Методические рекомендации по дисциплине Развитие речи для педагога работающего с дошкольниками

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Ни для кого не секрет, что ясной, четкой дикцией, грамотной яркой речью владеют далеко не многие. А как быть педагогам, у которых наибольшая часть занятия основана на словесном объяснении? Да и не только педагогам нужно владеть голосом и интонацией. Что же значит «четкая и ясная речь»? Во-первых: произносим предложение, не проглатывая слоги и окончания, а для этого нужен определенный тренинг. Во-вторых: нужно научиться говорить на хорошей опоре звука. В-третьих: просто научиться правильно, дышать и произносить слова на крепком выдохе (говорить не в себя, а из себя). И, конечно, знать, как правильно произносится то, или иное слово. В данной статье даются тренировочные тексты на основе поговорок и скороговорок. Они более выразительны, эмоционально окрашены, на этих текстах работать удобно и просто, а что самое главное, быстро. Скороговорки и поговорки легко заучиваются, что ведет к развитию памяти. Скороговорки и поговорки служат для отработки техники речи, дикции в качестве тренировочных текстов. При их произношении необходимо сохранять в речи опору звука, легкую отчетливую дикцию, и подчинить голосовые модуляции (медленно-быстро, вверх-вниз, сильно-слабо). Дикционная четкость отрабатывается сначала в среднем темпе, потом ускоренно и замедленно. И лишь после этого - в предельно быстром и медленном. Быстрое произношение скороговорок не должно нарушать целостности слова, допускать небрежного пропуска отдельных звуков, если это не обусловлено нормами литературного произношения.


Три темпа произнесения текста Темп речи убыстрять учусь, Сейчас три круга прокачусь. Вот в первый круг пустился я, Хоть речь и быстрая моя, Но до предела далеко, Я говорю слова легко И на пути ни оговорки - В том помогли скороговорки. Вот в круг вступил теперь второй, Ускорился темп речи мой. Все собранней, короче слово. Точна предельно мысль моя, И интонация готова. Все выразить хочу, Что вижу я. Вот третий круг еще быстрее, Чтоб финиша достичь скорее, Слова строчат из пулемета Тра-та-та-та, язык наметан. Весь речевой мой аппарат Готовый к бою, только рад, Когда пред ним трудней задача, Тренировался, есть удача! Кто ж тренингом пренебрегал, Тот в мастерстве своем отстал.
Три скороговорки: - /Рыла свинья белорыла, тупорыла, / полдвора рылом изрыла, /вырыла, подрыла/. - /Ужа ужалила ужица/, ужу с ужицей не ужиться/, уж от ужаса стал уже/, ужа ужица съест на ужин/. - /Бык, бык тупогуб/, тупогубенький бычок/, у быка бела губа/, была тупа/.

Отработаем 3 темпа произнесения. Предлагаемые обстоятельства: первый раз говорите в среднем темпе, чтобы скороговорку услышали целиком. Второй - медленно, чтобы осознали, третий - быстро, чтобы проверили, получается ли быстрое произнесение.
На следующих скороговорках отрабатывается интонация! А теперь попробуем изменить повествовательную фразу на вопросительную. Например: Чешуя у щучки, щетинка у чушки?

Работа в паре. Первый участник задает вопросительную фразу своему соседу, а сосед утвердительно отвечает. Например, вопрос: - Чешуя у щучки, щетинка у чушки? Ответ: - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
То же самое проделаем с последующими скороговорками самостоятельно. Для этого выберите любую понравившуюся скороговорку и сделайте из нее диалог. - Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не выболтала? - Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет? - Скажут друг дружке, а дружка подружке, а подружка борову, а боров всему городу? - Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про прапорщика, про прапорщицу, а про подпрапорщика промолчал? - Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку? - У нас на дворе-подворье погода размо-кропогодилась? - Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб?

Цель скороговорки: рассказать, кто есть настоящий товарищ. • Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ. В последующих скороговорках найдите самостоятельно правильную цель, временные и пространственные моменты: • Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком, колпак на колпаке, под колпаком колпак. • На улице медовик, мне не до медовика. На улице деготник, мне не до деготника, не до деготниковой жены, не до деготниковых детей. • Баран буян залез в бурьян. • У бобра шапка добра, а у бобрят богаче наряд. Требование, приказ, убеждение по своей природе обладают более яркой силой звучания, непроизвольно включают нужный тембр. Поэтому их можно брать в качестве приспособлений, но следите, чтобы не возникло раздраженного, злого тона. Помните, что отрицательные эмоции сковывают фонационные пути. Попробуйте произнести трижды скороговорку, меняя задачи: 1 -й раз - информируйте; 2-й раз - убеждайте с оттенком просьбы; 3-й раз - убеждайте с оттенком приказа. • В перелеске перепел перепелку перепел. • Мышь шуршит у шалаша, векше шишку шелуша. • Лилии полили ли, иль увяли лилии.

Скороговорки для развития памяти Скороговорки не только помогают в развитии артикуляционного аппарата, но и развивают память. Предлагаю вам один из приемов: Например: Говорится первая часть скороговорки: В четверг четвертого числа, В четыре с четвертью часа. А вторая часть скороговорки, для экономии времени, уже напечатана на листках. Задается вопрос: Когда и в котором часу чертили чертята? Участники должны повторить первую часть на память, а далее прочитать вторую часть скороговорки. Ответ: В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж - чрезвычайно чисто.

На примере первой скороговорки можно произнести и вторую скороговорку.

Педагог: «На мели вы лениво налима ловили».

Вопрос: где, кто, как и какую рыбу ловили?

Ответ:

На мели вы лениво налима ловили,

Для меня вы ловили линя.

О любви ль, не меня ль

Вы так мило молили

И туманы лимана манили меня.

Темп и сила звука На следующих поговорках вам предлагается сменить темп и силу звука. Поговорки разделены синтагмами (/..../) постарайтесь выделить голосом любую из синтагм.

• /Не было бы счастья, /да несчастье помогло/.

• /Где работают, там густо/, а в ленивом доме пусто/.

• /Лень лени за ложку взяться/, а не лень лени обедать/.

• /Пять перемен, да все одна редька/: редька с квасом/, редька с маслом/, редька в кусочках/, редька в брусочках/, да редька целиком/.

• /Сколько веревочке не виться/, а конец будет/.

• /Язык языку ответ дает/, а голова смекает/.

• /Ждет, что пьяница скляницу/, что собака палицу/.

• /Не смотри на кличку/, смотри на птичку/.


Диалоги из скороговорок А теперь попробуем фантазировать и сделать диалог из сложных скороговорок. Работают два человека, им раздается текст: - Всех скороговорок не переговорить не перевыскороговорить, неперевыскороговорить! Эко ведь! - Но прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке. - Нет, всех скороговорок не переговорить, не перевыскороговорить, неперевыскороговорить, не перевыскороговорить, не перевыскороговорить! - Однако прыгают, прыгают, прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке, как караси на сковородке, прыгают, прыгают, прыгают скороговорки. - Перескороговорить? Перевыскороговорить? - Не перескороговорить! Не перевыскороговорить! - Надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить. - Ох, надо все скороговорки перескороговорить перевыскороговорить. - Перескороговорить перевыскороговорить все скороговорки надо!

- Надо!

Попробуйте самостоятельно предлагаемый текст разбить по ролям:

1. Сшит колпак не поколпаковски, вылит колокол не поколоколовски. Надо колпак переколпаковать перевыколпаковать, надо колокол переколоковать перевыколоковать.

2. На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова. Дрова вдоль двора, дрова поперек двора. Не вместит двор дров. Дрова выдворить на дровяной склад.

3. Цапля чахла, цапля сохла, цапля мокла, цапля сдохла.

4. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла,подрыла.

Примеры:

- На дворе трава, - на траве дрова.

- Раз дрова, два дрова, три дрова.

- Дрова вдоль двора, дрова поперек двора.

- Не вместит двор дров.

-Дрова выдворить на дровяной склад.

- Цапля чахла,

- цапля сохла,

- цапля мокла,

- цапля сдохла.

- Рыла свинья тупорыла, белорыла,

- полдвора рылом изрыла,

- вырыла, подрыла.

Для усиленного тренажа артикуляционного аппарата и для развития памяти полезны длинные скороговорки.

В исполнении их надо решить ряд творческих задач:

1. Разобраться в главной мысли текста-идеи. Определить в чем или между чем и кем происходит конфликт.

2. Проследить развитие конфликта, развития сюжета. Завязка, развязка, кульминация.

3. Определить сверхзадачу - главную исполнительскую задачу - кому и зачем, с какой целью я это говорю.

4. Обращение к тексту требует серьезных речевых усилий. Главное требование: координация в работе дыхания, голосоведения, дикции.

Наш пострел везде поспел, везде поспел.

Ехал к Фоме, а заехал к куме.

Молодо - зелено, погулять велено.

Зашел проведать, да остался обедать.

Большому куску рот радуется.

Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом,

Запил молоком, что Маланья-болтунья болтала, болтала, да не выболтала.

Подкрепился сывороткой из-под простокваши и еще немножко каши.

Поел, попил, ну и заговорил скороговорочку за скороговорочкой:

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали, не вылавировали, не вылавировали.

Король-орел, орел-король купил кипу пик, купил кипу пик, купил кипу пик.

Два дровокола, два дроворуба, два дровосека говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

Поклонился куме и с приподвыподвертом, с приподвыподвертом, с приподвыподвертом помчался к Фоме.


Составление небольшого рассказа из скороговорок.

Пример рассказа:

- Бык, бык тупогуб, Тупогубенький бычок,

- а баран - буян залез в бурьян,

-а у бобра шапка добра, а у бобрят богатый наряд.

- Услышь-ка, в перелеске перепел перепелку перепел.

- Подумаешь, в перелеске перепел, перепелку перепел, а вот мышь шуршит у шалаша, белке шишку шелуша:

- лилии полили ли иль увяли лилии?

He полили лилии, не увяли лилии, так как на дворе-подворье погода размокропогодилась.

- Да-а-а-а, погода размокропогодилась, а у нас на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. Дрова вдоль двора, дрова поперек двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить на дровяной склад.

- А за дровяным складом сарай, где живет бык тупогуб, тупогубенькийбычок, отхватил сенца клочок и улегся на бочок.

Скороговорки для изучения


Ткет ткач ткани на платки Тане - повторить 3-5 раз

- Говорили про Проколукорпенко.

- Про какого, про Проколукорпенко?

- Про Проколукорпенко, про Проколукорпенко, про твоего

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят

С вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая; Мимо Пахом ехал верхом. Увидал Пахом, стал браниться с попом: «Ты, поп, галок попугай, попугая не пугай»

Водовоз вез воду из-под водопровода

Для Карпа Поликарповича Поликарп Карпович. Подкарауливал в пруду карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа

Дробью по перепелам да по тетеревам - (расставьте ударение)

Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался (расставьте ударение)

У Фили пили - Филю же и побили.

- Наша река широка, как Ока - Как - как Ока?

Полчетверти четверика чечевицы без червоточины - (расставьте ударение)

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Курочка шустра, пестра, уточка с носка плоска (расставьте ударение)

Течет речка, печет печка: печет печка, течет речка.

Милая Мила мылась мылом; намылилась, смыла - так мылась Мила

Три дроворуба на трех дворах дрова рубили

Бобр добр для бобрят у бобра шапка добра, а у бобрят богаче наряд. Бобр добр для бобрят

Нисколько не скользко, не скользко нисколько - (расставьте ударение)

Три свиристели еле-еле свистели на ели

У пеньков опять пять опят

Угольки поставили в уголки, в уголки поставили угольки

Три сороки тараторки тараторили на горке

Хохлаты хохотушки хохотом хохотами: Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

Веселей Савелий, сено пошевеливай!

Грабли - грести, метла - мести, весла - везти, Полозья - ползти

Волн всплеск - брызг блеск

Звала по малину Марина Галину; Марина Галину звала по малину

Брит брат Клим, Брит брат Глеб. Оба брата Бриты

Клала Клара лук на полку, кликнула себе Егорку

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося

Жужжит над жимолостью жук. Зеленый на жуке кожух

Мы ели, ели ершей у ели... Их еле-еле у ели доели

Пошла Поля полоть в поле

У Аграфены и Арины растут георгины

Перепела перепеленка перепеленывала, перепеленывала, еле перепеленала.

Купила бы я, накупила, да купило притупило

Летит гусь на святую Русь. Русь не трусь, это не гусь, А воробей; вора бей не робей!

Тетерев сидел у Терентия в клетке,

А тетерка с тетеревятками - в лесу на ветке

Уточка - вострохвосточка вывострохвостила вос-трохвостят

Ремни ремнил ремнем, огни огнил огнем

Крот рыл ход, ход рыл крот

У ежа ежата, у ужа ужата.

Оса на ноги боса и без пояса. Орел на горе, перо на орле. Орел под пером, гора под орлом

Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще, чащи гуще.

Пошел Ипат лопаты покупать. Купил Ипат пять лопат. Пошел через пруд, зацепился за прут. Упал в пруд Ипат, Пропали пять лопат

Испугались медвежонка еж с ежихой и с ежонком, чиж с чижихой и чижонком, стриж с стрижи-хой и стрижонком

В аквариуме у Харитона четыре рака, да три тритона

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. Уж уж от ужаса стал уже. Ужа ужица съест на ужин.

Уделяйте постоянно время развитию речи детей, и вы увидите, как их речь станет чистой и выразительной!

7


© 2010-2022