- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок развития речи «Благодарное слово природы»
Урок развития речи «Благодарное слово природы»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орт Г.М. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок развития речи в 4 классе
«Благодарное слово природы»
(технология «Мастерские творческого письма»)
Цель урока: Формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и
жизненных речевых ситуаций через создание текста - благодарности.
Задачи урока: 1. Развивать способности учащихся к речевому творчеству.
2. Учить выбирать средства языка с учётом ситуации общения и грамотно формулировать мысли.
3. Развивать коммуникативные способности учащихся (через групповую форму работы).
4. Воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе.
Оборудование: словари, рисунки учащихся на тему «Мой любимый уголок природы», схемы текста - повествование,
текста - рассуждение, текста - описание; фломастеры, бумага А 4, презентация.
Способ организации учебной деятельности: работа в группах.
Планируемые результаты:
- Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
-
Оценка как регулятивное УУД, представляющее собою процесса и результатов деятельности, определять самостоятельно критерии оценивания.
-
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.
-
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.
-
Осознание учащимися ценности совместной деятельности, толерантности, взаимопомощи в групповой работе.
Технологическая карта урока:
№ этапа
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование метапредметных результатов
1.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас мастерская творческого письма, этот вид занятия нам уже знаком. Вы распределились по группам, в которых привыкли работать. На данном занятии мы будем продолжать учиться постигать тайны слова и самостоятельно добывать знания, развивая наши творческие способности, а также повторим типы текстов. Мы продолжим наполнять нашу копилку. Чем мы на уроке наполняем копилку?
Учитель читает:
Простор душе и радость глазу…
Средь буйства красок и цветов.
Ты, может, и не понял сразу
Красу российских уголков… (слайд 2)
- С давних времён о природе поют, пишут стихи, рисуют пейзажи, восхищаются её красотой. У каждого человека в городе или посёлке, где он родился, есть дорогие и близкие сердцу места. Места, с которыми связаны какие - нибудь светлые и запоминающиеся события. Места, где уютно и тепло!
- Словами, мыслями.
2.
Индуктор.
- Вот и у каждого из вас есть такой уголок природы. Дома вы нарисовали его. Покажите свой
рисунок одноклассникам и гостям.
- На листочке запишите слово «природа».
- Ниже запишите слова - ассоциации, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово «природа» (в столбик).
Учащиеся показывают друг другу рисунки, выполненные дома.
Учащиеся записывают слова - ассоциации к слову «природа».
(красота, тепло, щебет, солнце, море, лес, лучик, берёзки, дождик, …)
(слайд 3)
Формирование ценностей «добро», «родина», «творчество» посредством творческого выражения (рисунок)
Обогащение словаря учащихся через составление ассоциативного ряда к выбранному слову
3.
Социализация в группе.
- Обменяйтесь листочками. Прочитайте друг у друга записанные слова. Запишите себе те слова из списка товарищей, которые вам показались красивыми, уместными для вашего рисунка.
Учащиеся записывают слова и дополняют их понравившимися у товарищей по группе.
Формирование самооценки и взаимооценки через организацию работы в группе
Самоконструкция.
- Составьте с этими словами словосочетания, которые выражают ваши чувства, ощущения, когда вы бываете в этом уголке природы.
- Подчеркните одно словосочетание, которое вам очень нравится. Это и будет названием вашего текста.
Записав словосочетания, дети зачитывают их в группе (солнечный лучик, пушистый зайчик, тёплое море, красивая природа, ясное небо, весёлое пение, шуршащий дождик, уютный парк, белоствольные берёзки, …) (слайд 4)
Оценка и взаимооценка словосочетаний (в группе).
Анализ словесного материала, выбор ключевого словосочетания.
- Опишите самый привлекательный для вас уголок природы: что там происходило или происходит? Как жили (живут) его обитатели?
- Как можно начать это сочинение?
- Какого типа текст у вас получится?
Почему?
- Напишите небольшое сочинение о своём любимом уголке природы.
Учащиеся предлагают варианты начала сочинений:
- Я люблю приходить сюда…
- Однажды я был в лесу…
- Недалеко от моего дома начинается лес…
- Я люблю бродить по парку. И вот однажды… (слайд 5)
Учащиеся обращаются к схемам текстов (Приложение 1); (слайды 6-8). Сочинение - описание. Мы будем описывать свой уголок природы, а значит, больше будем использовать имена прилагательные
Учащиеся самостоятельно пишут мини - сочинение.
Умение прогнозировать предстоящую работу.
Умение выявлять особенности текстов.
Умение передавать содержание в сжатом виде.
Социализация в группе.
- Прочитайте тексты друг другу. Выберите один текст для чтения классу.
Учащиеся в группе выслушивают сочинения каждого, обмениваются впечатлениями, делают совместный выбор.
(слайд
Самоанализ, самооценка взаимооценка сочинений (в группе) по критериям (Приложение 3)
Социализация в классе.
- Ваши сочинения ребята выбрали для чтения всему классу. Прочитайте их, пожалуйста.
Дети (по одному от группы) зачитывают свои сочинения.
Умение слушать и понимать друг друга, оценивать по критериям.
- А теперь подумайте, что могло произойти, когда на ваше любимое место пришёл человек.
Напишите продолжение текста.
- Что для этого нужно сделать?
- Как вы думаете, какой текст получится?
В группах учащиеся составляют план текста, выносят его на обсуждение класса, оценивают по критериям (Приложение 2); (слайд 9)
вырабатывают единый план:
1. Что или кто будет героем истории?
2. Что случилось, когда пришёл человек?
3. Чем всё закончилось?
4. Как я отнеслась (отнёсся) к этой истории? (слайд 10)
Учащиеся вновь обращаются к схемам текстов разных типов.
(Приложение 1)
- Теперь получится текст - повествование. Но в нём может присутствовать и рассуждение.
Умение оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей через анализ ситуации.
Умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Умение ставить цель, умение планировать алгоритм выполнения задания.
Создание текстов.
Самостоятельная работа.
Обсуждение сочинений в группе, выбор одного из них для чтения классу.
Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Социализация в группе, в классе.
- Ребята, ваши сочинения выбрали товарищи в группе. Прочитайте их, пожалуйста, и оцените.
Учащиеся в группе зачитывают и оценивают тексты, которые написали.
Умение выстраивать диалог, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения в ходе социализации.
Оценка сочинений по критериям (Приложение 3); (слайд 11)
Подготовка к созданию нового типа текста.
- Как звучит тема нашего урока? Как вы думаете, скажет ли природа «спасибо» тем людям, (а среди них, наверное, были и вы) которые пришли ей на помощь?
- Давайте составим от имени природы благодарность человеку-помощнику природы.
- Что поможет нам составить текст - благодарность?
- Природа может сказать «спасибо» - порадовать нас красотой, плодами, укрыть от жары и ветра, …
- Нужно составить план.
Учащиеся составляют план текста - благодарности (в группе).
Затем представляют работу группы, обсуждают представленные планы, оценивают, выбирают соответствующий план:
1. Обращение (Дорогой, уважаемый …)
2. Благодарность (Благодарю тебя за то, что ты…)
3. Пожелание (Желаю тебе…
4. Подпись или имя того, кто благодарит (Твой…) (слайд 12)
Умение принимать и понимать позицию другого, ценить базовые ценности «добро», «терпение», «настоящий друг»
Структурирование знаний в ходе составления плана.
Создание текста - благодарности.
- Напишите благодарность от имени природы человеку, который ей помог.
Самостоятельная работа учащихся (письмо текста-благодарности)
Умение оформлять мысли в письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
Социализация в группе, в классе.
- А теперь прочитайте свои сочинения друг другу, оцените, выберите одно из них для чтения в классе.
- Мы послушали сочинения - благодарность.
- Вам приятно было получить благодарность от природы? Что для этого надо делать, чтобы получать такие благодарности?
В группах учащиеся выслушивают друг друга,
-Нужно помогать природе…
- Привязать и замазать отломленную ветку…
- Положить выпавшего птенца в гнездо…
- Зимой развесить кормушки, как мы всегда делаем…(слайд 13)
Оценка сочинений (в группе) по критериям (Приложение 3)
Умение критично относиться к своему мнению, взглянуть на ситуацию с иной позиции, успешно договариваться с людьми иных позиций в ходе социализации.
Рефлексия.
- Поделитесь своими впечатлениями от проделанной работы.
Итоги и оценка работы в группе по вопросам (Приложение 4);
(слайд 14)
Умение проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности в ходе рефлексии.
Итог урока.
- Спасибо, ребята, за урок. Пусть в вашей жизни будет больше уголков природы, к которым вам захочется вернуться.
- Дома отредактируйте свои сочинения, проверьте и запишите их в тетрадь.
Учащиеся читают строки из стихотворения, объясняют их смысл:
Забыть не сможем мест нам милых,
Тех мест, где так душа поёт!...
(слайд 15)
12