Планирование. Календарно-тематическое планирование кружка «Юный конструктор. Оригами»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование кружка «Юный конструктор. Оригами»

п/п

Тема занятия

Количество часов

Элементы

содержания, практическая часть

Планируемые

результаты

Характеристика

деятельности

обучающихся

Дата план

Дата факт

1

Давайте познакомимся

1 ч

Формирование группы.

Правила безопасности и личной гигиены. Рациональное размещение материалов и инструментов. Техника оригами (складывание поделки).

Игра «Давай познакомимся».

Демонстрация поделок и образцов моделей, которые предстоит сделать в процессе обучения

Знать приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами.

Уметь организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, планировать предстоящую практическую работу

Организовывать свою деятельность, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Выделять известное и неизвестное

2

Мир вокруг тебя

2 ч

Правила безопасного использования инструментов и приспособлений.

Правила безопасности труда. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами.

Бережное использование и экономное расходование материалов Подбор материалов.

Разметка.

Обработка материала: отрывание, резание

Уметь распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать и выполнять разметку с опорой на них

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла.

Прогнозировать результаты.

Осуществлять самоконтроль.

Оценивать результаты своей деятельности

3

Знакомство с историей техники оригами.

Знакомство с терминологией, условными обозначениями техники.

2 ч

Представление о последовательности практических действий. Знакомство с краткой историей бумаги и японского искусства оригами. Знакомство с используемыми в техники терминами

Уметь изготавливать плоскостные изделия по простейшим чертежам

Учиться выделять и формулировать цели, планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4

Основные базовые формы оригами

6 ч

Обработка материалов (сгибание, складывание); виды условных графических изображений (схема).

Разметка по линейке.

Демонстрация базовых форм и с техникой их выполнения. Знакомство с условными обозначениями базовых форм, основными знаками

Знать правила и приемы рациональной разметки.

Уметь соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями, аккуратно и ровно сгибать бумагу, вырезать детали по прямолинейному контуру.

Организовывать свою деятельность.

Искать, отбирать, использовать необходимую информацию.

Анализировать предлагаемые задания, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла.

Прогнозировать результаты.

Осуществлять самоконтроль.

Оценивать результаты своей деятельности

5

Театр зверей «Весёлые мордочки»

3 ч

Изучение базовой формы «треугольник». Знакомство с первой базовой формой, сложенной из квадрата. Обработка материала: сгибание. Изготовление мордочек собачки, лисенка, бычка

Уметь воспринимать инструкцию (устную и графическую) и действовать в соответствии с ней, аккуратно и ровно сгибать бумагу

Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи

6

Театр домашних питомцев

3 ч

Изготовление аппликации на основе базовой формы «треугольник». Использование форм и образов природы в создании предметной среды. Выполнение фигурок, основанных на базовой форме «треугольник» создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

7

Пусть всегда будет солнце

3 ч

Знакомство с базовой формой «воздушный змей». Демонстрация поделок из бумаги, основанных на базовой форме «воздушный змей». Изготовление мини - картинки «Солнышко» Знакомство с базовой формой и этапами её выполнения

Уметь создавать в воображении несложный художественный замысел и находить адекватные способы его практического воплощения

Обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на занятии Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

8

Удивительное рядом

3 ч

Использование форм и образов природы в создании предметной среды. Беседа «Мир птиц».

Изготовление аппликации «Птицы». Выполнение фигурок, основанных на базовой форме, самостоятельное оформление работы

9

В деревне у бабушки и дедушки

3 ч

Изготовление коллективного панно «В деревне у бабушки». Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Уметь выполнять разметку по шаблону и линейке, устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

10

Как прекрасен этот мир

4 ч

Изготовление открытки «Лилии».

Презентация «Земля - планета цветов».

Знакомство с базовой формой и этапами её выполнения. Изготовление классической модели

Уметь самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить способы работы по их воссозданию, выполнять разметку копированием

Обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на занятии Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

11

Удивительный подводный мир

4 ч

Изготовление аппликации «Аквариум с рыбками». Видеофильм «Подводный мир морей и океанов».

Выполнение фигурок, основанных на базовой форме, создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, составлять план последовательности действий. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости его конструкцию.

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

12

Игрушка «Перекати поле»

3 ч

Изготовление игрушки «Перекати поле». Знакомство с базовой формой и этапами её выполнения. Изготовление классической модели

Знать правила техники безопасности при работе над изделиями.

Уметь выполнять простые формы и конструкции из пластилина

Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости его конструкцию

13

В гостях у курочки Рябы

3 ч

Изготовление аппликации «Курочка». Выполнение фигурок, основанных на базовой форме, создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. Выделять известное и неизвестное. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения

14

Коллективная работа «Птенцы»

3 ч

Изготовление коллективного панно «Птенцы на дереве Беседа «Птицы. Как помочь пернатым друзьям зимой»

Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение»

Уметь выполнять комбинированные работы из разных материалов, самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы

Создавать мысленный образ конструкции с целью передачи определенной художественно-эстетической информации. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

15

Праздничные конверты

2 ч

Беседа «История почтовых марок в России». Презентация «Праздничные конверты».

Знакомство с базовой формой и этапами её выполнения. Изготовление классической модели

Уметь выполнять комбинированные работы из разных материалов.

Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. Выделять известное и неизвестное. Анализировать и читать графические изображения

16

Цветы к празднику 8 марта. Первоцветы

3 ч

Изготовление подснежников, тюльпанов. Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытка). Знакомство с историей праздника. Демонстрация вариантов открыток. Выполнение фигурок, основанных на базовой форме

Знать приемы складывания квадрата.

Уметь различать диагонали квадрата по линейке, аккуратно и ровно сгибать бумагу, аккуратно вырезать детали

Создавать мысленный образ конструкции с целью передачи определенной художественно-эстетической информации. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. Участвовать в совместной творческой деятельности, работать в малых группах

17

Летняя палитра

3 ч

Изготовление коллективной аппликации на основе изученных базовых форм «На лесной полянке». Беседа - путешествие «В лесу».

Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Уметь анализировать образец изделия; составлять план работы, определять последовательность, выполнять симметричные вырезания

Исследовать доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура), технологические свойства - способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка)

18

Краски лета

3 ч

Изготовление аппликации «У озера». Виртуальная экскурсия «Летние пейзажи в творчестве русских художников»

Знать приемы создания композиции на плоскости, уметь осуществлять разметку по шаблону для дальнейшего составления композиции

Создавать мысленный образ конструкции с целью передачи определенной художественно-эстетической информации. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. Оценивать результат деятельности

19

Гости на цветке

3 ч

Изготовление аппликации «Бабочки на цветке». Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытка). Презентация «Разноцветные друзья».

Выполнение фигурок, основанных на изученных базовых формах.

Уметь анализировать приемы складывания по техническим рисункам

Исследовать доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура), технологические свойства - способы обработки материалов (сборка, отделка)

20

Море, море - мир бездонный

3 ч

Изготовление мозаики с элементами техники оригами «Маленький кораблик». Виртуальная экскурсия по музею И. Айвазовского. Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Уметь анализировать приемы складывания по техническим рисункам

Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий

21

По грибы мы в лес пойдём

3 ч

Изготовление аппликации «Кузовок с грибами». Беседа «Царство грибов».

Выполнение фигурок, основанных на изученных базовых формах, создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Уметь устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить способы работы по ее созданию

Сравнивать различные виды конструкции и способы их сборки. Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических задач в зависимости от конкретных условий

22

Итоговое занятие

1 ч

Распределение ролей в группе, продумывание плана защиты проекта, использования наглядности.

Награждение активных членов кружка.

Внесение предложений в план работы на следующий учебный год. Представление творческого проекта «Теремок».

Оформление проекта в технике оригами «Теремок», сообщения о проекте

Проявлять инициативу и сотрудничество в поиске и сборе информации.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

23

Выставка - ярмарка

2 ч

Распределение ролей в группе, продумывание плана оформления работ, использования наглядности.

Уметь устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить способы работы по ее созданию

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

I Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступаю-щие в жизнь, выдвигают свои требования:
• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые ориги-нальные решения;
• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Какие навыки и способности развивает оригами у детей?

Оригами :
• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
• Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
• Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.

Цель данной программы - формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
• Познакомить с основным приемом складывания базовой детали- модульного треугольника;
• Учить читать технологическую карту;
• Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
• Учить читать схемы;
• Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.
• Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
• Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- Объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- Метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично- поисковый.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике модульного оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
Предполагаемые результаты:

Дети должны знать:
Что такое оригами;
• Историю возникновения оригами;
• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника;
• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки

бумаги, картона, и других материалов.
• Приемы складывания модулей;
• Правила техники безопасности;

Дети должны уметь:
• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
• Собирать игрушки - «оригамушки»;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Учащиеся должны овладеть навыками:
• Разметки листа бумаги
• Складывания базового модуля
• Резания

Формы подведения итогов кружка

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

теория

практика

1.

Организационное занятие. Формирование группы

1

1

-

2.

Беседа по охране труда

2

1

1

3.

Знакомство с оригами

6

2

4

4.

Базовая форма «треугольник»

8

1

7

5.

Базовая форма «воздушный змей»

8

1

7

6.

Базовая форма «двойной треугольник»

8

1

7

7.

Базовая форма «двойной квадрат»

7

1

6

8.

Базовая форма «конверт»

2

1

1

9.

Цветы к празднику 8 Марта

3

1

2

10.

Летние композиции

12

1

11

11.

Впереди - лето!

6

-

6

12.

Итоговое занятие

1

1

-

13.

Выставка-ярмарка

2

-

2

ИТОГО:

66

12

54

Список использованной литературы.

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 [Электронный ресурс] /Режим доступа: consultant.ru/popular/edu/43_1.html/ (дата обращения: 14.03.2011)

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с. (стандарт второго поколения).

  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2000. - № 5. - С. 3 - 12.

  4. Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. - Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 2001. - 144 с.

  5. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2002 № 06-1844 // СПС Консультант Плюс: consultant.ru (дата обращения: 21.04.2011).

  6. Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: постановление от 29.12.2010 г. № 189 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993).
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа / [составитель Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с. - (Стандарты второго поколения).
  8. Соколова С. Школа оригами. Аппликация и мозаика. - М.: ЭКСМО.

  9. Тарабарина Т. Оригами и развитие ребёнка. - Ярославль.: Академия развития, 1997.

  10. Федеральный Государственный Образовательный стандарт: начальная школа [Электронный ресурс] /Режим доступа standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959/ (дата обращения: 14.03.2011)

  11. Федеральный Государственный Образовательный стандарт [Электронный ресурс] /Режим доступа: standart.edu.ru/ (дата обращения: 14.03.2011)










© 2010-2022