- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Страна рукоделия»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Страна рукоделия»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Федотова Е.О. |
Дата | 02.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Содержание
рабочей программы по курсу внеурочной деятельности
«Страна рукоделия»
1. Пояснительная записка
Нормативно - правовая база
Актуальность программы
Цель программы
Задачи программы
Планируемые результаты
Лист коррекции выполнения программы 2. Содержание программы 3. Календарно-тематическое планирование 4. Ресурсы реализации программы
1. Пояснительная записка Нормативно - правовая база: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании»; 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения); 4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; 5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.043.2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»; 6. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ; 7. САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования. Несмотря на прогресс индустрии и глобальный промышленный рост, изделие, выполненное своими руками, всегда будет цениться, и мастерица не будет не замечена. Актуальность программы в том, что она формирует у обучающихся художественно - творческие способности через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности. Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, творческой и трудовой активности детей, их стремление к созданию прекрасного. Задачи программы:
- воспитание у детей интереса к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
- формирование технических навыков и приемов в выполнении различных швов и изделий декоративно-прикладного искусства;
- развитие понятия духовного богатства через знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства, знакомить с историей своего и других народа;
- формирование способности и готовности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использование их в дальнейшей деятельности.
- воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости;
- приобщение к культуре быта, общения и поведения;
- умение организовать свое рабочее место.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
-учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-владеть монологической и диалогической формой речи.
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих
задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной форме;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
-Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
-Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
-Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
-Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
-Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
-Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
-Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
-Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
-Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
-Достичь оптимального для каждого уровня развития;
-Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать и навык и работы с информацией Формы и методы обучения В процессе занятий использую различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.); • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию) • репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности) • частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем) исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся) Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися; • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; • групповой - организация работы в группах; • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Виды деятельности:
- игровая деятельность (игры с правилами, ролевые игры)
- познавательная деятельность (знакомство с различными видами искусства)
- художественное творчество (изготовление поделок, аппликаций, рисунков)
- трудовая (производственная) деятельность (изготовление различных поделок)
2. Содержание программы Вводное занятие (2 часа) Техника безопасности при работе с различными материалами. Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Мир профессий, их социальное значение. Разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта, декоративно-прикладного искусства). Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, обращения к справочным страницам, общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль практических действий. Задания разных типов - от точного повторения образца до создания собственных образов. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе. "Бумажный город"(9 часов) История возникновения письменности и бумаги. Изготовление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Макулатура (спасение окружающей среды). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги. Правила безопасности работы с клеем. Самостоятельное создание поделок на заданную тему. Правила безопасной работы с ножницами. Вырезание крупных и мелких фигур. История развития искусства оригами. Технология складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Совершенствование навыков техники оригами, отработка базовых приёмов складывания и сгибания бумаги. Основные понятия: сорта бумаги, приёмы обработки бумаги, шаблон, оригами. Формы работы: беседа, рассказ, работа со схемой, графической инструкцией. "Ниточная страна" (8 часов) Ознакомление с техническим процессом изготовления нитей и верёвок и сырьём для них (ручным методом). Знакомство с иглой, шилом и их практическими назначениями. Основные понятия: виды ниток, свойства ниток, игла, шило. Формы работы: аппликации из ниток, ниткопись (изонить) "Лоскутный город" (3 часа) Ознакомление с тканями различного вида. Исследование свойств различных тканей, особенностей их изготовления и обработки. Разметка ткани по шаблону. Изготовление аппликации из текстильных материалов. Основные понятия: текстиль, свойства тканей, разметка. Формы работы: наблюдение, выполнение работы по образцу ; практика: выполнение работ по инструкционным картам, схемам.
"Лепка из соленого теста" (2 часа) Ознакомление с рецептом солёного теста. Исследование свойств солёного теста, особенностей работы с ним. Изготовление изделий из солёного теста. Основные понятия: солёное тесто, свойства теста. Формы работы: наблюдение, выполнение работы по образцу ; практика: выполнение работ по инструкционным картам, схемам. Декоративное искусство. (8 часов) Роспись узорами различных предметов.Мир художественных изделий, имеющих практическое назначение и отличающихся декором. Витражи, мозаики, росписи на фасадах. Декоративная посуда, мебель. Основные понятия: декоративное искусство, мозаика, витраж, роспись. Формы работы: украшение объектов узорами, декоративное рисование овощей, фруктов, самостоятельное составление декора из различных цветов.
Игра-путешествие "По стране рукоделия" (1 час)
Выставка изготовленных поделок.
Распределение занятий по четвертям.
Предмет
Количество часов в неделю
Количество часов по четвертям
Количество часов за год
Первая четверть
Вторая четверть
Третья четверть
Четвертая четверть
Страна рукоделия
1
9
7
10
7
33
В соответствии рабочей программой по курсу внеурочная деятельность «Страна рукоделия», на изучение курса «Страна рукоделия» отводится 34 часа, 1 час в неделю. Но, в связи с тем, что в 2014 - 2015 уч. г. на государственные праздники, 23 февраля, 9 марта, 1, 4 и 11 мая и 3 дополнительных дня каникул, выпадают учебные дни, а 1 сентября проводились воспитательные мероприятия, программу курса «Страна рукоделия» на 2014 - 2015 уч. г. планируется выполнить за 33 часов, за счёт объединения тем.
3.Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
Тема
Кол-во
часов
Характеристика деятельности учащихся
1
05.09
Вводное занятие
1 ч.
Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и иголками.
2
12.09
Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества
1 ч.
Определять характеристику тканей и осваивать особенности работы с тканью
Бумажный город
3
19.09
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги
1 ч.
Осваивать технику выполнения аппликации и мозаики из рваной бумаги
Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.
4
26.09
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги
1 ч.
Осваивать технику выполнения аппликации и мозаики из рваной бумаги
Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.
5
03.10
Мозаика из комочков гофрированной бумаги
1 ч.
Занятие по отработке навыков работы с бумагой. Гофрированная бумага.
6
10.10
Мозаика из комочков гофрированной бумаги
1 ч.
Занятие по отработке навыков работы с бумагой. Гофрированная бумага.
7
17.10
Складывание гармошкой. Объёмные игрушки. Бабочка
1 ч.
Занятие по отработке навыков работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами
8
24.10
Плетение из бумаги
1 ч.
Занятие по отработке навыков работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами
9
31.10
Плетение из бумаги
1 ч.
Занятие по отработке навыков работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами
10
14.11
Моделирование из картона. Рамочка для фотографии
1 ч.
Занятие по отработке навыков работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с гофрокартоном
11
21.11
Моделирование из картона. Рамочка для фотографии
1 ч.
Занятие по отработке навыков работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с гофрокартоном
Ниточная страна
12
28.11
Изонить
1 ч.
Определять ситуации, требующие применения правил техники безопасности при работе с иглой и др. инструментами.
13
05.12
Изонить на картонных шаблонах. Последовательность выполнения углов (острый, тупой, прямой)
1 ч.
Знать и различать виды углов, последовательность их выполнения.
14
12.12
Изображение окружности
1 ч.
Осваивать правила заполнения окружности.
15
19.12
Узор из углов и окружности. Птица.
1 ч.
Принимать самостоятельные решения в условиях творческой деятельности.
16
26.12
Снеговик.
1 ч.
Проявлять координацию при выполнении действий в играх.
17
16.01
Изображение спирали.
1 ч.
Принимать самостоятельные решения в условиях творческой деятельности.
18
23.01
Открытка «Снежинка»
1 ч.
Проявлять координацию при выполнении действий в играх.
19
30.01
Открытка «Снежинка»
1 ч.
Принимать самостоятельные решения в условиях творческой деятельности.
Лоскутный город
20
06.02
История возникновения народной игрушки, игрушек из ткани. Виды ткани. Особенности работы с тканью
1 ч.
Определять характеристику тканей и осваивать особенности работы с тканью
21
13.02
«Лоскутные фантазии» панно (проектирование, крой шаблонов, деталей)
1 ч.
Осваивать технику выполнения аппликации и мозаики из ткани.
22
20.02
«Лоскутные фантазии» панно (сборка деталей)
1 ч.
Осваивать технику выполнения аппликации и мозаики из ткани.
Лепка из соленого теста
23
27.02
Лепка из солёного теста. Лепка простых элементов. (Солнышко, цветок, ленточка, медальон).
1 ч.
Знакомство с рецептом соленого теста
Уметь выполнить лепку простых элементов
24
06.03
Лепка из солёного теста. Лепка деталей по шаблону « Ёжик с грибочком и листочками».
1 ч.
Уметь выполнить лепку по шаблону
25
13.03
Лепка из солёного теста. Лепка деталей по шаблону « Ёжик с грибочком и листочками».
1 ч.
Уметь выполнить лепку по шаблону
Декоративное искусство
26
20.03
Беседа о декоративно - прикладном искусстве. (Городецкая роспись) «Узор на разделочной доске»
1 ч.
Закреплять знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции
27
03.04
Беседа о декоративно - прикладном искусстве. (Городецкая роспись) «Узор на разделочной доске»
1 ч.
Закреплять знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции
28
10.04
«Семёновские матрёшки»
1 ч.
Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины
29
17.04
«Хохломские узоры» Рисование узоров в полосе
1 ч.
Закреплять знания детей о хохломской росписи, её колорите и элементах. Учить украшать полосу простым узором. Развивать чувство композиции
30
24.04
«Хохломские узоры» Рисование узоров в полосе
1 ч.
Закреплять знания детей о хохломской росписи, её колорите и элементах. Учить украшать полосу простым узором. Развивать чувство композиции
31
08.05
Папье-маше. Карнавальные маски. Изготовление.
1 ч.
Знакомство с папье-маше
32
15.05
Папье-маше. Карнавальные маски. Роспись маски
1 ч.
Знакомство с папье-маше
Игра-путешествие "По стране рукоделия"
33
22.05
Игра-путешествие "По стране рукоделия"
Выставка изготовленных поделок.
1 ч.
34
резерв
1 ч.
4. Ресурсы реализации программы Список литературы 1. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. - М., 2003. 2. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. - Ростов-на Дону, 2004. 3.Женские журналы по рукоделию: «Ручная работа», «Валентина», «Диана», «Лиза» и др. 4. Концепция художественного образования в Российской Федерации. 5. Марьина. Ю. Коллажи и панно. -М.: «Ниола 21-й век», 2005г. 6. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. - 1990. - № 3. 7. Нестерова Д.В. Рукоделие. - М., 2007. 9. Румянцева. Е. Украшения для девочек. -М.: «Айрис-Пресс»,2006г. 10. Сборник нормативных документов для начальной школы. - М., 2007. 11. Терешкевич.Т. Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи. -Р-н-Д.: «Феникс». 2004г. 13. Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. - Санкт - Петербург, 2005.Электронные и цифровые образовательные ресурсы:
Интернет-ресурсы
Архив учебных программ - rusedu.ru/member3995.html
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : schoolcollection.edu.ru
Открытый класс - openclass.ru/
Педсовет - pedsovet.org/
Сайт творчески работающих учителей - it-n.ru/
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival.1september.ru
Учительский портал - uchportal.ru/
Завуч-инфо zavuch.info/ uchitelu.net/media/results/taxonomy%3A560.16%2C79 Сайты для учителя начальной школы file://localhost/C:/Users/admin/Desktop/мои%20документы/мама/ШМО/икт/сайты%20для%20учителя.htm
Про школу - proshkolu.ru/club/ventana/
Дом - полная чаша - dompolnajachasa.at.ua/
Творчество для детей и взрослых - stranamasterov.ru Материально-техническое оснащение: 1. Проектор 2. Экран 3. Компьютер
Дидактический материал 1. Тетради 2. Файлы с заданиями 3. Презентации по тематике