• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока-проекта по технологии на тему: «Изготовление изделия: композиция «Аквариум». Рыбки - в технике оригами. Волшебные превращения бумаги». 2 класс Школа России

Конспект урока-проекта по технологии на тему: «Изготовление изделия: композиция «Аквариум». Рыбки - в технике оригами. Волшебные превращения бумаги». 2 класс Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 класс. Урок-проект по технологии.

Тема: « Изготовление изделия: композиция «Аквариум». Рыбки - в технике оригами. Волшебные превращения бумаги».

Цель: способствовать формированию навыков экологически грамотного поведения в быту; расширению знаний детей о свойствах бумаги, о том, что бумага может менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания и пр.).

Задачи:

  • расширение представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни и экономном расходовании;

  • отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;

    • создание условий для формирования УУД:

регулятивных

  • формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

  • формирование умения планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

  • формирование умения следовать при выполнении работы инструкциям; руководствоваться правилами при выполнении работы;

  • формирование умения осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

познавательных

  • формирование умения понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;

коммуникативных

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

личностных

  • формирование положительного отношения и интереса к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда.

Тип урока: урок-проект.

Тип проекта: краткосрочный, конструкторско-технологический

Оборудование:

учителя: нарисованный аквариум на ватмане (без рыбок),

обучающихся - у всех: бумага для исследования (картон, лист цветной бумаги, салфеточная бумага ), набор цветной бумаги, фломастеры, линейка, карандаш, ножницы, фартук, нарукавники, влажные салфетки.

обучающихся - по группам:

1 группа- Информаторы - информация о производстве современной бумаги.

2 группа - Историки - информация о происхождении бумаги, о распространении бумаги по всему миру.

3 группа - Исследователи - результаты исследований: состава и свойств бумаги.

4 группа - Практики- результаты изготовливая бумагу в домашних условиях.

5 группа - Экологи- информация о бережном отношении к природе.

Ход урока

I. Орг. момент

- Проверьте, все ли готово к уроку.

Подготовка рабочего места.

II. Определение темы урока. Постановка цели и задач проекта.

Учитель:

- Отгадайте загадку и определите тему урока: ( На слайде презентации):

Блещет в банке чистой
Спинкой золотистой.

(Аквариумная рыбка).

- Чтобы определить из какого материала будем изготавливать аквариумных рыбок Вам нужно отгадать ещё одну загадку: ( На слайде презентации):

На чем мы пишем что-нибудь,

На чем мы любим рисовать,

Что можно скомкать и согнуть

И даже трубочкой свернуть?

А ну, попробуй угадать!

(Бумага).

Учитель:

- Верно. Сегодня мы будем изготавливать аквариумных рыбок из бумаги в технике оригами.

- Изготовление изделий в этой технике Вам уже знакомо.

- Ребята, но урок сегодня необычный - урок-проект.

- Работать на уроке я вам предлагаю по группам. (Дети рассажены по группам заранее перед уроком):

1 группа- Информаторы

2 группа - Историки

3 группа - Исследователи

4 группа - Практики

5 группа - Экологи

- Т.к. нам предстоит работа в гуппах, предлагаю вспомнить, правила работы в группе: ( На слайде презентации):

  1. Внимательно слушай и понимай других.

  2. Умей договариваться и уступать.

  3. Разумно распределяй обязанности.

  4. Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим.

- Актуальность проекта: ( На слайде презентации):

Бумага - самый распространённый материал в мире.

- Цель нашего проекта( На слайде презентации):

Исследовать и изучить бумагу, её виды и свойства, чтобы выбрать бумагу, которую лучше использовать для изготовления аквариумных рыбок в технике оригами.

- Задачи( На слайде презентации):

1) узнать об истории появления бумаги;

2) выявить разнообразные качества и свойства бумаги - коллекция бумаги; 3) изучить технику производства и изготовления бумаги и изготовить бумагу в домашних условиях;

4) изготовить изделие: «Аквариум с рыбками в технике оригами».

- Гипотеза ( На слайде презентации):

Если знать, из чего делают бумагу, то можно изготовить нужную бумагу в домашних условиях.

- Методы исследования: ( На слайде презентации):

  • Изучение литературы и ресурсов «Интернет».

  • Проведение опытов с бумагой.

  • Применение бумаги - создание коллекции бумаги.

  • Результаты индивидуальной практической работы по изготовлению бумаги в домашних условиях.

III. Работа над проектом.

1. Значение слова «бумага».

- Т.к. основным материалом в изготовлении композиции: Аквариум - является бумага, я предлагаю обратиться к нашим информаторам, чтобы они разъяснили значение слова: «БУМАГА».

1 группа- Информаторы - Значение слова «бумага».

1 ученик: Чтобы узнать о бумаге больше, мы заглянули в словарь.

2 ученик: Из словаря мы узнали, что: ( На слайде презентации):

1 ученик: Бума́га (предположительно произошло от итальянского, что в переводе означает - «хлопок»).

Это материал в виде листов для письма, рисования, упаковки и т. п., получаемый из целлюлозы: из растений, а также из вторсырья (тряпья и макулатуры).

2. Появление и распространение бумаги.

Учитель:

- Откуда пришла бумага, и как она распространилась по миру, нам расскажут историки.

2 группа - Историки- Появление и распространение бумаги. ( На слайдах презентации): 1 ученик: Бумага была не всегда. Что люди использовали до того, как появилась бумага? В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Сначала использовали камень, глину, кору деревьев. На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые воском. Их сменил папирус, которого иногда называют «дедушкой бумаги». (Папирус - это растение с жёстким полым стеблем, который разрезали и распрямляли - получались тонкие листы, на которых можно было писать). 2 ученик: В странах с жарким климатом часто использовали высушенные пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста - слой коры березы. Затем появился пергамент. Его производили из кожи молодых животных (баранов, коров, свиней, козлов). Пергамент являлся очень дорогим материалом. На создание одной книги уходили шкуры 200-250 животных. Пергамент использовали до появления бумаги.

3 ученик: По моей одежде Вы, наверное, догадались, кто в мире первыми начали производить бумагу? (Ответы детей).

- Верно. Первыми начали производить бумагу китайцы. Считается, что бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из внутренней части коры тутового дерева. Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпки в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы. Когда вода стекала, листы сушили. Позднее китайцы стали добавлять в нее крахмал. Сначала бумагу делали из тряпок, потом решили попробовать древесину.

Сейчас бумагу делают машины.

4 ученик: По миру бумага распространялась следующим путём: ( На слайдах презентации по шкае времени):

  • 105 г. - изобретение бумаги из хлопка Цай Лунем в Китае.

  • 600 г. - проникновение бумаги в Корею.

  • 625 г. - проникновение бумаги в Японию.

  • 751 г. - проникновение бумаги на Запад.

  • 1816 г. - первые бумагоделательные машины в России (Петергофская бумажная фабрика)

  • 1827 г. - бумагоделательные машины в США.

  • 1857 г. - технология получения бумаги из древесины.


3. Изготовление современной бумаги.


Учитель:

- О том, как изготавливают современную бумагу, нам расскажут информаторы.

1 группа- Информаторы - Изготовление современной бумаги. ( На слайдах презентации):

1 ученик: Производство современной бумаги складывается из нескольких процессов.

Первый процесс - это: Приготовление бумажной массы (размол и смешение компонентов, проклейка, наполнение и окраска бумажной массы).

2 ученик: Второй процесс - это: Выработка бумажной массы на бумагоделательной машине (разбавление водой и очистка массы от загрязнений, отлив, прессование и сушка).

3 ученик: Третий и четвёртый процессы - это: Окончательная отделка (каландирование, резка). Сортировка и упаковка.

4. Виды бумаги.

Учитель:

- Какая же бумага бывает. Слово практикам.

4 группа - Практики.- Виды бумаги.

Ученик: Изучая виды бумаги, мы составили свою коллекцию бумаги. И предлагаем рассмотреть её вместе с нами. Итак, бумага бывает:

(Перечисляет, демонстрируя составленную коллекцию бумаги).

  • Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради).

  • Отделочный материал (обои).

  • Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки).

  • Чистящий материал (туалетная бумага, салфетки).

  • Фильтровальная.

  • Электротехническая (телефонная, кабельная и др.).

  • Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, индикаторная бумага, наждачная бумага).

  • Производство денег.

5. Состав и свойства бумаги.

3 группа - Исследователи- Состав и свойства бумаги. ( На слайдах презентации):

Учитель:

- Определить состав бумаги и её свойства нам помогут исследователи.

1 ученик: В состав бумаги входят следующие материалы:

  • Древесная масса или целлюлоза .

Целлюлоза - это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях.

  • Макулатура.

  • Тряпичная ветошь.

2 ученик: В результате наших исследований и опытов мы выяснили, что:

1. Бумага не растворяется в воде, но легко намокает и при намокании многократно теряет прочность.

3 ученик: 2. После намокания и последующеговысушивания бумажный лист также теряет форму, неравномерно уменьшаясь в размере в месте намокания (коробится).

4 ученик: 3. Бумага хорошо горит, воспламеняется при температуре около 300 градусов по Цельсию.

5 ученик: На бумагу можно наносить изображения (рисовать, писать).

6 ученик: Бумага легко сминается, сгибается. Из неё можно делать различные фигуры и поделки.

1 ученик: Бумага может планировать в воздухе.

6. Бережное отношение к природе.

Учитель:

- Слово предоставляется нашим экологам.

5 группа - Экологи- Бережное отношение к природе. ( На слайдах презентации):

1 ученик: В настоящее время бумагу изготавливают в основном из древесины. Древесина - это наши леса.

2 ученик: Чтобы сберечь лес, можно изготавливать новую бумагу из макулатуры или вторсырья, т.к. ¼ (одна четвёртая) всего мусора на планете - это бумага.





7. Изготовление бумаги в домашних условиях.

Учитель:

- Производство бумаги очень сложный процесс, состоящий из многих этапов. Повторить его полностью в домашних условиях невозможно, но сделать кое-что можно.

- Сейчас слово предоставляется практикам, которые пытались изготовить бумагу в домашних условиях и подтвердят или опровергнут нашу гипотезу.

4 группа - Практики- Изготовление бумаги в домашних условиях. ( На слайдах презентации):

1 ученик: Рукотворная бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: толще, менее гладкая, хрупкая. Но она абсолютно эксклюзивна, двух одинаковых листов не получится, быть может поэтому изготовление бумаги превращается из ремесла в искусство.

2 ученик: Я изучил несколько способов получения бумаги в домашних условиях и научился изготавливать бумагу самостоятельно, используя вторичное сырье - газеты, специальную рамку формата А4 , миксер, чернила.

1. Сначала разрываем бумагу на мелкие кусочки и заливаем водой, взбиваем миксером.

2. Далее в полученную массу добавляем крахмал и краситель.

3. Затем помещаем полученную массу на рамку с сеткой, удаляем лишнюю влагу и оставляем высыхать. Вот что получилось. (Показать полученные листы).

8. ВЫВОДЫ.

- Какие же выводы можно сделать в результате наших исследований бумаги, её свойств и особенностей.

(Ответы детей по группам):

1 ученик: 2 группа - Историки - Изучив литературу, мы узнали очень много интересного о происхождении бумаги и о том, как бумага распространялась по всему миру.

2 ученик: 1 группа- Информаторы - Мы узнали,что производство современной бумаги складывается из нескольких процессов. И сейчас бумагу изготавливают машины. Современная бумага очень разнообразна и используется в разных сферах деятельности человека и применения.

3 ученик: 4 группа - Практики- Изготавливая бумагу в домашних условиях, можем сделать вывод, что если знать, из чего делают бумагу, то можно изготовить нужную бумагу в домашних условиях, но рукотворная бумага не похожа на бумагу машинной выделки: она толще, менее гладкая, хрупкая.

4 ученик: 5 группа - Экологи- Мы призываем использовать макулатуру для изготовления новой бумаги, чтобы сберечь лёгкие нашей планеты - лес!

5 ученик: 3 группа - Исследователи - Изучив состав и свойства бумаги, предлагаем использовать для изготовления рыбок в технике оригами лист цветной бумаги, т.к. он более мягкий гибкий и эластичный, очень хорошо поддаётся сгибанию.

9. ФИЗМИНУТКА.

10. Изготовление рыбок для аквариама в технике оригами.

1) Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.

2) Составление плпна работы.

3) Самостоятельное выполнение изделия под руководством учителя по схеме последовательности выполнения изделия (по слайдам презентации).

4) Составление композиции «Аквариум».

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Какое изделие мы изготовили сегодня на уроке?

- Если урок вам понравился, вы считаете его полезным и интересным, у вас всё получилось - поднимите фломастер зеленого цвета.

- Если вы затруднялись на уроке, у вас не сразу всё получилось - поднимите фломастер жёлтого цвета.

- Если работа вам не понравилась, вы считаете ее не интересной - поднимите фломастер красного цвета.

V. Оценивание учителем.

VI. Домашнее задание.

© 2010-2022