. Читать будем с остановками, во время которых будем беседовать о прочитанном и высказывать предположения. А свои предположения будете мысленно сверять с автором.

7.Первичное восприятие текста. «Чтение с остановками», «Прогноз».

-открыли учебник. Стр.222.

-читаем с остановками, задаем вопросы, будьте внимательны.

1 отрывок. Читает учитель до слов «Я поехал»

-Куда спешил мальчик?

-Сколько дней мальчик был в пути?

-Устал ли он?

-Где был мальчик всю зиму?

-Какая опасность его могла поджидать в овраге?

-«Как дальше будут разворачиваться события?»,

2 отрывок. Читает ученик до слов «в Есембае»

- Сбылось ли наше предсказание?

1.В какое время года прикочевывает в Есембай аул Кунанбая - отца мальчика?

2. Как относится Абай к родным местам?

3.Как проводил мальчик время в родном Есембае?

4. Где и когда он о них вспоминал?

Прогноз - Как вы думаете что произойдет с героем дальше?

- Запомните свои высказывания

3 отрывок. Читает учитель до слов «Удержать его невозможно»

-Какие вопросы можно задать?

1.Какие краски степи видит мальчик?

2. Какие чувства испытывает Абай к родной земле?

3. Что хочется сделать Абаю с родными местами?

4.Что хочется сказать родной степи?

- О чем пойдет речь в следующей части?

4 отрывок. Читают 2 ученика.

-Когда подъехали спутники к аулу Кунанбая?

-Чем славился аул Кольгайнар?

-Вечерняя степь. Какая она? Какими звуками наполнена?

8.Беседа по первому впечатлению

-Понравился ли рассказ?

-Кто главный герой? -Куда он ехал? ( Абай, который возвращается в родной аул из города, где обучался в мусульманском училище -медресе. Он едет по степи и проезжает родные его сердцу места…)

- Совпали ваши предположения, которые мы давали в начале рассказа с авторским замыслом ?

-Догадались ли вы о каком мальчике идет речь в рассказе? Кем он стал, когда вырос?

- Что вы знаете об Абае Кунанбаеве? Презентация.

-А вы знаете, ребята, как называется чувство любви к Родине? (патриотизм)

А человека, который любит свою Родину называют патриот.

9.Физминутка

10. Стадия размышления. Вторичное восприятие текста.

11.Работа в группах.

Составление пословиц, деление на группы.

-О чем были пословицы? О любви к Родине.

1гр. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

2 гр. Родная сторона - мать, а чужая - мачеха.

3гр. Человек без родины - соловей без песни.

1 группа. «Психологи» Прием «Чтение с пометками» перечитать текст, ответить на вопросы.

1.Как вы думаете, почему Абай так спешил домой?

2. Найти в тексте слова, которые говорят о любви героя к родному краю.

3. дать характеристику Абаю. Опорная таблица «Черты характера)

2 группа «Художники» Ответить на вопросы:

1. Какие краски степи видит мальчик? (желтые сопки, зеленые луга,

серебристый ковыль)

2. Найди сравнения.

3.Найти эпитеты.

3 группа. «Ученые» Придумать 2 тонких вопроса и 2 толстых вопроса.

12. Заслушивание работ. Перед классом слайды с заданиями для ребят.

Оценивание работы группы. Приём «Две звезды и желание».

13. «Стадия рефлексии». Обобщающая беседа.

Учитель: Итак, для Абая родина-это любимая степь, где расположен его аул. А вы знаете, ребята как называется чувство любви к Родине? (патриотизм) А человека, который любит свою Родину называют патриот.

-Какой главный смысл произведения?(тоска по месту, где ты жил и родился)

-знаете ли вы , как называется это чувство?(ностальгия)

-Такое чувство есть у меня по моей родине селе Пролетарке, у наших учителей, у родителей.

Представьте, вы вырастите. Кто -то уедет учиться в другой город, страну. И вот вы после долгой разлуки едете к себе домой, на свою маленькую родину. Какие чувства вас будут охватывать?

- А теперь вы можете себя представить на месте Абая, возвращающегося домой после долгой зимы?

14Домашнее разноуровневое задание.

1 уровень : пересказ.

2 уровень: Напиши маленькое сочинение-описание «Моя малая родина - Украинка»

15. Итог. - О ком мы узнали?( об Абае Кунанбаеве, как он любит свою степь.

-чему научились? Оценивание. 1. учителем.2.по оценочным листам.

16.Рефлексия.

Учитель: Ребята, взгляните на картину. Что она вам напоминает? (природу родного края). Вы сейчас подумаете над таким вопросом: «Как я работал на уроке?» и на картину вывесите рисунки:

- если все понравилось, хорошо работал-солнышки;

- цветочки, если все понравилось, но нужно еще постараться;

- тучки, если не все получилось, как хотелось бы.

Дети вывешивают рисунки.

Учитель: - Ребята, я очень рада, что вы так оценили свою работу и у вас хорошее настроение в конце урока. Спасибо вам за урок, с вами было приятно работать.

© 2010-2022