Рабочая программа по музыке в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка
Рабочая программа по Музыке составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
- программы по предмету «Музыка» для I-VIII классов основной школы, под научным руководством Д.Б Кабалевского, М., Просвещение 2007 г.
-программы по предмету «Музыка» для I -IV классов, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина М., Просвещение 2007 г.
- программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, М.: Дрофа, 2008г.
-программы «Музыка I -VII классы, авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина,И.Э Кошакова., М. «Просвещение»,2007 г.
и представляет собой вариант программы по Музыке для I-VIII классов
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности общеобразовательной школы, потребности учеников и новые технологии музыкального образования.
Главной целью уроков музыки является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.
В процессе музыкальных занятий учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Изучение музыки в начальных классах направлено на достижение следующих целей: развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально ценностного отношения к искусству; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение практическими умениями и навыками в музыкально- творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации;
Задачи музыкального образования младших школьников:
-воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки, как основа музыкальной грамотности;
-развитие активного, осознанного восприятия музыкальной культуры прошлого и настоящего, накопление багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музыцирования и хорового исполнительства;
Изучение музыки в старших классах направлено на: приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативного мышления, воображение через опыт собственной музыкальной деятельности; воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Содержание курса.

Тема раздела

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Планируемые результаты

Предметные знания

Корректировка

1

Истоки возникновения музыки.

8

Личностные:

• внутренняя позиция школьника;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• оценивать правильность выполнения действия;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• устанавливать аналогии;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

•контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия.

размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;

выявлять настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное;

соблюдать основные правила урока - как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание, правилам пения.

отличать музыкальные звуки от немузыкальных; выявлять характер музыки: задорно, весело, радостно, звонко;

Знать и понимать понятие «песня».

понимать смысл понятий «композитор - исполнитель - слушатель»;

определять и сравнивать характер, настроение музыкальных произведений.

различать танцы «вальс», «полька»;

определять характер музыкальных произведений, сравнивать их.

различать понятия «хоровод», «пляска»; участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя

различать музыкальные инструменты: гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки.

распознавать духовые, струнные, ударные инструменты по внешнему признаку.

определять характер музыки и передавать её настроение;

участвовать инсценировках обрядов.

работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи

понимать термины: музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр; правила поведения в театре.

сравнивать характер в музыкальных произведениях.

понимать термин «тембр»; знать названия инструментов: арфа, скрипка, флейта;

определять инструменты по звучащему фрагменту.

характеризовать своё внутреннее состояние после прослушивания музыкального произведения, свои чувства, переживания и мысли;

проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

понимать значение слова «опера»;

определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных фрагментах;

проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в пении;

основам оптимистического восприятия мира.

реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации;

договариваться, находить общее решение; основам оптимистического восприятия мира

реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в театрализации песни;

договариваться, находить общее решение;

основам оптимистического восприятия мира.

реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в театрализации песни;

выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

анализировать объекты;

основам оптимистического восприятия мира

реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;

выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

анализировать объекты.

реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;

с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.

реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

реализовывать собственные творческие замыслы в игре на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизации;

представлять широкой публике результаты собственной деятельности в пении.

представлять результаты собственной деятельности в пении;

реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;

контролировать процесс и результаты своей деятельности.

2

Содержание и формы бытования музыки.

15

Личностные:

• внутренняя позиция школьника;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• оценивать правильность выполнения действия;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

• использовать знаково-символические средства, в том

числе модели

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• устанавливать аналогии;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

•контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия.

Знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов. Уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам. Знать приём выполнения узора на предметах декоративно - прикладного искусства. Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.

Знать элементы узора Хохломы.

Уметь выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки, как приёмы рисования кистью декоративных элементов.

Знать правила и технику выполнения орнамента. Уметь выделять элементы узора в народной вышивке.

Знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца. Уметь выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.

Знать элементы цветочного узора в хохломской росписи.

Уметь рисовать кистью декоративные элементы цветочного узора в хохломской росписи

Знать элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.

Уметь выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки.

3

Язык музыки.

10

Личностные:

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе

знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные:

• планировать свои действия;

• оценивать правильность выполнения действия;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные:

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• устанавливать аналогии;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

•контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия

Поурочно -тематическое планирование.

п/п

Название темы урока

Тип урока

Кол.ч

Наглядность

Дата по плану

Фактич. дата

1

Песни о родном крае.

открытие нового знания

1

картинки о родном крае

2

Звучащие картины.

открытие нового знания

1

картинки о родном крае

3

Песня «Чему учат в школе»

открытие нового знания

1

детские рисунки

4

Народная музыка.

открытие нового знания

1

эпиграф урока

5

Музыка осеннего утра - песни об осени.

открытие нового знания

1

картины природы

6

Подготовка и проведение праздника осени

рефлексия

1

осенний эскиз

7

Звучащие картины

рефлексия

1

иллюстрации « Времена года»

8

Музыка осени

рефлексия

1

картины

9

Музыкальная азбука

открытие нового знания

1

карточки

10

Учимся читать и писать ноты

открытие нового знания

1

таблица с нотами

11

Природа и музыка

открытие нового знания

1

картины природы

12-13

Музыкальные пьесы С. С. Прокофьева «Утро», «Вечер»

открытие нового знания

1

портрет С. С. Прокофьева

14

Урок - концерт

развивающий контроль

1

15

Русские народные песни

открытие нового знания

1

иллюстрации к народным песням

16

Хороводы

открытие нового знания

1

рисунки

17

Танцы, танцы, танцы.

открытие нового знания

1

картинки « Костюмы народов мира»

29.12

18

Музыкальная грамота

рефлексия

1

карточки с музыкальными терминами

19

Расскажу сказку

открытие нового знания

1

выставка книг

20

Колыбельные песни

открытие нового знания

1

выставка книг

21-22

Мамин праздник (песни о маме)

рефлексия

2

выставка книг, детские рисунки

23-24

Сочини песенку

открытие нового знания

1

детские рисунки

25

Встреча весны - музыкальный праздник

развивающий контроль

1

рисунки

26

Волшебный цветик - семицветик

рефлексия

1

детские рисунки

27

Играем в музыкальный театр

открытие нового знания

1

музыкальные инструменты

28-29

Все в движении

открытие нового знания

1

рисунки

30

Музыка в цирке

открытие нового знания

1

фотографии

31

Музыка в театре

открытие нового знания

1

фотографии

32-33

Игровой урок - концерт

развивающий контроль

2

рисунки, фотографии


Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

  • На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2009.,

  • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М., Просвещение, 2009г.

  • фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

  • учебник-тетрадь «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2010г.

  • Рабочая тетрадь для 1 класса, М., Просвещение, 2010г.

Список научно-методической литературы.

  • Основная общеобразовательная программа МОУ Индустринской основой общеобразовательной школы

  • «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2007г.

  • «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  • Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  • Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  • Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  • Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  • Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  • Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  • Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  • Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

  • Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  • Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  • Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  • «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  • «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  • «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  • «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009 г.

  • «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2009г.


© 2010-2022