Педагогический проект Использование ИКТ на уроках литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект Использование ИКТ на уроках литературного чтения

Ханты-Мансийский автономный округ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

города Нижневартовска

Педагогический проект

«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного как средство формирования читательской компетенции младших школьников»


учителя начальных классов

Швец Людмилы Владимировны









Нижневартовск, 2014




ОГЛАВЛЕНИЕ страницы


  1. Краткая аннотация проекта…………………………………………2
  2. Обоснование необходимости проекта ……………………………3-4
  3. Цели и задачи проекта……………………………………………. ….5
  4. Основное содержание проекта……………………………………..6-18
  5. Ресурсы ………………………………………………………………19
  6. Партнеры …………………………………………………………….20
  7. Целевая установка…………………………………………………….20
  8. План реализации проекта………………………………………… 21-22
  9. Ожидаемые результаты и социальный эффект……………………23-14
  10. Перспектива дальнейшего развития проекта………………………24
  11. Список литературы……………………………………………………25








  1. Краткая аннотация проекта

Педагогический проект посвящен использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе как средства формирования читательских компетенций. Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса о развитии и раскрытии интеллектуального потенциала обучающихся. Основная часть работы посвящена описанию методов и средств реализации педагогического опыта. В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, форма представления результата - презентация в форме мастер-класса информационного проекта. В заключении содержатся результаты образовательной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности использования названных педагогических и информационных технологий являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в конкурсах, интеллектуальных соревнованиях. Данная работа содержит приложения педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе.





  1. Обоснование необходимости проекта

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Задачей современной системы образования в условиях внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта становится не только освоение конкретных предметных знаний и умений в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий. Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика - читателя. Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения обучающимися ключевыми компетентностями - способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Читательская компетентность учащихся начальной школы - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Читательская компетенция - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни. Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам обучения, основным образовательным программам, условиям образовательного процесса, где должны быть изменены способы деятельности учителя и обучающегося. Поэтому появилась острая необходимость в разработке и внедрению опыта по формированию читательской компетенции как основу составляющей ключевых компетенций, а также широкому внедрению методов построения оптимальной структуры учебной информации, ее коммуникационных составляющих и методам ее измерения. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий во всех сферах человеческой жизни, предпочтение школьниками уроков, проводимых с новыми средствами наглядности, с применением компьютерных технологий предопределили потребность в данном опыте. Реальное противоречие между установками традиционной системы развития способностей детей и педагогическими факторами, обусловливающими необходимость развития интеллектуального потенциала личности в соответствии с требованиями нового стандарта образования и потребностями общества, показали необходимость в развитии и ранней социализации обучающихся, способствовали разработке данного проекта. Актуальность данного опыта объясняется направленностью его на решение проблемы формирования у обучающихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться. Актуальность педагогического опыта для МБОУ «СШ№6» состоит в том, что он реализуется в рамках «Программы развития «Школа становления конкурентоспособной личности», реализуемой в образовательном учреждении. Объект исследования: информационно-коммуникативные технологии в обучении младших школьников. Предмет исследования: ИКТ на уроках литературного чтения как средство формирования читательских компетенций. Педагогический опыт направлен на дифференциацию содержания образования, индивидуализацию обучения, на построение индивидуальных образовательных программ для каждого обучаемого, включая широкое использование возможностей методов и приемов информационно-коммуникативной технологии в обучении. Гипотеза - процесс формирования читательских компетенций младших школьников будет эффективен, если на уроках литературного чтения будут использованы наряду с информационно-коммуникативными технологиями приемы технологии формирования правильной читательской деятельности. Продукт педагогического проекта: Авторский модуль «ИКТ на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетенции»: 1.Методическая копилка, состоящая из блоков:

А. Тексты для работы на уроках.

Б. Презентации к урокам литературного чтения.

В. Тестовые задания.

Г. Электронные карточки с эвристическими заданиями.

Д.Карты читательских интересов детей.

Е. Копилка Интернет- ресурсов.

2.Авторская программа внеурочных занятий «Речевое творчество».

3.Мониторинг по формированию читательских компетенций обучающихся. Возможны следующие риски: критерии оценки профессиональных качеств учителя и успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования:

  • обученность детей;
  • соответствие стандарту (нормативные требования);
  • соответствие социальным запросам и ожиданиям;

соответствие личностным запросам школьника и его родителей.

Выясним некоторые ключевые понятия и термины: Информационные технологии - структура взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимися определённым набором способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия. Мотив - побудительная причина, повод к какому-нибудь действию; довод в пользу чего-нибудь. Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования. Средства информационных технологий - программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием примерных средств. Электронные образовательные ресурсы - совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях или в сети. Данный проект по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям: 1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д. 2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений. 3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", обучающиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской детской библиотеки. 4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). Главным считаю применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) совместно с информационно-коммуникативными технологиями. Собственная педагогическая практика, результаты формирования читательской компетентности младших школьников позволяют говорить о том, что компетентный ученик-читатель - это человек, обладающий интеллектуальной культурой, личность, сформировавшая в себе следующие качества:

  • стремление к преобразованию себя в интеллектуальной деятельности путем чтения художественных произведений;
  • владение продуктивными способами и качественным навыком чтения;
  • знание программных читательских умений в работе с текстом;
  • владение читательской самостоятельностью в работе с книгой;
  • полноценное восприятие художественных произведений и освоение научно-познавательных текстов;
  • наличие читательского кругозора, то есть литературоведческих представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения.
Таким образом, представленные положения читательской компетентности, безусловно, значимы для младших школьников, так как предполагают осознанную потребность в чтении и формируют квалифицированного ученика-читателя.
  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: изучение и практическое применение на уроках литературного чтения информационно-коммуникативной технологии как средства формирования читательских компетенций обучающихся. Для реализации цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач: 1.изучить методическую и методологическую литературу; 2.разработать авторский модуль применения ИКТ на уроках литературного чтения для формирования читательских компетенций; 3. создать электронные ресурсы для уроков литературного чтения, применяя методы технологии продуктивного чтения и ИКТ; 4.провести мониторинг исследования; 5.обобщить результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной технологии для реализации указанной цели. Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования: изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы, анализ нормативных документов об образовании; анализ учебников и школьной программы по литературному чтению; наблюдение за учащимися, ежедневная рефлексия и опрос обучающихся, анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей. Предлагаемый проект позволяет:
  • осуществить компетентностный подход к работе с текстом при обучении чтению, что позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивающим ученику значимость решения учебных задач;
  • выстроить субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогом, что активизирует активную деятельность и повышает уровень учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • обеспечить достижение учащимися высоких результатов в дистанционных конкурсах, олимпиадах различного уровня;
  • способствовать формированию творческой, активной, толерантной личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей и применять их для решения практических задач.
Насколько полно будет сформирована та или иная компетенция на уроках чтения, зависит не только от условий обучения, но и от самой компетенции. Например, коммуникативная компетенция формируется на уроках чтения через развитие речевой деятельности обучающихся и освоение опыта совместной деятельности в учебном процессе и при наличии педагогических условий может быть сформирована достаточно широко. Ценностно-смысловая компетенция ориентирована на формирование умения учиться, обеспечивающая овладение читательскими навыками и умениями, она позволяет учитывать ценностные отношения и установки ребенка на нравственные нормы поведения людей, даёт возможность приобретения новых знаний о действительности. Реализация педагогического проекта направлена на результаты:
  • достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности учащихся;
  • мобилизация интеллектуальных ресурсов личности обучаемого с целью повышения эффективности обучения;
  • повышения интересов учащихся к чтению и учебному процессу в целом.
Для достижения результата мною были использованы следующие приемы:
  • переход от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
  • переход от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • переход от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования.

  1. Основное содержание проекта

В последние годы многие ученые обращались к проблеме информатизации современного образования, среди них Гершунский Б. С., Колин К. Н., Короткова А. М., Молокова А. В., Полат Е. С., Роберт И. В., Сергеев А.Н. и др. Как справедливо отмечает Сергеев А. Н., информатизация сферы образования имеет «фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования, постоянного развития и усложнения технологий» [1, 36]. Молокова А. В. рассматривает эту проблему, как «включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития младших школьников, а также средства управления образовательным процессом, т.е. обеспечения профессиональной деятельности учителя» [2, 119]. Научная новизна предпринимаемого исследования состоит в том, что на основе общих теоретических положений в области информатизации образования конкретизированы основные направления, методы и приёмы использования медиатехнологии на уроках литературного чтения в начальной школе. Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Именно использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Информационные технологии используются на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Таблица 1.

Технологическая карта применения ИКТ на уроках литературного чтения. Этапы урока ИКТ Формируемые компетенции Этап проверки домашнего задания.

1.Ресурсы Интернет.

2. Тестовые задания.

3.Кроссворды.

4. Интерактивные продукты. умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения.


Этап изучения новой темы. 1.Презентация. 2.Электронные энциклопедии.

3. Анимированные схемы.

4. Картины, иллюстрации. 5. Видеофильмы. 6. Аудиозаписи. умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения; умение вдумываться в текст, вглядываться в книгу, «проникаться» мыслями автора; умение находить информацию, выделять главное, осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; самостоятельно выбирать книги для чтения. Этап закрепления.

1.Проекты.

2. Исследовательские работы.

3. Кроссворды. воспроизведение сюжета; способность называть и различать героев любого из прочитанных произведений, сохранение эмоционального отношения к героям, их облику, поведению, поступкам. интерес к самостоятельному чтению книг. Физкультминутка

Физические и динамические паузы, зарядка для глаз, смена поз.

Музыкальное сопровождение.

Типы и этапы уроков с применением ИКТ.

Включив в структуру урока ИКТ, выделила для себя ряд преимуществ. Теперь и учитель, организуя урок, и ученики, работая на уроке, более полно могут раскрыть свой творческий потенциал.


Варианты использования ЦОР

  • Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);
  • источник учебной информации;
  • тренажер, средство диагностики и контроля.
Выбор цифровых средств обучения на уроке осуществляется в зависимости от цели учебного занятия, типа урока: Виды ЦОР Этап урока. Назначение в образовательной практике Текстовые материалы в цифровом формате Для поддержки этапов презентации, закрепления и контроля. Могут служить источником для организации самостоятельного чтения, творческой и/или аналитической деятельности детей, дискуссий и обсуждений Аудиотексты На этапах презентации и закрепления нового материала. ЦОР этого типа применяются педагогами как отдельно, так и в тематических группах, а также группируются с другими объектами Иллюстрации и видеофильмы На этапе презентации нового материала. Каждый объект включает текст-комментарий, который организует работу. Электронные задания При организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Основная функция таких заданий - тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.
Например, при знакомстве младших школьников с таким сложным жанром, как былина, можно сначала прослушать былину в записи или посмотреть фрагмент фильма, рассмотреть репродукцию картины В.М.Васнецова «Богатыри» и даже узнать об истории создания картины. На уроках чтения басен И.А. Крылова целесообразно использовать для работы интерактивную презентацию, состоящую из трёх слайдов, на последнем слайде которой учащимся предлагается собрать пазлы - иллюстрацию к басне «Ворона и Лисица». Активно проходит работа с фразеологизмами, скороговорками, загадками, пословицами и словарная работа. Каждый урок начинается с представления скороговорки (чтение скороговорки). Данный вид заданий составляется в программе Word:

Пеликан играл канкан,

Танго и твисты,

Сонаты и сюиты,

Гавоты на фаготе

И тем угодил бегемоту.





Работа с фразеологическими оборотами проводится в виде презентации:
Педагогический проект Использование ИКТ на уроках литературного чтенияПедагогический проект Использование ИКТ на уроках литературного чтенияПедагогический проект Использование ИКТ на уроках литературного чтения
Для проверки ЗУНов используется программа Гипертест (Excel). По результатам тестирования выполняет коррекционную работу. Урок с использованием компьютерных технологий становится интереснее, насыщеннее, в нем реализуется принцип наглядности, и всё это напрямую влияет на качество знаний учеников. Глубокое изучение темы достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек. Компьютер при выполнении данных творческих заданий является информационно-обучающим пособием. На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Хорошо проходит данный вид работы в группах. Выполненные работы сканируются через документ-камеру, и каждая группа приступает к созданию диафильма по заданной теме. Рассмотрим наиболее подробно возможности использования мультимедиа технологий на одном из этапов урока литературного чтения в начальной школе. Так, в 3 классе при изучении рассказа Мамина-Сибиряка Д. Н. «Приёмыш» целесообразно использовать презентацию. На этапе подготовки к восприятию произведения демонстрируется портрет писателя (первый слайд). На втором слайде размещаются картинки с изображением главного персонажа рассказа - лебедя, а для сравнения дается изображение похожей птицы - гуся. Данные картинки помогут учащимся сравнить птиц, найти общие и отличительные признаки в их внешнем облике. На третьем слайде - вопросы и задания, на четвёртом слайде - план пересказа истории о лебеде. Использование презентации обеспечивает самостоятельность выполнения работы. Не стоит забывать о гигиенических требованиях к урокам с использованием информационных технологий и не перегружать их. Правильным будет разнообразить урок различными видами деятельности не только за компьютером, но и не забывать про традиционные методики, так как при соблюдении определённых условий применение мультимедиа технологий в рамках традиционного урока существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение.

Интерактивный продукт «Игра «Ты - редактор». Замени выделенные существительные местоимениями.

Лиса Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышками. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

она

ей

у неё

она Таким образом, использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет реализовывать принцип наглядности в обучении, способствует формированию высокого уровня мотивации, предоставляет возможности в осуществлении индивидуального подхода к каждому из учащихся, повышает интерес к учебе.

Педагогические функции и возможности ИКТ.

Таблица 2. Педагогическая функция Возможности ИКТ Мотивирующая

Стимулировать творческую активность к изучению материала, поиску ответа
Информационная

Реализовать возможности информационных систем
Функция управления учебной деятельностью

Гибкость, адаптивность и учёт познавательных возможностей учащихся
Формирующая навыки

Тренировать Контролирующее - корректирующая Принимать любой способ ответа, включая свободно конструируемый, при этом правильность определяется на основе формального общего и поэлементного анализа (при наличии справочного оператора и системы коррекции ошибок) В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения с применением ИКТ: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский. [25, 71] Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения предусматривают усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этих методов с использованием ИКТ позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения. Проблемный метод обучения использует возможности ИКТ для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации. Исследовательский метод обучения обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике. В соответствии с современными требованиями, представляется невозможным использование ИКТ на всех этапах урока сразу, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологически не оправдано для учащихся начальной школы. [3,11] Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю. Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств представлен в таблице 3 (по Н. Т. Лебедевой). Таблица 3

Класс

1 - 4 Длительность работы с компьютерами

15 мин Количество занятий в день

1 Гимнастика для глаз 3-5 упражнений по 5 и более раз каждое Физкультминутка на рабочем месте 7-8 упражнений по 4-6 раз каждое Длительность перерывов между занятиями

10-20 мин
Для качественного преподавания литературного чтения мною было разработано тематическое планирование, которое включало уроки с использованием компьютера. Работа проводилась с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивало здоровьесберегающий режим обучения. Тематическое планирование по литературному чтению включает в себя следующие виды работ с использованием ИКТ: 1) знакомство с творчеством писателей и поэтов (презентации, содержащие сведения о писателях и поэтах; компьютер помогает улучшить содержательную сторону урока: узнать историю семьи, традиции, интересные факты из жизни писателя или поэта); 2) воспроизведение эталонной художественной речи (помогает прочувствовать авторский замысел, способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, «будят» творческое воображение; дети легче находят слово, с помощью которого смогут выразить свои чувства); 3) задания занимательного характера для уроков закрепления и обобщения; 4) видеофрагменты (оживляют урок, позволяют заинтересовать учащихся); 5) тестовые оболочки для контроля и проверки знаний учащихся. В результате реализации проекта были мною выделены преимущества использования ИКТ на уроках литературного чтения: 1) повышение эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока; 2) возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация); 3) усиление наглядности; 4) осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью); 5) расширение объёма предъявляемой учебной информации; 6) улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве); 7) повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы; 8) включение учащихся в коллективную деятельность в парах; 9) повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в целом); 10) активизация творческого потенциала ученика, включение школьников в современное пространство информационного общества. Таким образом, применение компьютера на уроках литературного чтения в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.

  1. Ресурсы

Материально-технические ресурсы: имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.). Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.

Программно-методические ресурсы: Программно-методические ресурсы: рабочие учебные программы по литературному чтению на основе государственных образовательных стандартов, авторская программа элективных занятий «Речевое творчество».

Цифровые образовательные ресурсы: Интернет ресурсы, электронные учебники, справочные материалы по темам, задания и тесты, кроссворды, созданные посредством программ Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel. Разработки компаний: «Кирилл и Мефодий. Большая энциклопедия», серия электронных уроков и тестов по работе с текстом на литературного чтения.

Информационно-методическая среда: теоретико-практические, учебно-методические семинары, мастер-классы


Нормативно-правовые ресурсы:


1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 3. Федеральный государственный образовательный стандарт. 4. Программа модернизации «Новая школа Югры».

Мотивационные ресурсы: система морального и материального поощрения



  1. Партнеры

Инновационный опыт успешно внедряется учителями начальной школы нашего образовательного учреждения и города:
1. Обучающиеся (ученики 1-4 классов).
  1. Родители учащихся.
  2. Администрация школы.


  1. Целевая аудитория

Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются обучающиеся младшего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя начальной школы, классные руководители, воспитатели), родители (законные представители). Предполагаемое количество участников представлено в таблице 1

Таблица 1.

Количественные показатели участия педагогов и школьников в осуществлении педагогического опыта


2011


2012


2013

Количество

учителей-предметников

3

9

12

Количество воспитанников

25

25

25


  1. План реализации проекта

п\п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Изучение теоретического материала по методике и практике работы с информационно-коммуникационными средствами обучения.

сентябрь-декабрь 2010г. Швец Л.Н.

2

Прохождение курсов, семинаров. Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер - классах.

2010 - 2011гг. Швец Л.Н

3

Изучение опыта коллег по применению современных технологий, а именно ИКТ. Внедрение в личную педагогическую практику образовательных технологий, позволяющих добиться реальных результатов при реализации данного проекта.

январь - сентябрь 2011г. Швец Л.Н

4

Проведение психолого-педагогической диагностики учащихся. Диагностика техники чтения.

2010 - 2011 г. Швец Л.Н

5

Разработка и проведение уроков

с применением средств ИКТ и ЦОР.

2011- 2012 г. Швец Л.Н

6

Разработка и апробирование авторской программы.

В процессе реализации проекта Швец Л.Н

7

Участие в различных городских,

региональных, всероссийских конкурсах, фестивалях.

2009-20011гг. Швец Л.Н

8

Обобщение результатов проекта.

Рефлексия. Анкетирование участников реализации проекта.

2012-13уч. год Швец Л.Н

9

Анализ результатов, подведение итогов, мониторинг учителя и качества знаний учащихся. Поэтапный контроль, мониторинг результатов: рейтинг успеваемости, срезы, контрольные и самостоятельные работы, анкетирование, повторное психологическое тестирование, анализ и самоанализ.

апрель- май

2011 Швец Л.Н Администрация школы. Психолог школы.

10

Разработка мастер-класса для учащихся и коллег по использованию ИКТ на уроках литературного чтения.

2012-13 уч. год Швец Л.Н

11

Оформление мониторинга.

сентябрь-декабрь, 2013г. Швец Л.Н

12 Защита проекта. Презентация.

январь, 2014г. Швец Л.Н


  1. Ожидаемые результаты и социальный эффект
Систематически используя средства ИКТ и ЦОР, совершенствуя образовательные процессы, применяя активные формы ведения урока, создавая условия для сотрудничества ученика и учителя, формируя навыки творческой самостоятельности, разрабатывая интересный и занимательный дидактический материал, создавая из урока в урок ситуацию успеха, обеспечиваю постоянный интерес учащихся к учебе. Это позволяет добиваться устойчивых результатов, 100% успеваемости, при качестве 66%. Наблюдается повышение мотивации учащихся к чтению.

Сравнительные показатели обученности и сформированности учебной мотивации учащихся за три года обучения:

Уровень сформированности читательских компетенций


Сформированность читательских компетенций

Наличие и рейтинг успешности участников конкурсов, олимпиад, научных конференций:


Муниципальный уровень: 2009г. - конкурс рисунков «Море, твоим матросом хочу я стать!» - 2 место; 2010год - конкурс рисунков «Любимая книга о войне»- 2 призера; 1 место в конкурсе по пожарной безопасности. 2010 год- 3 место в городском экологическом конкурсе «Юный эколог»; 2013год- 2 место в городском экологическом конкурсе «Природа вокруг нас». Региональный уровень: победитель VI межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира» 1 место в секции «Культура и традиции», 2013 год. Всероссийский уровень: международная олимпиада по основам наук УРФО 2 место по математике; «Кенгуру-2013» - 2, 4 места. Из всего, выше, сказанного можно сделать вывод о позитивных эффектах реализации проекта. Практическая значимость проекта состоит:

  1. в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;
  2. в интерактивном взаимодействии «учитель-ученик-компьютер»;
  3. в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет, работа в Word, Exsel и др.
Теоретическая значимость проекта заключается:
  1. в переходе от пассивных форм обучения к деятельностному обучению с преобладанием самостоятельной работы;
  2. вовлечение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность посредством использования ИКТ, современных образовательных возможностей;
  3. в отборе и апробации современных образовательных технологий и разнообразных форм и методов учебно-воспитательной работы;
  4. в осуществимости идеи создания авторских специализированных интерактивных информационных программ с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с творческими способностями.

  1. Перспектива дальнейшего развития проекта


1.На этапе создания находится сайт учителя для работы со школьниками и их родителями. 2. В перспективе систематизация авторских ЦОР к урокам литературного чтения в электронное портфолио учителя. 3. Разработка для родителей рекомендаций, путеводителя по Интернет - ресурсам, необходимым при подготовке к урокам.
  1. Список литературы

  1. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» № 4 2009г.
  2. Бердникова А.Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании. ippolitova.info/index. (26.07.2010г.)
  3. Вачкова С.Н. Использование информационных ресурсов на уроках чтения. «Начальная школа». № 3 2010г.
  4. Волкова Л.А.Применение информационных технологий на уроках развития речи. «Начальная школа плюс До и После». № 1 2009г.
  5. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». № 9 2009г.
  6. Гусева А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе. http ://academy.it.ru (26.07.2010г.)
  7. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2 2009г.
  8. Колесникова Ю.А. Первое место - компьютеру. «Начальная школа. Плюс до и после» № 7 2007г.
  9. Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Стандарты второго поколения). И: Просвещение, 2009г
  10. Костромина Е.В. Использование ИКТ в работе с учащимися начальной школы. festival.1september.ru/articles/532381/ (28.07.2010г.)
  11. Петрова Н.И. Проблема формирования ИКТ-компетентности педагогов в процессе информатизации начального образования. conf-a.narod.ru/Petrova.htm (28.07.2010г.)
  12. Рыбакова Е.А., Мальцева Е.Г. Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе. «Начальная школа плюс До и После» № 10 2006г.
  13. Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера. «Начальная школа плюс До и После». №7 2007г.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 года № 373. nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12328&ob_no=15648(01.09.2010г.)
  15. Федяинова Н.В. Использование информационной техники в учебном процессе начальной школы. Учебное пособие. И.:ОмГУ. Омск 2004г.

  16. Шевчук О. А. Психолого-педагогические основы применения ИКТ на уроках в начальной школе. festival.1september.ru/articles/521181/ (28.07.2010г.)
































































































































































































































































































































29


© 2010-2022