- Преподавателю
- Начальные классы
- Педсовет по теме Оценка достижения планируемых результатов
Педсовет по теме Оценка достижения планируемых результатов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лещенко Г.Е. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Уважаемые коллеги, сегодня мы приглашаем вас к диалогу по теме: Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. (слайд 1). На наш взгляд эта тема актуальна в свете введения ФГОС, так как стандарт ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. 4-ый год мы работаем по новому стандарту на уровне начального образования и поэтому можем представить некоторый опыт по данной теме учителей начальных классов и учителей-предметников работающих в начальной школе. Я думаю, проанализировать данный опыт будет полезно всем, так как в следующем учебном году изменения в оценке достижений учащихся коснуться и учителей среднего звена. Итак, в ходе работы педсовета мы рассмотрим вопросы:
- Система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся.
- Портфолио ученика начальной школы как результат оценивания
- Особенности оценки результатов обучающихся по физической культуре.
- Формы оценивания образовательных результатов по английскому языку в свете ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна: (слайд 2) 1. Фиксировать цели оценочной деятельности: а) ориентировать на достижение результата
- духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
- освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
- результаты учебных проектов,
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
(слайд 3)
Система оценивания образовательных результатов МБОУ СОШ №17
Особенности системы оценивания
Объект оценивания
Предметные и метапредметные результаты
Личностные результаты
Форма
Персонифицированная количественная оценка
Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка
Средства фиксации результатов оценки
Листы достижений (таблицы образовательных результатов),
классные журналы (в бумажном и электронном виде),
аналитические справки,
оценочные листы в портфолио,
дневник учащихся, рабочий журнал учителя (папка)
Карты наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя, психолога) (в бумажном и электронном виде); характеристики обучающихся.
Способ оценивания
Тематические и итоговые контрольные работы, тестовый контроль, диагностические комплексные работы (стартовая, промежуточная
и итоговая), наблюдение, диагностические работы с использованием методик контроля УУД, образовательные события (проекты)
Проектная и исследовательская деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера
Условия эффективности системы оценивания
Комплексность, содержательность, позитивность, систематичность, определенность, критериальность, открытость, объективность, технологичность, диагностичность, психологическая безопасность - основные принципы современной оценочной деятельности педагога
Следуя данной системе, рассмотрим каждую группу результатов отдельно. (слайд 4)
Оценка предметных результатов
На слайде представлена цитата из Стандарта, в которой говорится о том, что понимается под предметными результатами. Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Задача оценки данных результатов:
-
определение достижения учащимися опорной системы знаний по учебным предметам;
-
определение готовности для обучения на следующем уровне образования;
-
определение возможностей индивидуального развития обучающихся.
(Слайд 5)
Предмет оценки:
-
сформированности действий обучающихся с предметным содержанием (предметных действий);
-
наличие системы опорных предметных знаний;
-
наличие системы знаний, дополняющих и расширяющих опорную систему знаний.
(слайд 6) Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, обучающиеся.
Формы проведения процедуры:
Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы: заместитель директора по УР в рамках внутришкольного контроля:
по изучению состояния преподавания предметов учебного плана в рамках промежуточной и итоговой аттестации (три работы: русский язык, математика, комплексные работы на межпредметной основе).
Персонифицированные мониторинговые исследования проводят:
1. Учитель в рамках: внутришкольного контроля административные контрольные работы; тематического контроля по предметам и текущей оценочной деятельности; по итогам триместров и итоговой аттестации.
2. Ученик через самооценку результатов текущей успеваемости, по итогам триместров, года, промежуточной и итоговой аттестации (оценочные листы; выполнение заданий базового или повышенного уровня).
Инструментарий:
в рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля:
-
Письменные контрольные работы по русскому языку, математике, включающие проверку сформированности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник научится») и повышенного уровня ( оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться»);
-
комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией.
Методы оценки: письменные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Осуществление обратной связи через:
1. Информированность:
педагогов, об эффективности педагогической деятельности (педсоветах, заседаниях ШМО, совещаниях посвященных анализу образовательного процесса);
обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио).
2. Обеспечение мотивации на обучение, ориентировать на успех, отмечать даже незначительное продвижение обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе.
Несмотря на то, что в 1 классе безотметочное оценивание, следует особо выделить оценку динамики образовательных достижений обучающихся (это является отличительной особенностью ФГОС второго поколения). С этой целью педагогами используются технологические карты (листы индивидуальных достижений) по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Технологическая карта предметных результатов, как правило, представлена в виде таблицы, где в вертикальных колонках внесены все учебные умения, которые ученик приобретает в результате изучения учебного предмета в школе. Все отслеживаемые результаты представлены на базовом уровне. Подобные листы достижений ведутся не только в 1, но и во 2, и в 3-ем классах. (Приложение 1) Листы достижений хранятся в портфолио обучающегося и заполняются на основе диагностических работ в конце каждого триместра.
Чтобы зафиксировать результаты и определить, на каком уровне усвоен материал обучающимся, в технологических картах используется цветовая гамма: ученик самостоятельно, правильно выполняет задания. Зеленый цвет
○- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам. Желтый цвет
○- ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки. Красный цвет.
зелёный - «превосходно»; жёлтый -«отлично», «хорошо» (право изменить); красный - над этим «нужно поработать» (возможность исправить).
Так появился «светофорчик», который стал основой для создания модели самооценки, так как именно самооценка играет особую роль в оценивании учебной деятельности школьников. При самооценке ребёнок даёт характеристику своих результатов, анализирует свои успехи и неудачи, ищет пути устранения недостатков. Еще одна из новых форм оценивания достижений обучающихся - это портфолио. Портфолио, благодаря своим особенностям, стал важным элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов начального образования, который демонстрирует усилия ученика, его прогресс и достижения в различных областях. Портфолио дополняет разнообразные виды оценивания, позволяет нейтрализовать психотравмирующее воздействие отметки, способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе. (слайд 7) Цели создания портфолио обучающегося начальной школы:
- фиксация достижений ребенка;
- формирование позитивного самоотношения;
- помощь ребенку в анализе своего характера;
- развитие способностей ученика;
- помощь ребенку в самопознании;
- повышение самооценки обучающегося.
Следующие виды результатов: личностные и метапредметные. (Слайд 8) Цитата из стандарта: что понимается под личностными результатами. Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества. Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Формироваться они начинают с первых дней пребывания ребенка в школе. Учитель уделяет большое внимание «подбору ключиков» к каждому своему ученику, к изучению его ЛИЧНОСТИ.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности - познавательные, коммуникативные - и способы регуляции своей деятельности, включающие планирование, контроль и коррекцию. Применяются они как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться. (слайд 9) Предмет оценки: уровень сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.
Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, психолог, обучающиеся.
(слайд 10)
Механизм оценки личностных и метапредметных достижений обучающихся
МБОУ СОШ №17
№
Процедура оценивания
Кто оценивает
Сроки
Фиксация результатов
1
Тестирование
Психолог
1 класс - входное
2-3 класс - текущее
4 класс - итоговое
Справка психолога, индивидуальных картах обучающихся
2
Наблюдения
Кл. руководитель, психолог
В течение всего периода обучения
Электронная таблица, карта наблюдений
3
Анализ содержания портфолио
Кл. руководитель, обучающиеся
В конце уч.года
Аналитическая справка кл. руководителя
4
Диагностические задания
Классный руководитель
3-я четверть
Электронная таблица, карты оценки
5
Образовательное событие (проект)
Эксперты, ДО
4 класс, конец года
Электронная таблица результатов, справка
6
Комплексные работы
Администрация, ДО
Начало года, конец 1 полугодия, конец учебного года
Справки, таблицы результатов
В 1-ой и 2-ой четвертях учителем проводится наблюдение, которое предполагает сравнение поведенческих проявлений учащегося с описанием характеристик основных видов УУД, типичных для каждого уровня сформированности. Данные характеристики отражены в специальной карте наблюдения для оценки сформированности метапредметных и личностных УУД (Приложение 2). Результаты наблюдения в виде конкретных баллов заносятся сводную таблицу. (Приложение 3). В 3-ей четверти учителем реализуются диагностические задания для оценки познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, представленные в банке диагностических заданий. Для изучения личностных УУД в 3-ей четверти используется карта оценки сформированности личностных УУД (Приложение 4). Результаты выполнения диагностических заданий и карты оценки личностных УУД в виде конкретных баллов также заносятся в сводную таблицу. Нужно сказать, что такую процедуру оценки метапредметных и личностных УУД в этом учебном году представил ДО. Усилиями учителей и психологов города был систематизирован банк заданий по каждому УУД, разработаны критерии оценивания и электронная сводная таблица. До этого мы использовали разнообразные диагностические задания, но фиксировали их в отдельные таблицы. (Приложение 5). Диагностические данные на каждого обучающегося хранятся в папке учителя. Результаты диагностик используются учителями в ходе уроков по разным учебным предметам, во время внеурочной деятельности, на воспитательных мероприятиях, а также используются для коррекционной работы с обучающимися. Оценка метапредметных и личностных результатов осуществляется также на основе выполнения комплексной работы. Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем. Все комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика. Проводим такие работы 3 раза в год: в начале года (сентябрь), в конце первого полугодия (декабрь) и в конце учебного года (май). Комплексная диагностическая работа состоит из четырех интегрированных частей: по русскому языку и литературному чтению, по математике и окружающему миру и включает задания на выявление предметных, личностных и метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных) результатов. Сложность заключается в том, что сертифицированные комплексные работы по программе «Начальная школа 21 века», представленные в пособиях «Мои достижения», разработаны только для итогового контроля, а вот для стартовой диагностики и промежуточного контроля приходится разрабатывать работы самим. При этом необходимо прописать критерии оценивания каждого задания и создать таблицы результатов. В Приложении 6 вы можете увидеть вариант комплексной работы, которая проводилась в начале года во 2-х классах, там же представлены критерии оценивания и таблицы результатов. По итогам работы пишется справка, учителями разрабатываются ИОМ и ведется коррекционная работа.
Также для оценки сформированности различных УУД используется образовательное событие, которое проводится в 4 классе. Здесь для оценки учебных достижений учащихся используется карта экспертной оценки метапредметных и личностных УУД в ходе образовательного события. Ее результаты также вносятся в сводную таблицу. (Приложение 7.) Для достоверности выявления уровня сформированности УУД все виды диагностики приведены к единому способу оценки, где выделяются 5 уровней: 4 балла (высокий уровень), 3 балла (уровень выше среднего), 2 балла (средний уровень), 1 балл (уровень ниже среднего) и 0 баллов (низкий уровень). Наличие 5-балльной системы оценки позволяет более объективно определять актуальный уровень учащегося и отслеживать его динамику.
В работе по оценке метапредметных результатов педагогам помогает психолог. На каждого ученика заводится индивидуальная карта развития, где отслеживается динамика развития обучающегося. Результаты обследований доводятся до сведения учителей и родителей обучающихся. Также результаты обследований используются для проведения коррекционно-развивающих занятий. (слайд 11) Итоговая оценка выпускника начальной школы. В начальной школе в соответствии с законом «Об образовании в РФ» государственная итоговая аттестация учеников не предусматривается. На персонифицированную итоговую оценку выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится». Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе). При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями. (слайды 12-14) На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.
Вывод-оценка
(о возможности продолжения образования на следующем уровне)
Показатели
Комплексная оценка
(данные «Портфеля достижений»)
Итоговые работы
(русский язык, математика и межпредметная работа)
1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями
Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)
Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня
2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач
Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально»
Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня
3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач
Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»
Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня
Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующий уровень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В случае, если полученные ребенком итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе выпускника на следующий уровень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного выпускника в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации. Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями. Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ - область компетенции педагогов и школы. Таким образом, итоговая оценка в начальной школе в полном соответствии с Законом «Об образовании в РФ» является внутренней оценкой школы. Итак, основные особенности системы оценки достижений младшего школьника на современном этапе по ФГОС:
- Оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
- Содержательная и критериальная основа - планируемые результаты;
- Уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
- Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
- Накопительная система оценки индивидуальных достижений;
- Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.)
- Использование персонифицированной и неперсонифицированной информации.
Литература и Интернет-ресурсы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М - во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под редакцией Г.С. Коноваловой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
- Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
- Федеральный Государственный образовательный стандарт - standart.edu.ru/
- Детский портал «Солнышко» - solnet.ee