Конспект урока по литературному чтению Д. Н. Мамин Сибиряк

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Цели: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению

Задачи:

- формировать умения работать с рассказом Д.Н. Мамина - Сибиряка «Приемыш»,

- отрабатывать навыки чтения, развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, учить давать характеристику главным героям рассказа,

- воспитывать любовь к природе, к животным, доказать, что доброта - это богатство, щедрость души человека.

Познавательные ууд: обучающиеся научаться формированию умения осознавать значимость чтения, поиск фактов, аргументов.

Коммуникативные ууд: сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Регулятивные ууд: ориентироваться в содержании прочитанного, характеризовать героев и их поступки, участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.

Приемы ТРКМЧП: «Ассоциация», «Чтение с остановками», «Логическая цепочка»

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки для логической цепочки , мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный.




I. Организационный момент.

Я начинаю наш урок,

Надеюсь, он пойдет вам впрок.

Вы на уроке многое поймете,
И разум свой, конечно, разовьете

- Какие цели вы ставите перед собой на нынешнем уроке?

Ответы детей

- Хочу получить новую информацию о животных.
- Желал бы познакомиться с новыми авторами, которые писали книги о животных
- Мне интересно прочитать книги, которые написали наши ребята.
- Хочу поделиться с ребятами своими мыслями о природе
- Мне нравится свободная работа с энциклопедиями, когда мы самостоятельно изучаем материалы о природе, и мне хотелось бы, чтобы на уроке была такая работа

Учитель: Ребята, с каким настроением надо браться за работу, чтобы достигнуть положительных результатов? Давайте, определим свое настроение с помощью «кубика настроений».

. Игра «Кубик настроений»
«Кубик настроений» представляет собой куб, выполненный из картона. Размеры ребер - 10 см. На каждой из граней этого куба имеются слова - определения положительного настроения, например: отличное, веселое, жизнерадостное и т. д. Учитель или ученик бросают кубик. Определяется то настроение, которое выпало на верхней грани куба)

II Стадия вызов

Проверка домашнего задания (послушать пословицы о доброте - 3-5 человек)

Слайд 1 На доске пословица: Доброта - она от века украшение человека.

У - Доброта - это качество, присущее каждому человеку. Добрый человек помогает другим людям и ничего не требует взамен. Добрый человек - это тот, кто любит детей, людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Если человек добрый, к нему тянутся люди. С ним интересно общаться, потому что он отвечает добром. Доброго человека любят и животные. Будьте всегда добрыми!

У - Как вы думаете, как эта пословица может быть связана с темой нашего урока?

У - Посмотрев на выставку книг, вы сможете определить автора произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

Выставка книг Д.Н. Мамина - Сибиряка «Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и т.д.

Слайд 2 Портрет и даты жизни автора

Чтение детьми справочной статьи об авторе.

У - Посмотрите по содержанию учебника название произведения.

У - А теперь точно назовите тему урока и попробуйте сформулировать учебные задачи.

Приём « Ассоциации» Работа в паре - Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово - приёмыш? - Обсудите в паре (1 минута)

Один ученик работает со словарем Ожегова: Приёмыш - приёмный сын или приёмная дочь

-Какие чувства у вас вызывает это слово? (Жалость, сочувствие, доброта, милосердие)

У - А мы сегодня узнаем, о каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.

III Стадия осмысления

  1. Словарная работа Игра «Ручеек». (у детей карточка со словами , читает один ученик из пары)

Карточка №1

Невод - сетное орудие лова рыбы.

Карточка №2

Протока - речка, соединяющая два водоема между озером и рекой.

Карточка №3

Сайма - рыбацкая стоянка.

Карточка №4

Рыболовная снасть- удочки, крючки, наживка. Все то, что необходимо рыбаку для ловли рыбы.

Карточка №5

Лодка «Душегубка»- узкая неустойчивая лодка, обычно выдалбливаемая из одного куска дерева.

Карточка №6

Бобыль - одинокий человек.

Карточка №7

Церемония - торжественное совершение чего-л., обряд по установленным правилам.

Карточка № 8

Божья тварь - любое живое существо , создание, творение,

Карточка №9

Увечить -расправиться, калечить

Карточка №1

Муштровать -подвергать муштре, обучать , воспитывать, кого-либо., придерживаясь излишне строгого, сурового метода.

Карточка №11

Хиреет - становится хилым, слабым, болезненным, чахнуть.

Карт очка №12

Доспехи - вооружение воина.

Снаряжение, принадлежность какого-либо специального костюма (например, охотника).

Карточка №13

Пожива- то, чем можно поживиться; легкая нажива. Добыча, пища, пропитание

Карточка № 14

Особняком - держаться отдельно, в стороне от других.

Карточка №15

Заводь -небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

Физминутка для глаз.

Работа с текстом

Прием « Чтение с остановками»

Чтение с остановкой и беседа по содержанию с использованием прогноза.

Чтение 1 части . (хорошо читающие ученики)

- Прочитайте первое предложение. От чьего имени будет повествование? (автор в позиции рассказчик)

- Из прочитанного понятно, где происходят события?

- Можете предположить, отчего собака радостно взвизгнула?

- Кто герои?

-Как вы думаете, кто является Приёмышем?

Чтение 2 части (хорошо читающие ученики и учитель)

-Кто оказался Приемышем?

- Как Приемыш оказался у Тараса?

Оказывается, приемыш - это не только, человек. В нашем рассказе лебедь - сирота.

- Как вы считаете, правильно поступил Тарас. Почему?

- А как бы вы поступили на его месте?

-Каким образом сложились отношения между Приемышем и Соболько?

-А как жилось Тарасу одному?

-Доволен ли был старик своим Приёмышем?

- Какие эпитеты автор использует для описания лебедя? ( гордая, умная птица) (отметь в тексте при чтении)

Чтение 3 части. ( читает учитель)

-Как вы считаете, каким будет конец этой истории?

Вот такая история произошла на Светлом озере

-Совпало ли ваше мнение с текстом?

-Почему Тарас боялся отпускать Приемыша.?

-Как бы вам хотелось, чтобы закончился этот рассказ?

-Какое впечатление произвел на вас рассказ?

-Почему же рассказ назван «Приёмыш»?

- Как Тарас относился к природе? ( Он любил природу и все живое вокруг)
- Почему он приютил лебедя? ( У него доброе сердце )
- Как старик относился к лебедю? ( Он к нему привязался и любил его, все его разговоры были только о лебеде)
- Основные черты характера Тараса. ( Добрый, вежливый, спокойный,)
- Выскажите свое отношение к Тарасу.

-А как автор относится к Тарасу?

IV. Стадия рефлексии.

Приём «Логические цепочки» Работа в группах. (по одному ученику из группы для работы у доски). Затем проверяем и сравниваем.

Вы внимательно слушали, давайте попробуем составить цепочку событий.

На Светлом озере. Появление лебедя у Тараса. Приёмыш и Соболько. Приёмыш и стадо лебедей. Прощание лебедя с Тарасом.

- Но вот беда, все листочки перепутались, давайте восстановим события.

- В начале урока мы говорили о добре и зле.

- Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа?

- А зло было в рассказе?

- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?
( добрую душу и доброе сердце)
Чему учит этот рассказ? (добру, отзывчивости, любить и защищать природу).

V. Итог урока

Закончите предложения:

Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…

Рассказ помог понять…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

- С творчеством, какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?

- Какова главная идея рассказа ?

- Чему вас научил этот рассказ?

- Как вы должны относиться к животным?

Домашние задание по выбору:

перечитать рассказ, сделать модель обложки и иллюстрацию к рассказу;

найти дополнительный материал о лебедях;

придумать 2 тонких и 2 толстых вопроса к тексту;

- И наш урок хочется закончить пословицей «Жизнь дана на добрые дела» Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш».



Приложение 1

Доброта - это богатство, щедрость души человека.

Уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк очень любил свою родину- Урал! И под старость уже слабеющей рукой написал он задушевные строки, полные горячей любви к родине: «Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на каменистые кручи, опускаюсь в долины, подолгу сижу около горных ключиков, дышу чудным горным воздухом, напоенным ароматами горных трав и цветов, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»

Дмитрий Наркисович Мамин (1852 -19122) родился на Урале в заводском посёлке. Семья была бедной . Отец был священником, мама работала сельской учительницей. Писатель получил начальное образование дома, потом заочно закончил Пермскую духовную семинарию. Учился в юридическом университете в Петербурге, но не закончил его. Родители были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книги. Он зачитывался Пушкиным , Некрасовым, Тургеневым. Родители тратили на покупку книг последние деньги. Отец говорил: - «Книги наши лучшие друзья, и какие друзья!» Писатель долгое время прожил в Сибири, полюбил это место, поэтому взял себе псевдоним Сибиряк. Псевдоним - это литературное имя.

Свои произведения Д.Н. Мамин - Сибиряк стал печатать в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок. «Это счастье писать для детей», - говорил он. Записал писатель и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла.И отец делал для девочки всё, чтобы ей было хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Свои сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Аленушкины сказки» Советую вам прочитать её.

Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства _________________________________________________________

Рассказ помог понять_____________________________________

_________________________________________________________

Для меня было сложным__________________________________

_________________________________________________________

Мне понравилось________________________________________

________________________________________________________

Свою работу на уроке я оцениваю на ____

На Светлом озере.

Появление лебедя у Тараса.

Приёмыш и Соболько.

Приёмыш и стадо лебедей.

Прощание лебедя с Тарасом.


Карточка №1

Невод - сетное орудие лова рыбы.

Карточка №2

Протока - речка, соединяющая два водоема между озером и рекой.

Карточка №3

Сайма - рыбацкая стоянка.

Карточка №4

Рыболовная снасть- удочки, крючки, наживка. Все то, что необходимо рыбаку для ловли рыбы.

Карточка №5

Лодка «Душегубка»- узкая неустойчивая лодка, обычно выдалбливаемая из одного куска дерева.

Карточка №6

Бобыль - одинокий человек.

Карточка №7

Церемония - торжественное совершение чего-либо, обряд по установленным правилам.

Карточка № 8

Божья тварь - любое живое существо, создание, творение,

Карточка №9

Увечить -расправиться с кем-то, калечить кого-то

Карточка №1

Муштровать - подвергать муштре, обучать , воспитывать, кого-либо, придерживаясь излишне строгого, сурового метода.

Карточка №11

Хиреет - становится хилым, слабым, болезненным, чахнуть.

Карт очка №12

Доспехи - вооружение воина.

Снаряжение, принадлежность какого-либо специального костюма (например, охотника).

Карточка №13

Пожива- то, чем можно поживиться; легкая нажива. Добыча, пища, пропитание

Карточка № 14

Особняком - держаться отдельно, в стороне от других.

Карточка №15

Заводь -небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.








© 2010-2022