Звуки и буквы. Мир звуков и букв. (подготовка к школе)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие №1

Тема. Мир звуков и букв.

Цель занятия. Показать, что слова «делаются» не из любых звуков, а из звуков человеческой речи. Подвести детей к выводу, что буква - это один из бесчисленного ряда условных значков, обозначающий звук.

Ход занятия.

1.Знакомство с детьми.

2. Мир звуков и букв.

Закройте глаза и слушайте:

- стукнуть

-сказать слово

-топнуть

- Что вы услышите, если пойдёте осенью по лесной тропинке?

- …..а по улице?

- …..а на реке?

- Это всё звуки. Они окружают нас повсюду.

В языке всё имеет звуковое выражение. Произнесите звуки [о], [д], [м]. Что мы хотели сказать?

- А если эти же звуки произнесём в другом порядке: [д], [о], [м]. О чём идёт речь?

- На протяжении многих тысячелетий звуки складывались в определённый порядок, становились словами, обретали значение.

- А что если мы заменим в слове КОТ звук [о] на [и]? Какое слово получится?

(КИТ)

……….. ДОМ звук [о] на [ы]?

(ДЫМ)

……….. ЖИЛ звук [ж] на [ш]?

(ШИЛ)

- Слово изменилось. А изменилось ли то, что оно обозначает?

3. Буквы.

- А теперь посмотрите на доску, что вы видите?

ДОМ

ЖИЛ

- Как вы думаете, это звуки?

- Что же это?

- А чем отличаются буквы от звуков? Как узнать, чтобы не перепутать их названия?

Вывод:

Звуки мы слышим.

Буквы - мы видим.

А сейчас я расскажу вам сказку о том, как звуки научились превращаться в буквы.

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему там так понравилось, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители - невидимки, то очень огорчился. Но он всё-таки был волшебником, причём очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил своё платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев её, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

4. Фонетическая зарядка.

- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (а-а-а-а…)

- Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду..)

- Как мы смеёмся? (ха-ха-ха…)

- Как тикают часы? (тик-так)

- Скажите, а с помощью чего вы мне отвечали? (с помощью звуков)

- С какого звука начинаются слова САНКИ, СТУЛ, СОБАКА, СЫР, СМОРОДИНА?

( [с])

Отгадайте загадки.

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасётся весь день.

Кто же он?

ОЛЕНЬ

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног.

Вот и весь я …….. ОСЬМИНОГ

Летом в огороде - свежие, зелёные.

А зимою в бочке - жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?

ОГУРЦЫ

- Что общего у этих слов?

(звук [а] )

Итог занятия.

- О чём мы с вами на этом занятии говорили?

- Занятие, на котором мы с вами будем говорить о звуках и буквах, так и называется «Звуки и буквы».

Домашнее задание.

● Закрепить с детьми понятия «звук - буква».

● Записать 6 любых звуков с помощью букв.

● Вырезать из цветного картона 10 красных кружочков диаметром 4см и 12 белых квадратов со стороной 4 см. Всё сложить в конверт.

Дополнительные игры.

☻ Назовите несколько слов, начинающихся с одинакового звука.

☻ Назовите овощи, фрукты и ягоды со звуком [р].

(морковь, виноград, груша, черешня, персик, гранат, смородина, репа и т.д)


© 2010-2022