Урок внеклассного чтения (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения

1 класс

«Многообразие русского фольклора»

Учитель: Симонова Татьяна Николаевна

Цель урока: познакомить с фольклором русского народа.

Задачи урока:

  1. Способствовать развитию интереса к произведениям народного творчества;

  2. Развивать речевые умения и творческие способности. Упражнять в выразительном чтении произведений устного народного творчества.

  3. Воспитывать любовь к своей стране. Развивать навыки коллективной работы.

Оборудование урока: презентация.

Оформление урока:

  1. Дети в русских народных костюмах.

  2. Класс оформлен в виде русской избы с использованием народных промыслов.


Ход урока:


1. Целеполагание.

- На уроках чтения мы знакомились с устным народным творчеством.

Какие жанры устного народного творчества вы запомнили? Подскажите мне, что передавали люди из уст в уста?

- Сегодня наша встреча посвящена не только устному народному творчеству. Каким словом можно заменить словосочетание «народное творчество»?

Фольклор.

- Фольклор охватывает самые разные виды человеческой деятельности. Это и сочинение песенных мотивов, танцевальной музыки, и произведения народной живописи, создание одежды, изготовление посуды, постройку зданий, храмов, изготовление игрушек и т.д. Сегодня мы поговорим про старину. Про то, как люди жили раньше, как они придумывали и изобретали что-то новое, интересное, а потом обменивались своими творениями и их творения становились известными повсюду.

Итак, сегодня мы поговорим о русском фольклоре, вспомним, что нам уже известно и, конечно, узнаем много нового. Оглянитесь по сторонам. Сегодня наш класс оформлен необычно. Нам кажется, что мы попали в русскую деревню. Здесь и старинные вещи, и русский стол, который ломится от разных вкусностей.

Представим, что мы в деревенской избе собрались на посиделки. Раньше люди очень часто вот так собирались вместе, зажигали лучины и начинали... (Фонограмма)


2. Знакомство с жанрами фольклора.

Учитель:

1) У нас лошади в колошах, а коровы в сапогах. У нас пашут на телегах, а боронят на санях. - Как вы думаете, что я сейчас прочитала? (небылица)

Ученики:

  1. Небылицы в лицах сидят в светлицах Щелкают орешки, говорят насмешки.

  2. Рано утром, вечерком, поздно на рассвете Баба ехала пешком в ситцевой карете.

  3. Лошадь ела сало, а мужик овес, Лошадь села в сани, а мужик повез. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь подгоняла мужика кнутом.

  4. Нет! Такого не бывает! Небылицы все это!

Выходят два скомороха

Разве ж это небылицы?

Вы послушайте, ребята нашу сказку небогату!

Я-скоморох Прошка!

А я Федул - скоморошка! Сидим рядком. Говорим ладком!

Пошел я на лыко гору драть. Увидел, на утках озеро плавает. Бросил я три палки: одну еловую, Другую березовую, третью - рябиновую. Бросил еловую - не добросил. Бросил березовую - перебросил. Бросил рябиновую - угодил. Озеро вспорхнуло и улетело, А утки остались.

Учитель. Вот так весело рассказывали крестьяне друг другу небылицы, а иногда прямо на месте их сочиняли.

2). Ученик.

Россия, Россия - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные И звонкие песни поют! (песни)

Звучит песня «Два веселых гуся».

3). К устному народному творчеству относятся поговорки.

Это маленькие меткие изречения, которые вошли в повседневную жизнь.

- Какие поговорки вы знаете? Учитель:

Есть еще одна поговорка: «Заруби себе на носу».

Это означает, что надо запомнить что-то крепко-накрепко, навсегда.

Слово нос в этой поговорке не означает наш обычный нос, орган дыхания. Как это не странно, оно означает «маленькая дощечка для записи». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали на них всевозможные заметки, зарубки на память. Эти дощечки и называли носами.

- Запомнили, что значит поговорка «Заруби себе на носу»?

Поговорки возникли в глубокой древности. Тогда же возникли и пословицы. В них заключается народная мудрость. А так как люди, создававшие пословицы и поговорки были неграмотные, у простого народа был только один способ хранить свой жизненный опыт - передавать его из уст в уста.

Мы с вами запоминали несколько пословиц. Помогите мне договорить пословицы до конца.

Семь раз отмерь... (один раз отрежь)

Без труда... (не вытащишь и рыбку из пруда).

Не имей сто рублей... (а имей сто друзей)

Поспешишь... (людей насмешишь)

А вот новые пословицы, которые, может быть, кто-то и слышал: Как аукнется, так и откликнется. Это означает, что как отнесешься к другим, так отнесутся и к тебе.

Кошке игрушки, а мышке слезки. То, что для сильного развлечение, слабому человеку причиняет только боль и страдания.

4). Из уст в уста передавались и сказки.

Дети инсценируют русскую народную сказку «Курочка Ряба».

5). Собирались крестьяне на посиделки позабавиться да потешится. Потешки.

Ученик:

Как у нашего соседа весела была беседа. А у нас на весь двор еще лучше разговор!

Сценка «Четыре кумы».

1-я. Здорово, кума!

2-я. На базаре была!

1-я. С ярмаркой поздравляю!

2-я. Петуха купила!

1-я. Ты что, кума, глуха?

2-я. Хочу жареного петуха! (Расходятся, вторая идет по кругу и встречает третью
куму).

3-я. Здорово, кума!

2-я. На рынке была!

3-я. Ты никак, кума, глуха?

2-я. Купила курицу да петуха!

3-я. Прощай, кума!

2-я (вслед третьей). Пять алтын дала!

Появляется 4-я кума:

4-я. Добрый день, кума, послушай...

2-я. Муженьку несу покушать!

4-я. Эй, кума, ты что, глуха?

2-я. Жареного петуха!

6). Ученик:

У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит.

Собирайся, детвора, ждет вас русская игра.

Игры.

Учитель Знаете ли вы игру «Гуси и волк»?

Народные игры - это тоже фольклор. Обычно, водящий выбирался считалкой.

Считалки.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, он пустой?

Аты-баты, золотой. (Дети выбирают водящего).

Игра:

  • Гуси, гуси!

  • Га-га-га!

  • Есть хотите?

  • Да-да-да!

  • Ну, летите же домой!

  • Серый волк под горой, не пускает нас домой!

  • Что он делает?

  • Зубы точит, нас съесть хочет!

  • Ну летите, как хотите! Только крылья берегите!

7). На посиделках часто устраивали конкурсы частушечников. Частушки. А почему они так называются «частушки»?

Более 200 лет назад жил один барин и звали его Владимир Иванович Даль. Он собрал более 200000 слов и составил словарь живого великорусского языка. Чтобы не забылись русские слова, чтобы не обеднел наш язык. Давайте заглянем в словарь и узнаем, что означает слово «частушка» Частушка - частая, скорая песня, бойкая плясовая.

Девочка:

Встанем, девицы, рядком Да частушки пропоём!

Девочки исполняют частушки.

8). Раньше на Руси по селам и деревням, по разным городам ходили люди с коробами, торговали мелким товаром. Назывались они коробейниками. Ходили они и созывали народ прибаутками. Прибаутки.

Звучит песня «Коробейники».

Коробейники:

1. Не ходите никуда, подходите все сюда!

Гляди, не моргай. Рот не разевай! Ворон не считай! Товар покупай!

  1. Все товары хороши, что угодно для души! Тары-бары-растобары. Расторговываю товары!

  2. Подходите, молодцы! Есть гребешки и ножницы! Булавки, иголки, нитки, приколки.

  3. Для старушек шали - знатные мастера вышивали! Для девиц платочки - посередине цветочки!

Все: Подходите, покупайте! Веселее разбирайте!

Учитель:

Коробейники, а что ещё есть в коробах?


Коробейники хором: « Загадки». Загадки.

  1. У двух матерей по пять сыновей. (Руки).

  2. Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча).

  3. Не бьёт, не ругает, а плакать заставляет. (Лук).

  4. Яичко в чашечке с дерева свалилось и не разбилось. (Жёлудь).

Учитель:

Носили коробейники в своих коробах и произведения русских умельцев. Это и игрушки, и посуда, и кружева, и одежда, и платки. Это тоже фольклор - народные промыслы. Эти промыслы возникли в глубокой древности, когда нашим предкам самим приходилось изготовлять всё необходимое для жизни.

Русские умельцы своё мастерство передавали из поколения в поколение своим детям и внукам. Поэтому народные традиции сохранились до наших дней, и мы с вами можем любоваться поистине красивейшими произведениями искусства.

Дополнительно:

Мастера прислали свои работы, но в дороге потерялись таблички с названиями промыслов. Нам придётся восстановить, откуда эти произведения декоративно-прикладного искусства? Я вам расскажу, а вы постарайтесь догадаться, о каком из них идёт речь. (Во время рассказа дети находят нужные промыслы и расставляют таблички с их названиями).

Учитель:

А ну хватит нам болтать. Время пляску начинать. Танцы. Ученики:

  1. Обойди хоть всю планету, лучше русской пляски нету! Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь!

  2. Эй, девчонки-молодицы, распрекрасные девицы!

  3. Эй, ребята-молодцы, силачи и удальцы!

Веселее попляшите и гостей развеселите!

Дети исполняют русский танец.

Ученик:

Чем дальше в будущее входим, Тем дольше прошлым дорожим. И в старом красоту наводим, Хоть новому принадлежим.

3. Подведение итогов. Учитель:

  • Понравился наш урок? А что понравилось?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Что такое фольклор?

  • Какие виды человеческой деятельности он охватывает?

  • Устроив деревенские посиделки, мы с вами будто окунулись в старину.

Мы поиграли, повеселились, а также вспомнили известные жанры фольклора и познакомились с новыми жанрами. Я думаю, что праздник вам понравился. Всем спасибо!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Частушки.

Эй, девчата-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Не смотрите на меня

Глазки поломаете.

Я не с вашего села

Вы меня не знаете.

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

Я плясала в три ноги

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад,

Сапоги мои лежат.

За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам.

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

Ой, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру весёлую.

Сказка «Репка»

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое, золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба. Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое - простое».


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ХОХЛОМА

Это старинный русский промысел. Он возник в Поволжье в 17 в, близ села Хохлома. Это было большое торговое село. Мастера расписывали мебель, домашнюю утварь, а чаще всего посуду. Хохломская роспись отличается тонким растительным узором, выполнялась красными, чёрными, зелёными тонами по золотистому фону. Деревянная, расписная по « золоту» посуда была особенно распространена в крестьянском быту, а также среди городского населения.

АБРАМЦЕВО. МАТРЁШКА,

Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке. А всего одна игрушка. Более ста лет назад недалеко от Москвы, в селе Абрамцево жили замечательные художники. Они придумали и создали занятную деревянную куклу. В большой кукле пряталось целое семейство - одна меньше другой. Похоже, она была на простую крестьянскую девушку, и назвали её Матрёной или Матрёшей. Отсюда и название игрушки - Матрёшка.


ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.

На высоком берегу старинной русской реки стоял город, который как и река назывался Вяткой. А за рекой на лугах была слобода Дымково, известная тем, что в ней делали расписную глиняную игрушку. Зародился этот народный промысел в 18 веке. К весеннему празднику «свистунье» народные мастера всю зиму выделывали свои незамысловатые, но столь привлекательные фигурки, которые тысячами расходились в ярмарочные дни.

Дымковскую игрушку лепили из глины, обжигали в печи, покрывали меловым грунтом и раскрашивали яркими красками с использованием сусального золота. Орнамент, украшающий игрушку, геометрический, состоит из клеток, овалов и кругов. Сегодняшние мастерицы дымковской игрушки учились у своих матерей, те, в свою очередь, у своих. Так и передаётся этот промысел из поколения в поколение.


ЖОСТОВО. ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ.

Этот народный промысел возник в начале 19 века в деревне Жостово Московской области. Русские умельцы расписывали металлические подносы маслом, а затем покрывали лаком. Яркими красками на чёрном или цветном фоне они рисовали фрукты, букеты и другие растительные орнаменты. В старину их даже использовали не по прямому назначению, а как декоративные панно, украшающие стены.


ПАЛЕХ, МСТЁРА, ХОЛУЙ, ФЕДОСКИНО.

Палех, Мстёра, Холуй - это три села, расположенные недалеко от одного из древнейших городов России -Владимира. В прежние времена в этих сёлах мастера-живописцы писали иконы для церквей. А в начале 20 века художники взяли небольшие чёрные лаковые коробочки из папье-маше, изготовлявшиеся в подмосковном селе Федоскино, и украсили их живописью. Рисунки выполняются яркими красками по чёрному фону с использованием золотых красок. Мастера расписывали коробки, шкатулки, портсигары мотивами русских былин, народных сказок, песен.


ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД.

Город в Московской области, который находится на реке Клязьма и славится своей текстильной промышленностью. Особенно красивы Павлопосадские платки, которыми очень любили украшать себя девушки и женщины.

ГЖЕЛЬ.

Посёлок в Московской области, где в 19 веке стали производить фаянс и фарфор. Посуда расписывалась голубыми и синими красками по белому фону. В росписи изделий угадываются местные цветы и травы, которыми так богаты окрестности Гжели. Изделия подмосковной Гжели и сейчас радуют наш глаз.

ВОЛОГДА, ВЯТКА, РЯЗАНЬ, ЕЛЕЦ.

Эти города были основными центрами кружевоплетения. Возникло это ремесло очень давно - в 16 веке. Кружевоплетение - это очень кропотливая работа, которая занимает большое количество времени. За работой кружевницы слагали частушки, в которых отражался их нелёгкий труд. Русское кружево до сих пор славится во всём мире.

7

© 2010-2022