Разработка урока по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Привалова Елена Витальевна

учитель начальных классов

разработка урока по русскому языку

МОУ ИРМО «Листвянская средняя

общеобразовательная школа».

Р.п.Листвянка Иркутский район

Иркутская область.



Тема: Личные местоимения. 4 класс

Цель: На основе наблюдений учащихся вывести понятие новой части речи- местоимение.

Задачи:

Дидактические:

- познакомиться с личными местоимениями;

- наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте;

- формирование умения распознавать личные местоимения и правильно их употреблять в речи.

Коррекционно-развивающие: - развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

-развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные: - воспитание навыка самостоятельности;

- формирование чувства языка;

- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.


Содержание

Примечание 1. Организационный момент.(учитель) -Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и поприветствуйте улыбкой наших гостей.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Соберёте много знаний,

Если приложить старанье. -Ребята, а вы любите тайны, приключения, открытие нового? Давайте сегодня побудем исследователями… И начнём мы с того, что найдём ту букву, которую будем писать на минутке чистописания. - Прежде всего, как положено, запишем в тетради дату и место нашего исследования
2. Чистописание. - Перед вами слова, которые нужно разделить на две группы. Какие это будут две группы? - Какую будем писать букву сегодня? (ЯЯЯЯ)
3. Словарная работа - Пприготовьте ручку и простой карандаш. Ваша задача прочитать слово, вставить пропущенные буквы, записать его в тетрадь и подчеркнуть вставленные буквы. (после написания каждого слова, дети сверяют с образцом на экране) - Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку. Молодцы.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, соединив первые буквы имен существительных в данной группе слов. - Какое слово получилось? (ГАЗЕТА) -Назовите ударную гласную, безударную гласную. Прочитаем слово все вместе. Запишите это слово.
- Подумайте, что обозначает слово ГАЗЕТА. В этимологическом словаре написано, что слово ГАЗЕТА произошло От итальянского gazzetta буквально "( маленькая) сорока, болтунья". Также венецианское gazeta - название старинной венецианской монеты, которую платили за газету, издававшуюся в Венеции в середине XVI века, а в толковом словаре Ожегова ГАЗЕТА- это печатное периодическое издание, в котором публикуются новости о самых разнообразных событиях текущей жизни.…. - К какой части речи относится это слово? Назовите морфологические признаки слова. (им.существительное, неодушевленное, ж.р., ед.ч.)
- Ребята, где издается газета? (в издательстве, редакции) - Кто является главным человеком в редакции, который проверяет и исправляет ошибки в материалах для публикации? (редактор) - Правильно, РЕДАКТОР - это лицо, которое редактирует что-нибудь, редактировать значит проверять и исправлять при подготовке к печати.
-Я составила предложение, но в нем пропущены слова ГАЗЕТА и РЕДАКТОР. Вставьте эти слова в предложение. Прочитайте предложение, которое получилось. (Редактор проверил статью для газеты). - Запишите, подчеркните главные члены предложения. Какое из новых двух слов является подлежащим? Молодцы!
4. Постановка и решение проблемной ситуации. - Сегодня мы с вами попробуем создать свою газету и побываем в роли редактора. Какое название будет у нашей газеты? (Семейка)
А вот и первый материал, который нужно отредактировать. Это стихотворение Е.Н.Леоновича, послушайте:

Утром так заведено,

Разомкнешь ресницы

И к тебе идет ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет - ОН придет,

Тоненький, смущённый,

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной…

Срок прошел-плывет ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

- Какие слова отгадки спрятались под словами-указателями он, оно, она?

(МЕСЯЦ, СОЛНЦЕ, ЛУНА)

- К какой части речи они относятся? ( к им.существительному) - Значит слова ОН, ОНО, ОНА заняли место имени существительного! - Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи, к которой относятся слова-указатели ОН, ОНО,ОНА? (местоимение)

5. Сообщение темы и постановка целей: - Кто догадался, с какой частью речи мы будем работать? - А точнее: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
- Какие бы вы поставили перед собой задачи, исходя из темы урока? 1) познакомиться с личными местоимениями; 2) узнавать личные местоимения на слух и в тексте; 3) знать на какие вопросы отвечает; 4) сравнить личные местоимения и имена существительные; 5) подумать, для чего нам нужны местоимения в речи.
- Ребята, если мы справимся со всеми поставленными задачами, то в конце урока у нас должна получиться интересная газета. - Так что такое местоимение? (Местоимение - это часть речи) - Какую часть речи заменяет местоимение? (Местоимение заменяет имя существительное)

6. Открытие нового. 6.1 - Не случайно, в начале урока я сказала, что мы сегодня редакторы. И теперь нам предстоит разобраться с определенной группой местоимений, но для этого необходимо ответить на вопросы: - Когда вы начинаете разговор, как называете себя? (Я). Запишите. - Когда обращаетесь к товарищу не по имени? (ТЫ). Запишите. - Как бы вы назвали себя и товарища одним словом? (МЫ). Запишите. - Как бы вы обратились к группе детей? (ВЫ). Запишите. - А как вы обратитесь ко мне? (Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение ВЫ может указывать и на одно лицо и тогда оно будет писаться с большой буквы. Запишите - Вы. - Когда разговор идет о мальчике, то мы говорим… (ОН), о девочке … (ОНА), а если о ребятах…(ОНИ). - А каким словом заменить слово ЖИВОТНОЕ? (ОНО) - Надя, прочитай, что мы записали. (Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО)
- Местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО- называют личными. Они указывают на лицо или лица.

6.2 Актуализация знаний.

- Раз мы с вами редакторы, значит должны знать, что Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков.

  • Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое
    удобство, так как экономят время). Они - как запасные игроки на футболе, как
    дублёры в театре.


- Чтобы легче запомнить личные местоимения, я предлагаю прочитать стихотворение:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Уч-ся (хором читают стих)

- С какой задачей урока мы справились? (с первой) - Теперь я проверю, как вы их запомнили. Хлопните в ладоши если услышите личные местоимения:

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Посмотрите, какая красота! Разве поднимется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

6.3 Физминутка для глаз.

Чтобы глазки не уставали, понаблюдайте за цветами не отрывая глаз.

6.4 Сравнение местоимения и им.существительного.

- Ребята, к этой иллюстрации еще есть текст. Так как мы редакторы, то не можем оставить данный текст непрочитанным. Артем читай вслух:

Антон купил букет роз. Антон подарил цветы маме.

- Что не так в этих предложениях? (Повторяется слово АНТОН)

- Как это исправить? (заменить личным местоимением ОН)

- Прочитайте теперь правильно предложения.

Антон купил букет роз. Он подарил цветы маме.

6.5 Работа в тетради.

- На какой вопрос отвечает существительное АНТОН? (Кто?). Запишите это предложение с вопросом. Подчеркните существительное. (Кто? ) Антон купил букет роз.

- На какой вопрос отвечает личное местоимение ОН? (Кто?). Запишите это предложение с вопросом. Подчеркните местоимение. (Кто? ) Он подарил цветы маме.
- Какой вывод отсюда следует? (Личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные) - Существительное АНТОН называет лицо? (Да) - А личное местоимение ОН? (Нет, только указывает)





- Посмотрите, справились мы с третьей задачей урока? (Читают задачу) - Чем похожи личные местоимения и имена существительные? (Отвечают на одни и те же вопросы) - Чем отличаются личное местоимение от имени существительного? (Имя существительное называет предмет, а местоимение указывает на предмет, не называя его). - С какой задачей урока мы справились?

Физкультминутка:

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
7. Применение новых знаний на практике. 7.1 Работа с текстом - Вот теперь я уверена, что вы готовы к самому ответственному заданию. Сейчас вы будете работать в группах-редакциях: один будет главным редактором, другие - помощники главного редактора. Не забываем, что каждый в группе имеет право голоса, а главный редактор в группе решает, чей ответ принять. Задание на карточках, которые лежат у вас на парте:

1 группа: Замените выделенные имена существительные подходящими по смыслу личными местоимениями.

2 группа: вместо точек вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.

1 группа:

В последний день лета мы ездили в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. В тот день солнце было яркое и весёлое. Солнце хорошо пригревало . Деревья были, как в сказке. Деревья стояли ещё в зелёных нарядах. Наконец - то я увидел реку Дон. Река была широкая и очень красивая. Домой мы поехали очень довольные.

Они, оно, она, вы.

2 группа:

В последний день лета ….. ездили в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. В тот день солнце было яркое и весёлое. ….. хорошо пригревало . Деревья были, как в сказке. ….. стояли ещё в зелёных нарядах. Наконец - то я увидел реку Дон. Она была широкая и очень красивая. Домой ….. поехали очень довольные.

Мы, она, я, они, оно, мы, вы

- Проверяем вашу работу в группах.

-Послушаем текст первой группы. Второй группы.

- Сравните свои тексты с текстом на экране. (учитель читает текст, дети проверяют). Какое местоимение оказалось лишним? (вы) - Поднимите руку у кого работа выполнена без ошибок? Молодцы. Исправьте у кого не так. -Как вы думаете для чего нам нужны местоимения в речи? - Вот мы справились со следующей задачей.
6.2. «Найди лишнее» - Вы знаете, что редактор должен уметь видеть в тексте лишнюю, ненужную информацию. И сейчас, я проверю, сможете ли вы найти «четвертый лишний» Работать будем в парах. ПОМОЩНИКИ гл.редактора выполнят задание, а ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР в случае необходимости помогает, потом проверяет и исправляет.

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты (предлог)

Но, оно, она, они (союз)

Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)

Он, она, они, оно (мн.ч.)

- Проверяем работу.(Каждая пара читает по строчке, называет лишнее слово и объясняет почему)

МОЛОДЦЫ!
8. Итог урока. - Ребята, выполнили ли мы поставленные задачи? - С какой частью речи мы познакомились? - Какие местоимения вы узнали? - Чем похожи личные местоимения и им. существительные? - Чем отличаются? -Вам понравилось быть редактором? -Оцените свои знания: (выбрать смайлик и повесить на доску)
- Все поставленные задачи мы выполнили и результатом нашего труда стала газета «СЕМЕЙКА».
9. Домашнее задание. - Домашнее задание: Придумать и записать статью из 5 предложений с личными местоимениями. Спасибо за урок.


























Слайд 2


Слайд 3-4 Яма, мясо, оляпка, ягода, яблоко, сегодня.

Слайд 5- 21

г.р.зонт, а(л,лл)ея, пр.красный, з.вод, еж.вика, ж.лтый, тр.(л,лл)ейбус, а.тобус.

Слайд 22

ГАЗЕТА

Хоровое чтение.

Слайд 23-25

Запись слова.

Словарь Ожегова, этимологический.

Слайд 26-29

На слайде признаки

Слайд 30

РЕДАКТОР

У доски ученик

Слайд:31 Семейка

Слайд: 32

стихотворение Е.Н.Леоновича

Слайд: СЕМЕЙКА


Слайд:33

ОН - месяц

ОНО - солнце

ОНА - луна.

Слайд:34-35

МЕСТО ИМЕНИ

МЕСТОИМЕНИЕ

Слайд: 36

тема урока

Задачи на карточках вывешиваются на доске.

Слайд: 37

Местоимение - это часть речи.

Местоимение заменяет имя существительное.

Слайд:39-47 постепенно появляются местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО

Слайд: появляется ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ


Слайд: 48 стихотворение.


Первая задача

Слайд:49

Картинка с цветами


Слайд 50

Физ.пауза для глаз

Слайд 51Появляется текст

Слайд 52

Появляется местоимение ОН

Ученик у доски

Слайд: 53-54

Им.сущ. Мест.

в-сы одни и те же

назыв. указыв

предм. На

предм...


ЗАДАЧА

Слайд 55

Физкультминутка:


Работа в группах




Слайд: 56 карточка с исправл. текстом

Задача

Слайд: 57-61 карточка с заданием



Слайд 63

Газета «Семейка»


© 2010-2022