Конспект урока по русскому языку на тему Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок русского языка

(3 класс) Характеристика темы: тема изучается в программе курса русского языка по учебнику А.К. Аксёновой, Э.В. Якубовской, учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2012 Данный урок является заключительным в теме: Парные звонкие и глухие согласные. Тема урока: «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова». Тип урока: Урок закрепление изученного материала. Цель: Закрепить умение проверять написание парных согласных на конце слова путём изменения формы слова. Задачи: Образовательные:

  1. Формировать умение формулировать тему урока.
  2. Закрепить знание парных звонких и глухих согласных.
  3. Формировать умение видеть орфограмму и подбирать проверочные слова путём изменения формы слова.
  4. Закрепить знание словарных слов.
Коррекционно-развивающие:
  1. Развивать познавательную активность учащихся через организацию игровой ситуации на уроке.
  2. Корригировать зрительное восприятие и внимание в процессе работы над заданиями «Что заметили?», «Буквы спорят», «Вставь букву».
  3. Корригировать мыслительные операции посредством заданий «Найди пару», «Найди лишнее», «Отгадай загадки», «Исправь ошибки».
  4. Развивать умение самоконтроля и взаимоконтроля при проверке самостоятельно выполненных заданий.
Воспитательные:
  1. Воспитывать любовь и интерес к предмету.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: Фронтальная, индивидуальная, парная работа. Оборудование: учебник «Русский язык для 3 класса», А.К. Аксёновой, Э.В. Якубовской , тетради, конверты с парными согласными для каждого ученика, набор карточек с парными согласными для работы у доски, карточки для индивидуальной и парной работы, презентация к уроку, снежинки/не менее 40 шт./.


Ход урока: 1. Организационный момент.

- Прозвенел для нас звонок,

начинаем мы урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться. Сядет тот, кто ответит - Сколько букв в алфавите? - Сколько гласных? - Какие бывают гласные? - Сколько согласных? - Какие бывают согласные? - А ещё какие? - Какие две буквы звуков не обозначают? 2. Сообщение темы и целей урока: - Скоро Новый год и дед Мороз украсил класс. Посмотрите, какими снежинками. Так и хочется их взять себе. Попробуем их поймать. Согласны? /почтальон приносит посылку/

- Это нам пришло, что тут? Ещё один сюрприз. Письмо, послушайте:

Дорогие ребята! К нам поступило сообщение о том, что в стране Орфография появились нарушители. Их приметы: 1) это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума; 2) имеют двойников, поэтому на письме в конце слов легко меняют внешность, а точнее - звучание; Тысячи учеников проливают слёзы, стараясь отыскать этих невидимок. Мы просим вас помочь нам отыскать и обезвредить этих нарушителей.

Начальник отдела по борьбе с нарушителями в стране Орфография.

- Ну как, берёмся за это дело?

- Я повторяю приметы нарушителей:

1) это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума; 2) имеют двойников, поэтому на письме в конце слов легко меняют свою внешность, а точнее - звучание.

Слайд

- Догадались, какие это звуки?

- Значит, тема нашего урока?

«Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».

Слайд


На уроке мы будем закреплять умение проверять парные согласные на конце слов, подбирая проверочные слова, для этого повторим правило и будем выполнять различные задания.

- Но сначала вспомним парные согласные Задание «Собери буквы в пары» /на партах конверты с буквами, две буквы лишние /р, л/. Самостоятельная работа (кто справится быстрее, составляет у доски) - Сколько пар? - Что лишнее? -Какие это звуки? - Назовите звонкие, глухие? - В чем отличие? 3. Основная часть урока

1) Работа в тетрадях Чтоб красиво написать, надо пальцы нам размять

Разминка для пальцев рук - В тетрадях подпишите 16 декабря.

Классная работа. Минутка чистописания. - Запишите в своих тетрадях буквы парами - Записываем б-п в-ф г-к з-с д-т ж-ш Самопроверка - Оцените свою работу, поставьте оценку. /ученики снимают снежинку с доски и кладут себе на парту/ Орфографическая минутка - Все пары согласных вспомнили, теперь будем их разыскивать.

Слайд Отгадайте загадки и запишите отгадку /письмо в тетрадях, 1 ученик у доски/

1. Как ты учишься, расскажет, все оценки вмиг покажет. (Дневник) 2. Он огромный, преогромный, Много в нем машин, людей, Много улиц, магазинов, Много разных площадей. ( Город)

3. С неба к нам он прилетел, Покружился, тихо сел, Замерзающую землю
в шубу белую одел. (Снег)

4. Комната, не комната! Ребят проворных много тут. Там пишут и читают, рисуют и играют. (Класс)

5. Он большой, Как мяч футбольный! Если спелый - все довольны! Так приятен он на вкус! Это что? (Арбуз)

6. Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (Карандаш)

-Найдите парные согласные и подчеркните. /ученики снимают снежинку с доски и кладут себе на парту/ - Что заметили? - Во всех ли словах есть парная согласная на конце? - В каких словах она вызывает сомнение? - Как проверить написание? - Словарные слова можно проверить по словарю, а какие нельзя? -Вспомним правило

Парные согласные

На письме опасные.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй. - Есть 3 способа, чтобы подобрать проверочное слово:

Слайд


1. Один - много. 2. Уменьшительно ласкательное название. 3. Не соглашайся, говори «нет».



2) «Буквы спорят». Фронтальная работа с сигнальными карточками. /на слайдах слова, учащиеся выбирают парную согласную и устно называют проверочное слово/

Слайд

Гри. б/п малы. ж/ш Су. б/п мор. ж/ш гра. д/т та . з/с зон. д/т матро. з/с индю. г/к шар. в/ф кру. г/к уда. в/ф



- Молодцы, справились все и правильно /ученики снимают снежинку/
3) «Проверь и вставь согласную» Работа в парах - У вас на партах карточка, вам необходимо вставить пропущенную букву и написать рядом проверочное слово.

Утю . - ……..

Голо . - ……..

Гла . - ……..

Бин . - ……….

Клю. - ………..

Сугро . - ……

Эта . - ………

Похо . - ……..

Жира . - ……..

Шала . - ……… Только не забудьте АЛГОРИТМ 1. Читаю слово…

  1. Слышу звук …
  2. Изменяю слово …
  3. Проверяю …
  4. Пишу …

Самопроверка

- Проверяйте, как вы написали.

Слайд


- Какая пара лучше справилась, идёт ловить снежинку. Физминутка:

Закружились, завертелись

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей

Лёгкие пушинки.

Вот утихла злая вьюга

Улеглись повсюду.

Заблистали словно жемчуг

Все дивятся чуду.

Засверкали, заискрились

Белые подружки

Заспешили на работу

Дети и старушки.

-Сели на место и посмотрите, какие красивые снежинки Анимационная разминка для глаз «Серебристые снежинки»

4) «Найди опасную согласную» Работа в парах.

- Попробуйте найти опасные согласные на конце слов в предложениях, только сначала их надо составить /на партах карточки со словами, составляя, получится рассказ/

- Появился в лесу новый хозяин. Стал свои порядки наводить. …..

/ дальше читают дети свои предложения/

Дуб серебристым инеем раскрасил. Берёзе белый наряд подарил. Ледяным посохом заморозил пруд. Тряхнул рукавом и на сугроб снег насыпал.

- Угадали, кто этот хозяин?

- Запишите предложение и подчеркните опасную согласую на конце.

- Молодцы, возьмите снежинку. 5) «Исправь ошибки» Самостоятельная работа - Дед Мороз волшебник, он может исполнять любые желания. Проверьте письмо одного мальчика. Найдите и исправьте ошибки. / на карточках текст/

Слайд


Дорогой дет Морос! Пишет тебе Глеп.

Подари мне на Новый гот коньки.
- Поменяйтесь с соседом и проверьте. Взаимопроверка. - Проверяйте, все ли ошибки нашли.

Слайд

Дорогой дед Мороз! Пишет тебе Глеб. Подари мне

на Новый год коньки.



- Молодцы ……, можете взять снежинку. - А теперь запишите текст, по желанию можете написать своё пожелание и от своего имени. Подчеркните опасные согласные. - Аккуратно и правильно написали …/ ученики снимают снежинку с доски/


5. Домашнее задание - Откройте стр. 48 , найдите упражнение 9. Читаем задание. - Вам нужно дописать предложения и озаглавить. - Кому не понятно задание? - Приготовились к концу урока. 6. Итог урока, рефлексия - Смогли ли вы отыскать и обезвредить нарушителей? - Что необходимо сделать, прежде чем записать слово с парной согласной на конце? - Повторим правило…. - Какое задание понравилось? - Что было трудно? - Если вам понравилось, как вы работали, поднимите вверх снежинку. 7. Оценивание работы учащихся.

- Кто поймал 5 снежинок, такая и оценка за урок.

- За хорошую работу в посылке есть сюрприз.


© 2010-2022