Рабочая программа курса внеурочных занятий для 1 класса «Станем волшебниками»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 396

____________/Смышляева Л.В./

«___»____________2012____г

СОГЛАСОВАНО

Ответственная за организацию УВП в начальной школе

_______________/Тилина И.В. /

«___»_______________2012_____г

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № ____ от

«___»_______________2012_____г

Председатель МО

______/__________________/


Рабочая программа по внеурочной деятельности


Курс «Станем волшебниками»






Составитель: учитель начальных классов

Воеводина И.Л.






2012 -2013 учебный год















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса внеурочных занятий для 1 класса « Станем волшебниками» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Художественное творчество: станем волшебниками», разработанной Т.Н. Просняковой для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов. Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества. Задачи курса: _ развить творческий потенциал детей средствами художественного труда; _ формировать прикладные умения и навыки; _ воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду. Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: --патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; _ трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.; _ творческого отношения к учению, труду, жизни; _ формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов); _ бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.); _ ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.). Наряду с вышеназванными, курс «Станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых: _ интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий; _ формирование информационной грамотности современного школьника; _ развитие метапредметных умений. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки. Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочей тетради «Школа волшебников» (1 класс) и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами». Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями. На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах. Следует помнить, что задача каждого занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы: _ широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; _ устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения; _ адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: _ внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; _ выраженной познавательной мотивации; _ устойчивого интереса к новым способам познания; _ адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: _ принимать и сохранять учебно-творческую задачу; _ учитывать выделенные в пособиях этапы работы; _ планировать свои действия; _ осуществлять итоговый и пошаговый контроль; _ адекватно воспринимать оценку учителя; _ различать способ и результат действия; _ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: _ проявлять познавательную инициативу; _ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; _ преобразовывать практическую задачу в познавательную; _ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно_творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; _ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; _ высказываться в устной и письменной форме; _ анализировать объекты, выделять главное; _ осуществлять синтез (целое из частей); _ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; _ устанавливать причинно-следственные связи; _ строить рассуждения об объекте; _ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); _ подводить под понятие; _ устанавливать аналогии; _ проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться: _ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; _ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; _ использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: _ понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; _ учитывать разные мнения; _ формулировать собственное мнение и позицию; _ договариваться, приходить к общему решению; _ соблюдать корректность в высказываниях; _ задавать вопросы по существу; _ использовать речь для регуляции своего действия; _ стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ; _ контролировать действия партнера; _ владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться: _ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; _ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; _ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность: _ развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; _ расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; _ познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; _ познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; _ использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; _ познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; _ создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; _ совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; _ оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; _ достичь оптимального для каждого уровня развития; _ сформировать систему универсальных учебных действий; _ сформировать навыки работы с информацией.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАССА (34 часа)


№ темы п/п
Кол_во часов Название темы/раздела
Материалы


Раздел 1. Аппликация и моделирование (по книгам серии «Любимый образ») - 22 часа 1


4


Аппликация из природных материалов на картоне
Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка
2


4



Аппликация из геометрических фигур
Цветная, журнальная, тетрадная бумага, картон 3

2 Аппликация из пуговиц Пуговицы, картон 4


2


Мозаика из бисера и пайеток
Картон, бисер, блестки, бусины, пайетки 5


2


Аппликация из круглых салфеток Салфетки для торта, картон 6

2


Динамическая открытка с аппликацией Картон, цветная бумага
7

2

Моделирование из бумаги и проволоки
Белая бумага, гофрированная бумага, проволока 8
4
Выпуклая аппликация. Коллективная работа Калька, гофрированная бумага, цветная бумага Раздел 2. Работа с пластическими материалами (по книгам серии «Любимый образ») - 12 часов 1 2 Отпечатки на пластилине Пластилин, картон 2 2 Рисование пластилином Пластилин, картон 3
2
Обратная мозаика на прозрачной основе Пластилин, прозрачные крышки 4

2

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе Скорлупа фисташек, пластилин, веточки
5
2
Разрезание смешанного пластилина проволокой Пластилин, тонкая проволока
6
2 Лепка из теста Соленое тесто



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 класс, 1 час в неделю)
№ темы п/п Кол_во часов Название темы
Используемое пособие
Дата проведения
1
2
Отпечатки на пластилине. Вспомним лето Цветы (с. 46)
2
2
Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов Бабочки (с. 27)
3 2 Аппликация из листьев и цветов Бабочки (с. 6-7)
4
2 Аппликация из различных природных материалов Бабочки (с. 36)



5
2
Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты Деревья (с. 31)
6
2
Аппликация из геометрических фи- гур (части круга и прямоугольники) Собачки (с. 24-25)
7 2 Разрезание смешанного пластилина Бабочки (с. 33)
8
2
Аппликация из пуговиц
Бабочки (с. 42) Деревья (с. 21)


9
2
Динамическая открытка с аппликацией Собачки (с. 38)







10 2 Аппликация из круглых салфеток Деревья (с. 29)
11 2 Мозаика из блесток и бисера Бабочки (с. 47)
12 2 Лепка из соленого теста Собачки (с. 28-31)
13 2 Рисование пластилином Кошки (с. 32-33)
14
2
Выпуклая аппликация из гофрированной бумаги Деревья (с. 14-15)
15
2
Моделирование цветов из бумаги и проволоки Цветы (с. 36-37)



16

2

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Фисташковое дерево Деревья (с. 40-41)







17

2

Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа Цветы (с. 34-35)









© 2010-2022