Урок русского языка во 2 классе ««Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе ««Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ключевская средняя общеобразовательная школа № 2»

Ключевского района Алтайского края





«Что такое корень слова?

Что такое однокоренные слова?»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе







Автор: Ткаченко Евгения Викторовна,

учитель начальных классов




Ключи 2013 Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Предмет: русский язык Класс: 2 Цель урока: создать условия для выявления особенностей однокоренных слов, нахождения и образования однокоренных слов, применения их в речи. Планируемые результаты: предметные: формирование понятия корень слова; формирование умения находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова. метапредметные:

  • Познавательные УУД:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и продукта, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • Коммуникативные УУД:
взаимодействие с учителем, друг с другом слушание и понимание других, умение высказывать и аргументировать свое мнение, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, принятие решения и его реализация. личностные: самоопределение, мотивация учения обеспечивающая личностный моральный выбор. Тип урока: урок открытия новых знаний Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная. Оборудование: учебник «Русский язык», автор В.П.Канакина, II часть, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Методический комментарий

1

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

-Громко прозвенел звонок Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

Подготовка к работе.

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных УУД

2

Актуализация опорных знаний. Словарно-орфографическая работа.

Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Выявляет уровень знаний.

-Отгадайте загадку:

«Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает».

-Какие деревья вы знаете?

-Выберите из них слова с безударной гласной в корне.

-Какие это гласные?

-Что мы делаем с ними?

-Давайте запишем эти слова.

Дд дд дерево берёза осина

-Объясните, как вы понимаете смысл пословицы

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Пропишите.

Выполняют задания учителя.

Дерево

Берёза, осина, тополь, клён, рябина.

Берёза, осина, рябина.

Непроверяемые.

Запоминаем.

Прописывают

Прописывают

Формирование познавательных, коммуникативных УУД

3

Постановка учебной задачи.

Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

Работа на интерактивной доске.

-Распределите слова на 2 группы:

Зимний, рябина, зимушка, зима, рябинка, рябиновый

-На какие группы вы распределили эти слова?


-Как называют такие слова?

-Почему распределили именно на такие группы слова?

-Правильно.

-Выделите общую часть. Как мы это делаем?

- А что вы хотите узнать об этой общей части родственных слов?


Слова с общей частью слова рябин-, и слова с общей частью слова зим-.

Родственные

Выполняются 2 условия для родственных слов:

  1. близки по смыслу

  2. имеют общую часть

Выделяют знаком

Как называется?

Есть ли условный знак для обозначения?

Как найти общую часть?

Как записывается общая часть?

Формирование регулятивных, общеучебных УУД

4

Составление плана для достижения учебной задачи.

Цель: Поиск

оптимального решения учебной задачи.

Хорошо, с вашей помощью составили следующий план работы (фиксируется на интерактивной доске).
-Предположите, возможное название общей части родственных слов.
- А где можно узнать точное название?

-Откройте учебник на стр.61 и прочитайте, как называется общая часть родственных слов.


-А где узнать значение слова, если сами не можем его объяснить?

Какое обозначение существует для корня слова?

-Какое другое название имеют родственные слова?

-На какие вопросы нашего плана мы уже ответили?

-Кто скажет, чему будем учиться сегодня на уроке?

Правильно. Тема нашего урока «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» (Выводится на экран)

Одинаковая. Основа. Стержень.

В учебнике.

Читают правило в учебнике и говорят, что общая часть родственных слов называется корнем. Корень - самая главная часть слова. В нём заключено общее лексическое значение слова. Без корня слов не бывает.

Узнать можно по толковому словарю.

Корень выделяется дугой.

Родственные слова называются - однокоренными.

Мы узнали: Как называется? Есть ли условный знак для обозначения?

Узнали, что родственные слова называются однокоренными.

Формулируют тему, цели урока.

Будем учиться находить корень в словах, выделять его условным обозначением, правильно записывать однокоренные слова.

Формирование регулятивных, общеучебных УУД,

целеполагание

5

Физкультминутка

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Учитель проговаривает стихотворение:
Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз- два- три- четыре- пять!
Хомка сильным хочет стать!

Проговаривают стихотворение и имитируют действия хомки.

6

Реализация плана.

Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

-Где в жизни вы встречались со словом корень?

Демонстрация ЭОР:

Корень дерева и корень слов

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf

-А почему учёные использовали это слово для названия главной части слова?

а) Работа в парах.

Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Рассели жильцов». (Интерактивная игра)files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf

- Обсудите в парах заселение.

Проверка.

б) Самостоятельная работа.
- Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение №88 из учебника на странице 62 (Приложение 1).

в) Групповая работа (Работа на интерактивной доске).

- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями. Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов (Приложение №2).

- Молодцы! Посмотрите, какие у нас чудесные деревья получились!

Чаще всего корень- это то, без чего растение не может жить. Корень - подземная часть растения, но она нужна растению, без неё оно погибнет.

Дети рассматривают слова с корнем -ход-, обсуждение этих слов.

Наверно, потому, что из корня появляются слова.

Дети расселяют однокоренные слова по своим местам

Работают самостоятельно, выделяют корень.

Объединяют в группы однокоренные слова, находят «лишнее» слово и объясняют свое решение. Затем один ученик от группы выходит и на интерактивной доске распределяет листочки со словами.

7

Итог урока. Рефлексия.

Цель: Формирование умений соотносить цель и результат.
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

-Мы с вами хорошо потрудились.
- На какие вопросы мы с вами нашли ответы?

-Кто считает, что уже усвоил эти понятия?

Попробуйте выполнить задание Интерактивная игра: Кто прав?

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf

-А какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?

Что такое корень слова?

Роль корня в слове.

Как выделить корень в слове?

Учащиеся ставят оценку «5» тому герою, который правильно дал определение, что такое корень и привел примеры однокоренных слов.

Оценивают свою деятельность.

Формирование личностных УУД

8

Домашнее задание.

- Ребята, дома вы поработаете со словарём однокоренных слов. Запишите любую группу слов и обозначите в словах корень.


Приложение 1.

Докажите, что каждая пара слов - это однокоренные слова. Спишите. Обозначьте в них корень.

Лист-листик, стул-стульчик, вода-водичка, дождь-дождик, дуб - дубовый.

Приложение 2.

1 группа: слова с корнем -мор-

море, моряк, морской, мороз;

2 группа: слова с корнем -вод-

вода, водичка, водный, водитель;

3 группа: слова с корнем -лис-

лиса, лисий, лисичка, лист.

4 группа: слова с корнем -гор-

гора, горка, горочка, горевать.




Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечивало обратную связь. Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. Постановка познавательных задач перед учащимися прошла в виде проблемного диалога. Дети работали в парах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям. Изложение новых знаний не давалось в готовом виде, детям была предложена проблемная ситуация, при решении которой они смогли приобрести новые знания. Закрепление учебного материала носило поисковый характер. В ходе выполнения этого задания, дети узнали, что такое корень и какие слова называются однокоренные. Постепенно увеличивалась степень сложности задания и самостоятельности учащихся при их выполнении. Самостоятельная работа проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовала развитию самостоятельности. Домашнее задание ориентировано на самостоятельный поиск решения. На уроке использовался мультимедийный проектор, интерактивная доска (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний). Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. В учебном материале присутствовали внутрипредметные и межпредметные связи, которые имели педагогическую целесообразность. Перегрузки учащихся на уроке не было, так как: - проведена физкультминутка; - чередование письменных и устных заданий; - работа у доски. План урока выполнен полностью, поставленные вначале урока цели были достигнуты, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.

© 2010-2022