- Преподавателю
- Начальные классы
- Методические рекомендации учителям по формированию познавательных УУД на предмете «Окружающий мир»
Методические рекомендации учителям по формированию познавательных УУД на предмете «Окружающий мир»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Минниахметова И.И. |
Дата | 05.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
- На какое противоречие ты обратил внимание? (Что ожидала Лена, и о чем им рассказал Миша?)
- Какой возникает вопрос? Сравни свой вариант с авторским.
- класс
- Какуюзадачуставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Какимспособом?
- Какие получились результаты?
- Что нужно сделать еще?
- Где можно применить новые знания?
- Что у вас получилось хорошо?
- Над чем необходимо еще работать?
- Выпишите существительные из текста.
Рисунок 1
Кто во что верит Учебная задача Дополни схему недостающими данными, используя информацию из текста о религиях существующих в мире. Обобщение по разделу «Человек и история человечества» Цель: формирование умений преобразовывать модель в словесную форму (рисунок 2).
Рисунок 2
Древняя родина всех славянских народов
Богатейшая природная зона - достояние России
Степь
Место величайших побед и тяжелых поражений России в разных войнах.
Место расположения многих древних городов и сел России. Родина значительной части населения РФ
Значение степи в истории России
Рассмотри схему, подготовь с соседом по парте сообщение о значении степи в истории России. Постарайтесь объяснить, почему степь называют колыбелью России. Ослабла Русь под тяжестью ига. В разорении и пожарах стояли города русские. Полегли многие воины, и дети, и жены их от набегов монгольских. Казалось, что вся земля русская пропитана слезами и кровью несчастных. Но постепенно в дремучем лесном краю, в Москве, собирала Русь свои силы. Медленно, мучительно складывались разные княжества в единое государство. Много поражений потерпела Русь за эти годы. Но были и победы. В 1380 году произошла великая битва на Куликовом поле. Здесь, на реке Дон, впервые русские дружины одержали победу над монгольскими полчищами. Князь Дмитрий Иванович, впоследствии получивший прозвище Донской, привел на бой с войском монгольского хана Мамая сотни тысяч воинов. Страшную цену заплатила Русь за победу в этой битве. Многие русичи навсегда остались лежать на Куликовом поле. Но и радость была великая. Увидели люди русские, что собравшись вместе, могут они одолеть и непобедимую монгольскую орду. Глубинная суть процесса моделирования заключается в том, что моделирование входит в структуру целенаправленной деятельности и является необходимым элементом учебного действия. Процесс познания в этом случае идет следующим образом. После уяснения проблемы путем известных им способов разрешения проблемы: наблюдения - выходят на новый уровень, модельный (схема, чертеж, конструкция), понимания сути явления. Затем снова возвращаются к словесному, но уже к точному описанию. Образно выражаясь, чертеж, схема для детей становятся «очками», через которые ребенок начинает видеть мир. В настоящее время обойтись без моделирования невозможно. Модели можно встретить в содержании любого курса «Окружающий мир» (схемы, разрезы географических карт и др.). Подобные приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся. На третьем этапе мы формируем умения универсально - логических действий. Формирование умения осуществлять логическое действие «сравнение», особый способ познания, а так же является составной частью многих других логических операций. Логический прием сравнения входит в структуру и другого приема - классификации. В словаре психологических терминов сравнение определяется как вид мышления, в процессе которого получаются суждения об общности и различии свойств, двух или нескольких познавательных феноменов. То есть цель сравнения вполне конкретна - это поиск сходства и различий изучаемых объектов, явлений. В методической литературе сравнение рассматривается как прием, как составная часть того или иного метода обучения (логические приемы). Прием сравнения является необходимым элементом формирования многих природоведческих и обществоведческих понятий. Среди множества воспринимаемых детьми объектов непроизвольно (в обыденной жизни) или под руководством педагога (в учебной деятельности) выделяются существенные признаки (несущественные отбрасываются или просто забываются), которые затем включаются в определение понятия; задания на сравнение включенные в структуру опыта. Большинство опытов предполагает сравнение - сравнение контрольного и опытного вариантов, сравнение того, что было
с объектом и что стало в результате опыта. В некоторых случаях слово «сравни» вводится в состав задания на проведение опыта, в других сравнение подразумевается. Пример опыта по первому варианту: «Надень резиновое кольцо на стакан. Побренчи натянутой резинкой как струной. Теперь приложи стакан дном к уху. Снова побренчи резинкой. Сравни звуки». Опыт по второму варианту: «Возьмем два стакана и поместим в них воронки. В воронки положим немного ваты. В одну воронку насыплем песок, в другую столько же размягченной глины. Нальем одновременно в воронки одинаковое количество воды и будем наблюдать, что произошло». 4класс Раздел программы «Человек и его строение»
Тема урока. Почему наш организм работает слаженно?
Цель: формирование умения «сравнение»
Текст Сердце - центральный орган кровеносной системы животных и человека. Сердце человека является полым (пустым) мышечным органом, разделенным на 4 камеры - правое и левое предсердие, правый и левый желудочки. Масса сердца взрослого человека около 300 граммов. В нормальных условиях, без повышенной физической нагрузки оно сокращается около 70 раз в минуту и за это время «перекачивает» примерно 5 литров крови. Действие сердца регулируется нервной системой. Однако сердечная мышца обладает автоматизмом, то есть может работать самостоятельно, без воздействия нервной системы. Сердце при жизни человека никогда не останавливается в работе, перекачивая кровь ко всем органам, снабжая их кислородом.
В организме человека много разных мышц, которые от физического напряжения довольно быстро устают. А почему сердце не устает? Ученые подсчитали, что этот орган работает около ¼ всей жизни, а остальное время отдыхает».
Задача 1.Пользуясь сведениями из статьи, посчитай: А) число сокращений сердечной мышцы за 1 час Б) число сокращений сердечной мышцы за 2 часа 3. Запиши, какую часть жизни сердце отдыхает. 4.Соотнеси нужные диаграммы с текстом и решением задачи №3. 5.Рассмотри диаграммы. Ответь на вопросы. Запиши решения. 1)Во сколько раз дольше сердце отдыхает, чем работает? 2)На сколько, меньше сердце работает, чем отдыхает? В учебнике «Окружающий мир» «Школа 2100» встречаются задания на упорядочение, классификацию изучаемых объектов.
Раздел программы «Как работает организм человека»
Тема урока. Для чего и как мы дышим
Цель: формирование умения классифицировать
Задача
Прочитай слова. Пронумеруй в определенном порядке только, те из них, которые обозначают название органов, участвующих в дыхании.
Зачеркни остальные слова.
нос
желудок
трахея
бронхи
пищевод
сердце
печень
легкие
Раздел программы «Как работает организм человека»
Тема урока. Как устроен организм человека
Цель: формирование умения классифицировать предметы, явления.
Органычувств
Опорно - двигательныеорганы
Мозг
Глаз
Сосуды
Позвоночник
Органы нервной системы
Органы кровообращения Способность устанавливать и изучать причинно-следственные связи - необходимое качество человека, познающего окружающий мир. Эта работа стимулирует мыслительную деятельность детей, активизирует учебный процесс. Кроме того, выявление связей между объектами, явлениями, событиями необходимо для формирования и развития большинства понятий в школьном курсе «Окружающий мир». Раздел программы «Человек и его внутренний мир»
Тема урока. Новейшее время - трудный шаг к единому человечеству.
Цель: формирование умения причинно - следственных связей Задача Выберите правильную последовательность эпох:
-
Первобытный мир - Древний мир - Средние века - Новейшее время - Новое время
-
Первобытный мир - Новое время - Средние века - Древний мир - Новейшее время
-
Древний мир - Средние века - Первобытный мир - Новое время - Новейшее время
-
Первобытный мир - Древний мир - Средние века - Новое время - Новейшее время».
Прочитай текст. Красная площадь - центральная площадь Москвы, примыкающая с востока к Кремлю. Образовалась в конце XV века, названа Красной (красивой) со 2-й половины XVII века. Первоначально являлась торговой площадью, с XVI века на Красной площади происходили торжественные церемонии. С запада Красная площадь ограничена Кремлёвской стеной с башнями. Стена когда-то была отделена рвом. В 1555-1560 годах с юга был воздвигнут Покровский собор (храм Василия Блаженного). После пожара 1812 года композиция была изменена: засыпан ров, перестроены торговые ряды. В 1818 году на Красной площади был открыт памятник К. Минину и Д. Пожарскому. В конце XIX века напротив Покровского собора был сооружен Исторический музей, а напротив Кремлёвской стены - новые торговые ряды (магазин ГУМ). На Красной площади происходят военные парады, демонстрации и другие торжества. От площади ведётся отсчёт расстояния по всем шоссе от Москвы.
-
Укажи, откуда взят данный текст.
г) из сборника былин
Б. С учётом лексического значения слова «красный» в XVII веке запиши современное понимание следующих словосочетаний:
Цель: формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.
красная девица -
Красная площадь -
- Перечитай текст и объясни, благодаря какому строению на
Красной площади в XVII веке её назвали именно так (по твоему
мнению).
- Рассмотри карту-схему Москвы и запиши, от каких станций метро можно дойти до центральной площади Москвы.
- Укажи, какое строение на Красной площади самое старое.
4. Выпиши, в какой последовательности на Красной площади появились 5 указанных в тексте строений.
Цель: формирование умения анализировать объекты, явления.
- Используя сведения задания 1, выбери правильный ответ на
каждый вопрос.
Цель: формирование умения анализировать объекты, явления, выделять существенные и несущественные признаки, умение преобразовывать модель в словесную форму, устанавливать причинно - следственные связи. 1) С какой стороны горизонта Красная площадь примыкает к
Кремлю? а) с запада б) с севера в) с востока г) с юга 2) В какую сторону от Покровского собора надо идти к Историческому музею?
а) на восток б) на запад в) на юг г) на север 3) В какую сторону от Кремлёвской стены надо идти к новым тор
говым рядам?
а) на юг б) на восток в) на север г) на запад 6. На плане пронумеруй расположение исторических объектов
на Красной площади: № 1 - Исторический музей, № 2 -
Кремлёвская стена, № 3 - ГУМ, № 4 - памятник К. Минину
и Д. Пожарскому, № 5 - Покровский собор[33, c. 35]. С помощью таких задач ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. На уроке, где реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на наш взгляд, нужен сегодняшнему ученику. А.А. Леонтьев отмечает: «Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».
Работа над исследовательским проектом на уроках «Окружающий мир» Тема урока. Отчего мы иногда болеем? Цель проекта - формирование общеучебных, логических, знаково- символических, постановки и решения проблем. Примерное время выполнения проекта. В период формирования познавательных УУД на выполнение проекта рекомендуется отвести 2 урока. Ниже представлено примерное распределение времени на проведение проекта (таблица 1).
Таблица 1
-
Этапы занятия
На данном этапе
В будущем, когда проектная деятельность станет привычной Организационный этап
15 - 20 минут
5 минут Выполнение проекта детьми
30 - 40 минут
20 - 30 минут Презентации работ группами
10 - 20 минут
6 - 15 минут
Взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов
10 - 15 минут
5 - 10 минуты
Итого
65 -95
45 -50
- Организация рабочего пространства класса.
-
- листы с заданием (по числу участников группы),
- листы планирования и продвижения по заданию (один на группу),
- листы самооценки (по числу участников группы),
- ручки, линейки, ластики, белая и цветная бумага, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, клейкая лента, стикеры, песочные часы. Примечание. Каждой группе выдаются стикеры своего цвета,
- бейджики с номерами от 1 до 5 и согнутый пополам лист плотной бумаги с номером группы;
- компьютерная зона (пять-шесть столов с компьютерами, расположенными, например, вдоль стены, и 10-12 посадочных мест);
- стол(ы) и стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях;
- стол с ручными инструментами и материалами;
- зона для презентаций (экран, столы, стенды, магнитная доска с держателями).
-
Ресурсы для выполнения проекта
- Подборка информационных ресурсов: значки и символы, примеры вопросов и форм для записи ответов опрашиваемых.
- Инструменты и средства: пять-шесть компьютеров, принтер, проектор, экран (или интерактивная доска), магнитная доска с держателями, или рейки для крепления плакатов, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, песочные часы.
- Материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага форматом А4, клей, клейкая лента, стикеры, бейджики с номерами от 1 до 5 (по числу детей в классе).
- Организация наблюдения и помощи учащимся в работе.
- поддержка организованного проведения урока,
- оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе - по организации их деятельности
- общее наблюдение за процессом работы групп,
- заполнение карты эксперта в ходе презентаций групп
- Организация деятельности учащихся
- Учитель объявляет тему урока и делит детей на 6 групп по 4 - 5 человек в каждой группе. Группы составляются по списку детей в журнале: первые 5 человек в списке - первая группа, вторые 5 человек в списке - вторая группа и т.д.
- Учитель предлагают каждой группе выбрать себе название и записать его на согнутом пополам листе плотной бумаги с номером группы. Листок с номером и названием группы ставится на рабочий стол данной группы. Затем дети разбирают и надевают бейджики с порядковыми номерами.
- Учитель, находящийся с 3-мя группами в классе
- По окончании работы над проектом группы поочередно представляют свои работы. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. Вопросы группам не предусмотрены регламентом проведения занятия. Этот этап затягивать не следует. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута.
- После заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания «голосования» учитель итоги «голосования», а детям предлагается заполнить лист самооценки.
- В конце занятия все учащиеся собираются вместе и объявляются проекты-победители - темы, вызвавшие наибольший интерес, и группы, выполнившие эти проекты. Учитель, благодарит детей за хорошую и слаженную работу, интересные и содержательные проекты и просят каждую группу собрать и сдать:
- групповой лист планирования и продвижения по заданию,
- листы самооценки
Задание Проведите опрос одноклассников и представьте сообщение « Как быть здоровым». Обсудите и решите в группе, о чём именно вы хотите спросить ваших друзей. Например, занимаются ли они утренней зарядкой, посещают ли спортивные секции. Или может, вы решите выяснить, как часто они болеют, правильно ли питаются, какие блюда любят. Вы можете спросить их, любят ли они гулять на улице, как долго. Вы можете задать один или несколько вопросов, но не более пяти. Составьте вопросы, ответьте на них сами и задайте их членам двух других групп. Свои и чужие ответы запишите. Проанализируйте полученные ответы и представьте результаты опроса в виде таблицы или диаграммы. Например, если вы выясняли, что ваши одноклассники предпочитают, посещать спортивные секции, составьте таблицу, в которой запишите, сколько детей из вашего класса посещают спортивные секции, как часто они болеют, сколько любят гулять на улице, сколько человек занимаются утренней зарядкой. Вы можете выбрать какие-нибудь символы для обозначения детей, предпочитающих гулять, делать зарядку, детей болеющих часто, детей болеющих реже и совсем не болеющих детей и т.д. Например, заниматься спортом - , часто болеющие дети - . С помощью таких значков можно сделать пиктограмму. Примеры оформления таблицы, диаграммы и пиктограммы приведены ниже. По результатам проведенного опроса подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, содержащие:
- заголовок-название выбранной вами темы опроса;
- составленные вами вопросы (не более 5) на выбранную тему;
- количество опрошенных и количество полученных ответов;
- результаты опроса, представленные в виде таблицы и диаграммы, или пиктограммы;
- небольшой текст (до 5 предложений) - выводы по результатам проведенного опроса.
-
компьютер и принтер, проектор;
-
магнитнуюдоску с держателями;
- иллюстративные материалы с разными значками и символами, которые размещены в папке на рабочем столе компьютера;
- ручки, линейки, ластики, белую и цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей, клейкую ленту.
- Обсудите и выберите тему опроса, который вы хотите провести. Решите: а) о чём вы хотите узнать; б) сколько вопросов вы будете задавать; в) как вы будете представлять результаты - в виде плаката или в виде компьютерной презентации; г) будете ли вы делать диаграмму или пиктограмму, или только таблицу.
- Обсудите и составьте не более пяти вопросов для проведения опроса. Придумайте и запишите форму для записи ответов.
- Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания, по проведению и оформлению результатов опроса, подготовке плаката или презентации. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
- Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения (рис.2). Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 20 - 25 минут. Сначала ответьте на свои вопросы сами, а потом задайте их вашим друзьям из двух других групп. Не забудьте, что вам тоже надо ответить на их вопросы.
Рисунок 2
Лист планирования и продвиженияпо заданию
Название группы ___________________________________________
Тема, выбранная группой __________________________________________
запишите выбранную вами тему
Форма представления проекта. Отметьте выбранную вами форму:
А. Плакат
Б. Компьютерная презентация Как планируете представить результаты опроса? Отметьте выбранный вамиспособ:
А. Только в виде таблицы
Б. В виде таблицы и диаграммы
В. В виде таблицы и пиктограммы Вопросы к одноклассникам:
- _______________________________________________________
- _______________________________________________________
- _______________________________________________________
- _______________________________________________________
- _______________________________________________________
Что делаем
Кто делает
Отметка о выполнении
(+ или -)
5.Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили; не забыли ли вы отметить чей-нибудь ответ. 6.Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут. 7.Выслушайте отчеты других групп. 8.Оцените выполненные вами работы - свою и других групп. Прикрепите свой стикер к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.
9.Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки (рисунок 3)
Рисунок 3
Лист самооценки
Название группы ___________________________________________
Фамилия и имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
-
Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
-
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
-
Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.
Почти все сделали без меня.
Примеры оформления работ Допустим, вы задали вашим одноклассникам вопрос: Как часто вы болеете? Все ответили на этот вопрос, и все ответы вы записали. Теперь их нужно записать в форме таблицы, которую можно оформить, например, так (таб.2):
Таблица 2 Результаты опроса
Ответ:
Больше всего я люблю
Символ ответа
Количество учеников, давших такой ответ Часто болеющие дети
6 Заниматься спортом
5 Делать зарядку
4
ВСЕГО ОТВЕТОВ
15
Подобные формы организации уроков удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся, и в общем способствуют формированию познавательных УУД на уроках «Окружающий мир».