- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Д. Н. Мамин Сибиряк
Конспект урока по литературному чтению Д. Н. Мамин Сибиряк
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Паньшина А.В. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Цели: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению
Задачи:
- формировать умения работать с рассказом Д.Н. Мамина - Сибиряка «Приемыш»,
- отрабатывать навыки чтения, развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, учить давать характеристику главным героям рассказа,
- воспитывать любовь к природе, к животным, доказать, что доброта - это богатство, щедрость души человека.
Познавательные ууд: обучающиеся научаться формированию умения осознавать значимость чтения, поиск фактов, аргументов.
Коммуникативные ууд: сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
Регулятивные ууд: ориентироваться в содержании прочитанного, характеризовать героев и их поступки, участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Приемы ТРКМЧП: «Ассоциация», «Чтение с остановками», «Логическая цепочка»
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки для логической цепочки , мультимедийная презентация.
Тип урока: комбинированный.
I. Организационный момент.
Я начинаю наш урок,
Надеюсь, он пойдет вам впрок.
Вы на уроке многое поймете,
И разум свой, конечно, разовьете
- Какие цели вы ставите перед собой на нынешнем уроке?
Ответы детей
- Хочу получить новую информацию о животных.
- Желал бы познакомиться с новыми авторами, которые писали книги о животных
- Мне интересно прочитать книги, которые написали наши ребята.
- Хочу поделиться с ребятами своими мыслями о природе
- Мне нравится свободная работа с энциклопедиями, когда мы самостоятельно изучаем материалы о природе, и мне хотелось бы, чтобы на уроке была такая работа
Учитель: Ребята, с каким настроением надо браться за работу, чтобы достигнуть положительных результатов? Давайте, определим свое настроение с помощью «кубика настроений».
. Игра «Кубик настроений»
«Кубик настроений» представляет собой куб, выполненный из картона. Размеры ребер - 10 см. На каждой из граней этого куба имеются слова - определения положительного настроения, например: отличное, веселое, жизнерадостное и т. д. Учитель или ученик бросают кубик. Определяется то настроение, которое выпало на верхней грани куба)
II Стадия вызов
Проверка домашнего задания (послушать пословицы о доброте - 3-5 человек)
Слайд 1 На доске пословица: Доброта - она от века украшение человека.
У - Доброта - это качество, присущее каждому человеку. Добрый человек помогает другим людям и ничего не требует взамен. Добрый человек - это тот, кто любит детей, людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Если человек добрый, к нему тянутся люди. С ним интересно общаться, потому что он отвечает добром. Доброго человека любят и животные. Будьте всегда добрыми!
У - Как вы думаете, как эта пословица может быть связана с темой нашего урока?
У - Посмотрев на выставку книг, вы сможете определить автора произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
Выставка книг Д.Н. Мамина - Сибиряка «Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и т.д.
Слайд 2 Портрет и даты жизни автора
Чтение детьми справочной статьи об авторе.
У - Посмотрите по содержанию учебника название произведения.
У - А теперь точно назовите тему урока и попробуйте сформулировать учебные задачи.
Приём « Ассоциации» Работа в паре - Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово - приёмыш? - Обсудите в паре (1 минута)
Один ученик работает со словарем Ожегова: Приёмыш - приёмный сын или приёмная дочь
-Какие чувства у вас вызывает это слово? (Жалость, сочувствие, доброта, милосердие)
У - А мы сегодня узнаем, о каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.
III Стадия осмысления
-
Словарная работа Игра «Ручеек». (у детей карточка со словами , читает один ученик из пары)
Карточка №1
Невод - сетное орудие лова рыбы.
Карточка №2
Протока - речка, соединяющая два водоема между озером и рекой.
Карточка №3
Сайма - рыбацкая стоянка.
Карточка №4
Рыболовная снасть- удочки, крючки, наживка. Все то, что необходимо рыбаку для ловли рыбы.
Карточка №5
Лодка «Душегубка»- узкая неустойчивая лодка, обычно выдалбливаемая из одного куска дерева.
Карточка №6
Бобыль - одинокий человек.
Карточка №7
Церемония - торжественное совершение чего-л., обряд по установленным правилам.
Карточка № 8
Божья тварь - любое живое существо , создание, творение,
Карточка №9
Увечить -расправиться, калечить
Карточка №1
Муштровать -подвергать муштре, обучать , воспитывать, кого-либо., придерживаясь излишне строгого, сурового метода.
Карточка №11
Хиреет - становится хилым, слабым, болезненным, чахнуть.
Карт очка №12
Доспехи - вооружение воина.
Снаряжение, принадлежность какого-либо специального костюма (например, охотника).
Карточка №13
Пожива- то, чем можно поживиться; легкая нажива. Добыча, пища, пропитание
Карточка № 14
Особняком - держаться отдельно, в стороне от других.
Карточка №15
Заводь -небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.
Физминутка для глаз.
Работа с текстом
Прием « Чтение с остановками»
Чтение с остановкой и беседа по содержанию с использованием прогноза.
Чтение 1 части . (хорошо читающие ученики)
- Прочитайте первое предложение. От чьего имени будет повествование? (автор в позиции рассказчик)
- Из прочитанного понятно, где происходят события?
- Можете предположить, отчего собака радостно взвизгнула?
- Кто герои?
-Как вы думаете, кто является Приёмышем?
Чтение 2 части (хорошо читающие ученики и учитель)
-Кто оказался Приемышем?
- Как Приемыш оказался у Тараса?
Оказывается, приемыш - это не только, человек. В нашем рассказе лебедь - сирота.
- Как вы считаете, правильно поступил Тарас. Почему?
- А как бы вы поступили на его месте?
-Каким образом сложились отношения между Приемышем и Соболько?
-А как жилось Тарасу одному?
-Доволен ли был старик своим Приёмышем?
- Какие эпитеты автор использует для описания лебедя? ( гордая, умная птица) (отметь в тексте при чтении)
Чтение 3 части. ( читает учитель)
-Как вы считаете, каким будет конец этой истории?
Вот такая история произошла на Светлом озере
-Совпало ли ваше мнение с текстом?
-Почему Тарас боялся отпускать Приемыша.?
-Как бы вам хотелось, чтобы закончился этот рассказ?
-Какое впечатление произвел на вас рассказ?
-Почему же рассказ назван «Приёмыш»?
- Как Тарас относился к природе? ( Он любил природу и все живое вокруг)
- Почему он приютил лебедя? ( У него доброе сердце )
- Как старик относился к лебедю? ( Он к нему привязался и любил его, все его разговоры были только о лебеде)
- Основные черты характера Тараса. ( Добрый, вежливый, спокойный,)
- Выскажите свое отношение к Тарасу.
-А как автор относится к Тарасу?
IV. Стадия рефлексии.
Приём «Логические цепочки» Работа в группах. (по одному ученику из группы для работы у доски). Затем проверяем и сравниваем.
Вы внимательно слушали, давайте попробуем составить цепочку событий.
На Светлом озере. Появление лебедя у Тараса. Приёмыш и Соболько. Приёмыш и стадо лебедей. Прощание лебедя с Тарасом.
- Но вот беда, все листочки перепутались, давайте восстановим события.
- В начале урока мы говорили о добре и зле.
- Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа?
- А зло было в рассказе?
- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?
( добрую душу и доброе сердце)
Чему учит этот рассказ? (добру, отзывчивости, любить и защищать природу).
V. Итог урока
Закончите предложения:
Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…
Рассказ помог понять…
Для меня было сложным…
Мне понравилось…
- С творчеством, какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?
- Какова главная идея рассказа ?
- Чему вас научил этот рассказ?
- Как вы должны относиться к животным?
Домашние задание по выбору:
перечитать рассказ, сделать модель обложки и иллюстрацию к рассказу;
найти дополнительный материал о лебедях;
придумать 2 тонких и 2 толстых вопроса к тексту;
- И наш урок хочется закончить пословицей «Жизнь дана на добрые дела» Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш».
Приложение 1
Доброта - это богатство, щедрость души человека.
Уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк очень любил свою родину- Урал! И под старость уже слабеющей рукой написал он задушевные строки, полные горячей любви к родине: «Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на каменистые кручи, опускаюсь в долины, подолгу сижу около горных ключиков, дышу чудным горным воздухом, напоенным ароматами горных трав и цветов, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»
Дмитрий Наркисович Мамин (1852 -19122) родился на Урале в заводском посёлке. Семья была бедной . Отец был священником, мама работала сельской учительницей. Писатель получил начальное образование дома, потом заочно закончил Пермскую духовную семинарию. Учился в юридическом университете в Петербурге, но не закончил его. Родители были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книги. Он зачитывался Пушкиным , Некрасовым, Тургеневым. Родители тратили на покупку книг последние деньги. Отец говорил: - «Книги наши лучшие друзья, и какие друзья!» Писатель долгое время прожил в Сибири, полюбил это место, поэтому взял себе псевдоним Сибиряк. Псевдоним - это литературное имя.
Свои произведения Д.Н. Мамин - Сибиряк стал печатать в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок. «Это счастье писать для детей», - говорил он. Записал писатель и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла.И отец делал для девочки всё, чтобы ей было хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Свои сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Аленушкины сказки» Советую вам прочитать её.
Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства _________________________________________________________
Рассказ помог понять_____________________________________
_________________________________________________________
Для меня было сложным__________________________________
_________________________________________________________
Мне понравилось________________________________________
________________________________________________________
Свою работу на уроке я оцениваю на ____
На Светлом озере.
Появление лебедя у Тараса.
Приёмыш и Соболько.
Приёмыш и стадо лебедей.
Прощание лебедя с Тарасом.
Карточка №1
Невод - сетное орудие лова рыбы.
Карточка №2
Протока - речка, соединяющая два водоема между озером и рекой.
Карточка №3
Сайма - рыбацкая стоянка.
Карточка №4
Рыболовная снасть- удочки, крючки, наживка. Все то, что необходимо рыбаку для ловли рыбы.
Карточка №5
Лодка «Душегубка»- узкая неустойчивая лодка, обычно выдалбливаемая из одного куска дерева.
Карточка №6
Бобыль - одинокий человек.
Карточка №7
Церемония - торжественное совершение чего-либо, обряд по установленным правилам.
Карточка № 8
Божья тварь - любое живое существо, создание, творение,
Карточка №9
Увечить -расправиться с кем-то, калечить кого-то
Карточка №1
Муштровать - подвергать муштре, обучать , воспитывать, кого-либо, придерживаясь излишне строгого, сурового метода.
Карточка №11
Хиреет - становится хилым, слабым, болезненным, чахнуть.
Карт очка №12
Доспехи - вооружение воина.
Снаряжение, принадлежность какого-либо специального костюма (например, охотника).
Карточка №13
Пожива- то, чем можно поживиться; легкая нажива. Добыча, пища, пропитание
Карточка № 14
Особняком - держаться отдельно, в стороне от других.
Карточка №15
Заводь -небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.