Урок по познанию мира по теме Почва. Свойства почвы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата «___»_______ ____ г Класс 2-«__»

Тема урока: Почва. Свойства почвы.

Цель урока: формирование мнения о том, что почва играет важную роль в природе и жизни человека.

Планируемые результаты:

предметные: знать, что такое почва, важность почвы в природе и жизни человека;

личностные: проявлять любовь к природе, бережное пользование богатствами земли, добродушие, человечность;

системно-деятельностные: применять умение находить по тексту новые сведения, делиться мнениями.

Тип урока: новый урок.

Виды работ: беседа, анализ-обобщение, обсуждение в группе, работа с учебником.

Материальное обеспечение урока:

для учителя: учебник, раздаточные листы, пробы почвы, карта;

для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.

Проблемный вопрос: Что такое почва?

Оборудование:
образцы почвы; глина и песок;
лабораторные стаканчики (по 3 шт. на парту) с воронками;
колбы с водой;
вата или фильтры;
лабораторные стеклянные или пластмассовые палочки ( по 1 шт. на парту);
лупы (1 шт. на парту);
предметные стёкла (1 шт. на парту);
спиртовка или сухое горючее; демонстрационный столик; микроскоп; штатив с пробиркой, наполненной почвой; держатель; спички - для учителя;
таблица "План работы"; схема "Виды почв";макет "Почвенное обнажение";
инструкционно-модульные карты для учащихся;
карты по технике безопасности при проведении лабораторных работ для учащихся;
учебники по предмету; тетради


Ход урока

I. Организация начала урока. Психологический настрой. Работа в группе.

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!"

- Догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке.

«Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов».

Что это? - почва.


- Что вы хотите узнать о почве?

+ Что такое почва?

Из чего состоит почва?

Какие свойства имеет почва?

Какие бывают почвы?

Какие почвы в нашей области?

Что может разрушить почву?

Как защитить почву?

II. Мы составим план:


План работы
1. Состав почвы.
2. Свойства почвы.
3. Виды почв.
4. Значение почв.
5. Охрана почв.



III. Макет «Почвенное обнажение»

- Вы не раз могли наблюдать, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития.

Самостоятельно прочитайте статью «Что такое почва?» на стр. 38 учебника и дайте определение почвы.

Почва - это верхний плодородный слой земли, необходимый для жизни растений.

- Теперь выясним, что же есть в почве, так необходимое для жизни растений.
IV. Лабораторно-практическая работа.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе.

2. Проведение опытов (по инструкционным картам). Заполнение таблицы учащимися.


Состав


Свойства




Опыт № 1.

Цель: определение состава почвы.


1.Положи мерную ложку почвы на предметное стекло.

2.Разровняй слой почвы на стекле лабораторной палочкой.

3.Рассмотри, какого цвета почва; каков её состав (под лупой).

4.Рассмотри под микроскопом её состав.

5.Сделай вывод. Запиши его в таблицу.


Опыт № 2.

Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.


1.Зачерпни мерную ложку прокаленной почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Размешай палочкой.

4. Дай отстояться.

5. Наблюдай за осадком.

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.


Опыт № 3.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.


1.Зачерпни мерную ложку почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Наблюдай, что происходит.

4. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.


Опыт № 4*.

Цель: определение состава почвенного перегноя и наличие в почве воды.


1. Внимательно проследи за действиями учителя.

Взять немного сухой почвы, положить в железную баночку и нагреть. Затем подержать над почвой холодное стекло.

2. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Опыт № 5*

Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких животных.


^ 1. Внимательно проследи за действиями учителя.

Почву положить в железную баночку и поставить на огонь. (Образуются клубы дыма и неприятный запах).

Взять сухой лист березы, хвоинки сосны и остатки насекомых, положить в железную баночку и поставить на огонь. (Такой же неприятный запах).

2. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

3. Прочитай в учебнике, что такое перегной.

Опыт № 6*.

Цель: определение состава почвы на наличие минеральных солей.


1.Прочитай, что такое минеральные соли.

2. Внимательно проследи за действиями учителя. (Выпаривание)

Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнем.

^ 3.Сделай вывод. Запиши его в таблицу.


Проверка заполненной части таблицы.



Состав


Свойства


Песок

Глина

Воздух

Вода

Остатки растений, мелких животных

Перегной (главная часть почвы)

Минеральные соли





^ Определение основных свойств почвы.

- Как вы думаете, что может гореть из составных частей почвы?

+ В процессе прокаливания установили, что перегной горит, поэтому выделялся такой неприятный запах.

- Запишите в таблицу это свойство.

Опыт № 6**.

Цель: определение свойств почвы.


1.Работай с учителем.

2.Налей воду в воронку на песок, глину, почву. (3 стаканчика)

3.Наблюдай, что происходит.

4.Сделай вывод. Запиши его в таблицу.


- А какое основное свойство почвы?

+ Плодородие

Проверка заполненной таблицы.


Состав


Свойства


Песок

Глина

Воздух

Вода

Остатки растений, мелких животных

Перегной (главная часть почвы)

Минеральные соли


Горение

Проводимость

Плодородие


- Что растения получают из почв?

Закрепление знаний.

- Что такое почва?

- Как ты понимаешь словосочетание «плодородная почва»?

- В чем отличие почвы от песка и глины?

- При каких обстоятельствах почва бывает плодородной?

Сочинить стих из пяти строк.

Почва

Плодородная, черная, коричневая. Бывает плодородной, растет. Человек учиться жить у природы. Состав почвы меняется из-за перегноя. Природа.

V. Рефлексия. Светофор


  • Если ты все усвоил, то приклей стикер к зеленому цвету.

  • Если в чем - то затрудняешься, то на желтый цвет.

  • А если ты ничего не усвоил - то на красный цвет

Информация о домашнем задании: Прочитать текст, ответить на вопросы стр. 38-41



© 2010-2022