- Преподавателю
- Начальные классы
- Звуки и буквы. Мир звуков и букв. (подготовка к школе)
Звуки и буквы. Мир звуков и букв. (подготовка к школе)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокина Э.И. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Занятие №1
Тема. Мир звуков и букв.
Цель занятия. Показать, что слова «делаются» не из любых звуков, а из звуков человеческой речи. Подвести детей к выводу, что буква - это один из бесчисленного ряда условных значков, обозначающий звук.
Ход занятия.
1.Знакомство с детьми.
2. Мир звуков и букв.
Закройте глаза и слушайте:
- стукнуть
-сказать слово
-топнуть
- Что вы услышите, если пойдёте осенью по лесной тропинке?
- …..а по улице?
- …..а на реке?
- Это всё звуки. Они окружают нас повсюду.
В языке всё имеет звуковое выражение. Произнесите звуки [о], [д], [м]. Что мы хотели сказать?
- А если эти же звуки произнесём в другом порядке: [д], [о], [м]. О чём идёт речь?
- На протяжении многих тысячелетий звуки складывались в определённый порядок, становились словами, обретали значение.
- А что если мы заменим в слове КОТ звук [о] на [и]? Какое слово получится?
(КИТ)
……….. ДОМ звук [о] на [ы]?
(ДЫМ)
……….. ЖИЛ звук [ж] на [ш]?
(ШИЛ)
- Слово изменилось. А изменилось ли то, что оно обозначает?
3. Буквы.
- А теперь посмотрите на доску, что вы видите?
ДОМ
ЖИЛ
- Как вы думаете, это звуки?
- Что же это?
- А чем отличаются буквы от звуков? Как узнать, чтобы не перепутать их названия?
Вывод:
Звуки мы слышим.
Буквы - мы видим.
А сейчас я расскажу вам сказку о том, как звуки научились превращаться в буквы.
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему там так понравилось, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители - невидимки, то очень огорчился. Но он всё-таки был волшебником, причём очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил своё платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев её, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
4. Фонетическая зарядка.
- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (а-а-а-а…)
- Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду..)
- Как мы смеёмся? (ха-ха-ха…)
- Как тикают часы? (тик-так)
- Скажите, а с помощью чего вы мне отвечали? (с помощью звуков)
- С какого звука начинаются слова САНКИ, СТУЛ, СОБАКА, СЫР, СМОРОДИНА?
( [с])
Отгадайте загадки.
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто же он?
ОЛЕНЬ
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног.
Вот и весь я …….. ОСЬМИНОГ
Летом в огороде - свежие, зелёные.
А зимою в бочке - жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
ОГУРЦЫ
- Что общего у этих слов?
(звук [а] )
Итог занятия.
- О чём мы с вами на этом занятии говорили?
- Занятие, на котором мы с вами будем говорить о звуках и буквах, так и называется «Звуки и буквы».
Домашнее задание.
● Закрепить с детьми понятия «звук - буква».
● Записать 6 любых звуков с помощью букв.
● Вырезать из цветного картона 10 красных кружочков диаметром 4см и 12 белых квадратов со стороной 4 см. Всё сложить в конверт.
Дополнительные игры.
☻ Назовите несколько слов, начинающихся с одинакового звука.
☻ Назовите овощи, фрукты и ягоды со звуком [р].
(морковь, виноград, груша, черешня, персик, гранат, смородина, репа и т.д)