Урок развития речи «Благодарное слово природы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 4 классе

«Благодарное слово природы»

(технология «Мастерские творческого письма»)



Цель урока: Формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и

жизненных речевых ситуаций через создание текста - благодарности.


Задачи урока: 1. Развивать способности учащихся к речевому творчеству.

2. Учить выбирать средства языка с учётом ситуации общения и грамотно формулировать мысли.

3. Развивать коммуникативные способности учащихся (через групповую форму работы).

4. Воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе.

Оборудование: словари, рисунки учащихся на тему «Мой любимый уголок природы», схемы текста - повествование,

текста - рассуждение, текста - описание; фломастеры, бумага А 4, презентация.

Способ организации учебной деятельности: работа в группах.

Планируемые результаты:

  • Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Оценка как регулятивное УУД, представляющее собою процесса и результатов деятельности, определять самостоятельно критерии оценивания.

  • Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.

  • Осознание учащимися ценности совместной деятельности, толерантности, взаимопомощи в групповой работе.



Технологическая карта урока:

№ этапа

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование метапредметных результатов

1.

Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас мастерская творческого письма, этот вид занятия нам уже знаком. Вы распределились по группам, в которых привыкли работать. На данном занятии мы будем продолжать учиться постигать тайны слова и самостоятельно добывать знания, развивая наши творческие способности, а также повторим типы текстов. Мы продолжим наполнять нашу копилку. Чем мы на уроке наполняем копилку?

Учитель читает:

Простор душе и радость глазу…

Средь буйства красок и цветов.

Ты, может, и не понял сразу

Красу российских уголков… (слайд 2)

- С давних времён о природе поют, пишут стихи, рисуют пейзажи, восхищаются её красотой. У каждого человека в городе или посёлке, где он родился, есть дорогие и близкие сердцу места. Места, с которыми связаны какие - нибудь светлые и запоминающиеся события. Места, где уютно и тепло!

- Словами, мыслями.




2.

Индуктор.

- Вот и у каждого из вас есть такой уголок природы. Дома вы нарисовали его. Покажите свой

рисунок одноклассникам и гостям.

- На листочке запишите слово «природа».

- Ниже запишите слова - ассоциации, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово «природа» (в столбик).

Учащиеся показывают друг другу рисунки, выполненные дома.

Учащиеся записывают слова - ассоциации к слову «природа».

(красота, тепло, щебет, солнце, море, лес, лучик, берёзки, дождик, …)

(слайд 3)

Формирование ценностей «добро», «родина», «творчество» посредством творческого выражения (рисунок)

Обогащение словаря учащихся через составление ассоциативного ряда к выбранному слову

3.

Социализация в группе.

- Обменяйтесь листочками. Прочитайте друг у друга записанные слова. Запишите себе те слова из списка товарищей, которые вам показались красивыми, уместными для вашего рисунка.

Учащиеся записывают слова и дополняют их понравившимися у товарищей по группе.

Формирование самооценки и взаимооценки через организацию работы в группе

Самоконструкция.

- Составьте с этими словами словосочетания, которые выражают ваши чувства, ощущения, когда вы бываете в этом уголке природы.

- Подчеркните одно словосочетание, которое вам очень нравится. Это и будет названием вашего текста.

Записав словосочетания, дети зачитывают их в группе (солнечный лучик, пушистый зайчик, тёплое море, красивая природа, ясное небо, весёлое пение, шуршащий дождик, уютный парк, белоствольные берёзки, …) (слайд 4)

Оценка и взаимооценка словосочетаний (в группе).

Анализ словесного материала, выбор ключевого словосочетания.

- Опишите самый привлекательный для вас уголок природы: что там происходило или происходит? Как жили (живут) его обитатели?

- Как можно начать это сочинение?

- Какого типа текст у вас получится?

Почему?

- Напишите небольшое сочинение о своём любимом уголке природы.

Учащиеся предлагают варианты начала сочинений:

- Я люблю приходить сюда…

- Однажды я был в лесу…

- Недалеко от моего дома начинается лес…

- Я люблю бродить по парку. И вот однажды… (слайд 5)

Учащиеся обращаются к схемам текстов (Приложение 1); (слайды 6-8). Сочинение - описание. Мы будем описывать свой уголок природы, а значит, больше будем использовать имена прилагательные

Учащиеся самостоятельно пишут мини - сочинение.

Умение прогнозировать предстоящую работу.

Умение выявлять особенности текстов.

Умение передавать содержание в сжатом виде.

Социализация в группе.

- Прочитайте тексты друг другу. Выберите один текст для чтения классу.

Учащиеся в группе выслушивают сочинения каждого, обмениваются впечатлениями, делают совместный выбор.

(слайд

Самоанализ, самооценка взаимооценка сочинений (в группе) по критериям (Приложение 3)

Социализация в классе.

- Ваши сочинения ребята выбрали для чтения всему классу. Прочитайте их, пожалуйста.

Дети (по одному от группы) зачитывают свои сочинения.

Умение слушать и понимать друг друга, оценивать по критериям.

- А теперь подумайте, что могло произойти, когда на ваше любимое место пришёл человек.

Напишите продолжение текста.

- Что для этого нужно сделать?

- Как вы думаете, какой текст получится?

В группах учащиеся составляют план текста, выносят его на обсуждение класса, оценивают по критериям (Приложение 2); (слайд 9)

вырабатывают единый план:

1. Что или кто будет героем истории?

2. Что случилось, когда пришёл человек?

3. Чем всё закончилось?

4. Как я отнеслась (отнёсся) к этой истории? (слайд 10)

Учащиеся вновь обращаются к схемам текстов разных типов.

(Приложение 1)

- Теперь получится текст - повествование. Но в нём может присутствовать и рассуждение.

Умение оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей через анализ ситуации.

Умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Умение ставить цель, умение планировать алгоритм выполнения задания.

Создание текстов.

Самостоятельная работа.

Обсуждение сочинений в группе, выбор одного из них для чтения классу.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Социализация в группе, в классе.

- Ребята, ваши сочинения выбрали товарищи в группе. Прочитайте их, пожалуйста, и оцените.

Учащиеся в группе зачитывают и оценивают тексты, которые написали.

Умение выстраивать диалог, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения в ходе социализации.

Оценка сочинений по критериям (Приложение 3); (слайд 11)

Подготовка к созданию нового типа текста.

- Как звучит тема нашего урока? Как вы думаете, скажет ли природа «спасибо» тем людям, (а среди них, наверное, были и вы) которые пришли ей на помощь?

- Давайте составим от имени природы благодарность человеку-помощнику природы.

- Что поможет нам составить текст - благодарность?

- Природа может сказать «спасибо» - порадовать нас красотой, плодами, укрыть от жары и ветра, …

- Нужно составить план.

Учащиеся составляют план текста - благодарности (в группе).

Затем представляют работу группы, обсуждают представленные планы, оценивают, выбирают соответствующий план:

1. Обращение (Дорогой, уважаемый …)

2. Благодарность (Благодарю тебя за то, что ты…)

3. Пожелание (Желаю тебе…

4. Подпись или имя того, кто благодарит (Твой…) (слайд 12)

Умение принимать и понимать позицию другого, ценить базовые ценности «добро», «терпение», «настоящий друг»

Структурирование знаний в ходе составления плана.


Создание текста - благодарности.

- Напишите благодарность от имени природы человеку, который ей помог.

Самостоятельная работа учащихся (письмо текста-благодарности)

Умение оформлять мысли в письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

Социализация в группе, в классе.

- А теперь прочитайте свои сочинения друг другу, оцените, выберите одно из них для чтения в классе.

- Мы послушали сочинения - благодарность.

- Вам приятно было получить благодарность от природы? Что для этого надо делать, чтобы получать такие благодарности?

В группах учащиеся выслушивают друг друга,

-Нужно помогать природе…

- Привязать и замазать отломленную ветку…

- Положить выпавшего птенца в гнездо…

- Зимой развесить кормушки, как мы всегда делаем…(слайд 13)

Оценка сочинений (в группе) по критериям (Приложение 3)

Умение критично относиться к своему мнению, взглянуть на ситуацию с иной позиции, успешно договариваться с людьми иных позиций в ходе социализации.

Рефлексия.

- Поделитесь своими впечатлениями от проделанной работы.

Итоги и оценка работы в группе по вопросам (Приложение 4);

(слайд 14)

Умение проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности в ходе рефлексии.

Итог урока.

- Спасибо, ребята, за урок. Пусть в вашей жизни будет больше уголков природы, к которым вам захочется вернуться.

- Дома отредактируйте свои сочинения, проверьте и запишите их в тетрадь.

Учащиеся читают строки из стихотворения, объясняют их смысл:

Забыть не сможем мест нам милых,

Тех мест, где так душа поёт!...

(слайд 15)



12


© 2010-2022