Сообщение из опыта работы на тему: Развитие речи. Рассказ и пересказ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика работы над рассказом и пересказом в начальной школе.

Сообщение из опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ СОШ п. Ключ жизни

Елецкого муниципального района

Липецкой области

Меркуловой О.В.

Уроки в начальной школе с самых первых уроков обучения грамоте формируют устную и письменную речь. Мы учим читать и писать. Осознанность того, чему учим, способность построить свой рассказ предать то, что прочитали и услышали. Все это не ново и отражает связь устной и письменной речи.

Развитие памяти, воображения, фантазии речи не возможны без обучения рассказу и пересказу.

-Начинается с работы над текстом. С самого простого. Считаем слова в предложении. Придумываем предложения на тему: о зиме, весне, лете, осени, о маме.

-Даем опорные слова. С ними составляем рассказ.

-Рассказ по одной картинке.

-Рассказ по серии картинок.

  • Продолжай рассказ. Что было дальше?

  • Рассказ от своего имени.

  • Рассказ от имени героя.

  • Рассказ-описание. Скажи красиво.

  • Рассказ -сравнение. Докажи. Поспорь.

  • Рассказ-рассуждение. Почему ты так думаешь?

  • Самое любимое упражнение «Расскажи сказку»

Составление рассказа учит грамотно строить предложения, каждое слово играет свою роль, используются средства выразительности .

Виды текста, жанры литературы и их особенности.

Работа с любым рассказом, текстом заканчивается пересказом. Если ребенок передает содержание, значит понимает прочитанное, усваивает языковой материал, учится им пользоваться.

Виды пересказа.

  • Пересказ по картинкам.

  • Пересказ по памяти, своими словами, как запомнил.

  • Пересказ «Солнечный зайчик»( самое яркое, интересное, что особенно запомнилось)

  • Пересказ по наводящим вопросам.

  • Пересказ «Продолжай»

  • Пересказ по плану.

  • Пересказ подробный «Какая бывает роса на траве»

  • Пересказ выборочный( о герое, о поступке)

  • Пересказ сжатый ( кол-во предложений)

  • Пересказ от первого лица ( в роли кого-то)

  • Пересказ с цитатой ( использование подробного отрывка)

  • Творческий пересказ ( добавляй от себя, чтобы ярче подчеркнуть)

Уроки литературного чтения прививают вкус к литературе. Внеклассное чтение расширяет кругозор. Культура речи совершенствует её качество. Творческие работы ( Сборники «Проба пера», книжки- малышки) позволяют проявить себя.

Таким образом - обучение рассказу и пересказу важный вопрос в изучении русского языка и литературы и в творческом формировании личности .

© 2010-2022