Статья «Толерантность педагога как одна из профессиональных компетенций»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОДНА ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕНЕНЦИЙ

Харитонова Е.В.

МАОУ Первомайская СОШ №2 , г. Первомайска, Нижегородской области



Сеятели разумного, доброго, вечного - говорят об учителях. От них - всё лучшее в человеке. По словам А.В.Луначарского, педагог должен быть самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил. В этом высокое дело педагога, и неоспоримо, что никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку. Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал. Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека, и несет все большую и непосредственную ответственность за результаты обучения и воспитания. Современный человек - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить отношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Прогрессивное педагогическое сообщество признает толерантность ведущим принципом гуманистической педагогики. Школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьной жизни у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению. Большая ответственность в этом ложится на плечи педагога. Только тот педагог может воспитывать толерантность у детей, если он сам обладает толерантными качествами, проявляет и реализует толерантность в профессиональной деятельности. Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и просить их несовершенства. Нетерпимый педагог не сможет воспитывать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих воспитанниках. Уравновешенность, эмоциональная стабильность, умение выходить из психологических стрессов и конфликтных ситуаций самому и помогать в этом другим - это важнейшие качества, определяющие педагога с высоким уровнем толерантности. Толерантность педагога заключается в умении вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления. Педагог должен не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать её, уметь ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие горе или радость, любовь или ненависть, то есть быть отзывчивым, чутким к людям. Толерантный педагог обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, использует дифференцированный подход не только в обучении, но и воспитании, учитывая индивидуальные качества и способности детей. Постоянная работа над самим собой, признание собственных ошибок, постановка и реализация поставленных целей и задач, нетрадиционные пути решения проблем, профессиональный рост - качества толерантного педагога. Культура общения учителя с детьми, независимо от возраста, должна основываться на уважении к ученику, как личности. Не допустимо общение на повышенных тонах. Умение слушать и быть услышанным поможет решить многие проблемные ситуации. В общении педагог, обладающий спокойствием, выдержкой, создает эмоционально-позитивную атмосферу в классе, психологически комфортные условия для самореализации в познавательной деятельности, стимулирует интерес к предмету и успешное усвоение знаний. Владение качествами толерантной культуры позволяют учителю демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности и обеспечивать качественное образование детей. Ведущим компонентом толерантности педагога является доброта. Ребёнок идёт в школу, к учителю с безграничной доверчивостью, с радостью. Беда, если учителю недоступны чувства ответственности за радость, за веру ребёнка в себя. Огонёк радости, доверия, старания легко потушить резким словом, равнодушным жестом. Дети прекрасно чувствуют добродушие взрослых. И часто так бывает, что озлобленный ученик постепенно становится добрым, если он попадает в атмосферу добра, любви, взаимопонимания и уважения. Уважение и принятие обычаев, религий и культур учеников другой веры и национальности, является самым важным качеством толерантности педагога. Практически нет классов, где бы не было детей другой веры и национальности. Педагог должен помнить, что только терпимое восприятие представителей разных народов, толерантное отношение к другой религии, иной культуре - гарантия выживания человечества в 21 веке. Особенно большую роль в этом серьёзнейшем вопросе несут учителя младших классов. Организация обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе: наполнение ненасильственным отношением взаимодействий между людьми, отношением к природе, различных видов деятельности, уважение прав человека, обучение бесконфликтному взаимодействию, общению, сотрудничеству, создания альтернатив для осуществления детьми свободного выбора, активное взаимодействие по проблемам воспитания и обучения в духе толерантности родителей, создание позитивной атмосферы в школе, изучение положительных моментов из многообразия жизненных явлений, особенностей людей и др. Создание толерантной среды в школе предлагает взаимную ответственность участников воспитательного процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип отражается в ряде правил организации практической деятельности: необходимо реально уважать мнение детей и их родителей, а не играть в уважение к ним. Толерантный педагог воспитывает толерантных учеников. Толерантный учитель, педагог- это оптимист, любящий жизнь, добродушен, жизнерадостен, самостоятелен и реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, постоянно ставит перед собой творческие цели, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе, обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться над собой. Он осваивает уважение к чужому мнению, использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов; учит мыслить критически и умеет ценить позиции других; ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни; содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности. Ученики, воспитанники толерантных педагогов отличаются от учеников и воспитанников интолерантных педагогов. Они любознательны,жизнерадостны, активны, самостоятельны, общительны, доверчивы,внимательны, добродушны и отзывчивы. Дети - это будущее нашей страны. Каким оно будет - зависит от тех, кто растит, учит и воспитывает их. В руках учителя наше будущее. Он воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Список использованной литературы:

1. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности:Учебно-методическое пособие .М;Академический проект, 2004.-240с.

2.Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа/ Толерантность в общественном сознании России. М.: 1998.

3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности.- М.: Академический Проект, 2004. - 176с.

© 2010-2022