- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Правописание звонких и глухих согласных на конце слова
Конспект урока по русскому языку на тему Правописание звонких и глухих согласных на конце слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Губинская М.А. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка
(3 класс) Характеристика темы: тема изучается в программе курса русского языка по учебнику А.К. Аксёновой, Э.В. Якубовской, учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2012 Данный урок является заключительным в теме: Парные звонкие и глухие согласные. Тема урока: «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова». Тип урока: Урок закрепление изученного материала. Цель: Закрепить умение проверять написание парных согласных на конце слова путём изменения формы слова. Задачи: Образовательные:
- Формировать умение формулировать тему урока.
- Закрепить знание парных звонких и глухих согласных.
- Формировать умение видеть орфограмму и подбирать проверочные слова путём изменения формы слова.
- Закрепить знание словарных слов.
- Развивать познавательную активность учащихся через организацию игровой ситуации на уроке.
- Корригировать зрительное восприятие и внимание в процессе работы над заданиями «Что заметили?», «Буквы спорят», «Вставь букву».
- Корригировать мыслительные операции посредством заданий «Найди пару», «Найди лишнее», «Отгадай загадки», «Исправь ошибки».
- Развивать умение самоконтроля и взаимоконтроля при проверке самостоятельно выполненных заданий.
- Воспитывать любовь и интерес к предмету.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: Фронтальная, индивидуальная, парная работа. Оборудование: учебник «Русский язык для 3 класса», А.К. Аксёновой, Э.В. Якубовской , тетради, конверты с парными согласными для каждого ученика, набор карточек с парными согласными для работы у доски, карточки для индивидуальной и парной работы, презентация к уроку, снежинки/не менее 40 шт./.
Ход урока: 1. Организационный момент.
- Прозвенел для нас звонок,
начинаем мы урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться. Сядет тот, кто ответит - Сколько букв в алфавите? - Сколько гласных? - Какие бывают гласные? - Сколько согласных? - Какие бывают согласные? - А ещё какие? - Какие две буквы звуков не обозначают? 2. Сообщение темы и целей урока: - Скоро Новый год и дед Мороз украсил класс. Посмотрите, какими снежинками. Так и хочется их взять себе. Попробуем их поймать. Согласны? /почтальон приносит посылку/
- Это нам пришло, что тут? Ещё один сюрприз. Письмо, послушайте:
Дорогие ребята! К нам поступило сообщение о том, что в стране Орфография появились нарушители. Их приметы: 1) это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума; 2) имеют двойников, поэтому на письме в конце слов легко меняют внешность, а точнее - звучание; Тысячи учеников проливают слёзы, стараясь отыскать этих невидимок. Мы просим вас помочь нам отыскать и обезвредить этих нарушителей.
Начальник отдела по борьбе с нарушителями в стране Орфография.
- Ну как, берёмся за это дело?
- Я повторяю приметы нарушителей:
1) это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума; 2) имеют двойников, поэтому на письме в конце слов легко меняют свою внешность, а точнее - звучание.
Слайд
- Догадались, какие это звуки?
- Значит, тема нашего урока?
«Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».
Слайд
На уроке мы будем закреплять умение проверять парные согласные на конце слов, подбирая проверочные слова, для этого повторим правило и будем выполнять различные задания.
- Но сначала вспомним парные согласные Задание «Собери буквы в пары» /на партах конверты с буквами, две буквы лишние /р, л/. Самостоятельная работа (кто справится быстрее, составляет у доски) - Сколько пар? - Что лишнее? -Какие это звуки? - Назовите звонкие, глухие? - В чем отличие? 3. Основная часть урока
1) Работа в тетрадях Чтоб красиво написать, надо пальцы нам размять
Разминка для пальцев рук - В тетрадях подпишите 16 декабря.
Классная работа. Минутка чистописания. - Запишите в своих тетрадях буквы парами - Записываем б-п в-ф г-к з-с д-т ж-ш Самопроверка - Оцените свою работу, поставьте оценку. /ученики снимают снежинку с доски и кладут себе на парту/ Орфографическая минутка - Все пары согласных вспомнили, теперь будем их разыскивать.
Слайд Отгадайте загадки и запишите отгадку /письмо в тетрадях, 1 ученик у доски/
1. Как ты учишься, расскажет, все оценки вмиг покажет. (Дневник) 2. Он огромный, преогромный, Много в нем машин, людей, Много улиц, магазинов, Много разных площадей. ( Город)
3. С неба к нам он прилетел, Покружился, тихо сел, Замерзающую землю
в шубу белую одел. (Снег)
4. Комната, не комната! Ребят проворных много тут. Там пишут и читают, рисуют и играют. (Класс)
5. Он большой, Как мяч футбольный! Если спелый - все довольны! Так приятен он на вкус! Это что? (Арбуз)
6. Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (Карандаш)
-Найдите парные согласные и подчеркните. /ученики снимают снежинку с доски и кладут себе на парту/ - Что заметили? - Во всех ли словах есть парная согласная на конце? - В каких словах она вызывает сомнение? - Как проверить написание? - Словарные слова можно проверить по словарю, а какие нельзя? -Вспомним правило
Парные согласные
На письме опасные.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй. - Есть 3 способа, чтобы подобрать проверочное слово:
Слайд
1. Один - много. 2. Уменьшительно ласкательное название. 3. Не соглашайся, говори «нет».
2) «Буквы спорят». Фронтальная работа с сигнальными карточками. /на слайдах слова, учащиеся выбирают парную согласную и устно называют проверочное слово/
Слайд
Гри. б/п малы. ж/ш Су. б/п мор. ж/ш гра. д/т та . з/с зон. д/т матро. з/с индю. г/к шар. в/ф кру. г/к уда. в/ф
- Молодцы, справились все и правильно /ученики снимают снежинку/
3) «Проверь и вставь согласную» Работа в парах - У вас на партах карточка, вам необходимо вставить пропущенную букву и написать рядом проверочное слово.
Утю . - ……..
Голо . - ……..
Гла . - ……..
Бин . - ……….
Клю. - ………..
Сугро . - ……
Эта . - ………
Похо . - ……..
Жира . - ……..
Шала . - ……… Только не забудьте АЛГОРИТМ 1. Читаю слово…
- Слышу звук …
- Изменяю слово …
- Проверяю …
- Пишу …
Самопроверка
- Проверяйте, как вы написали.
Слайд
- Какая пара лучше справилась, идёт ловить снежинку. Физминутка:
Закружились, завертелись
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей
Лёгкие пушинки.
Вот утихла злая вьюга
Улеглись повсюду.
Заблистали словно жемчуг
Все дивятся чуду.
Засверкали, заискрились
Белые подружки
Заспешили на работу
Дети и старушки.
-Сели на место и посмотрите, какие красивые снежинки Анимационная разминка для глаз «Серебристые снежинки»
4) «Найди опасную согласную» Работа в парах.
- Попробуйте найти опасные согласные на конце слов в предложениях, только сначала их надо составить /на партах карточки со словами, составляя, получится рассказ/
- Появился в лесу новый хозяин. Стал свои порядки наводить. …..
/ дальше читают дети свои предложения/
Дуб серебристым инеем раскрасил. Берёзе белый наряд подарил. Ледяным посохом заморозил пруд. Тряхнул рукавом и на сугроб снег насыпал.
- Угадали, кто этот хозяин?
- Запишите предложение и подчеркните опасную согласую на конце.
- Молодцы, возьмите снежинку. 5) «Исправь ошибки» Самостоятельная работа - Дед Мороз волшебник, он может исполнять любые желания. Проверьте письмо одного мальчика. Найдите и исправьте ошибки. / на карточках текст/
Слайд
Дорогой дет Морос! Пишет тебе Глеп.
Подари мне на Новый гот коньки.
- Поменяйтесь с соседом и проверьте. Взаимопроверка. - Проверяйте, все ли ошибки нашли.
Слайд
Дорогой дед Мороз! Пишет тебе Глеб. Подари мне
на Новый год коньки.
- Молодцы ……, можете взять снежинку. - А теперь запишите текст, по желанию можете написать своё пожелание и от своего имени. Подчеркните опасные согласные. - Аккуратно и правильно написали …/ ученики снимают снежинку с доски/
5. Домашнее задание - Откройте стр. 48 , найдите упражнение 9. Читаем задание. - Вам нужно дописать предложения и озаглавить. - Кому не понятно задание? - Приготовились к концу урока. 6. Итог урока, рефлексия - Смогли ли вы отыскать и обезвредить нарушителей? - Что необходимо сделать, прежде чем записать слово с парной согласной на конце? - Повторим правило…. - Какое задание понравилось? - Что было трудно? - Если вам понравилось, как вы работали, поднимите вверх снежинку. 7. Оценивание работы учащихся.
- Кто поймал 5 снежинок, такая и оценка за урок.
- За хорошую работу в посылке есть сюрприз.