Урок-проект на тему Времена года. Осень пришла

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок- проект на тему Времена года.Осень пришла.МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ПОСЁЛОК МОНГОХТО»

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ВАНИНСКОГО РАЙОНА

НОМИНАЦИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



НА ТЕМУ:

3 КЛАСС



УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ИГНАТОВА АННА ВАЛЕРЬЕВНА





п. МОНГОХТО

«Времена года. Осень пришла»

Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений. Задачи: • Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему. • Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость. • Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь. • Формирование коммуникативных навыков. Проект по содержанию - межпредметный; по уровню усвоения учебного материала - итоговый проект; по форме организации - групповой; по срокам выполнения - среднесрочный; по результатам выполнения - практический.



Творческие группы:

  • Фотокорреспонденты
  • Издатели
  • Музыканты
  • Художники
  • Дизайнеры

Ход урока - творческого проекта: I. Организационный момент. Группы приветствуют гостей, занимают свои места. II. Подготовительный этап. Над землей туман клубится, Вяжет сети паучок. Вот и рыжая лисица Красит листья в жёлтый цвет. Красит рыжим, алым, синим, Разбавляет краску ливнем. Отгадать загадку просим: Кто лисица эта? - Осень! - По каким признакам узнали это время года? - Почему осень сравнивают с лисицей? - У кого из поэтов есть подобное сравнение? - Д. Кедрин « Осенняя песня». - Чёрно - бурою лисицею под горой улёгся лес. - Ребята, мы в течение долгого времени на различных уроках - литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года - осени. Мы выбрали общее название.

Прочитаем: «Времена года. Осень пришла»
- Ребята, а как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой? - Что толкнуло нас и захотелось самим попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов? В литературе встретились очень красивые поэтические произведения, на уроках рисования, трудового обучения выполняли различные работы! Наполнить себя красотой и поделиться с другими. - Ребята, я предлагаю продолжить исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны искусства. III. Работа по группам. Задания: Подобрать недостающие слова - глаголы, чтобы получилась рифма. 1. Осень пёстрая ……….(пришла) И рябины подожгла. Возле них дрозды снуют И плоды - огонь ……….(клюют) 2. ……. В роще листопад (бродит) По кустам и кленам, Скоро он …… в сад (заглянет) Золотистым звоном. Потерялась первая буква. 3. ….синку красила ….сень ….синка мне нравится ….чень. ….на позолотом блистает, ….дно только жаль - ….блетает. 4. …леет за лесом закат …лые …исты к лесу летят. …стры зарделись на клумбах в саду …лые тени дрожат на пруду. Всем группам. Подобрать рифмы. Утром мы во двор идем Листья сыплются дождем. ………………….. листопад ………………….. сад. - Осень - искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть. IV.Анализ художественных произведений. - Кто из великих русских поэтов искренне любил осень, был очарован ею? А.С.Пушкин. «Унылая пора!» - Поэт, как кисточкой - словом рисует очень яркую картину золотой осени. Давайте прочитаем стихотворение Д. Кедрина «Осенняя песня» - Какое настроение передаёт автор? - Какой образ вам особенно нравится и почему? - Кто такие духи осени? - Что позволило нам так ярко представить эту картину? - Каким приёмом пользуется поэт? (олицетворение) - Прочитайте стихотворение С.Есенина. - Назовите общие понятия, слова? - Одинаково ли пишут поэты? Как поэты говорят об осени? ---Солнце спряталось за ситцевой Занавескою небес. Д. Кедрин. Колесом за сине горы Солнце тихое скатилось. С. Есенин. Солнце реже смеётся… К. Бальмонт И редкий солнца луч. А.С.Пушкин - Для чего используются олицетворения? - Ребята, вы тоже побывали в роли писателей. Сочиняли стихи, описывали осенние деньки. V. Творческий отчёт групп. - Слово вам издатели книг. (Выступление детей). - Спасибо за труд. Художники - Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень. ( Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов) Выступления детей: 1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как - бы оказались в самой чаще леса. 2. Василий Дмитриевич Поленов (1893г.) Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое-где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осенним воздухом. 3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева - берёзовая роща, справа - лишь отдельные деревья, вдали - осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя. - Что объединяет все картины? - Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками? - Какие строчки из стихотворения больше всего выражают содержание картин? - Лес, точно терем расписной… И.Бунин. - Что изображали вы на своих рисунках? - Кому машет дерево последним листом? - В хрестоматии мы нашли продолжение данного произведения. И. Бунин « Листопад» «…Последний день в лесу встреча»
- Просим наших художников представить, созданную ими газету, которая представляет осень во всей красе и знакомит со стихами собственного сочинения об осени. Выступления детей ( художников) Музыканты: - Природа и музыка - эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи. - Когда впервые звучала музыка? - Первые рассветные лучи звенят росинками на цветочных полянах, малиновый закат наполняет вечер своими плавными звуками, музыка звучала, звучит, и будет звучать там, светит солнце, там, где опадают на остывшую землю позолоченные осенью наряды каштанов и кленов. Там, где небо распахнуло для журавлиного полёта. Выступления детей: Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского. Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта. Слушаем музыку. ( Анализ услышанного). Фортепианные пьесы «Времена года» композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по-своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но полетают дни за днями, и щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей неповторимой багряной красой. - « Времена года» являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли. Фотокорреспонденты: - Нам было интересно сфотографировать в нашем поселке приметы осени. Выступления детей: 1. Мы с мамой сфотографировали осенние астры, калину. На этой фотографии мне очень понравилось сочетание желтой травы и ещё зелёной листвы деревьев. 2. А мы сфотографировали опушку леса. Краснеют гроздья рябины и много золота - березки надели жёлтые наряды. Дизайнеры: - Нам очень захотелось, используя различные материалы, создать свои осенние картины. - Эти работы мы назвали «Осенние фантазии». В работах мы использовали осенние листья, цветную бумагу и пластилин. - Осень так красиво разукрасила листья деревьев и кустарников! Гуляя в школьном дворе, мы любовались осенним убранством, собирали коллекцию листьев. VI. Рефлексия - Ребята, вы создали удивительную красоту - словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце. - Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка? - Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.

«Я сорвал цветок, и он увял.

Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!» - Как вы понимаете эти слова? - Подлинная культура - она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека. - Чему научились мы, работая над этим проектом? (ответы детей) -В заключение нашей работы мы исполним песню об осени, потанцуем вместе с красивыми листочками.


Урок- проект на тему Времена года.Осень пришла.Урок- проект на тему Времена года.Осень пришла.

Урок- проект на тему Времена года.Осень пришла.

© 2010-2022