Урок по окружающему миру для 2 класса по теме «Птицы и их гнёзда»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

2 класс

Тема: Птицы и птичьи гнёзда.

Обобщение урока: гнёзда птиц отличаются разнообразием строительных материалов, формой и местонахождением.

Цель урока: познакомиться с многообразием птиц нашего края и особенностями их гнёзд; воспитывать бережное отношение к живой природе.

Материалы к уроку: тексты об особенностях гнездования различных птиц; фотографии, рисунки с изображением упоминаемых птиц; бумага, клей, фломастеры, ножницы, нитки, пластилин, веточки, сено, пакля, береста; схемы этапов урока - исследования, листы «Помощник ответа» для ответов в группах, маркеры для оформления, вопросы, презентация к уроку «Птицы и птичьи гнёзда», аудиокассета с записью голосов птиц.

Оборудование: магнитофон, колонки, ноутбук, проектор, экран, магниты.

Планируемый результат:

Дети учатся:

  • изучать мир живой природы весной;

  • бережно относится к хрупкому миру живой природы, понимать необходимость её охраны;

  • использовать научно-познавательный текст и иллюстрации для сбора информации;

  • представлять найденную информацию разными способами.

Умения, характеризующие достижения этого результата:

  • владеть информацией о различных образцах гнёзд;

  • находить, анализировать научно-познавательный текст, выделять факты с учётом поставленных исследовательских вопросов.

УУД:

  • Личностные: действие смыслообразования, самооценка.

  • Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка.

    • Познавательные: умение структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывания, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
  • Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

ХУрок по окружающему миру для 2 класса по теме «Птицы и их гнёзда»ОД УРОКА

Этап исследования

Значение этапа Индуктивное исследование

УУД

1 Мотивация или создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и формулирование вопроса, который вызывает психологическую необходимость поиска и является регулятором этого поиска.

Звучит красивая музыка.

«Добрый день!»

(стихотворение - приветствие)

Добрый день! Добрый день»

Нам работать всем не лень.

Взрослым, детям и рыбёшкам,

И цветочкам на окошках!

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно, работаем старательно!

Добрый день, дорогие мои ученики!

«Почемучка»

*Свой урок я хочу начать с загадки:

Без рук, без топорёнка

Построена избёнка

- Что это такое? (гнездо).

- А гнездо, это что? (домик для птиц и птенцов)

«Словарь»

А в современном толковом словаре русского языка написано, что гнездо - это место, устраиваемое или приспосабливаемое птицами для выведения птенцов.

- Как вы думаете, почему наш урок я начала именно с этой загадки и с этого определения?

- Да, потому что тема нашего урока «Птицы и птичьи гнёзда». (на доске)

- Ребята, что бы вы хотели сегодня нового узнать на уроке?

А как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?

план - схемы (на доске):

? - будем задавать на вопросы;

! - будем искать ответы на эти вопросы;

Урок по окружающему миру для 2 класса по теме «Птицы и их гнёзда»Урок по окружающему миру для 2 класса по теме «Птицы и их гнёзда»Урок по окружающему миру для 2 класса по теме «Птицы и их гнёзда» - будем работать в парах

- будем работать в группах

(Создание проблемной ситуации)

- Ребята, какое время года уже наступило? (Весна)

- Докажите, что пришла уже настоящая весна.

- Верно. И одна из самых ярких примет весны - возвращение птиц из дальних краёв. Они с весёлым шумом принимаются за постройку своих жилищ - гнёзд. Ведь пора выводить потомство!

Аудиозапись «Голоса птиц».

- Посмотрите, на доске у нас разные птицы и их гнёзда. А как вы думаете, какая птичка живёт в каком гнезде?

- Давайте поместим птичку в нужное гнёздышко.

(дети распределяют гнездо и птицу, высказывая своё предположение.)

«Я считаю, что это гнездо принадлежит этой птичке…..»

Возник спор: как это сделать правильно?

Вывод: к сожалению, нам, пока, не хватает знаний об особенностях жизни птиц, о том, как и где птицы строят свои гнёзда.

Поэтому, цель нашего исследования - найти факты об особенностях птичьих гнёзд.

(на доске)

Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание, планирование, прогнозирование

Личностные: действие смыслообразования.

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные:

учебное сотрудничество

2

Исследование в малых группах

Поиск решения проблемы.

- Что это за птица?

- Какую форму имеет гнездо?

- Из чего гнездо делает птица?

- Где птица устраивает своё гнездо?

*Исследование в малых группах (по 4 чел.) ВОПРОСЫ:

- А сейчас вы поработаете в группах и ваша задача узнать о птице, какую форму имеет её гнездо, из чего оно сделано и где чаще всего эти птицы устраивают свои гнёзда и сделать рисунок и макет этого гнезда. А для эффективной работы вы должны правильно распределить роли в группе. Для этого «Командир» руководит работой группы, распределяет роли и в конце урока озвучивает полученный результат вашего исследования, выбирайте «Писаря, «Художника», «Мастеров».

«Писарь» - фиксирует ответы в «Помощнике».

«Художник» - делает рисунок птицы.

«Мастер» - изобретает гнездо этой птицы.

Каждая группа получает следующий материал:

- тексты;

- иллюстрации и картинки к текстам;

- план «Помощник ответа»;

- бумага, клей, ножницы, фломастеры, нитки, пластилин, ветки, сено, бересту, пух.

Дети работают в группах и фиксируют ответы в «Помощнике».

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение;

3 Обмен информацией

Изложение результатов исследования

Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы. «КОМАНДИРЫ» по очереди выходят к доске, рассказывают о поведении птиц весной, об их гнёздах, а также демонстрируют выполненные рисунки и макеты.

Одновременно с процессом обмена информацией заполняется сводная таблица:

Названия птиц

Форма гнезда

Материал

Местонахождение

Познавательные

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

логические: построение логической цепи рассужден.

4 Связывание информации, формулирование вывода

Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения.

- Посмотрите внимательно на таблицу с фактами. Какой вывод мы можем сделать на основании найденной информации о птичьих гнёздах?

Обобщение урока:

Гнёзда птиц отличаются разнообразием строительных материалов, формой и местонахождением.

Познавательные:

Логические - построение логической цепи рассуждений;

- доказательство

5 Подведение итогов. Рефлексия

Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия

- А сейчас, давайте вспомним, с чего мы начали наш урок - исследование (возвращение к птицам и гнёздам).

- Как бы вы теперь разместили птичек в гнёздышки? - КЛИП «Разнообразие птичьих гнёзд»

«Рефлексия»

Вот и подошёл к концу наш урок.

*Продолжить предложение:

Мне очень понравилось…

Мне было сложно…

Я не допустил ошибок в…

Я допустил ошибку…

«Стихотворение»

- В одном из стихотворений есть такие строки:

Скоро тысячи скворцов

С домиком подружат,

Скоро множество птенцов

Выглянет наружу.

- О каких домиках идёт речь? (скворечники)

Регулятивные: оценка

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.

6 Применение

Использование найденного принципа, идеи, нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия

Домашнее задание

Вместе с папами или дедушками сделать скворечник.

Спасибо за работу!

Познавательные:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

© 2010-2022