• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Литературное чтение в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения Обучение литературному чтению в 3 классах школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения ведётся по учебнику «Литературное чтение» авторов И. В. Сафонова

Литературное чтение в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения Обучение литературному чтению в 3 классах школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения ведётся по учебнику «Литературное чтение» авторов И. В. Сафонова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения

Обучение литературному чтению в 3 классах школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения ведётся по учебнику «Литературное чтение» авторов И.В.Сафонова, И.В.Чиж, Черкезова М.В.).

Методический аппарат учебников предполагает единый, независимый от условий школы конкретного региона минимум языкового материала, без которого невозможно осуществлять простейшие коммуникации по-русски.

Содержание учебников соответствует «Обязательному минимуму содержания образования по русскому языку для учащихся начальных классов национальных школ РФ». Они построены на функционально-практической основе, которая опирается на опережающее изучение детьми явлений родного языка, т.е. учитывает основную особенность преподавания русского языка как государственного в школах Российской Федерации.

Единый комплект с учебниками для каждого класса составляют рабочие тетради и методические пособия для учителя.

Литературное чтение

Федеральный компонент государственного стандарта исходит из идеи возрастания роли в начальном образовании литературы как гуманитарного предмета, призванного содействовать расширению нравственно-эстетического опыта учащихся и воспитанию уважения к русской культуре и культуре других народов России. Литературное чтение в школах с родным (нерусским) языком и русским (неродным) языком обучения, имея много общего в реализации единых с русской школой образовательных и воспитательных задач, обладает своими особенностями, которые должен учитывать учитель при построении процесса обучения.

При подборе материала к уроку учитель учитывает своеобразие этнической культуры и других особенностей жизни ученика, влияющих на восприятие им текста на неродном языке.

Важнейшей составляющей деятельности учителя является реализация принципа опоры на родной язык и родную литературу. Это проявляется в стандартизации методов и приемов, в общности учебных действий при построении связных высказываний, приведении способа выражения и оформления речи в соответствие с условиями общения.

Большое внимание уделяется словарной работе как важному условию развития русской речи. Эта деятельность учеников присутствует на каждом уроке и, как правило, составляет самостоятельную структурную единицу. Учащиеся сравнивают различные слова по звучанию, лексическому значению, запоминают новые слова парами: слово родного языка и соответствующее слово русского языка.

Целесообразно также устанавливать ассоциативные связи с произведениями родной литературы: сравнивать образы произведений разных народов, сопоставлять их поступки и характеры, выделять общее и специфическое.

Круг чтения по литературному чтению ориентирует на постепенное расширение читательских возможностей детей и их представлений об окружающем мире, о своих сверстниках, о природе и ее охране, о родине, о труде, об играх, приключениях, что способствует накоплению социально-нравственного опыта ребенка. Одновременно предполагается, что круг чтения может быть скорректирован по инициативе самого учителя. В качестве дополнительного учебного материала могут вводиться тексты о жизни родного села (города, района), переводы детской литературы с родного языка.

Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения, развитие навыка чтения как вида речевой деятельности - от громкого чтения вслух до чтения про себя.

На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную. Так, в 3 - 4 классах у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.

Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям.

Учитывая специфику изучения литературного чтения в школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, большое значение придается развитию диалогической речи учащихся -формированию умений и навыков воспринимать фразу собеседника, переспрашивать и уточнять чужое высказывание, строить ответную реплику, участвовать в диалогах на заданные темы и ситуации при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Это значит, что на четвертом году обучения учитель может проводить работу по созданию учащимися письменного текста - рассуждения. Построение небольшого монологического высказывания повествовательного и описательного характера осуществляется в процессе работы с произведениями - как подражание жанрам рассказа, стихотворения, сказки.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обо гащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

3 класс (Литературное чтение. 3 класс: учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения) / И. В. Сафонова, М. В. Черкезова, И.В. Чиж. - М. : Дрофа, 2008.)

Курс «Литературное чтение » в 3 классе включает следующие разделы:

- Устное народное творчество;

- Из быта русского народа;

- Чудесная сказочная страна;

- Картины родной природы

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Сам. работа

Дата проведения

План.

Факт.

Устное народное творчество (6ч)

1

Гори-гори ясно! (Закличка).

1

Комбинированный

С.3-4

2

Сказка. Присказка.

1

Комбинированный

С.5-6

3

Заяц-хвастун (Русская народная сказка).

1

Комбинированный

с.7

4

Каша из топора (Русская народная сказка.

1

Комбинированный

с.9-11

5

Скорый гонец (Русская народная сказка).

1

Комбинированный

с.13-14

6

Скорый гонец (Русская народная сказка).

1

Комбинированный

Подготовить инсценировку

Из быта русского народа (7ч)

7

Почему в России звонят колокола?

По В. Кузьмину и Э. Кубышкиной.

1

Комбинированный

с.21-22

8

Пряники. По В. Сухомлинскому.

1

Комбинированный

с.22-23

9

Гжель. По В. Кузьмину и Э. Кубышкиной.

1

Комбинированный

с.23-24

10

Русская прялка.

По В. Сухомлинскому.

1

Комбинированный

с.25

11

Дымковская игрушка.

По В. Кузьмину и Э. Кубышкиной

1

Комбинированный

с.26-27

12

Вологодские кружева.

По В. Кузьмину и Э. Кубышкиной

1

Комбинированный

с.27-28

13

Обобщение по разделу.

1

Диалогическая речь

с.29

Чудесная сказочная страна (8ч)

14

Жадный легко обманывается.

1

Комбинированный

с.30-31

15

Золотой наряд (Осетинская сказка

в пересказе М. Михайлова).

1

Комбинированный

с.32-34

16

Золотой наряд (Осетинская сказка

в пересказе М. Михайлова).

1

Комбинированный

с.35-36

17

Два хана (Балкарская сказка

в пересказе М. Ватагиной).

1

Комбинированный

с.37-39

18

Два хана (Балкарская сказка

в пересказе М. Ватагиной).

1

Комбинированный

с.40-43

19

Мойдодыр (Отрывки) К. Чуковский.

1

Комбинированный

с.44-45

20

Сказка о мёртвой царевне

и о семи богатырях. А. Пушкин.

1

Комбинированный

с.46-48

21

Обобщение по разделу

1

Обобщающий урок

с.49

Картины родной природы (16ч)

Осень к нам пришла

22

Листопад. Е. Трутнева

1

Комбинированный

с.51-52

23

Осенние странники. Ю. Качаев

1

Комбинированный

с.52-53

24

Бабье лето. Д. Кедрин

1

Комбинированный

с.54-55

25

Осень в лесу. И. Соколов-Микитов.

1

Комбинированный

с.56

26

Листопад (Отрывок). И. Бунин.

1

Комбинированный

с.57-58

27

«Скучная картина!..» А. Плещеев

1

Комбинированный

с.58-59

28

Старый гриб. М. Пришвин

1

Комбинированный

с.59-62

29

«Миновало лето...» А. Плещеев

1

Комбинированный

с.62

30

Пчёлы и муха. К. Ушинский

1

Комбинированный

с.63-65

31

Как Ворона стала серой (Якутская сказка).

1

Комбинированный

с.65-67

32

Осенняя сказка (В сокращении).

Н. Абрамцева

1

Комбинированный

с.68-71

33

Осенняя сказка (В сокращении).

Н. Абрамцева

1

Комбинированный

с.71-74

34

«Льёт дождь холодный, точно лёд...» И. Бунин

1

Комбинированный

с.75

35

Почему ноябрь пегий. Н. Сладков

1

Комбинированный

с.75-76

36

Осень (Отрывок). Я. Аким.

«Уж небо осенью дышало...» А. Пушкин.

1

Комбинированный

с.77-78

37

«Вот какой рассеянный» (отрывок).

Обобщение по разделу.

1

Диалогическая речь

с.79-80

Пришла волшебница зима (11ч)

38

Первый снег. И. Суриков

1

Комбинированный

с.81

39

Зима в лесу. И. Соколов-Микитов.

1

Комбинированный

с.82-83

40

«Целый день летит снежок...»

Н. Грибачёв

1

Комбинированный

с.84-85

41

Суд над Декабрём. Н. Сладков

«Чудная картина...» А. Фет

1

Комбинированный

с.85-88

42

Уши и хвост (Эвенкийская сказка

в пересказе М. Михайлова).

1

Комбинированный

с.89-92

43

«Вот ветер, тучи нагоняя...» А. Пушкин.

1

Комбинированный

с.93-94

44

Как Зайчишка стал шубку менять (Бурятская сказка в пересказе

М. Михайлова). Комбинированный

1

Комбинированный

с.94-97

45

Девочка Снегурочка. В. Даль

1

Комбинированный

с.98-100

46

Девочка Снегурочка. В. Даль

1

Комбинированный

с.100-105

47

Проказы старухи-зимы. К. Ушинский

1

Комбинированный

с.106-109

48

Обобщение по разделу.

1

Комбинированный

с.110-111

Весна идет, весне дорогу (12ч)

49

Медведь проснулся. Г. Ладонщиков

1

Комбинированный

с.112

50

Весна красна (Отрывок).

И. Соколов-Микитов

1

Комбинированный

с.113-114

51

Незваная гостья. Ю. Барков

1

Комбинированный

с.115-116

52

Бескрылый Гусёнок. (Ительменская сказка в пересказе М. Михайлова)

1

Комбинированный

с.117-120

53

Апрель. С. Маршак

1

Комбинированный

с.121

54

Последняя льдина. В. Бианки

1

Комбинированный

с.122-123

55

Присказка

1

Комбинированный

с. 124

56

Заюшкина избушка

(Русская народная сказка)

1

Комбинированный

с.125-127

57

Заюшкина избушка (Русская народная

сказка)

1

Комбинированный

с.127-131

58

Ветер и Солнце. К. Ушинский

1

Комбинированный

с.132-133

59

Как Ёжик ходил встречать рассвет.

С. Козлов.

1

Комбинированный

с.134-136

60

Обобщение по разделу.

Отдохнем и посмеемся.

1

Обобщающий

Диалогическая речь

с.137

Снова солнечное лето (8ч)

61

Лето. И. Суриков.

1

Комбинированный

с.138

62

Лето в лесу. И. Соколов-Микитов

1

Комбинированный

с.139

63

Как найти дорожку. В. Берестов

1

Комбинированный

с.140-143

64

Что такое лето? (Отрывок).

В. Фетисов

1

Комбинированный

с.144

65

Под грибом. В. Сутеев

1

Комбинированный

с.145-148

66

В поле. С. Дрожжин

1

Комбинированный

с.149

67

Присказка. Лиса и Медведь (Мордовская сказка

в пересказе М. Михайлова)

1

Комбинированный

с.150-154

68

Итоговый урок

1

Обобщающий

Диалогическая речь

Всего

68


Рекомендуемая литература:

1. Астрадамов В.И., Ворсобина Л.И. Редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988.

2. Балашов В.А. Бытовая культура мордвы: традиции и современность. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992.

3. Брыжинский А.И., Пашутина О.В., Чернов Е.И. Писатели Мордовии: Библиографический указатель. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001.

4. Все о Мордовии. Справочно - энциклопедическое издание/Сост.: Е.М.Голубчик, В.Д.Еремкин, В.С.Ионова, А.С.Лузгин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998.

5. Земля была б без них мертва... Предания и устные рассказы /Сост., пер. на рус. яз., предисл. и примеч. Л.В. Седовой. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.

6. Легенды и предания мордвы /Сост. Л.В. Седова. - Саранск: Мордов. кн.изд-во, 1982.

7. Самородов К.Т. Мордовская обрядовая поэзия. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980.

© 2010-2022