- Преподавателю
- Начальные классы
- Сообщение из опыта работы на тему: Развитие речи. Рассказ и пересказ
Сообщение из опыта работы на тему: Развитие речи. Рассказ и пересказ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Меркулова О.В. |
Дата | 27.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методика работы над рассказом и пересказом в начальной школе.
Сообщение из опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ СОШ п. Ключ жизни
Елецкого муниципального района
Липецкой области
Меркуловой О.В.
Уроки в начальной школе с самых первых уроков обучения грамоте формируют устную и письменную речь. Мы учим читать и писать. Осознанность того, чему учим, способность построить свой рассказ предать то, что прочитали и услышали. Все это не ново и отражает связь устной и письменной речи.
Развитие памяти, воображения, фантазии речи не возможны без обучения рассказу и пересказу.
-Начинается с работы над текстом. С самого простого. Считаем слова в предложении. Придумываем предложения на тему: о зиме, весне, лете, осени, о маме.
-Даем опорные слова. С ними составляем рассказ.
-Рассказ по одной картинке.
-Рассказ по серии картинок.
-
Продолжай рассказ. Что было дальше?
-
Рассказ от своего имени.
-
Рассказ от имени героя.
-
Рассказ-описание. Скажи красиво.
-
Рассказ -сравнение. Докажи. Поспорь.
-
Рассказ-рассуждение. Почему ты так думаешь?
-
Самое любимое упражнение «Расскажи сказку»
Составление рассказа учит грамотно строить предложения, каждое слово играет свою роль, используются средства выразительности .
Виды текста, жанры литературы и их особенности.
Работа с любым рассказом, текстом заканчивается пересказом. Если ребенок передает содержание, значит понимает прочитанное, усваивает языковой материал, учится им пользоваться.
Виды пересказа.
-
Пересказ по картинкам.
-
Пересказ по памяти, своими словами, как запомнил.
-
Пересказ «Солнечный зайчик»( самое яркое, интересное, что особенно запомнилось)
-
Пересказ по наводящим вопросам.
-
Пересказ «Продолжай»
-
Пересказ по плану.
-
Пересказ подробный «Какая бывает роса на траве»
-
Пересказ выборочный( о герое, о поступке)
-
Пересказ сжатый ( кол-во предложений)
-
Пересказ от первого лица ( в роли кого-то)
-
Пересказ с цитатой ( использование подробного отрывка)
-
Творческий пересказ ( добавляй от себя, чтобы ярче подчеркнуть)
Уроки литературного чтения прививают вкус к литературе. Внеклассное чтение расширяет кругозор. Культура речи совершенствует её качество. Творческие работы ( Сборники «Проба пера», книжки- малышки) позволяют проявить себя.
Таким образом - обучение рассказу и пересказу важный вопрос в изучении русского языка и литературы и в творческом формировании личности .