- Преподавателю
- Начальные классы
- Диагностические задания по литературному чтению к рассказу Л. Н. Толстого «Прыжок»
Диагностические задания по литературному чтению к рассказу Л. Н. Толстого «Прыжок»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Китикарь С.Р. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Китикарь Светлана Ривовна
Диагностические задания по литературному чтению
к рассказу Л.Н. Толстого « Прыжок»
Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась. Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать. Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше. - Так не уйдешь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой1 за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту. Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха. Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет. Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался. В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул. Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать. Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.
Задания к тексту
Предметный результат: Определять главную мысль и героев произведения 1.Задание базового уровня Назови главных героев произведения. 2.Задание повышенного уровня - О чем этот рассказ? - Определи основную мысль рассказа Толстого «Прыжок». Предметный результат: Определять основные события и их последовательность 3.Задание базового уровня Восстанови последовательность пунктов плана, расставляя цифры в окошечках. Приказ отца: «Прыгай, или застрелю!...» Мальчик бросился за обезьяной на мачту. Прыжок мальчика. Обезьяна забавляет народ на палубе. Все замерли. Спасение мальчиков. Обезьяна сорвала шляпу с головы мальчика. Разобрал задор. Обезьяна дразнит мальчика. 4. Задание повышенного уровня Составь цитатный план рассказа. Предметный результат: отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения 5. Задание базового уровня - Как народ на палубе реагировал на обезьянку? - Почему шляпа оказалась у обезьянки? - Чем занимали люди на палубе? -Почему мальчик оказался на мачте? - Как вела себя обезьянка на мачте корабля? - Почему все замерли от страха? - Почему мальчику удалось забраться так высоко? - Как отреагировали люди на палубе на поведение мальчика? 6. Задание повышенного уровня Составь свои три вопроса по тексту. Предметный результат: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами 7. Задание базового уровня Какова идея рассказа? Ради чего автор рассказывает эту историю нам? 8. Задание повышенного уровня Составь письменное рассуждение на тему «Смысл названия рассказа» - Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? Предметный результат: пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас 9. Задание базового уровня . Соедини слово и его значение: