- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира по теме: Степь. Растительность
Урок окружающего мира по теме: Степь. Растительность
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Балуева Н.Н. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Степь. Растительность. Цели урока: Регулятивные: уметь контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образным, словесно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Познавательные: формировать представления учащихся о степи; особенностях этой природной зоны, растительностью; развивать любознательность, наблюдательность, связную речь; воспитывать бережное отношение к родной природе. Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; учитывать другое мнение и позицию. Оборудование: карта природных зон, учебник, гербарий растений степи, тесты по теме урока, интерактивная доска, слайд-презентация, аудиозапись.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель: Нас сегодня ждёт дорога И узнать нам надо много Все готовы наблюдать? Выводы делать и рассуждать? Так возьмёмся, ребята, скорей за работу Чтобы времени зря не терять.
- Актуализация знаний.
1 ученик: Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом, куда не бросишь взгляд,
Цветы, цветы, цветы - повсюду
Весёлым пламенем горят.
Учитель: Ранней весной в степи появляются тюльпаны, маки, гусиный лук. Все эти цветы называются раннецветущие, у них есть подземные хранилища питательных веществ - луковицы и корневища. Цветут они 2-3 недели, а остальное время спят под землёй до следующей весны. И это происходит из года в год. - А как можно ещё назвать эти растения? (многолетние) - Посмотрите на степь и послушайте стихотворение. (2 слайд)
- А степь так прекрасна весною,
Зовёт и зовёт за собою!
Откуда, скажите на милость,
На этой земле появилось -
Вот это роскошное чудо -
Тюльпан! Ну, скажите, откуда! (Виктория Дорошенко)
- Давайте послушаем сообщение о тюльпанах.
1 ученик: Родина тюльпана - территория современного Казахстана, где они встречаются ещё в диком виде в степях. Первой страной, где тюльпаны ввели в культуру, была Персия. На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в 12 веке, но луковицы садовых тюльпанов впервые были завезены в Россию в эпоху Петра 1 из Голландии.
(Практическая работа - вырастить тюльпаны на окне)
Учитель: Весной в степи можно встретить пион тонколистный. Вы видели в садах пионы? (3 слайд) Пион - красивое многолетнее растение. Необычная листва в виде тонких листочков. В переводе с английского его название звучит как папоротниколистный пион. В высоту достигает 15-20 см. Человек распахал степи, и вместе с ними почти исчезло из природы это растение. Пион тонколистый занесён в Красную книгу.
- А что такое Красная книга?
Физминутка. Представьте себе, что вы растения степи. (Дети приседают)
Ранняя весна. Пошёл дождик. (Дети хлопают в ладоши)
Цветы растут. (Дети поднимаются)
Расцветают. (Дети поднимают руки вверх)
Подул лёгкий ветерок. (Дети качают руки из стороны в сторону)
Но вот ветерок успокоился и всё стихло. (Дети садятся на свои места)
- Но проходит весна, наступает лето. Как вы думаете, какое лето в степи? Да, лето - жаркое, засушливое, температура 40 градусов, дуют сухие, горячие ветры - суховеи.
На смену весенним цветам приходят травянистые растения, которые приспособились к жаркому лету. Они не засыхают и называются засухоустойчивыми. Объясните это понятие. К таким растениям относятся: ковыль, полынь,типчак.
Работа в группах. ( Гербарий растений степи)
- Рассмотрите растения, обратите внимание на листья, корни. Что вы можете сказать об этих растениях? (мелкие цветы, тонкие листья, длинные корни) Типчак растёт в виде кустов, высота не более 50 см, листья короткие. С помощью полыни издавна люди боролись с тараканами и клопами. Орлы натаскивают к себе в гнёзда стебли полыни, чтобы вывести блох и клещей. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что позволяет тоже сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет травами.
- Степь - это царство ковыля. ( Аудиозапись - рассказ о ковыле, слайд 4)
- Есть в степи ещё одно интересное растение - перекати-поле. Можете ли вы объяснить это название? Чем же оно интересно? Давайте послушаем. Слайд 5
1 ученик: В конце лета в степи при ветреной погоде можно увидеть, что над буро-жёлтой травой прыгает почти прозрачный мячик. Потом два мяча сцепляются и прыгают вместе; к ним присоединяется ещё несколько мячей и по степи катится уже целый вал выше человеческого роста, забирая в себя мячи-одиночки. Растения, составляющие вал, называют перекати-поле. Перекати -поле - это старинное русское название многих видов травянистых растений, приспособленных к существованию на широких степных просторах. У этих растений надземная часть имеет форму шара и после созревания семян растение подсыхает, стебель становится хрупким и легко ломается. Ветер подхватывает сухое растение и катит его по степи и дороге. (Слайд 6)
- Видите, сколько интересных растений растёт в степи. Каким цветом на карте природных зон изображена зона степей? Откройте обложку учебника. Посмотрите на карту природных зон мира. Есть ли зона степей на других материках? А степь, на каком материке мы с вами уже изучали? Как называется степь в Африке? (саванна) Так же её называют и в Австралии. А в Северной Америке - прерии, в Южной Америке -пампасы, в Новой Зеландии - туссоки, в Азии - чауюань.
- Ребята, названий этой природной зоны много, но где бы они не располагались, объединяет их одно - это бескрайние равнины, покрытые травянистой растительностью, о которой мы с вами сейчас и говорили.
- А сейчас проверим, как вы усвоили полученные знания. (Работа с тестами)
- Прочитайте вопрос и подчеркните правильный ответ. (Проверка)
- Посмотрите на план изучения природной зоны. На какие пункты мы с вами не ответили? Это темы наших следующих уроков. Наше путешествие по бескрайним просторам степей подходит к концу. (Слайд 7)
- Степи голые, немые,
Всё же вам и песнь, и честь
Все вы - матушка Россия,
Каковы они ни есть!
- Все природные зоны хороши по-своему, а все вместе - это наша с вами Родина - близкая, любимая, родная. А степь - это частичка нашей Родины, пусть даже маленькая. ( показ по карте)
-
Домашнее задание.
Учебник страница 92-95, пересказ; нарисовать в тетради рисунок; по желанию приготовить сообщение о растениях степи, о которых мы не рассказывали.
-
Рефлексия. (Слайд 8)