Конспект Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Какие бывают дупла?» (По Н. Сладкову)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 3 классе.

Тема урока: Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Какие бывают дупла?» (По Н.Сладкову) Цели урока: 1. Формировать умение работать с текстом, определять его основную мысль, идею, структуру, делить текст на части и озаглавливать их в соответствии с типом текста-рассуждения. УУД: Формировать умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-рассуждения, умение конструировать тезис и вывод как структурные компоненты текста-рассуждения, соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи.

Задачи урока: 1. Способствовать развитию умения более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста. 2. Работать над развитием речи учащихся. 3. Развивать умение доказывать свою мысль, приводя аргументы и факты. 4. Развивать орфографическую зоркость учащихся. 5. Прививать любовь к родной природе. 6. Прививать любовь к чтению, развивать любознательность.

Ход урока.

1. Организационный момент.

 Кого называют санитарами леса? (Волка. Дятла)  Отгадайте загадку: Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел)  Что вы знаете про дятлов? (Дятла можно увидеть на стволах деревьев в лесу и парке. Дятел весь пестрый - белый с черным, а на голове красная «шапочка». Дятел невелик ростом - всего лишь покрупнее скворца.)  Что часто встречается в стволе дерева после работы дятла? (Дупло.)  Гнезда дятлы устраивают в дуплах сухих деревьев, причем обычно сами выдалбливают эти дупла. И свои «квартиры» меняют каждый год. А старое занимают новые жильцы, но не дятлы. Кто же? (Белки. Другие птицы.)  Об остальных обитателях «квартир» вы узнаете сегодня на уроке.

2. Постановка темы урока.

 Сейчас мы подготовимся и напишем изложение. Для чего мы учимся писать изложения? (Чтобы уметь передавать письменно содержание прочитанного. Чтобы узнать что-то новое.)

 Изложение будем писать по рассказу Николая Ивановича Сладкова.  Какие произведения этого писателя вы уже читали? («Лесные тайнички». «Медвежья горка». «Ночные охотники». «Мурлыка». «Отчаянный заяц») /У доски выставка книг Н.Сладкова./

 Николай Сладков родился в Москве, но вырос и всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге. Мальчиком он занимался в кружке юннатов при Зоологическом институте, над которым шефствовал Виталий Бианки. Виталий Валентинович стал наставником, учителем и другом Сладкова. Топограф по специальности, Сладков прошел по дорогам Великой Отечественной и после войны служил в армии. Первая его книга, «Серебряный хвост», появилась в 1953 году. С тех пор издано множество его сказок и рассказов о природе. Во многих книгах Н.Сладкова помещены его фотоработы - необыкновенной красоты снимки его героев: змей, бабочек, медведей, тигров, муравьев... Каждый обитатель мира природы прекрасен по-своему: Сладков умеет это увидеть.

 Наш текст называется «Какие бывают дупла?»

3. Знакомство с текстом. /Отпечатанные тексты лежат на партах./ Текст читает учитель.

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.

Н.Сладков.

 Какие слова были непонятны? (Днюет, сыч)  Кто знает или может объяснить значение данных слов? (Сыч - это ночная хищная птица, похожая на сову.)  Ночует - проводит ночь, а днюет - проводит день.

/Учитель показывает иллюстрации сыча, дятла, белки, куницы, летучей мыши./

4. Повторное чтение текста вслух учащимися. Беседа по содержанию.

 О чем говорится в этом тексте? (О дуплах.)  Какова тема текста? (Разные бывают дупла в лесу.)  К какому типу текста отнесете данный рассказ? (Текст-рассуждение.)  Докажите. (В этом тексте есть тезис, доказательство, вывод.)  Что означает слово «тезис»? (Это мысль, которую нужно доказать.)  Прочитайте тезис данного текста. (Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.)  Именно этот тезис мы и должны доказать. Прочитайте доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)

 Какие виды дупел упоминаются? (Дупла-ночлежки, дупла-кладовые, дупла-спальни.)  Прочитайте вывод по данному тексту. (Сколько дупел, столько загадок.)  Обратите внимание - вывод соответствует теме, заголовку, главной мысли.  Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ.)

5. Деление текста на части и составление плана.  Поделен ли данный текст на части? (Нет.)

 На сколько частей можно разделить весь текст? (На три части.)  Тексты-рассуждения чаще состоят из трех абзацев.  Как будете писать каждую часть? (С красной строки.)  О чем говорится в первой части? ( Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Это тезис. Вступление.)

/Учитель фиксирует ответы детей на доске./

 О чем говорится во второй части? (Это основная часть. Доказательство.)  Прочитайте первое доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.)  Определите тему. (Дупла-ночлежки.)  Кто проводит ночь в дуплах-ночлежках? (Белки и дятлы.)  А кто в них проводит день? (Сыч.)  Как озаглавим первое доказательство? (Дупла-ночлежки.)  Прочитайте второе доказательство. (Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.)  Определите его тему. (Дупла-кладовые.)  Кто устраивает кладовые в дуплах? (Белка и куница.)  Как озаглавим второе доказательство? (Дупла-кладовые.)  Прочитайте третье доказательство. (Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)  Какова тема этой части? (Дупла-ночлежки.)  Кто спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)  Как озаглавим третье доказательство? (Дупла-ночлежки.)  О чем говорится в третьей части? (Это заключение. Вывод.)  Наличие вывода говорит о том, что текст завершенный.  Какая часть получилась самая большая? (Вторая часть - доказательство.)

/На доске появился план изложения./

План: 1. Вступление. 2. Основная часть: 1) Дупла-ночлежки. 2) Дупла-кладовые. 3) Дупла-спальни. 3.Заключение.

 Сколько раз вы в тексте начнете писать с красной строки? (Три раза.)

6. Физкультминутка.

7. Языковой разбор текста. (Анализ текста)

 Прочитайте первое предложение. (Каждое дупло в лесу - загадка.)

 Подберите синоним к слову «каждое». (Всякое, любое.)

 Для чего нужно это слово в предложении? (Дупел много в лесу, но все они разные.)

 Какое слово указывает на место, где происходит событие? (В лесу.)

 Какую роль в предложении играет слово «загадка»? (Чтобы нам было стало интересно.)

 Прочитайте второе предложение. (Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.)

 Найдите синоним к слову «умелый». (Опытный.)

 Каким словом можно заменить слово «следопыт»? (Любитель природы.)

 На что указывает слово «дупляной»? (Житель какого-то дупла.)

 Прочитайте третье предложение. (Бывают дупла-ночлежки.)

 Подберите синоним к слову «бывают». (Есть.)

 Почему автор дупла называет ночлежками? (Там животные ночуют.)

 А кто в них проводит день? (Сыч.)

 Почему Н.Сладков другие дупла называет кладовыми? (В них животные делают запасы корма.)

 Подберите синоним к слову «прячет». (Складывает. Укрывает от посторонних глаз.)

 А почему дупла названы спальнями? (Спальня - это место для сна. Некоторые животные на зиму залегают в спячку.)

 Каким глаголом можно заменить словосочетание «проводит зимнюю спячку»? (Зимует.)

 Прочитайте последнее предложение. (Сколько дупел, столько и загадок.)

 Какое слово повторяется в первом и последнем предложениях? («Загадка».)

 Как вы думаете, почему? (Обычно тезис совпадает с выводом. Вывод - это доказанный тезис.)

 Определите тип связи предложений в тексте: цепная или параллельная? (Цепная связь.)

 Назовите средства связи. (Повтор слова «дупла», местоимение (в) них, она.)

 Совершенно верно. В текстах с цепной связью сцепляющими словами могут быть синонимы, местоимения, повторы слов.

 А есть ли в тексте специальные слова-связки после тезиса и после доказательства: «докажем это», «несомненно», «потому что», «таким образом», «во-первых» и другие? (Нет.)

 Верно. Здесь части рассуждения связываются по смыслу и при помощи интонации.

8. Орфографическая подготовка.

 Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.

/Слова из текста выписаны на доске, разбиты на группы./

(в) л...су зага...ка ж...теля (про)водят

(по) сл...дам ночле...ки сыч... (раз)гадает

л...туч...я вни... мыш... (по)ложит

г...л...вой (про) запа... ноч...ю (не) ест

кл...довые спяч...ку (не) пьет

 По какому принципу слова с пропущенными орфограммами объединены в первый столбик? (Слова с безударной гласной, которую можно проверить ударением.)

 Давайте назовем проверочные слова и вставим пропущенные буквы, а там, где нужно, раскроем скобки. Работаем «по цепочке» у доски.

/ Ученики по очереди выходят к доске, вставляют красным мелом пропущенную орфограмму, объясняют ее./

 На какое правило даны слова во втором столбике? (Парные согласные.)

 Назовите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Продолжаем работать «по цепочке».

 На какое правило встретились слова в третьем столбике? (Правописание слов с шипящими согласными.)

 Вставьте там, где нужно пропущенные буквы.

/ Дети продолжают работать «по цепочке» у доски./

 Какое правило объединяет слова четвертого столбика? ( Правописание глаголов.)

 Объясните, как пишутся данные глаголы.

/Дети «по цепочке» выходят к доске./

 Какие вопросы у вас еще возникли?

/В конце работы слова закрываются./

9. Запись текста изложения.

- Прочитайте текст еще раз про себя.

-Закройте листочки с текстом. Запишите его.

/Учащиеся пишут текст самостоятельно, без черновика.

10. Домашнее задание.

Дома вам нужно будет написать сочинение-рассуждение на тему «Если бы я был учитель...»

11. Итог урока.

- Ребята, чему учились сегодня на уроке русского языка? (Учились писать изложение.)

- С каким типом текста работали? (Работали с текстом-рассуждением.)




(в) л...су зага...ка ж...теля (про)водят

(по) сл...дам ночле...ки сыч... (раз)гадает

л...туч...я вни... мыш... (по)ложит

г...л...вой (про) запа... ноч...ю (не) ест

кл...довые спяч...ку (не) пьет





Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.

Н.Сладков.

_____________________________________________________________________________

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.

Н.Сладков.

_____________________________________________________________________________

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.

Н.Сладков.

_____________________________________________________________________________

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.

Н.Сладков.

© 2010-2022