- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок внеклассного чтения (1 класс)
Урок внеклассного чтения (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Симонова Т.Н. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок внеклассного чтения
1 класс
«Многообразие русского фольклора»
Учитель: Симонова Татьяна Николаевна
Цель урока: познакомить с фольклором русского народа.
Задачи урока:
-
Способствовать развитию интереса к произведениям народного творчества;
-
Развивать речевые умения и творческие способности. Упражнять в выразительном чтении произведений устного народного творчества.
-
Воспитывать любовь к своей стране. Развивать навыки коллективной работы.
Оборудование урока: презентация.
Оформление урока:
-
Дети в русских народных костюмах.
-
Класс оформлен в виде русской избы с использованием народных промыслов.
Ход урока:
1. Целеполагание.
- На уроках чтения мы знакомились с устным народным творчеством.
Какие жанры устного народного творчества вы запомнили? Подскажите мне, что передавали люди из уст в уста?
- Сегодня наша встреча посвящена не только устному народному творчеству. Каким словом можно заменить словосочетание «народное творчество»?
Фольклор.
- Фольклор охватывает самые разные виды человеческой деятельности. Это и сочинение песенных мотивов, танцевальной музыки, и произведения народной живописи, создание одежды, изготовление посуды, постройку зданий, храмов, изготовление игрушек и т.д. Сегодня мы поговорим про старину. Про то, как люди жили раньше, как они придумывали и изобретали что-то новое, интересное, а потом обменивались своими творениями и их творения становились известными повсюду.
Итак, сегодня мы поговорим о русском фольклоре, вспомним, что нам уже известно и, конечно, узнаем много нового. Оглянитесь по сторонам. Сегодня наш класс оформлен необычно. Нам кажется, что мы попали в русскую деревню. Здесь и старинные вещи, и русский стол, который ломится от разных вкусностей.
Представим, что мы в деревенской избе собрались на посиделки. Раньше люди очень часто вот так собирались вместе, зажигали лучины и начинали... (Фонограмма)
2. Знакомство с жанрами фольклора.
Учитель:
1) У нас лошади в колошах, а коровы в сапогах. У нас пашут на телегах, а боронят на санях. - Как вы думаете, что я сейчас прочитала? (небылица)
Ученики:
-
Небылицы в лицах сидят в светлицах Щелкают орешки, говорят насмешки.
-
Рано утром, вечерком, поздно на рассвете Баба ехала пешком в ситцевой карете.
-
Лошадь ела сало, а мужик овес, Лошадь села в сани, а мужик повез. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь подгоняла мужика кнутом.
-
Нет! Такого не бывает! Небылицы все это!
Выходят два скомороха
Разве ж это небылицы?
Вы послушайте, ребята нашу сказку небогату!
Я-скоморох Прошка!
А я Федул - скоморошка! Сидим рядком. Говорим ладком!
Пошел я на лыко гору драть. Увидел, на утках озеро плавает. Бросил я три палки: одну еловую, Другую березовую, третью - рябиновую. Бросил еловую - не добросил. Бросил березовую - перебросил. Бросил рябиновую - угодил. Озеро вспорхнуло и улетело, А утки остались.
Учитель. Вот так весело рассказывали крестьяне друг другу небылицы, а иногда прямо на месте их сочиняли.
2). Ученик.
Россия, Россия - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные И звонкие песни поют! (песни)
Звучит песня «Два веселых гуся».
3). К устному народному творчеству относятся поговорки.
Это маленькие меткие изречения, которые вошли в повседневную жизнь.
- Какие поговорки вы знаете? Учитель:
Есть еще одна поговорка: «Заруби себе на носу».
Это означает, что надо запомнить что-то крепко-накрепко, навсегда.
Слово нос в этой поговорке не означает наш обычный нос, орган дыхания. Как это не странно, оно означает «маленькая дощечка для записи». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали на них всевозможные заметки, зарубки на память. Эти дощечки и называли носами.
- Запомнили, что значит поговорка «Заруби себе на носу»?
Поговорки возникли в глубокой древности. Тогда же возникли и пословицы. В них заключается народная мудрость. А так как люди, создававшие пословицы и поговорки были неграмотные, у простого народа был только один способ хранить свой жизненный опыт - передавать его из уст в уста.
Мы с вами запоминали несколько пословиц. Помогите мне договорить пословицы до конца.
Семь раз отмерь... (один раз отрежь)
Без труда... (не вытащишь и рыбку из пруда).
Не имей сто рублей... (а имей сто друзей)
Поспешишь... (людей насмешишь)
А вот новые пословицы, которые, может быть, кто-то и слышал: Как аукнется, так и откликнется. Это означает, что как отнесешься к другим, так отнесутся и к тебе.
Кошке игрушки, а мышке слезки. То, что для сильного развлечение, слабому человеку причиняет только боль и страдания.
4). Из уст в уста передавались и сказки.
Дети инсценируют русскую народную сказку «Курочка Ряба».
5). Собирались крестьяне на посиделки позабавиться да потешится. Потешки.
Ученик:
Как у нашего соседа весела была беседа. А у нас на весь двор еще лучше разговор!
Сценка «Четыре кумы».
1-я. Здорово, кума!
2-я. На базаре была!
1-я. С ярмаркой поздравляю!
2-я. Петуха купила!
1-я. Ты что, кума, глуха?
2-я. Хочу жареного петуха! (Расходятся, вторая идет по кругу и встречает третью
куму).
3-я. Здорово, кума!
2-я. На рынке была!
3-я. Ты никак, кума, глуха?
2-я. Купила курицу да петуха!
3-я. Прощай, кума!
2-я (вслед третьей). Пять алтын дала!
Появляется 4-я кума:
4-я. Добрый день, кума, послушай...
2-я. Муженьку несу покушать!
4-я. Эй, кума, ты что, глуха?
2-я. Жареного петуха!
6). Ученик:
У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора, ждет вас русская игра.
Игры.
Учитель Знаете ли вы игру «Гуси и волк»?
Народные игры - это тоже фольклор. Обычно, водящий выбирался считалкой.
Считалки.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он пустой?
Аты-баты, золотой. (Дети выбирают водящего).
Игра:
-
Гуси, гуси!
-
Га-га-га!
-
Есть хотите?
-
Да-да-да!
-
Ну, летите же домой!
-
Серый волк под горой, не пускает нас домой!
-
Что он делает?
-
Зубы точит, нас съесть хочет!
-
Ну летите, как хотите! Только крылья берегите!
7). На посиделках часто устраивали конкурсы частушечников. Частушки. А почему они так называются «частушки»?
Более 200 лет назад жил один барин и звали его Владимир Иванович Даль. Он собрал более 200000 слов и составил словарь живого великорусского языка. Чтобы не забылись русские слова, чтобы не обеднел наш язык. Давайте заглянем в словарь и узнаем, что означает слово «частушка» Частушка - частая, скорая песня, бойкая плясовая.
Девочка:
Встанем, девицы, рядком Да частушки пропоём!
Девочки исполняют частушки.
8). Раньше на Руси по селам и деревням, по разным городам ходили люди с коробами, торговали мелким товаром. Назывались они коробейниками. Ходили они и созывали народ прибаутками. Прибаутки.
Звучит песня «Коробейники».
Коробейники:
1. Не ходите никуда, подходите все сюда!
Гляди, не моргай. Рот не разевай! Ворон не считай! Товар покупай!
-
Все товары хороши, что угодно для души! Тары-бары-растобары. Расторговываю товары!
-
Подходите, молодцы! Есть гребешки и ножницы! Булавки, иголки, нитки, приколки.
-
Для старушек шали - знатные мастера вышивали! Для девиц платочки - посередине цветочки!
Все: Подходите, покупайте! Веселее разбирайте!
Учитель:
Коробейники, а что ещё есть в коробах?
Коробейники хором: « Загадки». Загадки.
-
У двух матерей по пять сыновей. (Руки).
-
Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча).
-
Не бьёт, не ругает, а плакать заставляет. (Лук).
-
Яичко в чашечке с дерева свалилось и не разбилось. (Жёлудь).
Учитель:
Носили коробейники в своих коробах и произведения русских умельцев. Это и игрушки, и посуда, и кружева, и одежда, и платки. Это тоже фольклор - народные промыслы. Эти промыслы возникли в глубокой древности, когда нашим предкам самим приходилось изготовлять всё необходимое для жизни.
Русские умельцы своё мастерство передавали из поколения в поколение своим детям и внукам. Поэтому народные традиции сохранились до наших дней, и мы с вами можем любоваться поистине красивейшими произведениями искусства.
Дополнительно:
Мастера прислали свои работы, но в дороге потерялись таблички с названиями промыслов. Нам придётся восстановить, откуда эти произведения декоративно-прикладного искусства? Я вам расскажу, а вы постарайтесь догадаться, о каком из них идёт речь. (Во время рассказа дети находят нужные промыслы и расставляют таблички с их названиями).
Учитель:
А ну хватит нам болтать. Время пляску начинать. Танцы. Ученики:
-
Обойди хоть всю планету, лучше русской пляски нету! Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь!
-
Эй, девчонки-молодицы, распрекрасные девицы!
-
Эй, ребята-молодцы, силачи и удальцы!
Веселее попляшите и гостей развеселите!
Дети исполняют русский танец.
Ученик:
Чем дальше в будущее входим, Тем дольше прошлым дорожим. И в старом красоту наводим, Хоть новому принадлежим.
3. Подведение итогов. Учитель:
-
Понравился наш урок? А что понравилось?
-
Что нового узнали на уроке?
-
Что такое фольклор?
-
Какие виды человеческой деятельности он охватывает?
-
Устроив деревенские посиделки, мы с вами будто окунулись в старину.
Мы поиграли, повеселились, а также вспомнили известные жанры фольклора и познакомились с новыми жанрами. Я думаю, что праздник вам понравился. Всем спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Частушки.
Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Не смотрите на меня
Глазки поломаете.
Я не с вашего села
Вы меня не знаете.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Я плясала в три ноги
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.
За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
Ой, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру весёлую.
Сказка «Репка»
Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое, золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба. Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое - простое».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ХОХЛОМА
Это старинный русский промысел. Он возник в Поволжье в 17 в, близ села Хохлома. Это было большое торговое село. Мастера расписывали мебель, домашнюю утварь, а чаще всего посуду. Хохломская роспись отличается тонким растительным узором, выполнялась красными, чёрными, зелёными тонами по золотистому фону. Деревянная, расписная по « золоту» посуда была особенно распространена в крестьянском быту, а также среди городского населения.
АБРАМЦЕВО. МАТРЁШКА,
Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке. А всего одна игрушка. Более ста лет назад недалеко от Москвы, в селе Абрамцево жили замечательные художники. Они придумали и создали занятную деревянную куклу. В большой кукле пряталось целое семейство - одна меньше другой. Похоже, она была на простую крестьянскую девушку, и назвали её Матрёной или Матрёшей. Отсюда и название игрушки - Матрёшка.
ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.
На высоком берегу старинной русской реки стоял город, который как и река назывался Вяткой. А за рекой на лугах была слобода Дымково, известная тем, что в ней делали расписную глиняную игрушку. Зародился этот народный промысел в 18 веке. К весеннему празднику «свистунье» народные мастера всю зиму выделывали свои незамысловатые, но столь привлекательные фигурки, которые тысячами расходились в ярмарочные дни.
Дымковскую игрушку лепили из глины, обжигали в печи, покрывали меловым грунтом и раскрашивали яркими красками с использованием сусального золота. Орнамент, украшающий игрушку, геометрический, состоит из клеток, овалов и кругов. Сегодняшние мастерицы дымковской игрушки учились у своих матерей, те, в свою очередь, у своих. Так и передаётся этот промысел из поколения в поколение.
ЖОСТОВО. ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ.
Этот народный промысел возник в начале 19 века в деревне Жостово Московской области. Русские умельцы расписывали металлические подносы маслом, а затем покрывали лаком. Яркими красками на чёрном или цветном фоне они рисовали фрукты, букеты и другие растительные орнаменты. В старину их даже использовали не по прямому назначению, а как декоративные панно, украшающие стены.
ПАЛЕХ, МСТЁРА, ХОЛУЙ, ФЕДОСКИНО.
Палех, Мстёра, Холуй - это три села, расположенные недалеко от одного из древнейших городов России -Владимира. В прежние времена в этих сёлах мастера-живописцы писали иконы для церквей. А в начале 20 века художники взяли небольшие чёрные лаковые коробочки из папье-маше, изготовлявшиеся в подмосковном селе Федоскино, и украсили их живописью. Рисунки выполняются яркими красками по чёрному фону с использованием золотых красок. Мастера расписывали коробки, шкатулки, портсигары мотивами русских былин, народных сказок, песен.
ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД.
Город в Московской области, который находится на реке Клязьма и славится своей текстильной промышленностью. Особенно красивы Павлопосадские платки, которыми очень любили украшать себя девушки и женщины.
ГЖЕЛЬ.
Посёлок в Московской области, где в 19 веке стали производить фаянс и фарфор. Посуда расписывалась голубыми и синими красками по белому фону. В росписи изделий угадываются местные цветы и травы, которыми так богаты окрестности Гжели. Изделия подмосковной Гжели и сейчас радуют наш глаз.
ВОЛОГДА, ВЯТКА, РЯЗАНЬ, ЕЛЕЦ.
Эти города были основными центрами кружевоплетения. Возникло это ремесло очень давно - в 16 веке. Кружевоплетение - это очень кропотливая работа, которая занимает большое количество времени. За работой кружевницы слагали частушки, в которых отражался их нелёгкий труд. Русское кружево до сих пор славится во всём мире.
7