Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Страна рукоделия»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Содержание

рабочей программы по курсу внеурочной деятельности

«Страна рукоделия»


1. Пояснительная записка

Нормативно - правовая база

Актуальность программы

Цель программы

Задачи программы

Планируемые результаты

Лист коррекции выполнения программы 2. Содержание программы 3. Календарно-тематическое планирование 4. Ресурсы реализации программы































1. Пояснительная записка Нормативно - правовая база: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании»; 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения); 4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; 5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.043.2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»; 6. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ; 7. САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования. Несмотря на прогресс индустрии и глобальный промышленный рост, изделие, выполненное своими руками, всегда будет цениться, и мастерица не будет не замечена. Актуальность программы в том, что она формирует у обучающихся художественно - творческие способности через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности. Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, творческой и трудовой активности детей, их стремление к созданию прекрасного. Задачи программы:

  • воспитание у детей интереса к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
  • формирование технических навыков и приемов в выполнении различных швов и изделий декоративно-прикладного искусства;
  • развитие понятия духовного богатства через знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства, знакомить с историей своего и других народа;
  • формирование способности и готовности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использование их в дальнейшей деятельности.
  • воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости;
  • приобщение к культуре быта, общения и поведения;
  • умение организовать свое рабочее место.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Программа ориентирована не только на вовлечение детей в удивительный мир творчества, но и решает актуальные задачи нравственного воспитания молодежи, формирования устойчивого интереса к художественному наследию народа. Изучая лоскутную технику, азы ручных работ, основы материаловедения учащиеся одновременно знакомятся с истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов. Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение создавать их своими руками имеют большое значение для воспитания у ребенка здорового нравственного начала, уважения к своему труду и людям труда. Программа «Страна рукоделия» знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Техника рукоделия дается в программе в такой последовательности, которая дает возможность постепенно совершенствовать свои умения и навыки. Большое внимание уделяется соблюдению культуры труда, экономичному расходованию материалов, бережному отношению к инструментам и приспособлениям, правильному пользованию ими. Дети учатся делать любую вещь красиво. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. В программе уделено внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала. Передача учебной информации различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно-прикладного творчества, последовательное усложнение заданий, развитие у детей навыков ремесла, постепенно переходящих в творчество. Программа курса содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ. Программа ориентирована на детей в возрасте 8-9 лет. Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий - 40 минут. Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

-учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру

необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-владеть монологической и диалогической формой речи.

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих

задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной форме;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

-Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

-Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

-Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

-Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

-Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

-Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

-Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

-Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

-Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

-Достичь оптимального для каждого уровня развития;

-Сформировать систему универсальных учебных действий;

Сформировать и навык и работы с информацией Формы и методы обучения В процессе занятий использую различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.); • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию) • репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности) • частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем) исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся) Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися; • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; • групповой - организация работы в группах; • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Виды деятельности:

  • игровая деятельность (игры с правилами, ролевые игры)
  • познавательная деятельность (знакомство с различными видами искусства)
  • художественное творчество (изготовление поделок, аппликаций, рисунков)
  • трудовая (производственная) деятельность (изготовление различных поделок)



2. Содержание программы Вводное занятие (2 часа) Техника безопасности при работе с различными материалами. Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Мир профессий, их социальное значение. Разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта, декоративно-прикладного искусства). Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, обращения к справочным страницам, общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль практических действий. Задания разных типов - от точного повторения образца до создания собственных образов. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе. "Бумажный город"(9 часов) История возникновения письменности и бумаги. Изготовление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Макулатура (спасение окружающей среды). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги. Правила безопасности работы с клеем. Самостоятельное создание поделок на заданную тему. Правила безопасной работы с ножницами. Вырезание крупных и мелких фигур. История развития искусства оригами. Технология складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Совершенствование навыков техники оригами, отработка базовых приёмов складывания и сгибания бумаги. Основные понятия: сорта бумаги, приёмы обработки бумаги, шаблон, оригами. Формы работы: беседа, рассказ, работа со схемой, графической инструкцией. "Ниточная страна" (8 часов) Ознакомление с техническим процессом изготовления нитей и верёвок и сырьём для них (ручным методом). Знакомство с иглой, шилом и их практическими назначениями. Основные понятия: виды ниток, свойства ниток, игла, шило. Формы работы: аппликации из ниток, ниткопись (изонить) "Лоскутный город" (3 часа) Ознакомление с тканями различного вида. Исследование свойств различных тканей, особенностей их изготовления и обработки. Разметка ткани по шаблону. Изготовление аппликации из текстильных материалов. Основные понятия: текстиль, свойства тканей, разметка. Формы работы: наблюдение, выполнение работы по образцу ; практика: выполнение работ по инструкционным картам, схемам.

"Лепка из соленого теста" (2 часа) Ознакомление с рецептом солёного теста. Исследование свойств солёного теста, особенностей работы с ним. Изготовление изделий из солёного теста. Основные понятия: солёное тесто, свойства теста. Формы работы: наблюдение, выполнение работы по образцу ; практика: выполнение работ по инструкционным картам, схемам. Декоративное искусство. (8 часов) Роспись узорами различных предметов.Мир художественных изделий, имеющих практическое назначение и отличающихся декором. Витражи, мозаики, росписи на фасадах. Декоративная посуда, мебель. Основные понятия: декоративное искусство, мозаика, витраж, роспись. Формы работы: украшение объектов узорами, декоративное рисование овощей, фруктов, самостоятельное составление декора из различных цветов.

Игра-путешествие "По стране рукоделия" (1 час)
Выставка изготовленных поделок.



Распределение занятий по четвертям.

Предмет

Количество часов в неделю

Количество часов по четвертям

Количество часов за год

Первая четверть

Вторая четверть

Третья четверть

Четвертая четверть


Страна рукоделия

1

9

7

10

7

33
В соответствии рабочей программой по курсу внеурочная деятельность «Страна рукоделия», на изучение курса «Страна рукоделия» отводится 34 часа, 1 час в неделю. Но, в связи с тем, что в 2014 - 2015 уч. г. на государственные праздники, 23 февраля, 9 марта, 1, 4 и 11 мая и 3 дополнительных дня каникул, выпадают учебные дни, а 1 сентября проводились воспитательные мероприятия, программу курса «Страна рукоделия» на 2014 - 2015 уч. г. планируется выполнить за 33 часов, за счёт объединения тем.









3.Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

1

05.09

Вводное занятие

1 ч.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и иголками.

2

12.09

Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества

1 ч.

Определять характеристику тканей и осваивать особенности работы с тканью



Бумажный город

3

19.09

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги

1 ч.

Осваивать технику выполнения аппликации и мозаики из рваной бумаги

Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.

4

26.09

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги

1 ч.

Осваивать технику выполнения аппликации и мозаики из рваной бумаги

Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.

5

03.10

Мозаика из комочков гофрированной бумаги

1 ч.

Занятие по отработке навыков работы с бумагой. Гофрированная бумага.

6

10.10

Мозаика из комочков гофрированной бумаги

1 ч.

Занятие по отработке навыков работы с бумагой. Гофрированная бумага.

7

17.10

Складывание гармошкой. Объёмные игрушки. Бабочка

1 ч.

Занятие по отработке навыков работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами

8

24.10

Плетение из бумаги

1 ч.

Занятие по отработке навыков работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами

9

31.10

Плетение из бумаги

1 ч.

Занятие по отработке навыков работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами

10

14.11

Моделирование из картона. Рамочка для фотографии

1 ч.

Занятие по отработке навыков работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с гофрокартоном

11

21.11

Моделирование из картона. Рамочка для фотографии

1 ч.

Занятие по отработке навыков работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с гофрокартоном



Ниточная страна

12

28.11

Изонить

1 ч.

Определять ситуации, требующие применения правил техники безопасности при работе с иглой и др. инструментами.

13

05.12

Изонить на картонных шаблонах. Последовательность выполнения углов (острый, тупой, прямой)

1 ч.

Знать и различать виды углов, последовательность их выполнения.

14

12.12

Изображение окружности

1 ч.

Осваивать правила заполнения окружности.

15

19.12

Узор из углов и окружности. Птица.

1 ч.

Принимать самостоятельные решения в условиях творческой деятельности.

16

26.12

Снеговик.

1 ч.

Проявлять координацию при выполнении действий в играх.

17

16.01

Изображение спирали.

1 ч.

Принимать самостоятельные решения в условиях творческой деятельности.

18

23.01

Открытка «Снежинка»

1 ч.

Проявлять координацию при выполнении действий в играх.

19

30.01

Открытка «Снежинка»

1 ч.

Принимать самостоятельные решения в условиях творческой деятельности.



Лоскутный город

20

06.02

История возникновения народной игрушки, игрушек из ткани. Виды ткани. Особенности работы с тканью

1 ч.

Определять характеристику тканей и осваивать особенности работы с тканью

21

13.02

«Лоскутные фантазии» панно (проектирование, крой шаблонов, деталей)

1 ч.

Осваивать технику выполнения аппликации и мозаики из ткани.

22

20.02

«Лоскутные фантазии» панно (сборка деталей)

1 ч.

Осваивать технику выполнения аппликации и мозаики из ткани.



Лепка из соленого теста

23

27.02

Лепка из солёного теста. Лепка простых элементов. (Солнышко, цветок, ленточка, медальон).

1 ч.

Знакомство с рецептом соленого теста

Уметь выполнить лепку простых элементов

24

06.03

Лепка из солёного теста. Лепка деталей по шаблону « Ёжик с грибочком и листочками».

1 ч.

Уметь выполнить лепку по шаблону

25

13.03

Лепка из солёного теста. Лепка деталей по шаблону « Ёжик с грибочком и листочками».

1 ч.

Уметь выполнить лепку по шаблону



Декоративное искусство

26

20.03

Беседа о декоративно - прикладном искусстве. (Городецкая роспись) «Узор на разделочной доске»

1 ч.

Закреплять знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции

27

03.04

Беседа о декоративно - прикладном искусстве. (Городецкая роспись) «Узор на разделочной доске»

1 ч.

Закреплять знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции

28

10.04

«Семёновские матрёшки»

1 ч.

Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины

29

17.04

«Хохломские узоры» Рисование узоров в полосе

1 ч.

Закреплять знания детей о хохломской росписи, её колорите и элементах. Учить украшать полосу простым узором. Развивать чувство композиции

30

24.04

«Хохломские узоры» Рисование узоров в полосе

1 ч.

Закреплять знания детей о хохломской росписи, её колорите и элементах. Учить украшать полосу простым узором. Развивать чувство композиции

31

08.05

Папье-маше. Карнавальные маски. Изготовление.

1 ч.

Знакомство с папье-маше

32

15.05

Папье-маше. Карнавальные маски. Роспись маски

1 ч.

Знакомство с папье-маше



Игра-путешествие "По стране рукоделия"

33

22.05

Игра-путешествие "По стране рукоделия"
Выставка изготовленных поделок.

1 ч.

34


резерв

1 ч.

4. Ресурсы реализации программы Список литературы 1. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. - М., 2003. 2. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. - Ростов-на Дону, 2004. 3.Женские журналы по рукоделию: «Ручная работа», «Валентина», «Диана», «Лиза» и др. 4. Концепция художественного образования в Российской Федерации. 5. Марьина. Ю. Коллажи и панно. -М.: «Ниола 21-й век», 2005г. 6. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. - 1990. - № 3. 7. Нестерова Д.В. Рукоделие. - М., 2007. 9. Румянцева. Е. Украшения для девочек. -М.: «Айрис-Пресс»,2006г. 10. Сборник нормативных документов для начальной школы. - М., 2007. 11. Терешкевич.Т. Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи. -Р-н-Д.: «Феникс». 2004г. 13. Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. - Санкт - Петербург, 2005.Электронные и цифровые образовательные ресурсы:

Интернет-ресурсы

Архив учебных программ - rusedu.ru/member3995.html

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : schoolcollection.edu.ru

Открытый класс - openclass.ru/

Педсовет - pedsovet.org/

Сайт творчески работающих учителей - it-n.ru/

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival.1september.ru

Учительский портал - uchportal.ru/

Завуч-инфо zavuch.info/ uchitelu.net/media/results/taxonomy%3A560.16%2C79 Сайты для учителя начальной школы file://localhost/C:/Users/admin/Desktop/мои%20документы/мама/ШМО/икт/сайты%20для%20учителя.htm

Про школу - proshkolu.ru/club/ventana/

Дом - полная чаша - dompolnajachasa.at.ua/

Творчество для детей и взрослых - stranamasterov.ru Материально-техническое оснащение: 1. Проектор 2. Экран 3. Компьютер
Дидактический материал 1. Тетради 2. Файлы с заданиями 3. Презентации по тематике

© 2010-2022