- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике Решение составных задач (2 класс)
Конспект урока по математике Решение составных задач (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Романчук О.И. |
Дата | 02.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Средняя школа - гимназия № 12
Открытый урок по математике
2 класс
Тема: «Знакомство с составными задачами»
Провела: Романчук О. И.
г.Талдыкорган 2012г.
Тема: «Знакомство с составными задачами».
Цели урока: познакомить с понятием «составная задача»; научить отличать составные задачи от простых, записывать условие составной задачи в форме краткой записи; развивать умение моделировать условие задачи с помощью схемы-модели, выявлять отношения между величинами, вести поиск решения задачи; развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, сообразительность, абстрактное мышление, положительную мотивацию к обучению; воспитывать интерес к урокам математики.
Оборудование: таблицы-опоры краткой записи задач, схемы-модели, карточки с выражениями на сложение/вычитание, основанное на знании десятичного состава чисел.
ХОД УРОКА
I . Организационный момент.
- Психологический настрой.
(На доске записана пословица: "Век живи - век учись".)
- Как вы понимаете эти слова? (Варианты ответов детей) - Хотите сегодня чему-нибудь научиться? - Хорошо, приступаем к работе.
- Запись числа, классной работы.
- Минутка чистописания. 12 23 34
II. Актуализация опорных знаний.
- Устный счёт.
- Чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить, вам придётся найти значение этих числовых выражений.
На доске:
45 + 20 = 65 а 30 + 47 = 77 з 83 - 60 = 23 и 34 - 3 = 31 ч 50 - 8 = 42 а 43 + 7 = 50 д
77
65
50
42
31
23
з
а
д
а
ч
и
- Прокомментируйте решение данных выражений. - Проверьте друг у друга правильность вычислений. (Взаимопроверка выполнения задания.) - Назовите числа, которые вы получили. (Дети зачитывают и проверяют. На доске переворачиваются заполняется таблица) - Поднимите руки, у кого нет ошибок. Оцените своё знание вычислительных приёмов оценкой на полях зеленой пастой. (Дети выполняют самооценивание.) - А теперь расположите полученные при решении числовых выражений числа в порядке убывания и прочитайте, о чём мы будем сегодня говорить. Запишите этот ряд в тетрадях в строчку, через запятую. - О чём мы будем сегодня говорить? (О задачах.) (На доске открывается часть темы.)
- Актуализация знаний .
- - А теперь определим, что нового мы сегодня узнаем о задачах.
а в - Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи. (Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а + в.) - Составьте подобную задачу. (Дети предлагают свои варианты.) Например: Лена вырезала 14 флажков а Света - 5 флажков. Сколько флажков вырезали девочки вместе?
- На доске вывешивается схема краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц.
- Что можете сказать об этой задаче? ( Это задача на уменьшение числа на несколько единиц.) - Сколько вопросов в этой задаче? Какой? (Один. Сколько единиц во второй част?.) - Какая схема-модель подходит к этой задаче? (Из схем-моделей выбирают.) а
в
?
- Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи. (Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а - в.)
На доске вывешивается схема краткой записи задачи на увеличение числа на несколько единиц.
I - а II - ?, на в >
- Что можете сказать об этой задаче? ( Это задача на увеличение числа на несколько единиц.) - Сколько вопросов в этой задаче? Какой? (Один. Сколько единиц во второй части?) Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче? (Из схем-моделей выбирают.) а
в
? - Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи. (Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а + в.) - Составьте подобную задачу. (Дети предлагают свои варианты.) Например: в одной корзине лежали 12 яблок, а во второй на 6 яблок больше. Сколько яблок лежали во второй корзине?
- А теперь прочитайте задачу № 1 на своих листочках. Какая схема условия и схема-модель подходит к первой задаче? Почему?
ЗАДАЧА № 1. Пантера делает прыжок длиной 12 м, а тигр - на 7 м короче. Сколько метров составляет прыжок тигра?
(На уменьшение числа на несколько единиц. Потому, что там сказано « на 7 м короче.) - Решите эту задачу.
III. Постановка учебной задачи.
(На доске вывешивается схема краткой записи составной задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)
I - а ? II - ?, на в <
- Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи. (Дети в замешательстве.) - Что вас смутило? Сколько вопросов в этой задаче? Какие? (В этой задаче два вопроса. Первый - сколько единиц во второй части, второй - сколько всего.) - Из каких двух задач составили эту задачу? (Дети показывают схемы краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)
а I в ? II ?
- Эту задачу составили из двух простых задач. Догадайтесь, как называются такие задачи? (Дети догадываются: составные задачи.) - какое выражение соответствует данной схеме? (а+ (а+в) ) - Вот мы и выяснили тему урока: Составные задачи. Попробуйте сформулировать теперь цели урока: что нового узнаем, чему мы сегодня будем учиться?
- На доске появляются вспомогательные слова:
Научимся отличать ... Будем учиться записывать ..... Будем учиться решать ..
- Узнаем, что такое составная задача, научимся отличать составные задачи от простых; будем учиться записывать условие составной задачи; решать составные задачи.
IV. Формирование новых знаний и способов действий.
- Работа у доски.
- Выделите главные слова задачи. ( Сказки. Рассказы.). - Сколько книг со сказками? ( 8 книг) - Сколько книг с рассказами? ( Мы незнаем, но знаем, что их на 4 больше.) - Прочитайте главный вопрос задачи. ( Сколько всего книг у Алии?)
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос? (Нет. Мы не знаем сколько книг с рассказами.) - Как это сделать? ( 8 + 4 = 12 книг с рассказами..) - Теперь мы можем узнать сколько всего книг ? (Да. Нужно к книгам со сказками прибавить книги с рассказами. Т.е. 8 + 12 = 20 (к) ). - Сколько действий получилось? Почему? (Два. Потому, что в задаче два вопроса.) - Можно ли решить эту задачу другим способом? (Да, можно составить выражение. 8 + (8 +4) = 20 (к.) )
ЗАДАЧА № 3. В одном куске было 7 м ткани, а в другом - 5м. покупательнице отрезали 4 м. сколько метров ткани осталось?
- Выделите главные слова. ( Было, отрезали, осталось.) - Сколько метров ткани было первоначально? ( 7м в одном и 5 м в другом.) - Как можно это записать? ( 7 + 5 м.) - Сколько метров ткани отрезали? ( 4м.) - Сколько метров осталось? ( Мы не знаем, это главный вопрос задачи.) - Можно ли сразу ответить, сколько ткани осталось ? ( Нет, мы не знаем сколько ткани было первоначально. Для этого нужно к 7 прибавить 5, получится 12м.) - Теперь мы можем узнать, сколько ткани осталось? ( Да. 12 - 4 = 8м) - Сколько действий у вас получилось ? Почему? (Два. Потому, что сначала нужно было узнать сколько ткани было, а затее, сколько ткани осталось). - Можно ли решить эту задачу другим способом? ( Да. (7 + 5) - 4 = 8м) - Начертите схему к этой задаче.
7 + 5
4 м ? м
V. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять -
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту мы присели. Значит, хватит отдыхать!
VI. Первичная проверка понимания. Задание по рядам.
- 1 ряд. Решить задачу.
- 2 ряд. Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия.
- 3 ряд. По схеме составьте задачу, сделайте краткую запись и решите ее.
4 + 6 ?
- Записать результаты работы на доске. (по рядам)
- Составить выражения . (работа в парах)
- В классе сидели а мальчиков и в девочек. Сколько всего детей в классе?
- В классе сидели а мальчиков и в девочек. Вышли 10 ребят. Сколько всего детей стало в классе? ( а + в - 10)
- В классе сидели а мальчиков и в девочек. Зашли еще 10 ребят. Сколько детей стало в классе? ( а + в + 10)
- В классе сидели а мальчиков, а девочек - на в больше. Сколько всего детей было в классе? (а + (а + в) )
VII. Итог урока, рефлексия
- С каким понятием мы сегодня познакомились? ( Составные задачи). - Посмотрите на задачи, которые мы сегодня ставили перед собой на уроке. Достигли ли мы этих целей? (Да.) - Что на уроке у вас получилось особенно хорошо? Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её .
VIII. Домашнее задание. Стр.86, № 3, 4.
ЗАДАЧИ .
ЗАДАЧА № 1. Пантера делает прыжок длиной 12 м, а тигр - на 7 м короче. Сколько метров составляет прыжок тигра?
ЗАДАЧА № 2. У Алии 8 книг со сказками, а книг с рассказами - на 4 больше. Сколько всего книг у Алии?
ЗАДАЧА № 3. В одном куске было 7 м ткани, а в другом - 5м. покупательнице отрезали 4 м. сколько метров ткани осталось?
ЗАДАЧИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.
- 1 ряд. Решить задачу.
- 2 ряд. Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия.
- 3 ряд. По схеме составьте задачу, сделайте краткую запись и решите ее.
4 + 6 ?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
- Составить выражения . (работа в парах)
- В классе сидели а мальчиков и в девочек. Сколько всего детей в классе?
- В классе сидели а мальчиков и в девочек. Вышли 10 ребят. Сколько всего детей стало в классе?
- В классе сидели а мальчиков и в девочек. Зашли еще 10 ребят. Сколько детей стало в классе?
- В классе сидели а мальчиков, а девочек - на в больше. Сколько всего детей было в классе?
- В упаковке 5 синих, 4 зеленых и 6 красных воздушных шаров. 7 шаров повесили на елку. Сколько шаров осталось в упаковке?
- Бабушка испекла 6 пирожков со сливами 10 пирожков с капустой. Внуки съели 7 пирожков. Сколько пирожков осталось?