- Преподавателю
- Начальные классы
- Учебная программа «Культура чтения» элективный курс по литературному чтению для учащихся 2 класса (на 34 часа)
Учебная программа «Культура чтения» элективный курс по литературному чтению для учащихся 2 класса (на 34 часа)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шамарова Е.А. |
Дата | 19.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учебная программа
«Культура чтения»
элективный курс по литературному чтению
для учащихся 2 класса
(на 34 часа)
Составили: Бабарыка Г. В.,
Шамарова Е. А.,
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №59»
Барнаул, 2014
Пояснительная записка
к курсу «Литературное чтение» (2 класс)
на 2014/2015 учебный год
Рабочая программа составлена для 2 классов на основании следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных приказом Минобразования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования
- Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического 31.03.2010, протокол №1; утвержденного приказом директора № 586 от 02.04.2010;
- Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013 ;
- Учебного плана для 1-4 классов МБОУ «СОШ №59» на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом директора № 178 от 02.09.2013;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067), с._____
-
Авторской программы по предмету: Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова: - М.: Вентана-Граф, 2012. - 224 с.- (Начальная школа XXI века).
Программа элективного курса «Культура чтения» составлена с учётом программы внеурочной деятельности под ред. Н. Ф. Виноградовой. Элективный курс «Культура чтения» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Цели курса:
- создание на практике условий для развития читательских умений и
интереса к чтению книг; - расширение литературно-образовательного пространства учащихся
их и самостоятельной читательской деятельности. На
замятиях предполагается практическая работа с разными типами книг,
детскими периодическими и электронными изданиями. Ценностные ориентиры содержания. Содержание программы «Культура чтения» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа курса - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы В результате освоения программы курса «Культура чтения» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее и др.)
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Коммуникативные учебные умения:
-
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
-
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
-
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
-
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
Место предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом элективный курс «Культура чтения» изучается во 2 классе 1 час в неделю (34 часа в год).
Используемые технологии: Для начальной школы актуальны следующие педагогические технологии: игровые (технологии имитационного моделирования), коммуникативные технологии и исследовательские (проблемно-поисковые)
Формы обучения:
- групповые;
- индивидуальные;
- коллективные. В рамках курса осуществляется текущий и итоговый контроль. Успешность освоения курса оценивается при выполнении промежуточного и итогового зачёта. Тексты зачётных работ для проведения контроля знаний представлены в Приложении. Работа учащегося оценивается отметкой «зачтено», если правильно выполнены пять из восьми предложенных заданий.
Содержание тем курса
2 класс (34 ч)
Книга, здравствуй (3 ч) Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации и книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. Книгочей - любитель чтения (2 ч) Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге''». Игра «Я - библиотекарь». Книги о твоих ровесниках (4 ч) Библиотечный урок «Дети - герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч) Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). Промежуточный зачёт по курсу.
Писатели-сказочники (4 ч) Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч) Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч) Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других1 стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народна; сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою" Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч) Книга о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише - Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (3 ч) Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». Итоговый зачёт по курсу.
Основные требования к уровню подготовки
обучающихся по курсу «Культура чтения»
Универсальные учебные действия:
-
знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
-
ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
-
пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
-
заполнять каталожную карточку;
-
систематизировать книги по авторской принадлежности;
-
составлять список прочитанных книг;
-
выделять особенности учебной книги;
- работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
-
аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
-
классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Перечень учебно-методического обеспечения
Технические средства обучения и оборудование:
-
персональный компьютер учителя
-
интерактивная доска
-
мультимедиа проектор
-
обучающие диски
-
средства цифровой фото- аудио - видеофиксации
Печатные средства обучения:
Список литературы
Для учителя:
-
Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: программа: 1 - 4 классы / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. - М. : Вентана-Граф, 2012. - 224 с.
-
Ефросинина Л. А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. - М. : Вентана-Граф, 2012. - 272 с.
-
Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 1. - М. : Вентана-Граф, 2012. - 208 с.
Для учащихся:
-
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. - 2-е изд.,дораб. - М. : Вентана-Граф, 2010. - 160 с. : ил. - (Начальная школа XXI).
-
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций: / Л. А. Ефросинина. - 4-е изд., испр. - М. : Вентана-Граф, 2014. - 96 с. : ил.
-
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных организаций: / Л. А. Ефросинина. - 4-е изд., испр. - М. : Вентана-Граф, 2014. - 112 с. : ил.
Электронные образовательные ресурсы:
Литературное чтение. 1 - 4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей» (автор Л. А. Ефросинина)
Календарно-тематическое планирование по курсу «Культура чтения» (2 класс) Уч. Шамарова Е. А.
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Кол-во
часов
Календарные сроки
Виды деятельности
учащихся
Оборудование, контрольно-измерительные материалы
Примечания
планируемые
фактические
Роль книги в жизни человека.
1
Беседа с учащимися, выявление имеющихся знаний
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
История создания книги. Первая печатная книга на Руси.
1
Знакомство с историей создания книги. Сравнение различных жанров фольклора.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Структура книги (элементы книги).
1
Знакомство с правилами работы с книгой
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую).
1
Наблюдение, работа в парах
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.
1
Составление правил поведения в библиотеке
Работа в группах
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Выставка книг о детях. Структура книги.
1
Анализ произведений. Работа с текстом. Определение структуры книги.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Книги В. Осеевой. Книга - сборник.
1
Устные отзывы о прочитанных книгах
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Книги Е. Пермяка. Титульный лист.
1
Работа в группах
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Книги н. Носова. Типы книг.
1
Слушание. Сравнение разных типов книг.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Книги В. Драгунского. Аппарат книги.
1
Работа с текстом.
Анализ произведения
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).
1
Упражнения: чтение вслух, «про себя», выразительное чтение
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Книги - сборники. Малые жанры фольклора.
1
Сравнение произведений разных жанров фольклора
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».
1
Чтение и объяснение смысла пословиц. Оформление рукописной книги
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».
1
Работа в группах
Работа с дополнительной литературой
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Скороговорки и чистоговорки.
Проект «живой цветок народной мудрости»
1
Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради
Работа в группах
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Промежуточный зачёт по курсу.
1
Выполнение тестовой работы по вариантам
Индивидуальные карточки с заданиями
Приложение
Книги с литературными (авторскими) сказками.
Писатели - сказочники.
1
Составление правил пользования библиотекой. Работа со справочным аппаратом книги.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Герои сказок. Викторина «Лукошко сказок».
1
Работа в группах. Защита творческого проекта
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
По страницам сказок
Х. К. Андерсена.
1
Выразительное чтение. Сравнение произведений.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».
1
Работа в группах. Защита творческого проекта
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет
Книги о детях. Выставка книг.
1
Сравнение произведений о детях.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет
Герои книг В. Осеевой.
1
Слушание. Анализ текста произведения.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Книги Н. Носова. Приключение - сказка о Незнайке и его друзьях.
1
Упражнение в выразительном чтении, чтении по ролям
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.
1
Работа с текстом произведения
Упражнение в выразительном чтении
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
25-26
Книги о братьях наших меньших. Художники - оформители.
Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.
Выразительное чтение Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Самостоятельная работа. Выполнение заданий на карточках
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Карточки с заданиями
27
Книги - сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.
Знакомство со сказками народов мира с «бродячими» сюжетами
Интернет-ресурсы,
презентации учащихся,
сообщения учащихся
28.
Народные сказки на страницах детских журналов.
Чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
Интернет-ресурсы,
презентации учащихся,
сообщения учащихся
Книги о семье.
Произведения разных жанров о семье: стихотворения, сказки, пословицы, колыбельные песни
Учебник, рабочая тетрадь
Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише - Кибальчише и его твёрдом слове».
Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину
Интернет-ресурсы,
презентации учащихся
31
Библиотечный урок «Хвала книге».
По страницам любимых книг.
Знакомство с книгами разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности
Презентация любимых книг Работа в группах
Интернет-ресурсы,
презентации учащихся,
сообщения учащихся
32-33
Летнее чтение. Оформление читательского дневника.
Оформление «Дневника читателя»
Интернет-ресурсы,
презентации учащихся,
сообщения учащихся
34
Итоговый зачёт по курсу.
Выполнение тестовой работы по вариантам
Индивидуальные карточки с заданиями
Приложение
35
Резервный урок. Урок-конкурс «Как бы жили мы без книг»
Работа в группах. Коллективное творчество.
Приложение
Промежуточный зачёт по курсу «Культура чтения»
Тест (вид текущей проверки)
Вариант 1
-
Отметь произведение фольклора.
-
рассказ
-
былина
-
басня
-
-
Прочитай. Что это? Отметь ответ.
Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.
-
пословица
-
загадка
-
считалка
Вспомни имя и отчество автора стихов для детей Барто. Отметь ответ.
-
Мария Ивановна
-
Агния Львовна
-
Ирина Петровна
Отметь пословицу.
-
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
-
Нет друга - ищи, нашёл - береги.
-
Упадёт - поскачет, ударят - поплачет.
Отметь заголовок русской народной сказки.
-
«Семеро храбрецов»
-
«Снегурочка»
-
«Девочка Снегурочка»
Отметь имя героя рассказа Н. Носова «Заплатка».
-
Алёша
-
Бобка
-
Дениска
Допиши предложение, выбрав ответ.
Сказки писали С. Я. Маршак, В. Г. Сутеев, Х. К. Андерсен,__________________________
-
А. С. Пушкин
-
Е. А. Пермяк
-
Н. Н. Носов
Какими словами начинается русская народная сказка «Снегурочка»? Отметь ответ.
-
Жили-были…
-
Жили-были на свете…
-
Жил-был…
Вариант 2
-
Отметь произведение фольклора.
-
рассказ
-
басня
-
пословица
-
-
Отметь фамилию поэта-сказочника.
-
М. М. Пришвин
-
А. С. Пушкин
-
С. А. Есенин
-
Отметь потешку.
-
Крашеное коромысло через реку повисло.
-
Делу - время, а потехе - час.
-
Шла лисичка по мосту, несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку, выкупала Ваньку,
Посадила в уголок, дала сладкий пирожок.
-
Отметь фамилию русского писателя.
-
Х. К. Андерсен
-
Ш. Перро
-
А. С. Пушкин
-
О чём говорится в стихотворении А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»? Отметь ответ.
-
О родной природе
-
О детях
-
О животных
-
Героем какого произведения является Илья Муромец? Отметь ответ.
-
Сказки
-
Былины
-
Рассказа
-
Допиши предложение, выбрав ответ.
Басню «Лебедь, Щука и Рак» написал ____________________________________________
-
Е. А. Пермяк
-
Л. Н. Толстой
-
И. А. Крылов
-
Отметь заголовок русской народной сказки.
-
«Семеро храбрецов»
-
«Теремок»
-
«Дядя Миша»
Итоговый зачёт по курсу «Культура чтения»
Тест (вид итоговой проверки)
Вариант 1
-
Отметь пословицу.
-
Шесть мышат в шалаше шуршат.
-
Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками.
-
При солнышке тепло, при матери добро.
-
-
Отметь произведения фольклора.
-
Басня
-
Былина
-
Сказка
-
Рассказ
-
Небылица
-
Прочитай. Что это? Отметь ответ.
Сестра к брату идёт, а он от неё прячется.
-
Скороговорка
-
Потешка
-
Загадка
-
Считалка
-
Шутка
-
Из какого стихотворения эти строки? Отметь ответ.
Облака бегут быстрей, солнце стало выше.
Зачирикал воробей веселей на крыше.
-
А. Барто «Апрель»
-
С. Маршак «Весенняя песенка»
-
В. Жуковский «Жаворонок»
-
Отметь заголовок русской народной сказки.
-
«Колосок»
-
«Журавль и цапля»
-
«Бременские музыканты»
-
Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.
-
Название книги
-
Цвет обложки
-
Размер книги
-
В каком произведении говорится о природе? Отметь ответ.
-
С. Баруздин «Салют»
-
Г. Скребицкий «Весна-художник»
-
А. Барто «Катя»
-
Отметь имя русского богатыря из былины.
-
Иван Царевич
-
Алёша Попович
-
Добрыня Никитич
Вариант 2
-
Отметь пословицу.
-
Есть терпение, будет и умение.
-
На дворе трава, на траве дрова.
-
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
-
-
Отметь произведения фольклора.
-
Считалка
-
Рассказ
-
Скороговорка
-
Басня
-
Загадка
-
Прочитай. Что это? Отметь ответ.
Зимой греет, летом холодит.
-
Пословица
-
Шутка
-
Загадка
-
Из какого стихотворения эти строки? Отметь ответ.
Он голосисто с вышины поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая, я здесь пою приход весны».
-
А. Барто «Одуванчик»
-
О. Высотская «Одуванчик»
-
В. Жуковский «Жаворонок»
-
Отметь сказку зарубежного писателя.
-
В. Осеева «Волшебная иголочка»
-
В. Катаев «Цветик-семицветик»
-
Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»
-
Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.
-
Цвет обложки
-
Название книги
-
Размер книги
-
В каком произведении говорится о природе? Отметь ответ.
-
Н. Носов «Заплатка»
-
М. Пришвин «Деревья в лесу»
-
Л. Толстой «Лучше всех»
-
Отметь сказку о животных.
-
«Три брата»
-
-
«Бременские музыканты»
-
«Маленькие человечки»