- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру для 2 класса по теме «Птицы и их гнёзда»
Урок по окружающему миру для 2 класса по теме «Птицы и их гнёзда»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лалетина М.А. |
Дата | 22.03.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
2 класс
Тема: Птицы и птичьи гнёзда.
Обобщение урока: гнёзда птиц отличаются разнообразием строительных материалов, формой и местонахождением.
Цель урока: познакомиться с многообразием птиц нашего края и особенностями их гнёзд; воспитывать бережное отношение к живой природе.
Материалы к уроку: тексты об особенностях гнездования различных птиц; фотографии, рисунки с изображением упоминаемых птиц; бумага, клей, фломастеры, ножницы, нитки, пластилин, веточки, сено, пакля, береста; схемы этапов урока - исследования, листы «Помощник ответа» для ответов в группах, маркеры для оформления, вопросы, презентация к уроку «Птицы и птичьи гнёзда», аудиокассета с записью голосов птиц.
Оборудование: магнитофон, колонки, ноутбук, проектор, экран, магниты.
Планируемый результат:
Дети учатся:
-
изучать мир живой природы весной;
-
бережно относится к хрупкому миру живой природы, понимать необходимость её охраны;
-
использовать научно-познавательный текст и иллюстрации для сбора информации;
-
представлять найденную информацию разными способами.
Умения, характеризующие достижения этого результата:
-
владеть информацией о различных образцах гнёзд;
-
находить, анализировать научно-познавательный текст, выделять факты с учётом поставленных исследовательских вопросов.
УУД:
-
Личностные: действие смыслообразования, самооценка.
-
Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка.
- Познавательные: умение структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывания, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
-
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
ХОД УРОКА
№
Этап исследования
Значение этапа Индуктивное исследование
УУД
1 Мотивация или создание проблемной ситуации
Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и формулирование вопроса, который вызывает психологическую необходимость поиска и является регулятором этого поиска.
Звучит красивая музыка.
«Добрый день!»
(стихотворение - приветствие)
Добрый день! Добрый день»
Нам работать всем не лень.
Взрослым, детям и рыбёшкам,
И цветочкам на окошках!
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно, работаем старательно!
Добрый день, дорогие мои ученики!
«Почемучка»
*Свой урок я хочу начать с загадки:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка
- Что это такое? (гнездо).
- А гнездо, это что? (домик для птиц и птенцов)
«Словарь»
А в современном толковом словаре русского языка написано, что гнездо - это место, устраиваемое или приспосабливаемое птицами для выведения птенцов.
- Как вы думаете, почему наш урок я начала именно с этой загадки и с этого определения?
- Да, потому что тема нашего урока «Птицы и птичьи гнёзда». (на доске)
- Ребята, что бы вы хотели сегодня нового узнать на уроке?
А как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?
план - схемы (на доске):
? - будем задавать на вопросы;
! - будем искать ответы на эти вопросы;
- будем работать в парах
- будем работать в группах
(Создание проблемной ситуации)
- Ребята, какое время года уже наступило? (Весна)
- Докажите, что пришла уже настоящая весна.
- Верно. И одна из самых ярких примет весны - возвращение птиц из дальних краёв. Они с весёлым шумом принимаются за постройку своих жилищ - гнёзд. Ведь пора выводить потомство!
Аудиозапись «Голоса птиц».
- Посмотрите, на доске у нас разные птицы и их гнёзда. А как вы думаете, какая птичка живёт в каком гнезде?
- Давайте поместим птичку в нужное гнёздышко.
(дети распределяют гнездо и птицу, высказывая своё предположение.)
«Я считаю, что это гнездо принадлежит этой птичке…..»
Возник спор: как это сделать правильно?
Вывод: к сожалению, нам, пока, не хватает знаний об особенностях жизни птиц, о том, как и где птицы строят свои гнёзда.
Поэтому, цель нашего исследования - найти факты об особенностях птичьих гнёзд.
(на доске)
Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание, планирование, прогнозирование
Личностные: действие смыслообразования.
Познавательные:
умение структурировать знания
Коммуникативные:
учебное сотрудничество
2
Исследование в малых группах
Поиск решения проблемы.
- Что это за птица?
- Какую форму имеет гнездо?
- Из чего гнездо делает птица?
- Где птица устраивает своё гнездо?
*Исследование в малых группах (по 4 чел.) ВОПРОСЫ:
- А сейчас вы поработаете в группах и ваша задача узнать о птице, какую форму имеет её гнездо, из чего оно сделано и где чаще всего эти птицы устраивают свои гнёзда и сделать рисунок и макет этого гнезда. А для эффективной работы вы должны правильно распределить роли в группе. Для этого «Командир» руководит работой группы, распределяет роли и в конце урока озвучивает полученный результат вашего исследования, выбирайте «Писаря, «Художника», «Мастеров».
«Писарь» - фиксирует ответы в «Помощнике».
«Художник» - делает рисунок птицы.
«Мастер» - изобретает гнездо этой птицы.
Каждая группа получает следующий материал:
- тексты;
- иллюстрации и картинки к текстам;
- план «Помощник ответа»;
- бумага, клей, ножницы, фломастеры, нитки, пластилин, ветки, сено, бересту, пух.
Дети работают в группах и фиксируют ответы в «Помощнике».
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение;
3 Обмен информацией
Изложение результатов исследования
Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы. «КОМАНДИРЫ» по очереди выходят к доске, рассказывают о поведении птиц весной, об их гнёздах, а также демонстрируют выполненные рисунки и макеты.
Одновременно с процессом обмена информацией заполняется сводная таблица:
Названия птиц
Форма гнезда
Материал
Местонахождение
Познавательные
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
логические: построение логической цепи рассужден.
4 Связывание информации, формулирование вывода
Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения.
- Посмотрите внимательно на таблицу с фактами. Какой вывод мы можем сделать на основании найденной информации о птичьих гнёздах?
Обобщение урока:
Гнёзда птиц отличаются разнообразием строительных материалов, формой и местонахождением.
Познавательные:
Логические - построение логической цепи рассуждений;
- доказательство
5 Подведение итогов. Рефлексия
Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия
- А сейчас, давайте вспомним, с чего мы начали наш урок - исследование (возвращение к птицам и гнёздам).
- Как бы вы теперь разместили птичек в гнёздышки? - КЛИП «Разнообразие птичьих гнёзд»
«Рефлексия»
Вот и подошёл к концу наш урок.
*Продолжить предложение:
Мне очень понравилось…
Мне было сложно…
Я не допустил ошибок в…
Я допустил ошибку…
«Стихотворение»
- В одном из стихотворений есть такие строки:
Скоро тысячи скворцов
С домиком подружат,
Скоро множество птенцов
Выглянет наружу.
- О каких домиках идёт речь? (скворечники)
Регулятивные: оценка
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.
6 Применение
Использование найденного принципа, идеи, нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия
Домашнее задание
Вместе с папами или дедушками сделать скворечник.
Спасибо за работу!
Познавательные:
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера