- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Какие бывают дупла?» (По Н. Сладкову)
Конспект Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Какие бывают дупла?» (По Н. Сладкову)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гребнева В.А. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка в 3 классе.
Тема урока: Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Какие бывают дупла?» (По Н.Сладкову) Цели урока: 1. Формировать умение работать с текстом, определять его основную мысль, идею, структуру, делить текст на части и озаглавливать их в соответствии с типом текста-рассуждения. УУД: Формировать умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-рассуждения, умение конструировать тезис и вывод как структурные компоненты текста-рассуждения, соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи.
Задачи урока: 1. Способствовать развитию умения более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста. 2. Работать над развитием речи учащихся. 3. Развивать умение доказывать свою мысль, приводя аргументы и факты. 4. Развивать орфографическую зоркость учащихся. 5. Прививать любовь к родной природе. 6. Прививать любовь к чтению, развивать любознательность.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Кого называют санитарами леса? (Волка. Дятла) Отгадайте загадку: Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел) Что вы знаете про дятлов? (Дятла можно увидеть на стволах деревьев в лесу и парке. Дятел весь пестрый - белый с черным, а на голове красная «шапочка». Дятел невелик ростом - всего лишь покрупнее скворца.) Что часто встречается в стволе дерева после работы дятла? (Дупло.) Гнезда дятлы устраивают в дуплах сухих деревьев, причем обычно сами выдалбливают эти дупла. И свои «квартиры» меняют каждый год. А старое занимают новые жильцы, но не дятлы. Кто же? (Белки. Другие птицы.) Об остальных обитателях «квартир» вы узнаете сегодня на уроке.
2. Постановка темы урока.
Сейчас мы подготовимся и напишем изложение. Для чего мы учимся писать изложения? (Чтобы уметь передавать письменно содержание прочитанного. Чтобы узнать что-то новое.)
Изложение будем писать по рассказу Николая Ивановича Сладкова. Какие произведения этого писателя вы уже читали? («Лесные тайнички». «Медвежья горка». «Ночные охотники». «Мурлыка». «Отчаянный заяц») /У доски выставка книг Н.Сладкова./
Николай Сладков родился в Москве, но вырос и всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге. Мальчиком он занимался в кружке юннатов при Зоологическом институте, над которым шефствовал Виталий Бианки. Виталий Валентинович стал наставником, учителем и другом Сладкова. Топограф по специальности, Сладков прошел по дорогам Великой Отечественной и после войны служил в армии. Первая его книга, «Серебряный хвост», появилась в 1953 году. С тех пор издано множество его сказок и рассказов о природе. Во многих книгах Н.Сладкова помещены его фотоработы - необыкновенной красоты снимки его героев: змей, бабочек, медведей, тигров, муравьев... Каждый обитатель мира природы прекрасен по-своему: Сладков умеет это увидеть.
Наш текст называется «Какие бывают дупла?»
3. Знакомство с текстом. /Отпечатанные тексты лежат на партах./ Текст читает учитель.
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.
Н.Сладков.
Какие слова были непонятны? (Днюет, сыч) Кто знает или может объяснить значение данных слов? (Сыч - это ночная хищная птица, похожая на сову.) Ночует - проводит ночь, а днюет - проводит день.
/Учитель показывает иллюстрации сыча, дятла, белки, куницы, летучей мыши./
4. Повторное чтение текста вслух учащимися. Беседа по содержанию.
О чем говорится в этом тексте? (О дуплах.) Какова тема текста? (Разные бывают дупла в лесу.) К какому типу текста отнесете данный рассказ? (Текст-рассуждение.) Докажите. (В этом тексте есть тезис, доказательство, вывод.) Что означает слово «тезис»? (Это мысль, которую нужно доказать.) Прочитайте тезис данного текста. (Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.) Именно этот тезис мы и должны доказать. Прочитайте доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)
Какие виды дупел упоминаются? (Дупла-ночлежки, дупла-кладовые, дупла-спальни.) Прочитайте вывод по данному тексту. (Сколько дупел, столько загадок.) Обратите внимание - вывод соответствует теме, заголовку, главной мысли. Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ.)
5. Деление текста на части и составление плана. Поделен ли данный текст на части? (Нет.)
На сколько частей можно разделить весь текст? (На три части.) Тексты-рассуждения чаще состоят из трех абзацев. Как будете писать каждую часть? (С красной строки.) О чем говорится в первой части? ( Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Это тезис. Вступление.)
/Учитель фиксирует ответы детей на доске./
О чем говорится во второй части? (Это основная часть. Доказательство.) Прочитайте первое доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.) Определите тему. (Дупла-ночлежки.) Кто проводит ночь в дуплах-ночлежках? (Белки и дятлы.) А кто в них проводит день? (Сыч.) Как озаглавим первое доказательство? (Дупла-ночлежки.) Прочитайте второе доказательство. (Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.) Определите его тему. (Дупла-кладовые.) Кто устраивает кладовые в дуплах? (Белка и куница.) Как озаглавим второе доказательство? (Дупла-кладовые.) Прочитайте третье доказательство. (Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.) Какова тема этой части? (Дупла-ночлежки.) Кто спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.) Как озаглавим третье доказательство? (Дупла-ночлежки.) О чем говорится в третьей части? (Это заключение. Вывод.) Наличие вывода говорит о том, что текст завершенный. Какая часть получилась самая большая? (Вторая часть - доказательство.)
/На доске появился план изложения./
План: 1. Вступление. 2. Основная часть: 1) Дупла-ночлежки. 2) Дупла-кладовые. 3) Дупла-спальни. 3.Заключение.
Сколько раз вы в тексте начнете писать с красной строки? (Три раза.)
6. Физкультминутка.
7. Языковой разбор текста. (Анализ текста)
Прочитайте первое предложение. (Каждое дупло в лесу - загадка.)
Подберите синоним к слову «каждое». (Всякое, любое.)
Для чего нужно это слово в предложении? (Дупел много в лесу, но все они разные.)
Какое слово указывает на место, где происходит событие? (В лесу.)
Какую роль в предложении играет слово «загадка»? (Чтобы нам было стало интересно.)
Прочитайте второе предложение. (Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.)
Найдите синоним к слову «умелый». (Опытный.)
Каким словом можно заменить слово «следопыт»? (Любитель природы.)
На что указывает слово «дупляной»? (Житель какого-то дупла.)
Прочитайте третье предложение. (Бывают дупла-ночлежки.)
Подберите синоним к слову «бывают». (Есть.)
Почему автор дупла называет ночлежками? (Там животные ночуют.)
А кто в них проводит день? (Сыч.)
Почему Н.Сладков другие дупла называет кладовыми? (В них животные делают запасы корма.)
Подберите синоним к слову «прячет». (Складывает. Укрывает от посторонних глаз.)
А почему дупла названы спальнями? (Спальня - это место для сна. Некоторые животные на зиму залегают в спячку.)
Каким глаголом можно заменить словосочетание «проводит зимнюю спячку»? (Зимует.)
Прочитайте последнее предложение. (Сколько дупел, столько и загадок.)
Какое слово повторяется в первом и последнем предложениях? («Загадка».)
Как вы думаете, почему? (Обычно тезис совпадает с выводом. Вывод - это доказанный тезис.)
Определите тип связи предложений в тексте: цепная или параллельная? (Цепная связь.)
Назовите средства связи. (Повтор слова «дупла», местоимение (в) них, она.)
Совершенно верно. В текстах с цепной связью сцепляющими словами могут быть синонимы, местоимения, повторы слов.
А есть ли в тексте специальные слова-связки после тезиса и после доказательства: «докажем это», «несомненно», «потому что», «таким образом», «во-первых» и другие? (Нет.)
Верно. Здесь части рассуждения связываются по смыслу и при помощи интонации.
8. Орфографическая подготовка.
Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.
/Слова из текста выписаны на доске, разбиты на группы./
(в) л...су зага...ка ж...теля (про)водят
(по) сл...дам ночле...ки сыч... (раз)гадает
л...туч...я вни... мыш... (по)ложит
г...л...вой (про) запа... ноч...ю (не) ест
кл...довые спяч...ку (не) пьет
По какому принципу слова с пропущенными орфограммами объединены в первый столбик? (Слова с безударной гласной, которую можно проверить ударением.)
Давайте назовем проверочные слова и вставим пропущенные буквы, а там, где нужно, раскроем скобки. Работаем «по цепочке» у доски.
/ Ученики по очереди выходят к доске, вставляют красным мелом пропущенную орфограмму, объясняют ее./
На какое правило даны слова во втором столбике? (Парные согласные.)
Назовите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Продолжаем работать «по цепочке».
На какое правило встретились слова в третьем столбике? (Правописание слов с шипящими согласными.)
Вставьте там, где нужно пропущенные буквы.
/ Дети продолжают работать «по цепочке» у доски./
Какое правило объединяет слова четвертого столбика? ( Правописание глаголов.)
Объясните, как пишутся данные глаголы.
/Дети «по цепочке» выходят к доске./
Какие вопросы у вас еще возникли?
/В конце работы слова закрываются./
9. Запись текста изложения.
- Прочитайте текст еще раз про себя.
-Закройте листочки с текстом. Запишите его.
/Учащиеся пишут текст самостоятельно, без черновика.
10. Домашнее задание.
Дома вам нужно будет написать сочинение-рассуждение на тему «Если бы я был учитель...»
11. Итог урока.
- Ребята, чему учились сегодня на уроке русского языка? (Учились писать изложение.)
- С каким типом текста работали? (Работали с текстом-рассуждением.)
(в) л...су зага...ка ж...теля (про)водят
(по) сл...дам ночле...ки сыч... (раз)гадает
л...туч...я вни... мыш... (по)ложит
г...л...вой (про) запа... ноч...ю (не) ест
кл...довые спяч...ку (не) пьет
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.
Н.Сладков.
_____________________________________________________________________________
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.
Н.Сладков.
_____________________________________________________________________________
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.
Н.Сладков.
_____________________________________________________________________________
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.
Н.Сладков.