Урок русского языка Большая буква в именах собственных (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка Большая буква в именах собственных (2 класс)Урок русского языка.

Школа: Узункольская средняя школа № 1

Учитель: Завирюха Татьяна Михайловна,1 категория

Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

Тема урока: «Большая буква в именах собственных».

Цели урока: формировать навыки написания большой буквы в именах собственных; формировать языковую, коммуникативную компетентности;

Развивать самостоятельность мышления, наблюдательность, внимание;

воспитывать положительное отношение к знаниям, чувство патриотизма и ответственности за свои поступки.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный

Наглядность и оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное приложение, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши.

I. Организационный момент.

1. Психологический настрой

Встаньте ровно и красиво,

Прозвенел уже звонок.

Сядьте быстро и бесшумно

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться.

Так как мы - ученики.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь мне.

Тему урока я называть вам сейчас не буду, вы сумеете назвать ее сами.

Но это чуть позже, а сейчас?

II. Подготовка к сообщению темы.

Проблемная ситуация.

Ребята, представьте себе такую ситуацию -идет урок. Учитель говорит: « К доске пойдет мальчик 4 -й, по карточке работают девочки.14 -ая, 18 -ая,

9 -ая. Читают упражнение мальчик 11 -й. Что необычного сказал учитель?

( Ответы детей).

Вот вы и назвали тему нашего урока -Имена собственные.( слайд 1)

Цель нашего урока уточнить -что такое имена собственные и как они пишутся.

III. Объяснение нового материала.

- Каждый человек имеет собственное имя, отчество, фамилию, которые служат для того, что бы из большого количества людей выделить этого человека.(слайд2) А кто ещё имеет имена собственные?

1. Запись на доске(слайд 4)

Казахстан, Астана, Узунколь, Абая, Пушок, Света.

Вывод: имена собственные пишутся с большой буквы.

2. Сравнение написание одинаковых слов.( слайд 5)

Эта девочка Роза.

У неё роза.

-Чем отличаются одинаковые слова?

3. Давайте вместе прочитаем стихотворение о большой букве.

(6 слайд)

а )Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв - подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтоб заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая -совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

-Какой стала обычная буква?

- Найдите эти строки.

- Какие слова тоже пишутся с большой буквы?

б)Слайд 8-( правило) -дети читают.

Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, поселков, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей пишутся с большой буквы.

IV. Закрепление новой темы.

1. Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.

Угадайте героев из сказок.

Слайд 10 -Имя старушки -грязнули (Федора).

Слайд 11-Добрый доктор ( Айболит).

Слайд 12 -Злой разбойник ( Бармалей).

Слайд 13 - Знаменитый умывальник ( Мойдодыр)

Слайд 14 - Он спас муху - цокотуху ( Комарик).

- Из каких произведений эти герои?( выставка детских книг)

-Назовите автора? (К. И. Чуковский) -запись автора произведения в тетрадь.

Вывод: Имена собственные могут состоять из одного слова, или из нескольких слов.

2.Объяснить, как образовываются отчества.

- Приведите свои примеры

Слайд 16. Найдите отчество образованные от имен .

Борис Олегович

Василий Сергеевич

Сергей Павлович

Ольга Борисович

Павел Васильевич

-Что записано в первом столбике?

-А во втором?

-Составьте пары первого столбика со вторым.

-Что получилось.

-Например: Борис Борисович (работа в парах)

-Какую ловушку я вам приготовила?

-( Ольга - женское имя, Олегович - отчество, образовано от имени Олег).

- Какой вывод можно сделать?

- Сравним ваш вывод с выводом на слайде ( слайд 17)

( Отчество образуется от мужских имен).

Я предлагаю мальчикам образовать отчество от своего имени.

Вывод: Сын - наследник своего отца. Вы наследовали отчество, фамилию своих отцов. Вы должны с гордостью и с уважением носить фамилию и отчество ваших предков.

V. Физминутка. (18 слайд)

На уроках всегда

Делаем зарядку. (ходьба)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Вместе весело шагать ,

И наклоны выполнять.

Приседать и вставать(2раза)

Нагибаться, выпрямляться

Руки кверху поднимать

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

Облака погладили,

Звездочки поправили.

Посмотрели в телескоп

И сказали себе : Стоп!

VI. Обобщение.

1.Задание на внимание.

-Послушайте внимательно веселое стихотворение:

Жили - были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка,

А еще была у них

Курица Буренка,

А еще у них была

Собачонка Мурка,

А еще - два козла -

Сивка да Бурка.

-Почему вы улыбались, когда я читала это стихотворение?

- Давайте наведем порядок и правильно подберем клички животных.

( кошка Мурка, собака Жучка, курица Хохлатка, корова Буренка, жеребята Сивка и Бурка)

-Что мы сейчас с вами делали?

-А как пишутся клички животных?

- Теперь вы дайте клички своим животным.

2.Индивидуальная работа.

а ). Вставь подходящие имена собственные.

Кошка___________________ , попугай_________________ ,

корова___________________ , собака____________________ ,

белка____________________ , бычок____________________ ,

коза_____________________ , жеребенок_______________ .

б). Взаимопроверка.

3.Коллективная работа по учебнику( у. 416, с.158).

-Найдите города, реки.

Вывод: Название городов, рек пишутся с большой буквы.

4.Творческая работа ( у каждого ученика на столе картинка с изображением животных).( слайд 19)

-Раскрасьте животное и дай ему подходящую кличку.

( По окончанию работы, дети делают выставку на доске).

-Какую букву написали в кличках животных?

VII. Подведение итога урока.

-Наш урок подходит к концу.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Чему вы сегодня научились?

( Оценивание деятельности детей на уроке).

VIII. Задание на дом

1.Стр. 157, упр. 413.

2. « Что в имени моем…» ( мини -сочинение)

6

© 2010-2022