Статья: Развитие мыслительных процессов у детей с ОВИ через использование игровых технологий на уроках

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Центр новых образовательных технологий ТГПУ

Всероссийский фестиваль педагогических и методических идей

педагогов коррекционных школ «Педагогическое мастерство и новаторство»


Щеголева Елена Ивановна, Томская область, Асиновский район, г.Асино,

МКСКОУ-С(К)ОШ №10 г.Асино, учитель начальных классов,

[email protected]

телефон: 8 962-787-28-59



Полное название образовательного учреждения: Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья -специальная (коррекционная) общеобразовательная VIII вида школа №10 города Асино Томской области


Среда, в которой выполнена разработка: Microsoft Office Word 2007


Полное название разработки: «Развитие мыслительных операций у детей с ОВИ через использование игровых технологий на уроках»


Область применения разработки: использование в работе с младшими школьниками, как коррекционных, так и массовых образовательных учреждений.


Номинация фестиваля: обобщение личного опыта.





















Учитель и ученик растут вместе.

Игровые технологии на уроках успешно позволяют расти как ученикам, так и учителю. Конфуций. nsportal.ru/user/60790



Статья: «Развитие мыслительных операций у детей с ОВИ через использование игровых технологий на уроках »


Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать такие методы, приёмы, формы и технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности ребёнка. Ребенок с ограниченными возможностями интеллекта, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения «особых» детей в социум. Воспитание и обучение детей требует большого педагогического мастерства, особых методов, приёмов, технологий. У них крайне слабо развиты психические функции: память, внимание, восприятие, а особенно мышление, оно у наших детей на очень низком уровне, что ведёт к плохому усвоению учебной программы.


Главная задача педагога:

  • облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного процесса;

  • создать для каждого ребёнка на своём уровне обучения ситуацию успеха;

  • сделать процесс обучения занимательным, увлекательным и разносторонним.


Девизом моей педагогической деятельности стало: «Учение без принуждения». Я считаю, только игра способна плавно, без принуждения включить ребёнка в мир познания. Ни для кого не секрет, что дети учатся играя. Использование игр для меня стала палочкой-выручалочкой в учебно-воспитательном процессе. Только игра может поднять интерес к учёбе. И тем самым повысить эффективность обучения.


Игра помогает активизировать деятельность ребенка; развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.


Игра делает процесс обучения - развивающим, занимательным для ребенка. Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеурочное время, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, и систематизируют полученные знания.

Игровые технологии обучения являются наиболее эффективными в плане развития познавательных интересов у учащихся и позволяют успешно решать следующие педагогические задачи:


  • развитие интереса к учёбе;

  • обеспечение психологического комфорта процесса обучения;

  • развитие творческих способностей;

  • облегчение процесса усвоения учебного материала.


В учебном и воспитательном процессе велика роль педагогических технологий:


  • активизирует учеников;

  • повышает познавательный интерес;

  • вызывает эмоциональный подъём;

  • способствует развитию творчества;

  • максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

  • позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала и подготовленности учащихся.


Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Практика показывает, что уроки с использованием игровой деятельности, неожиданных моментов, ситуаций, делают увлекательным, развивающим, учебный процесс для наших детей.


Психологи доказали:

  • в игре интенсивно развивается психика;

  • в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие, воображение;

  • в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание;

  • в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.


" Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок". В.А.Сухомлинский.


Урок, проведённый с помощью игрового приёма, бесспорно, воспринимается лучше, заставляет ребёнка самопроизвольно запомнить учебный материал. Какой бы сложной и скучной не была тема урока, она станет интересна школьнику, если в учебный материал введён сказочный персонаж, это могут быть сказочные герои: Незнайка, колобок, Буратино, Маша и медведь и. д.

Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеурочное время, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, и систематизируют полученные знания.

Игры, игровые приёмы, занимательные задания, головоломки, шарады, ребусы можно использовать в начале, в середине, и в конце урока. А можно и при закреплении пройденного материала, при изучении нового материала, при составлении тестов, олимпиад. Они оживляют урок, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность, дети сознательно усваивают учебный материал.


Начало урока начинаю с психологического настроя:

это могут быть:

- игровые стихи;

-кричалки;

-чистоговорки;

скороговорки;

- рифмованное начало урока;

- элементы театрализации;

- загадки; шарады, ребусы;

- эпиграф к уроку;

- пословицы, поговорки, относящейся к теме урока;

- создание проблемной ситуации.

В работе над словарными словами использую приём «Утонули буквы», данный приём работы развивает у детей сосредоточенность, внимание, логическое мышление, развивает фонематический слух.

Статья: Развитие мыслительных процессов у детей с ОВИ через использование игровых технологий на уроках

« Какие буквы спрятались»

Для изучения нового материала я включаю элементы сказкотерапии: сказочные задачи, рассказывание сказки, сочинение сказки, рисование сказки, театрализация, что способствует повышению познавательной активности, создают положительный фон урока, необходимый для эмоционального состояния здоровья детей.


Статья: Развитие мыслительных процессов у детей с ОВИ через использование игровых технологий на уроках

Сказка «Репка» на новый лад.


Для коррекции психических процессов использую следующие игры направленные:

  • на коррекцию внимания: «Собери картинку», «Следопыты», «Лучший стрелок»;

Статья: Развитие мыслительных процессов у детей с ОВИ через использование игровых технологий на урокахСтатья: Развитие мыслительных процессов у детей с ОВИ через использование игровых технологий на урокахСтатья: Развитие мыслительных процессов у детей с ОВИ через использование игровых технологий на уроках

«Следопыты» «Лучший стрелок» «Собери картинку


  • на развитие памяти: «Продолжи узор», «SМS- сообщение», «Два в одном»;

Статья: Развитие мыслительных процессов у детей с ОВИ через использование игровых технологий на уроках

««SМS- сообщение»


  • на развитие логического мышления: «Зашифрованное слово», «Попади в цель», «Лучший минёр».

Статья: Развитие мыслительных процессов у детей с ОВИ через использование игровых технологий на урокахСтатья: Развитие мыслительных процессов у детей с ОВИ через использование игровых технологий на уроках

«Зашифрованное слово» «Попади в цель»


  • на коррекцию эмоциональной сферы: «Путешествие по сказкам», «Небылицы», «Игры -Загадки».

Статья: Развитие мыслительных процессов у детей с ОВИ через использование игровых технологий на уроках

«Путешествие в мир сказки»,

Данные игры поощряют интерес к чтению, письму, математике, к мыслительной деятельности, играя, у детей развивается воображение, зрительная память, логическое мышление, восприятие, дети учатся в непринуждённой обстановке общению друг с другом в которой проявляется взаимопомощь и дружеская поддержка.

После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения. Я стараюсь как можно чаще дарить детям такую радость.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. В.А.Сухомлинский nsportal.ru/user/60790











































Литература:

  1. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. /

  2. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника.-М., 2010г.

  3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. М.: 1997.

  4. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.6. МПУРОС. 1996-269с.




























































© 2010-2022