Педсовет по теме Оценка достижения планируемых результатов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Уважаемые коллеги, сегодня мы приглашаем вас к диалогу по теме: Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. (слайд 1). На наш взгляд эта тема актуальна в свете введения ФГОС, так как стандарт ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. 4-ый год мы работаем по новому стандарту на уровне начального образования и поэтому можем представить некоторый опыт по данной теме учителей начальных классов и учителей-предметников работающих в начальной школе. Я думаю, проанализировать данный опыт будет полезно всем, так как в следующем учебном году изменения в оценке достижений учащихся коснуться и учителей среднего звена. Итак, в ходе работы педсовета мы рассмотрим вопросы:

  1. Система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся.
  2. Портфолио ученика начальной школы как результат оценивания
в образовательной системе.
  1. Особенности оценки результатов обучающихся по физической культуре.
  2. Формы оценивания образовательных результатов по английскому языку в свете ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна: (слайд 2) 1. Фиксировать цели оценочной деятельности: а) ориентировать на достижение результата

  • духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
  • формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
  • освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных); в) обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе. 2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов. 3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки. В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь оцениваем разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач. Таким образом, работая в условиях нового стандарта образования, мы понимаем, что традиционная система оценивания нуждается в изменениях. Чего же касаются эти изменения? Прежде всего изменяется инструментарий - формы и методы оценки. Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Совершенно новым для школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику. Таким образом, к новыми формами контроля результатов можно отнести:
  • целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам),
  • самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
  • результаты учебных проектов,
  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
В следующей таблице я представила систему оценивания образовательных результатов, которая сложилась на начальном уровне образования за 4 года.
(слайд 3)

Система оценивания образовательных результатов МБОУ СОШ №17

Особенности системы оценивания

Объект оценивания

Предметные и метапредметные результаты

Личностные результаты

Форма

Персонифицированная количественная оценка

Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка

Средства фиксации результатов оценки

Листы достижений (таблицы образовательных результатов),

классные журналы (в бумажном и электронном виде),

аналитические справки,

оценочные листы в портфолио,

дневник учащихся, рабочий журнал учителя (папка)

Карты наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя, психолога) (в бумажном и электронном виде); характеристики обучающихся.

Способ оценивания

Тематические и итоговые контрольные работы, тестовый контроль, диагностические комплексные работы (стартовая, промежуточная

и итоговая), наблюдение, диагностические работы с использованием методик контроля УУД, образовательные события (проекты)


Проектная и исследовательская деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера

Условия эффективности системы оценивания

Комплексность, содержательность, позитивность, систематичность, определенность, критериальность, открытость, объективность, технологичность, диагностичность, психологическая безопасность - основные принципы современной оценочной деятельности педагога

Следуя данной системе, рассмотрим каждую группу результатов отдельно. (слайд 4)

Оценка предметных результатов

На слайде представлена цитата из Стандарта, в которой говорится о том, что понимается под предметными результатами. Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Задача оценки данных результатов:

  • определение достижения учащимися опорной системы знаний по учебным предметам;

  • определение готовности для обучения на следующем уровне образования;

  • определение возможностей индивидуального развития обучающихся.

(Слайд 5)

Предмет оценки:

  • сформированности действий обучающихся с предметным содержанием (предметных действий);

  • наличие системы опорных предметных знаний;

  • наличие системы знаний, дополняющих и расширяющих опорную систему знаний.

(слайд 6) Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, обучающиеся.

Формы проведения процедуры:

Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы: заместитель директора по УР в рамках внутришкольного контроля:

по изучению состояния преподавания предметов учебного плана в рамках промежуточной и итоговой аттестации (три работы: русский язык, математика, комплексные работы на межпредметной основе).

Персонифицированные мониторинговые исследования проводят:

1. Учитель в рамках: внутришкольного контроля административные контрольные работы; тематического контроля по предметам и текущей оценочной деятельности; по итогам триместров и итоговой аттестации.

2. Ученик через самооценку результатов текущей успеваемости, по итогам триместров, года, промежуточной и итоговой аттестации (оценочные листы; выполнение заданий базового или повышенного уровня).

Инструментарий:

в рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля:

  • Письменные контрольные работы по русскому языку, математике, включающие проверку сформированности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник научится») и повышенного уровня ( оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться»);

  • комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией.

Методы оценки: письменные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Осуществление обратной связи через:

1. Информированность:

педагогов, об эффективности педагогической деятельности (педсоветах, заседаниях ШМО, совещаниях посвященных анализу образовательного процесса);

обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио).

2. Обеспечение мотивации на обучение, ориентировать на успех, отмечать даже незначительное продвижение обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе.
Несмотря на то, что в 1 классе безотметочное оценивание, следует особо выделить оценку динамики образовательных достижений обучающихся (это является отличительной особенностью ФГОС второго поколения). С этой целью педагогами используются технологические карты (листы индивидуальных достижений) по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Технологическая карта предметных результатов, как правило, представлена в виде таблицы, где в вертикальных колонках внесены все учебные умения, которые ученик приобретает в результате изучения учебного предмета в школе. Все отслеживаемые результаты представлены на базовом уровне. Подобные листы достижений ведутся не только в 1, но и во 2, и в 3-ем классах. (Приложение 1) Листы достижений хранятся в портфолио обучающегося и заполняются на основе диагностических работ в конце каждого триместра.

Чтобы зафиксировать результаты и определить, на каком уровне усвоен материал обучающимся, в технологических картах используется цветовая гамма: ученик самостоятельно, правильно выполняет задания. Зеленый цвет

○- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам. Желтый цвет

○- ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки. Красный цвет.

зелёный - «превосходно»; жёлтый -«отлично», «хорошо» (право изменить); красный - над этим «нужно поработать» (возможность исправить).

Так появился «светофорчик», который стал основой для создания модели самооценки, так как именно самооценка играет особую роль в оценивании учебной деятельности школьников. При самооценке ребёнок даёт характеристику своих результатов, анализирует свои успехи и неудачи, ищет пути устранения недостатков. Еще одна из новых форм оценивания достижений обучающихся - это портфолио. Портфолио, благодаря своим особенностям, стал важным элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов начального образования, который демонстрирует усилия ученика, его прогресс и достижения в различных областях. Портфолио дополняет разнообразные виды оценивания, позволяет нейтрализовать психотравмирующее воздействие отметки, способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе. (слайд 7) Цели создания портфолио обучающегося начальной школы:

  • фиксация достижений ребенка;
  • формирование позитивного самоотношения;
  • помощь ребенку в анализе своего характера;
  • развитие способностей ученика;
  • помощь ребенку в самопознании;
  • повышение самооценки обучающегося.
Говоря об оценке предметных результатов, нужно отметить, что свою специфику имеет обучение физической культуре. И количественная оценка не отражает объективных результатов теоретической, физической и двигательной подготовки обучающихся. Поэтому у учителей физической культуры возникла необходимость создания системы оценки достижений по этим трем параметрам. Учителя физической культуры с 2013г. вступили в эксперимент, проводимый кафедрой физ.воспитания НИРО. Ими были разработаны тестовые материалы и критерии оценивания теоретических знаний обучающихся по различным разделам программы. В течении этого учебного года разрабатываются эталонные тексты по всем разделам программы, т.к. в учебнике, рассчитаном на 4 года, теоретический материал представлен очень сжато. Физическая подготовка оценивается по региональным нормативам. В начале и в конце года проводится тестирование, результаты заносятся в таблицы и делается вывод о динамике физического развития каждого обучающегося. А вот критерии оценки двигательных навыков не разработаны. Учителя составляли таблицы, в которых прописывал основные двигательные навыки: например, кувырок вперед, давал описание образцовому исполнению, соответствующему отметке «5», далее перечисляли возможные ошибки, в результате которых отметка снижается до 4 и 3 баллов, а также перечислялись пути их устранения. В этом году необходимо завершить данную работу, систематизировать накопленные материалы и предоставить отчет в НИРО.
Следующие виды результатов: личностные и метапредметные. (Слайд 8) Цитата из стандарта: что понимается под личностными результатами. Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества. Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Формироваться они начинают с первых дней пребывания ребенка в школе. Учитель уделяет большое внимание «подбору ключиков» к каждому своему ученику, к изучению его ЛИЧНОСТИ.
Под метапредметными результатами понимаются универсаль­ные способы деятельности - познавательные, коммуникативные - и способы регуляции своей деятельности, включающие планирова­ние, контроль и коррекцию. Применяются они как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жиз­ненных ситуациях.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться. (слайд 9) Предмет оценки: уровень сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, психолог, обучающиеся.
(слайд 10)

Механизм оценки личностных и метапредметных достижений обучающихся

МБОУ СОШ №17

Процедура оценивания

Кто оценивает

Сроки

Фиксация результатов

1

Тестирование

Психолог

1 класс - входное

2-3 класс - текущее

4 класс - итоговое

Справка психолога, индивидуальных картах обучающихся

2

Наблюдения

Кл. руководитель, психолог

В течение всего периода обучения

Электронная таблица, карта наблюдений

3

Анализ содержания портфолио

Кл. руководитель, обучающиеся

В конце уч.года

Аналитическая справка кл. руководителя

4

Диагностические задания

Классный руководитель

3-я четверть

Электронная таблица, карты оценки

5

Образовательное событие (проект)

Эксперты, ДО

4 класс, конец года

Электронная таблица результатов, справка

6

Комплексные работы

Администрация, ДО

Начало года, конец 1 полугодия, конец учебного года

Справки, таблицы результатов
В 1-ой и 2-ой четвертях учителем проводится наблюдение, которое предполагает сравнение поведенческих проявлений учащегося с описанием характеристик основных видов УУД, типичных для каждого уровня сформированности. Данные характеристики отражены в специальной карте наблюдения для оценки сформированности метапредметных и личностных УУД (Приложение 2). Результаты наблюдения в виде конкретных баллов заносятся сводную таблицу. (Приложение 3). В 3-ей четверти учителем реализуются диагностические задания для оценки познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, представленные в банке диагностических заданий. Для изучения личностных УУД в 3-ей четверти используется карта оценки сформированности личностных УУД (Приложение 4). Результаты выполнения диагностических заданий и карты оценки личностных УУД в виде конкретных баллов также заносятся в сводную таблицу. Нужно сказать, что такую процедуру оценки метапредметных и личностных УУД в этом учебном году представил ДО. Усилиями учителей и психологов города был систематизирован банк заданий по каждому УУД, разработаны критерии оценивания и электронная сводная таблица. До этого мы использовали разнообразные диагностические задания, но фиксировали их в отдельные таблицы. (Приложение 5). Диагностические данные на каждого обучающегося хранятся в папке учителя. Результаты диагностик используются учителями в ходе уроков по разным учебным предметам, во время внеурочной деятельности, на воспитательных мероприятиях, а также используются для коррекционной работы с обучающимися. Оценка метапредметных и личностных результатов осуществляется также на основе выполнения комплексной работы. Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем. Все комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика. Проводим такие работы 3 раза в год: в начале года (сентябрь), в конце первого полугодия (декабрь) и в конце учебного года (май). Комплексная диагностическая работа состоит из четырех интегрированных частей: по русскому языку и литературному чтению, по математике и окружающему миру и включает задания на выявление предметных, личностных и метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных) результатов. Сложность заключается в том, что сертифицированные комплексные работы по программе «Начальная школа 21 века», представленные в пособиях «Мои достижения», разработаны только для итогового контроля, а вот для стартовой диагностики и промежуточного контроля приходится разрабатывать работы самим. При этом необходимо прописать критерии оценивания каждого задания и создать таблицы результатов. В Приложении 6 вы можете увидеть вариант комплексной работы, которая проводилась в начале года во 2-х классах, там же представлены критерии оценивания и таблицы результатов. По итогам работы пишется справка, учителями разрабатываются ИОМ и ведется коррекционная работа.
Также для оценки сформированности различных УУД используется образовательное событие, которое проводится в 4 классе. Здесь для оценки учебных достижений учащихся используется карта экспертной оценки метапредметных и личностных УУД в ходе образовательного события. Ее результаты также вносятся в сводную таблицу. (Приложение 7.) Для достоверности выявления уровня сформированности УУД все виды диагностики приведены к единому способу оценки, где выделяются 5 уровней: 4 балла (высокий уровень), 3 балла (уровень выше среднего), 2 балла (средний уровень), 1 балл (уровень ниже среднего) и 0 баллов (низкий уровень). Наличие 5-балльной системы оценки позволяет более объективно определять актуальный уровень учащегося и отслеживать его динамику.



В работе по оценке метапредметных результатов педагогам помогает психолог. На каждого ученика заводится индивидуальная карта развития, где отслеживается динамика развития обучающегося. Результаты обследований доводятся до сведения учителей и родителей обучающихся. Также результаты обследований используются для проведения коррекционно-развивающих занятий. (слайд 11) Итоговая оценка выпускника начальной школы. В начальной школе в соответствии с законом «Об образовании в РФ» государственная итоговая аттестация учеников не предусматривается. На персонифицированную итоговую оценку выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится». Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе). При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями. (слайды 12-14) На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

Вывод-оценка

(о возможности продолжения образования на следующем уровне)

Показатели

Комплексная оценка

(данные «Портфеля достижений»)

Итоговые работы

(русский язык, математика и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально»

Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»

Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня
Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующий уровень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В случае, если полученные ребенком итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе выпускника на следующий уровень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного выпускника в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации. Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями. Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ - область компетенции педагогов и школы. Таким образом, итоговая оценка в начальной школе в полном соответствии с Законом «Об образовании в РФ» является внутренней оценкой школы. Итак, основные особенности системы оценки достижений младшего школьника на современном этапе по ФГОС:

  • Оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
  • Содержательная и критериальная основа - планируемые результаты;
  • Уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
  • Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
  • Накопительная система оценки индивидуальных достижений;
  • Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.)
  • Использование персонифицированной и неперсонифицированной информации.

Литература и Интернет-ресурсы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М - во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под редакцией Г.С. Коноваловой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
  4. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт - standart.edu.ru/
  6. Детский портал «Солнышко» - solnet.ee



© 2010-2022