Урок 10 по ОПК 4 класс Конспект урока № 10. «Совесть и раскаяние»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока № 10.

«Совесть и раскаяние»


Цель: осмысление понятий греха, связи греха и зла; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению. Задачи:

  • Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «грех», «совесть» в русской православной культуре
  • Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.
  • Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью».
Место проведение: класс Ключевые понятия урока добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы. Оборудование: мультимедиа проектор, слайд со словарными определениями слов добро, зло, грех, совесть, бумага для письма
Ход урока:
  1. Проверка домашнего задания и повторение.
Ученики устраивают аукцион, по очереди называя героев, которым помогла душа. Вопросы для повторения: - Какие свойства человеческой души вы можете назвать? - Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?
2. Мотивация Тему урока учащиеся сформулируют сами в ходе работы, направленной на выявление восприятия.
  1. Составление словосочетаний со словом «добро» и его однокоренными словами (творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и т. д.). Затем - со словом «грех» и его однокоренными словами (сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех).
Проблемное задание: попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех». Какие слова не сочетаются? Можно ли сказать - «раскаяться в добре»? А можно ли сказать - «смертное добро»? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?
  1. Вам знакомы слова содружество, соединение, собрание и другие с приставкой «со». Приставка «со» означает соединение с чем-либо. С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?
Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»? Совесть сопряжена с умом или душой? Или с тем и другим? Достаточно ли осознавать грех умом?
  1. Обсуждение возможной темы урока. «Совесть и раскаяние»

3. Работа со статьёй учебника: Отречение Петра - От какого слова произошло слово «Грех» и как оно связано с понятием «совесть»? Работа совести - Какие два дела творец поручил совести? - Кое существует лекарство от мук совести? Раскаяние - Как можно раскаяться? - Выпиши в тетрадь определения добра, зла, греха, совести, как это понимают православные христиане. Сравни с определениями словарей. Что главное в определении обсуждаемых понятий у православных христиан (человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой)

Добро - это все положительное, хорошее, полезное (словарь русского языка С.И.Ожегова)

Зло - нечто дурное, вредное (Словарь русского языка С.И.Ожегова)

  1. Работа с отрывком:
Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого и постарайтесь уловить чувства Николеньки в этом отрывке: (до чтения надо рассказать детям, что действие сцены, которая будет прочитана, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть). «После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!». Меня так это обидело, что я разревелся от злости. «Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление. Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать: - Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам. Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда» - Попытайтесь представить чувства Николеньки, как меняется его настроение? (Веселье - злость - желание мести - заговорила совесть - стыд - любовь) - Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?
  1. Работа с иллюстрацией
Демонстрация репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». - Как вам кажется, кто изображен на картине? - В какой момент жизни изображены два человека? - Почему один из них не показан лицом зрителю? - Почему он стоит на коленях? - Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю. Знаете ли вы, как называется картина? - Какой сюжет лёг в её основу? Из какой книги этот сюжет?
  1. Рефлексия и итог.
  • Сравните два выражения: «бессовестный человек» и «мертвая душа».

  • Что такое раскаяние?

  • Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

  • Каковы этапы покаянных действий?

Зло, как снежный ком катилось

И все больше становилось.

Тут Добро, как будто солнце,

Глянуло в свое оконце.

И от Зла не отвернулось

А спокойно… улыбнулось.

Знаете, что вдруг случилось?

Зло исчезло. Растворилось.

Е.Королёва

  1. Домашнее задание:
- Нарисуй своё представление о добре и зле. - Подбери рассказ, стихотворение или пословицы о добре и зле, о совести и раскаянии. Оформи как одну страницу «Энциклопедии Добра и зла». Вы можете сами написать стихи, рассказы, сказки. - Подберите для одноклассников несколько произведений о совести, которые вы бы советовали им прочитать.
© 2010-2022